В.А. Довданов. Путь разума и чести Научно-популярное издание

Глава 2. Могучее племя

Продолжение . . .
История ойрато-казахских (ойрато-тюркских) отношений XIV - XVII в.в. насыщена частыми военными походами и оказывала огромное влияние на политическую ситуацию во всем Центральноазиатском регионе. Интересно, что события этого исторического периода оставили заметный след в фольклоре и массовом сознании, в народной памяти, именно у тюркской (казахской) стороны, где ойраты (калмыки, галмаки) фигурируют в образе страшных, безжалостных, могущественных врагов, принесших неисчислимые бедствия и страдания. В этой связи будет любопытно процитировать некоторые места из книги «Военное дело казахов в XVII-XVIII в.в.» молодого казахского историка, кандидата исторических наук Айболата Кушкумбаева. Во время ойрато-казахских войн самое крупное поражение ойраты (джунгары) понесли от объединенных войск трех казахских жузов в местности Каре-Сыир, которое до сих пор называется «Калмак Кырылган» («массовое убийство калмыков»). Ссылаясь на авторитетное мнение В.А. Моисеева, А. Кушкумбаев пишет: «Успешному исходу этой джунгаро-казахской войны способствовали два важных фактора: во-первых, в 1727 г. умирает правитель Джунгарии Цевен-Рабдан и, в Джунгарии вспыхнула кровавая борьба за власть между сыновьями хун-тайджи; во-вторых, с 1728 г. началась третья цино-джунгарская война, и главные силы ойратов были отправлены в Западную Монголию: Джунгария объективно не могла воевать в это время на два фронта - против казахов и маньчжур. Военно-политическое руководство ойратов бросило все имеющиеся военные и людские резервы на оборону против наступления цинов. Естественно, что так называемый «западный фронт» против казахов оказался практически незащищенным. Свидетельством тому является сражение, которое произошло между джунгарами и казахами на реке Аяуз (совр. Восточно-Казахстанская обл.).

Осенью 1727 года объединенная 30-тысячная казахская армия, возглавляемая Абулхаиром и Каимом, направилась в сторону Джунгарии... Казахское войско встретил всего тысячный отряд джунгар. Упорный бой длился весь день и закончился безрезультатно. «Ночью джунгары, нарубя лесу, сделали деревянный вал и сели в осаду, а казахи-де також сделали вал выше ойратского и с того валу по калмыкам стреляли два дня. А на третий-де день явилось из стороны ойратского войска еще тысячи полторы и наехали на кашевые стены, и кашевары-де испужався, побежали, а за ними-де и их казачье (казахское - прим. автора) войско возвратились. За ними ойраты гнали полдни и их людей побили». 30-тысячное казахское войско не выдержало жестокой джунгарской «копейной атаки», численно во много раз уступавшего ему ойратского отряда даже с учетом подоспевшего подкрепления».

Все крупные сражения ойрато - казахских войн практически всегда заканчивались победой ойратов, хотя численно они уступали казахам. «Ойраты Джунгарии при полной мобилизации могли выставить до ста тысяч воинов. Если учитывать, что население ханства составляло от 600 тысяч до одного миллиона человек, то эти данные вполне правдоподобны» - отмечает автор и продолжает: «для сравнения отметим, что в Казахстане в этот период численность населения доходила в среднем до 2-2,5 миллиона человек и, соответственно, превышала численность населения Джунгарии в два и более раза».

Несмотря на это, ойраты Джунгарии успешно противостояли казахам. А.Кушумбаев объясняет это тем, что «Ойратское ханство с момента своего «рождения» представляло в первую очередь военно-кочевое образование западных монголов. Поэтому война у ойратов являлась важнейшей частью их жизни, пронизывающей и даже подчинявшей себе весь уклад их быта, организации, материальной и духовной культуры. Если страна подвергалась нападению неприятеля, то все, кто узнал, должны были своевременно оповестить своего князя. В случае нарушения данного правила, виновник предавался смерти, его имущество конфисковывалось, а потомство изгонялось. Того, кто уклонялся от военной повинности, ждало позорное наказание (его одевали в женскую безрукавку). За несоблюдение воинских правил наказывались все, независимо от социального положения - от тайши до простого воина.

Вооружение ойратов состояло в основном из луков, копий, сабель, мечей различных типов, огнестрельного оружия (фитильных ружей, пистолетов). Позднее, в XVII в. появляется и собственная джунгарская артиллерия. В 1726 году в Джунгарии (район Чесык-Кум) был построен первый завод по производству артиллерийских орудий, основанный бывшим сержантом шведской армии Ренатом, захваченным в плен ойратами в 1716 г.

Джунгарские войска делились в походе на несколько колонн, которые двигались параллельно друг другу. При встрече с неприятелем одна колонна начинала бой, а другая обходила врага и наносила удар с фланга или тыла... Вперед выдвигались разведка и авангард. Перед сражением отряды джунгар строились по отделениям во главе со своими командирами. В ходе боя джунгарские подразделения управлялись различными сигналами, светодымовыми шашками, знаменами и штандартами (бунчуками) и т.д. Высокие маневренно-мобильные качества ойратской конницы давали возможность их военноначальникам быстро перебрасывать свои войска на разные театры военных действий. При отступлении джунгары применяли различные военные хитрости: устраивали засады, отступали разрозненными отрядами, вели длительные переговоры и т.д... Если ойраты уступали противнику в численности и вооружении, то строили оборонительные укрепления, рвы, рогатки».

У казахов - кочевников того периода военная организация утратила основные черты азиатской (кочевой) системы и вместо нее утвердилась военная структура, основанная на институте батыров. В силу этого Бог войны всегда был благосклонен именно к ойратам, которые неоднократно вторгались крупными силами в Казахстан, захватывая, в том числе такие среднеазиатские города как Ташкент, Туркестан, Ходжент, Чимкент и другие. Джунгарская агрессия 1723-1725 годов вошла в историю казахов под названием «Актабан Шубрынды» (годы великого бедствия).

С приходом к власти в Джунгарии в 1729 году Галдан-Церена ханство при нем достигает наивысшего расцвета... В 1739 году ойратские войска численностью 24 тысячи человек под командованием Церен-Дондота двумя ударными колоннами вторглись на территорию Старшего жуза и «вырубили пять волостей». Еще через год в Казахстан вошли две армейские группировки: северная под командованием полководца Септеня, южная группа ойратских войск, возглавляемая нойоном Сары Манджи... Казахские кочевья, охваченные с двух сторон ойратами, бежали в сторону Урала и Сырдарьи...

Третий по счету джунгарский поход состоялся во второй половине 1740 года... Многие казахские кочевья были полностью разгромлены, а скот и люди угнаны в Джунгарию. В плен попали казахские султаны и батыры, в том числе и султан Аблай».

Еще раз подчеркнем, что вышеперечисленные факты приведены из книги современного казахского автора.

По мнению другого казахского историка, доктора исторических наук, декана исторического факультета Карагандинского университета, профессора Джамбула Артыкбаева «Джунгария была «буфером» между Казахским ханством и Китайской империей. Казахи, скажем прямо, боялись китайцев, причем не в какой-то особо опасный период своей истории, а всегда. Страх этот сохранился надолго. Ойраты ощущали себя иначе перед лицом огромной мощи Китайской империи. Своими землями, войсками они прикрывали восточные границы Казахского ханства».

Интересно еще одно место в интервью профессора Артыкбаева. «Еще в 18 веке великий Бухара-тырау, рапсод, акын, учил: «Надо (в качестве дров) использовать колючку, пусть женой у тебя будет ойратка; пусть воинами у тебя будут казахи. Если ты возьмешь в жены ойратку, не прервется твой род в этом восьмигранном мире... Полулежа в своей почетной юрте, думай об этом и размышляй...» В старые времена самой дорогой добычей были ойратские девушки и мальчики - подростки. Девушка должна была стать женой и родить храбрых воинов, настоящих богатырей. А вот мальчика должны были взять в семью и воспитать как сына, как казаха. Существовал специальный ритуал принятия ойратского мальчика в семью. Этот обряд был разработан только для ойратских детей.

Вообще у казахов много ритуалов, легенд и преданий, где фигурируют только ойраты. Ни один другой народ столь явно не присутствует в устном народном творчестве казахов. Это тоже повод для размышления.

По нашим устным преданиям, казахи, ойраты, ногайцы и некоторые другие народы происходят от единого родоначальника, предка. А разделила их религия. Казахи и ногайцы приняли ислам, ойраты и монголы - буддизм. Это стало границей».

Разумеется, у ойратов и казахов много общего в историческом прошлом, что вполне объяснимо: нас объединяет общая кочевая цивилизация, культура и законы Степи. Умыкание невест и кражи мальчиков - обычное явление среди кочевников. Только казахами это было возведено в целый культ, что было вызвано, видимо, магической верой в силу обрядов, с помощью которых можно было обречь силу и могущество непобедимых врагов - ойратов. Ойратам же это было абсолютно не нужно, их вдохновляла другая «одна, но пламенная страсть» - угоны бесчисленных табунов прекрасных скакунов. Из всех видов военной добычи наши рапсоды - джангарчи воспевали только это. Основными итогами джунгаро-казахских войн А. Кушумбаев считает: «рост военно-политического влияния в Центральной Азии соседних имперских держав - Цинского Китая и Российской Империи, что привело к утрате политической независимости этих двух кочевых народов».

Можно только добавить, что поражение кочевой цивилизации было исторически обусловлено и неизбежно, но этот объективный процесс был особо скоротечен, болезнен и трагичен для кочевых народов, прежде всего из-за их постоянной внутренней борьбы, умело направляемой и подогреваемой со стороны, извне.

Яндекс.Метрика
Сайт управляется системой uCoz