Митиров А.Г. Ойраты-калмыки: века и поколения. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1998. - 384 с.: ил..

Татары

В семье тех древних народов Центральной Азии, истории которых мы коснулись, находились и предки татар. Древнее название и этногенез их не совсем выяснен. Отец Иакинф в своих извлечениях говорит следующее: "С возвышением киданей показались с Амура Черноречные Мохэ под народным названием Татань", которые заселили отлоги хребта Инь-Шань. А от этих "Черноречных Мохэ монголы получили нынешнее народное название монгол". Из другого источника о. Иакинф выписал следующие сведения: "В шестом столетии из семи угинских айманей усилился аймань Черноречный, а в начале седьмого столетия он отделился от Уги, принял народное название Черноречного Мохэ, и не в продолжительном времени разделился на шестнадцать новых айманей. В начале осьмого столетия бохайский владетель покорил Мохэ своей власти; а в начале девятого столетия один из шестнадцати мохэских айманей, называемый Татань, ушел в южную Монголию и осел по северному склону хребта Инь-Шань". А в 1005 году девять татаньских поколений (родов?) представили дань Дому Кидань. Суммируя данные других источников, он писал: "1) что татаньцы в начале XII в. уже перешли от хребта Инь-Шань в Халху... и 2) что в числе родов, составлявших татаньский аймань, издавна находился Дом Монгол; и что сей дом, по своему могуществу, впоследствии избран был главою всех татаньских поколений; потому что в сем месте народное название Татань заменено названием Дома Монгол". Отец Иакинф писал, также что происхождение монгольского народа и Дома Монгол, oт которого народ получил это имя, есть "две вещи совершенно различные между собою. Начало монгольского народа уходит за двадцать пять веков до н. э., а Дом Монгол возник в начале IX в., усилился в начале XII, основал Монгольскую империю в начале XIII столетия".

Рашид-ад-Дин писал, что имя татар "издревле было известно в мире. От них отделились многочисленные ветви". Отметив их нравы и образ жизни, историк заметил: "Если бы при наличии их многочисленности они имели друг с другом единодушие, а не вражду, то другие народы из китайцев и прочих и вообще ни одна тварь не были бы в состоянии противостоять им".

Так как сведения о татарах и монголах, описанные Рашид-ад-Дином, очень интересны и объясняют их происхождение и расселение, но неизвестны широкому кругу читателей, мы решили привести их в достаточно полном объеме. Историк пишет, что при всем их буйном характере и вражде друг с другом, они "в глубокой древности большую часть времени были покорителями и владыками большей части монгольских племен и областей, выдаваясь своим величием, могуществом и полным почетом от других.

Из-за их чрезвычайного величия и почетного положения другие тюркские народы, при всем различии их разрядов и названий, стали известны под их именем и все назывались татарами. И те различные роды полагали свое величие и достоинство в том, что себя относили к ним и стали известны под их именем, вроде того как в настоящее время, вследствие благоденствия Чингис-хана и его рода, поскольку они суть монголы — разные тюркские племена, подобно джалаирам, татарам, ойратам, онгутам, кераитам, найма-нам, тангутам и прочим, из которых каждое имело определенное имя и специальное прозвище,— все они из-за самовосхваления называют себя тоже монголами, несмотря на то, что в древности они не признавали этого имени. Их теперешние потомки, таким образом, воображают, что они уже издревле относятся к имени монголов и именуются этим именем,— а это не так, ибо в древности монголы были лишь одним племенем из всей совокупности тюркских степных племен. Так как в отношении их была проявлена божественная милость в том смысле, что Чингис-хан и его род происходят из племени монголов и от них возникло много ветвей, особенно со времени Алан-Гоа, около трехсот лет тому назад возникла многочисленная ветвь, племена которой называют нирун и которые сделались почтенны и возвеличены,— то все стали известны как племена монгольские, хотя в то время другие племена не называли монголами.

Так как внешность, фигура, прозвание, язык, обычаи и манеры их были близки у одних с другими и хотя в древности они имели небольшое различие в языке и в обычаях,— ныне дошло до того, что монголами называют народы Китая и Джурджэ (предки позднейших маньчжуров), нангясов, уйгуров, кипчаков, туркмен, карлуков, калачей, всех пленных и таджикские народности, которые выросли в среде монголов. И эта совокупность народов для своего величия и достоинства признает полезным называть себя монголами. Перед этим, тоже вследствие силы и могущества татар, был такой же случай и по этой причине еще и поныне в областях Китая, Хинда и Синда, в стране киргизов, келаров и башкир, в Дешт- и Кипчаке — Кипчакская степь (название обширного пространства, раскинувшегося от Иртыша до Волги), у арабских племен, в Сирии, Египте и Марокко все тюркские племена называют татарами. Тех татарских племен, что известны и славны и каждое в отдельности имеет войско и своего государя,— шесть, идущих в таком порядке: татары-тутукулйут, татары-алчи, татары-чаган, татары-куин, татары-терат, татары - буркуй. Племя тутукулйут — самое уважаемое из всех татарских племен".

В дальнейшем все татарские племена вошли в созданную Чингис-ханом империю. А имена монголов и татар сохранились в истории как равноправные этнонимы.

Этническую карту Центральной Азии X века Л. Л. Викторова представила в следующем виде: кидани были компактно расселены на территории современного Дубэя и частично Автономного района Внутренней Монголии. Их ядро составляли племена наран (солнце), морин (конь), дахэ (дагур); юго-западнее киданей жили хи (татаби), родственные киданям, состоявшие из пяти-шести племен, в числе которых было племя негусы (монг. нэкуз), а на территории провинции Хэбэй еще сохранились потомки муюнов. Возле отрогов Иньшаня кочевал переселившийся с севера аймак татаней, в Восточной Монголии — олхонуты и отдельные группы южных шивэйцев — есон-татар (девять татар), присоединенных к киданям в конце IX — начале X века, но основная их масса кочевала возле озера Буир-Нор. Между рекой Оршунь и озером Халхин-Гол кочевали унгираты. На реке Селенге кочевали меркиты, восточную часть хребта Танну-ола занимали дархаты. Она также писала: "В X — начале XI века монголы и их вожди поддерживали старые традиционные связи со своими ближайшими соседями. Они брали жен из забайкальских племен, постепенно сближались с соседними урянхайцами и баргутами. С тюрками были более тесно связаны дэрбэны и чиносы. Они обособились в начале X века, после смерти их сородича Добун-Мэргэна, женатого на Алун-Гоа, женщине баргу-бурятского рода хорилар... За 100—150 лет потомкам Алун-Гоа удалось сколотить достаточно прочное ядро племен, породнившихся с мангутами, баргутами, олхонутами, унгиратами.


  <Предыдущая> <Содержание> <Следующая>

Яндекс.Метрика
Сайт управляется системой uCoz