Митиров А.Г. Ойраты-калмыки: века и поколения. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1998. - 384 с.: ил..

Предки

Персидский историк XIV века Рашид-ад-Дин, служивший при дворе хулагуидов визирем, в своем фундаментальном "Сборнике летописей" продолжил сведения о монголах. Он отметил, что название "монгол" в начале было не таким, что оно появилось позже. Каждое ответвление народа имело свое определенное название. Он перечислил названия этих племен: джалаир, сунит, татар, меркит, курлаут, тулас, тумат, булагачин, кэрэмучин, урасут, тамгалык, таргут, ойрат, баргут, кори, теленгут, урянка, куркан и сукаит. Историк сделал оговорку, что народов, входящих в Монгольскую империю, много, племена их бесчисленны. В своем труде он дал названия не только племен и их ответвлений, но и объяснил их происхождение, образ жизни, места обитания...

Рашид-ад-Дин, опираясь на известную ему легенду, писал, что начало истории монголов пошло "от тех двух человек, которые ушли на Эргунэ-кун, путем рождений и размножения их род стал многочисленным. Слово монгол стало именем их рода, и это название переносят на другие народы, которые похожи на монголов". За четыреста лет "от них произошло множество ответвлений и по своей численности они превысили другие народы; вследствие же их могущества другие племена в этих областях также стали известны под их именем".

Персидский историк, прекрасно знавший древние источники и получивший многие сведения из первых рук — информаторов, знатоков истории монголов, оставил подробные перечисления названий племен и их подразделений, в виду их ценности для последующего изложения истории нашего народа, мы приводим полностью.

Рашид-ад-Дин писал, что коренные монголы, постепенно разделились на две части.

"Подразделение первое. Составляет ту ветвь, которая произошла от тех настоящих монгольских народов, кои были на Эргуне-куне и где каждый получил свое специальное имя и прозвище. Впоследствии они удалились оттуда. Это были племена: нукуз, урянкат, кунгират, икирас, олкунут, куралас, элджигин, кункулают, ортаут, конкотан, орулат, килингут, кунджин, ушин, сулдус, илдуркин, баяут и кингит.

Подразделение второе. Народы, которые произошли от трех сыновей, появившихся на свет у жены Добун-Баяна, по имени Алан-Гоа, уже после смерти ее мужа. Добун-Баян же был из коренных монголов, что не забыто; Алан-Гоа же происходила из племени куралас.

Эти народности также состоят из двух подразделений: нируны, в собственном смысле, их шестнадцать родов: китакин, салджиут, тайджиут, хартакан, сиджиут, чинос, который называют также нукуз, нуякин, урут, мангут, дурбан, баарин, барулас, хадаркин, джуръят, будат, дуклат, йисут, сукан и кингият. Второе подразделение _ нируны, которых также называют киятами, разделяются на две ветви; кияты вообще и в этом смысле они объединяют роды: юркин, чаншиут, кият-ясар и кият-бурджигин, что означает синеокие; их ветвь произошла от отца Чингиз-хана и имеет поэтому родственное отношение к роду Чингиз-хана и его отца".

В "Сокровенном сказании монголов" подробно повествуется о мифических предках монгольского народа. В мифе говорится, что предком Чингиз-хана был Бортэ-Чино, рожденный по велению Высшего Неба, супругой его была Гоа-Марал. Эта легенда говорит о том, что предками монголов были серый волк и прекрасная лань.

Через несколько поколений потомком легендарных предков был Тороколджин-Байан, имевший жену Борокчин-Гоа, слугу Боролдай-Суялби, двух боевых коней Даир и Боро. Сыновьями Тороколджина были Дува-Сохор и Добун-Мерген.

Дува-Сохор имел посередине лба единственный глаз, видевший на расстоянии трех кочевок.

Однажды Дува-Сохор с младшим братом Добун-Мергеном взошли на Бурхан-Халдун. Когда Дува-Сохор смотрел с вершины Бурхан-Халдуна, он увидел, что к Тункелик - ручью приближается какое-то племя и сказал: "Вон среди приближающегося племени, на передке крытой телеги, сидит одна прекрасная дева. Если она не выдана замуж, то мы ее для тебя, мой младший брат Добун-Мерген, сосватаем!" Девушка действительно оказалась красавицей из знатного рода, звали ее Алан-Гоа, и она еще не была просватана.

"Это племя принадлежало дочери Баркудай-Мергена, владыки Гоа-Бархуджин-Токума — Бархуджин-Гоа и Кори-Туматскому нойону — Корилартай-Мергену. Алан-Гоа же была дочерью Корилартай-Мергена, рожденной от Бархуджин-Гоа в Кори-Туматской земле Арик-усун". Так Добун-Мерген женился на Алан-Гоа, дочери Кори-Туматского Корилартай-Мергена. Алан-Гоа родила двух сыновей, их звали Букунотай и Белькунотай.

Дува-Сохор имел четырех сыновей. Через некоторое время он умер. После кончины отца, четверо сыновей Дува-Сохора откочевали от дяди Добун-Мергена и образовали четыре рода Дорбенирген.

Добун-Мерген усыновил мальчика из рода урянха по имени Маалик-Баяудай. "После смерти Добун-Мергена, Алан-Гоа, живя без мужа, родила трех сыновей. Они назывались Бугу-Хадачи, Бухата-Салджи и Бодончар-глупец".

Старшие сыновья стали говорить о своей матери: "Наша мать, не имея отцовых братьев, ни его родственников, будучи без мужа, родила трех сыновей. В доме единственный Маалик-Баяудай. Эти трое сыновей, вероятно, его!" Мать, услышав эти разговоры, собрала своих сыновей, дала им по стреле и попросила сломать. Все сломали. Тогда она связала пять стрел вместе и попросила сломать, но никто не смог сломать их. Тогда Алан-Гоа сказала: "Вы два сына моих, Белькунотай и Букунотай, обсуждаете меня, говоря: "Вот родила трех сыновей, чьи это сыновья? Каждую ночь прозрачный желтый человек входил в щели порога и дверного косяка и гладил мне чрево. Его сияние проникало мне в чрево. Уходил он подобно солнцу и луне, словно желтая собака, озираясь. Зачем говорите напрасно? Судя по приметам, они сыновья Неба. Зачем их приравниваете к черноголовым людям? Когда станут они ханами над всеми, тогда чернь поймет!"

В этой легенде соединены все известные мифы о тотемном происхождении предков, отмеченных божественными знаками при зачатии, рождении, как это было у ухуаней, киданей, тюрков.

Алан-Гоа при том дала наставление своим сыновьям: "Вы пятеро моих сыновей родились из одного чрева. Если вы будете жить поодиночке, то, подобно разрозненным стрелам, будете легко сломлены всяким. Если же будете жить, подобно связанным стрелам, вместе и единодушно, то кто сумеет вас легко одолеть?" После этого она скончалась.

Сыновья Алан-Гоа стали предками многочисленных монгольских родов. От потомков Бодончара образовался род борджигин, от Кайду — тайчиуты, Белькунотая — бельконот, от Букунотая — букунот, от Буки-Кадаки — кадакин, от Букуту-Салджи — салджиут, а также от них ведут свое происхождение: барулас, будаат, урууты, манкиты, бесуты, орокат, конкотан, арулат, соенит, кабтуркас, кеникес, джуркины и др. Потомком Бодончара был Есугей-Баатур — отец Темучина. Мать Темучина — Хоелун — была из рода олконут Меркитского племени, захваченная в плен Есугей-Баатуром.

О необыкновенном рождении будущего великого завоевателя тоже существует легенда. Хоелун родила его в Ононском урочище Делиун-болдаке. "Явился он, сжимая в правой руке сгусток крови, величиной с альчик". Когда исполнилось Темучину девять лет, отец решил сосватать сыну невесту у племени олконут, у родичей его матери, и отправился с Темучином в путь. В пути им встретился Ункирадский Дей-Сечен. Дей-Сечен спросил: "Сват Есугей, к кому ты направился?" Есугей-Баатур ответил: "Ехал я к олконутам сосватать сыну у его родственников по матери невесту". Дей-Сечен молвил: "У твоего сына в глазах — огонь, на лице — заря". Дей-Сечену понравился мальчик, и он рассказал свой волшебный сон, произнес хвалебную оду девушкам своего племени: "Сват Есугей, видел я этой ночью сон. Снилось мне, будто опустился мне на руку белый кречет, сжимая солнце и луну. Рассказывал я этот сон людям. Солнце и луну возможно лишь видеть, а этот кречет сел мне на руку, сжимая их в когтях. "Светлое знамение. Что оно мне предвещает?" — думал я. Оказывается, сват Есугей, сон предвещал, что ты прибудешь со своим сыном. Сон в руку. Что за сон? Оказывается, вы духом киятского рода предвещали свое прибытие.

Мы, Ункирадский род, издавна славились статью детей, красотою дев. Не знаясь с людьми, кроме вас, прекрасноликих дочерей привозим в киргизской арбе, запряженной черным верблюдом, к ханам вашим, на место ханши рядом сажаем! Не знаясь с людьми, кроме вас, нежноликих дочерей взрастя, увозим их в телеге с передком, запряженной сивым верблюдом, на высокое место вашей половины сажаем! Издавна мы, Ункирадский род, славны неприступностью жен и стыдливостью дев, живем статью дочерних детей и красою дев.

Сыновья-нойоны пастбища хранят! Прекрасные девы красоту дарят! Сват Есугей, едем ко мне. Дочь моя мала, но сват пусть посмотрит!"
Дочь Дей-Сечена "оказалась девочкой с зарей на лице, с огнем в глазах". Ей было десять лет, она была на год старше Темучина, звали ее Бортэ. Есугей-Баатур же по пути домой был отравлен враждующим племенем татар.

Рашид-ад-Дин в своих "Летописях" подробно излагает происхождение многих монгольских родов. Историк здесь писал, что те два человека, которые вышли из местности Эргунэ-кун — "крутой хребет" по имени Нукуз и Киян стали предками монгольского обока. Он объяснил, что "под термином обок имеются в виду те, кои принадлежат к определенной кости и роду". К потомкам их относятся монголы-дарлекины и кияты. "По-монгольски киян значит "большой поток", текущий с гор в низину, бурный, быстрый и сильный. Так как кияны были отважны, храбры и крайне мужественны, то это слово положили их именем. Кият — множественное число от киян; тех из этого рода, которые ближе к его началу, называли в древности кият".
Историк записал легенду о происхождении родов кият и нукуз, которая интересна и для объяснения других этнонимов.

"Когда среди гор и лесов этот народ размножился и пространство занимаемой им земли стало тесным и недостаточным, то они учинили друг с другом совет, каким бы лучшим способом и нетрудным по выполнению путем выйти им из этого сурового ущелья и тесного горного прохода. И вот они нашли одно место, бывшее месторождением железной руды, где постоянно плавили железо. Собравшись все вместе, они заготовили в лесу много дров и уголь целыми харварами, зарезали семьдесят голов быков и лошадей, содрали с них целиком шкуры и сделали из них кузнечные мехи. Затем сложили дрова и уголь у подножья того косогора и так оборудовали то место, что рядом с этими семидесятью мехами стали раздувать огонь под дровами и углем до тех пор, пока тот горный склон не расплавился. В результате оттуда было добыто безмерное количество железа и вместе с тем открылся и проход. Они все вместе откочевали и вышли из той теснины на простор степи. Говорят, что раздувала мехи главная ветвь племени, восходящая к Кияну. Точно также раздувало мехи и то племя, которое известно под именем нукуз, и племя урянкат, принадлежащее к их ветви". Этот подвиг имел такое значение, что впоследствии другие племена приписывали свое происхождение тем племенам. С другой стороны легенда о расплавлении железной горы и выходе на просторы степей говорит о трудном пути монголов к созданию империи.

Потомки Алан-Гоа и в том числе Чингис-хан принадлежали к племени кият-бурджигин. "Они были очень отважны и весьма смелы, так что их мужество вошло в пословицу. Когда у других племен случалась друг с другом война, они искали у них, у бурджигинов, обязательства в поддержке своей стороны, прибегали и осыпали их подношениями и дарами и обращались к помощи их силы и могущества. С их помощью и поддержкою они покоряли и поражали своих сильных врагов". То есть их сила и авторитет служили гарантом мира и спокойствия. От племени нукуз ответвились золотой род Чингис-хана нирун, а также чинос. Они явились предками рода тайджиут. Рашид-ад-Дин писал, что "народ тайджиут разделился на многочисленные племена. Корень происхождения их таков: у Кайду-хана было три сына; имя старше¬го было Байсонкур, от которого идет ветвь предков Чингиз-хана; третьего сына звали Джаучин, от рода которого произошли два племени: артакан и сиджиут; имя среднего сына было Чаракэ-лингум, от него произошли все племена тайджиут". Впоследствии, до времени Есугей-бахадура включительно, эти племена тайджиутов, происшедшие от детей и двоюродных братьев Чаракэ-лингума", которые были "государями и вождями народа, все были заодно, в союзе и друзьями с Есугей-бахадуром".

Племена хартакан и сиджиут произошли от сыновей Кайду-хана, из племени хартакан в Монголии осталось "много великих людей, принадлежащих к их кости". И из племени сиджиут "много великих людей было и есть...". Мункэду-нойон из этого племени в эпоху Бату-хана командовал войском.

О племени чинос Рашид-ад-Дин писал, что хотя они произошли из племени тайджиут, но ветвь свою ведут от сыновей Чаракэ-лингума, который "взял за себя жену своего брата, она родила от него двух сыновей, одного назвали Гэнду-чинэ, а другого — Улукчин. Чинос будет множественным числом от чинэ. Значение этих двух упомянутых племен — "волк" и "волчица". Чиносов называли нукуз, а еще — "дарлекин, принадлежащее к собственно монголам". Здесь подчеркивается, что это племя вышло из тех, которые "расплавили железную гору семьюдесятью мехами кузнецов".

Племя дурбан происходило из нирун, а по родству находилось ближе к баарин, "они разветвились от одного корня". Из этого племени происходили старшие жены Чингис-хана и его сыновей. "И у Кубилай-каана была жена из этого племени, по имени Деречин".

Интересно сообщение о племени баарин: "Говорят, что Чингиз-хан сделал онгоном одного человека из племени баарин подобно тому, как делают онгоном коня и других животных, т. е. никто на него не будет притязать, и он будет свободным и тарханом". Термин тархан (монг. дархан) означает человека, которому прощаются девятикратные преступления, который освобождается от несения повинностей и пользуется правом свободного входа к хану. "Имя этого человека было Янги. В ханской ставке-орде он сидел выше всех, подобно царевичам, он входил по правую руку от хана, коня его привязывали с конем Чингиз-хана. Он совсем одряхлел, и Чингиз-хан повелел, чтобы кто-нибудь из племени суканут становился на четвереньки, дабы Янги садился на коня, поставив ногу на его спину". Это говорит об исключительно высоком положении дарханов во времена Чингис-хана. По этому поводу в "Сокровенном сказании монголов" рассказывается легенда. Когда Чингис-хан собирал войско, к нему приходили вожди племен со своими дружинами. От бааринов прибыл Корчи-Усун Эбуген и Коко-Чос, образовав один курень Менен-Бааринов. Прибыв, Корчи сказал: "Мы, рожденные от Бодончара-Богдо и его пойманной жены, были с Джамукой единоутробными братьями, вскормленными одной грудью. Мы не должны были отделяться от Джамуки, но было знамение, виденное мной. Приснилось, будто светло-рыжая корова, кружа вокруг Джамуки, бодала его походную юрту и, сломав один рог, став однорогой, мычала в сторону Джамуки: "Отдай мой рог!" При этом она ногами разгребала землю и пылила в сторону Джамуки. Затем комолая светло-рыжая корова приподняла большую юрту, впряглась в телегу и, торопливо устремившись за Темуджином, мычала: "Небо и Земля решили, чтобы Темуджин стал Владыкой народов! Собирай свой народ и ступай к нему!" Таково было знамение, посланное мне. Темуджин, когда ты станешь Владыкой народов, каким счастьем ты меня одаришь за предсказанное мной знамение?" Тогда Темуджин сказал: "Если я действительно буду ведать народами, сделаю тебя нойоном тумена!" — "Что за счастье — награда человеку, предсказавшему такое дело,— быть нойоном тумена? Сделай меня нойоном тумена и позволь мне выбрать себе тридцать самых лучших красавиц-дев! Слушай также все, что ни скажу!".

Нужно сказать, что предсказание Корчи-Усун Эбугена сбылось. Когда Чингис-хан создал великое государство и награждал своих сподвижников, не забыл и старца Корчи. Чингис-хан говорил: "Будучи вестником, с малых лет был ты опорой господина. Мокнув под ливнями, замерзая в стужу, был ты моим верным хранителем!" Корчи в то время говорил мне: "Если весть моя верная, если ты достигнешь Неба, исполнишь задуманное, сделай меня обладателем тридцати жен!" Сейчас выбирай себе из покоренных племен лучших дев и жен!" Еще он добавил: "Пусть Корчи к трем тысячам баарин дополнит адаркинских чиносов, тоолесов и теленкутов и вместе с Токаем и Ашиком ведает тьмой. Пусть он кочует вдоль Иртыша до Лесного племени. Без ведома Корчи Лесное племя не должно кочевать". Именно за эти заслуги Корчи был возведен в звание дархана.

Племя джуръят называли еще джаджират. Из этого племени был анда-побратим Чингис-хана — Джамука-сечен. Хитрый и коварный Джамука в конце концов вынужден был покориться своему анде.

Племя йисут принадлежало младшему сыну Тумбинэ-хана. В связи с этим говорится: "Обычай монголов таков: младшего сына называют отчигин по той причине, что он пребывает в доме, а огонь является центром домашней жизни". То есть отчигин являлся хранителем родового очага. Племя йисут было своего рода хранителем обычаев и традиций старины. К ним обращались и другие племена. И шаманы йисутов отправляли необходимые обряды. Из этого племени вышло много великих людей, в том числе известный полководец Джебе-нойон.

О переходе на службу к Чингис-хану Джебе-нойона рассказывается в "Сокровенном сказании монголов". Когда некоторые монгольские племена вели междоусобные войны против Чингис-хана, его любимый конь был ранен стрелой. После окончания боя, Чингис-хан говорил, когда мы гонялись друг за другом "с возвышенности вражеского войска прилетела стрела и сломала шейный позвонок моего Беломордого Кулана. Кто стрелял с горы?" На это Джебе ответил: "С горы я стрелял! Если хан сейчас меня убьет, то попрошу земли величиной с ладонь! Если хан меня пощадит, то тогда перед ханом буду скакать до тех пор, пока плес не пересохнет, пока белый камень не разрушится. Если скажешь: "Пойди!" — буду скакать, пока синий валун не рассыплется. Если скажешь: "Охраняй!" — буду скакать, пока черный валун не развалится!" Чингис-хан сказал: "Обычно враг скрывает то, что убивал и воевал, и никогда в этом не признается. Этот же ничего не таит и говорит всю правду! Поистине он будет верным товарищем. Ты ранее звался Джирко-адай. Теперь же из-за того, что ты раздробил стрелой шейный позвонок моего Беломордого Кулана и стрелу пускаешь в цель, именуйся "Джебе-стрелой" и будь рядом со мной!" Так Джебе, прибывший от тайджиутов, стал служить Чингис-хану.

Племя джалаир имело кочевье по реке Онону и до Каракорума. От джалаир происходят роды: джат, тукараун, кунксаут, кумсаут, уят, нилкан, куркин, туланкит, тури, шанкут. Это племя было многочисленным и каждое его ответвление имело своего вождя-предводителя. Например, во времена Чингис-хана вождем племени джат был Мукали-гойон (го-ван), которого признавали старшиной всех джалаиров. Го-ван по-китайски означает великий хан. Он командовал левым крылом войска Чингис-хана. Его потомки верно служили Угедей-хану, Менгу-хану, Гуюк-хану, Хубилай-хану и Хулагу-хану, принимая участие в завоеваниях и создании империи.

<Предыдущая> <Содержание> <Следующая>
 

Яндекс.Метрика
Сайт управляется системой uCoz