ГЛАВА 2

Тхэквондо – путь ноги и руки

В движеньи жизни суть,
В единстве суть времен –
И в этом главный жизненный закон…
Фунакоши Гитин

Тхэквондо является одним из видов корейских единоборств. Наиболее популярен во всем мире спортивный вариант этой системы, хотя существует и боевая ее разновидность. На Западе обычно употребляется термин «таэквондо», но в русской транскрипции более правильным считается «тхэквондо». Чтобы понять, что такое тхэквондо, необходимо сделать маленький исторический экскурс.

Традиции боевых искусств начались на Корейском полуострове с периода Трех государств (Когуре, Пэкче и Силла) (1 век до н. э.– 668 г. н. э. ). В каждом их них имелись свои системы ближнего боя. Например, в Когуре, располагавшемся в северной части Корейского полуо-строва и на значительной части современной Маньчжурии, существовала система «сонбэ». Выросшее и окрепшее в борьбе с Китаем, стремившимся установить свою гегемонию, Когуре имело сильную армию, которая не раз громила захватчиков. В государстве Пэкче боевые искусства были известны под названием «субак».

А небольшое государство Силла прославилось своим военно-рели-гиозным корпусом хваранов («цветущая молодежь»). Эти юноши, от-бираемые в возрасте от 10 до 15 лет из лучших дворянских семей, в мирное время занимались изучением целого комплекса боевых ис-кусств: владение мечом, копьем, стрельба из лука, джигитовка, управ-ление колесницей, рукопашный бой, а также учились управлять госу-дарством, тактике и стратегии, медитации, поэзии, музыке, танцам. В корпус хваранов входили и отряды «сулса», составленные из наиболее подготовленных хваранов, прошедших дополнительную специальную подготовку по разведке и диверсиям и являвшихся аналогичным вари-антом японских ниндзя. Задачей такой комплексной подготовки хваранов было воспитание совершенной, гармонично развитой личности. Хваранов можно смело назвать гвардией, элитой корейского войска того времени.

Проводя исторические параллели, можно вспомнить что у нас, калмыков, в средние века тоже были свои гвардейцы, своя военная элита. Речь идет о знаменитом нойоне Галдаме, сыне Цецен хана. Это был, действительно, рыцарь без страха и упрека. Ойратский историк эмчи Габан-Шараб пишет, что Галдама нойон «был непогрешителен даже в самомалейших поступках». 17-летним юношей вступил он на военное поприще и в первом же бою победил знаменитейшего богатыря того времени Янгир-Хана, которого тюркские народы воспевают в своих песнях. В известной ойратской исторической песне так описывается просьба юного Галдамы пустить его в битву:

Пока мой вороной конь не утомился еще от езды,
Пока мое копье с сосновым древком не притупилось еще,
Отец! Пусти меня, я нападу…

С этого времени, т. е. с 1652 г. и до самой кончины своей (1667 г. ) Галдама стоял на страже ойратской земли, кочуя между реками Таласу, Чуем и Или. Сыновья лучших людей (зайсангов) следовали за ним и защищали его мечом и грудью, дорожа дружбой и одобрением своего храброго нойона и наградою его матери Сулумца-хатун, которая раздавала улба (куртка под панцирем) и бу (ружье) тем, которые отличились военными подвигами.

В старинной ойратской песне поется:

Галдама, одетый в военные доспехи,
Охраняет ойратские улусы;
Оседланный конь его Хонхолзур стоит в пещере скалы.
Садак со стрелами закинут у тебя за спину.
Сыновья лучших людей, столпившись, следуют за тобой.
О, наш Галдама!

Во время Цаган-сара года шар ноха (1658 г., когда Галдаме шел 23 год) бухарский военачальник Абуду-Шукур с 38000-м войском напал на ойратские земли. Галдама, который стоял на границе и находился отдельно от кочевьев ойратских владельцев, выступил навстречу врагу с 3000-м войском. На рассвете Галдама напал на Абуду-Шукура в урочище Хулан-чжилин и, погнав его до устья р. Кок, там настиг и убил. Один из вражеских командиров по имени Шах-Хозо и 300 воинов были взяты в плен, посажены по два человека на одну лошадь и в таком виде препровождены до пограничной черты, т. е. с позором отправлены домой. Как видно, соотношение сил было один к двенадцати в пользу врага, но ойраты одержали верх потому, что каждый ойратский воин был настоящим мастером боевых искусств и стоил десятка противников. Это историческое отступление еще раз наводит на мысль о том, что наш народ был тесно связан со многими народами, культивировавшими боевые искусства. Было время, когда воины монгольской империи силой оружия покорили многие страны, в том числе и Корею.

Продолжая экскурс в историю корейских боевых искусств, нужно сказать, что в 668 г. в борьбе между тремя государствами роль объединителя страны сыграла Силла, в 668 году объединившая Корейский полуостров в единое государство под названием Объединенная Силла. Именно в этот период времени многие направления развития боевых искусств оформились в определенные школы и стили. В частности, школы тхэккен, чхарек, субак, оренквон и юсуль сформировались именно в это время. К концу XIII века, как отмечалось ранее, монголы захватили Корею, прочно осели там и даже использовали ее как плацдарм для двух попыток захватить Японские острова. Монгольское влияние в Корее проявилось в разных об-ластях, в том числе и в боевых искусствах, куда они занесли ссирым – борьбу на поясах, а корейский кавалерийский меч стал представлять собой точную копию монгольской сабли.

В 1905 году Корее был навязан японский протекторат, а в 1910 го-ду аннексированная страна превратилась в японскую колонию и сразу испытала на себе политику, направленную на уничтожение корейского менталитета и культуры и замену их японскими. Преследование ко-рейского и насаждение японского проявилось и в боевых искусствах. Как атрибуты японского образа жизни в Корее появились залы для занятий дзю-до, кэн-до и каратэ. Последнее, правда, не прижилось, а вот дзю-до и кэн-до завоевали популярность и ныне даже считаются чуть ли не корейскими традиционными боевыми искусствами.

Только после освобождения Кореи в 1945 году традиционные ко-рейские боевые искусства вышли из подполья. После Корейской войны 1950-53 гг., во время которой резко увеличился спрос на инструкторов-прикладников, возникла явная тенденция к унификации корейских боевых искусств и созданию единого корейского боевого искусства, которое могло бы символизировать «дух нации». Руководители 9-ти «новых» школ, возникших после японской окку-пации, объединились для создания единого унифицированного стиля. Это были следующие школы: Енмуг-кван, Кандог-кван, Мудог-кван, Одог-кван, Санмуг-кван, Ханмуг-кван, Чилог-кван, Чханмуг-кван, Чхондог-кван («кван» – кор. дворец). Работу по унификации нового стиля возглавил 32-летний генерал-лейтенант Чхве Хон Хи (Чой Хонг Хи, Цой Хонг Хи, Чхве Хон Хи – имя и фамилию переводят по-разному), руководитель Одог-квана. Поэтому именно его обычно назы-вают «отцом – основателем тхэквондо». Данный термин был введен в употребление с 1955 года, когда генерал Чхве объявил, что унифици-рованный стиль – «корейское национальное боевое искусство – тхэк-вондо» создан.

В 1961 году Чхве Хон Хи возглавил созданную им Корейскую Ас-социацию Тхэквондо, а в 1966 году учредил в Сеуле Международную Федерацию Тхэквондо (ИТФ).

Но спустя 6 лет, в 1972 г., в знак протес-та против правительства генерала Пак Чжон Хи, он уехал в Канаду (г. Торонто) и перевел туда же штаб-квартиру созданной им междуна-родной организации. В 1973 году в Южной Корее создали Всемирную Федерацию Тхэквондо (ВТФ), которую возглавил Ким Ун Ен.

Сейчас ВТФ имеет филиалы в 118 странах мира, в том числе в странах СНГ, Балтии и Восточной Европы. Она насчитывает в своих рядах около 25 миллионов спортсменов, в том числе более 1,5 милли-она в самой Южной Корее.

Штаб-квартира ВТФ находится в Сеуле, в огромном Центре, извес-тном под названием Куккивон. Открытие Куккивона окончательно за-вершило процесс объединения школ тхэквондо, т. к. был создан еди-ный учебный центр, решающий следующие пять основных задач:

1. Официальное присвоение данов и выдачу сертификатов как студентам Куккивона, так и представителям национальных ассоциаций, входящих в состав ВТФ.

2. Подготовку инструкторов и популяризацию тхэквондо во всем мире.

3. Исследование и развитие техники тхэквондо.

4. Ведение хроники рекордов тхэквондо, издание учебников и учебных пособий, выпуск учебно-методических видеофильмов.

5. Техническую помощь всем организациям, связанным с ВТФ.

* * *

Наша Федерация тесно связана с родиной тхэквондо. Почти каждый год, начиная с 1996 года, мне приходится по делам Федерации бывать в Сеуле и других городах Южной Кореи. Что хотелось бы отметить? Прежде всего – это отношение молодежи к учебе, к своим традициям, к здоровому образу жизни. Конечно же, западный стиль жизни присутствует и там, но из него берется самое лучшее, причем не в ущерб своим национальным традициям. В каждой поездке я старался в обязательном порядке посещать буддийские храмы. Представьте себе многовековые строения в горах где-нибудь под г. Тэгу или г. Пусан с громадными каменными изваяниями Будды, от которых веет вечностью. В такие минуты переживаешь необыкновенные ощущения, которые трудно выразить словами, но они есть и накрепко врезаются в память. Здесь уместно вспомнить то обстоятельство, что восточные боевые искусства имеют буддийскую основу. Это внушает определенное чувство оптимизма в плане перспективы развития боевых искусств у нас в Калмыкии, поскольку в республике в последнее десятилетие буддизм активно развивается: строятся хурулы, возводятся ступы, мандалы. Все возвращается на круги своя.

Впечатления от встречи с Кореей, с этой удивительной страной, могут составить материал для отдельной книги. Много хвалебных слов можно сказать о корейском народе, о достижениях в области экономики, о чудесной природе. Любопытно отметить, что 70% территории страны непригодны для жилья. Своих природных ресурсов практически нет. Традиционными занятиями были рыболовство и выращивание риса. Для того чтобы понять феномен удивительного экономического роста (корейское чудо), надо представить, какой переворот должен был произойти в умах и душах корейцев.

Обыкновенная школа. Перемена. Дети увлеченно играют друг с другом, стоит гвалт, царит веселье, слышится смех, но нигде не видно и признаков насилия. Не заметил, хотя наблюдал внимательно, чтобы кто-то из учеников курил сигарету.

Студенческая среда (надежда нации) требует особого внимания. Приходится признать, что южнокорейские студенты отличаются от наших уже тем, что большинство из них на переменах не расстается с книгой. У южнокорейского студента есть три приоритета: учеба, спорт и подработка по вечерам в многочисленных кафе, магазинах и т. д. Что касается досуга, то они не отличаются от наших студентов, за одним исключением: за все время общения я не увидел на территории студенческого городка ни одного пьяного. На дискотеках, в кафе они всегда ведут себя вполне пристойно. Университетские команды по тхэквондо традиционно считаются сильнейшими в Корее. Это касается и других видов спорта. В школах боевых искусств, таких как тхэквондо, дзюдо, хапкидо, куксульвон, кумдо царит атмосфера доброжелательности. Тренировки идут по-деловому, целенаправленно. Ничего лишнего, никакой суеты. И так – во всех школах. По утрам часто приходилось видеть пробежки строем спортсменов различных школ в форменных одеждах.

При посещении автомобильных и сталелитейных заводов, фабрик, мастерских гостей в Корее всегда знакомят с историей предприятия, сферой деятельности и, конечно же, угощают кофе. Я был приятно поражен, когда увидел деревца вдоль дорог, автомобильных трасс. Каждое деревце было с подпоркой или же связано между собой. Даже культура вождения автомобилей в Южной Корее отличается предельной корректностью и взаимной вежливостью. Одним словом, нам есть чему поучиться у корейцев, есть что взять на вооружение.

Что же касается школ боевых искусств, то количество их в Южной Корее громадно. Только официально признанных – больше пятидесяти, не считая различных, так называемых семейных стилей. Они, по большей части, коммерциализованны. Чистых школ, работающих над сохранением своих истоков, осталось очень мало. Тем не менее, в горах мне удалось встретиться и познакомиться с патриархом одного из стилей корейских боевых искусств. Он проживает недалеко от г. Почонгун. Очень надеюсь, что со временем мне удастся организовать его визит в Калмыкию. Это очень сильно повлияло бы на повышение уровня боевых искусств Калмыкии.

Несмотря на то, что наша Федерация существует всего лишь 12 лет, мы за этот срок проделали огромный путь. За это время через Федерацию прошло более 5000 человек, кто в той или иной мере занимался тхэквондо. На подавляющее большинство из них занятия тхэквондо оказали благотворное влияние, помогли как-то в жизни. Здесь хотелось бы отметить несколько своих учеников, которые, несомненно, заслуживают упоминания.

Егоринов Владимир начал заниматься с марта 1991 года, когда еще Федерация официально не была зарегистрирована. Во время службы в рядах Российской Армии он, выполняя свой воинский долг, получил тяжелое ранение и пролежал длительный период в госпитале им. Бурденко. За воинский подвиг он был награжден орденом Мужества. Примечателен следующий случай, характеризующий его. Незадолго до ранения он приехал в отпуск. У человека может иногда возникнуть чувство надвигающейся опасности. Вероятно, под влиянием этого чувства ему было предложено не ехать в часть, тем более что ее уже перебросили в Чеченскую республику. Он ответил, что не может оставить своих однополчан, свою роту. Такой человек достоин уважения, и я горжусь тем, что у меня есть такой ученик.

Байрта Семпишева, многократный призер и чемпионка спортивных соревнований различного уровня. Пожалуй, самая титулованная спортсменка в республике. Окончила юридический факультет КГУ. Постоянная работа над собой – вот ее жизненный принцип. Можно было бы назвать сотни имен тех, кто нашел себя в жизни через занятия тхэквондо. Многие из них работают в правоохранительной системе, в административных органах, в сельском хозяйстве, имеют свой бизнес. Положительных примеров можно привести великое множество.

Вместе с тем не могу умолчать и о негативных факторах, мешающих работе. Анализ этих факторов позволяет выделить два момента.

Первый – это взаимоотношения с некоторыми руководителями и, по иронии судьбы, с руководителями от спорта. Чем руководствуются они, пытаясь навязать свои методы управления, понять сложно. Только лишь при внимательном рассмотрении начинаешь постигать сложный мир чиновничьей души, где в основе лежит что угодно, только не забота о подрастающем поколении. В моем случае кардинальные расхождения возникли, прежде всего, из-за молодежной политики. Молодежная политика, на мой взгляд, должна быть одним из основных приоритетов государства. Заботясь о молодом поколении, мы закладываем не только хорошую основу завтрашнего дня, но и спокойствие дня сегодняшнего. Многие минусы современной молодежи: плохое физическое здоровье (определенная часть молодых людей по этой причине не могут служить в армии), неуважение к старшим, сквернословие, вредные привычки и т. д.– появились не на пустом месте, они имеют свои конкретные причины, и чтобы ликвидировать эти минусы, нужно, в первую очередь, устранить причины, порождающие их. Причины могут быть самыми разными, но в основе их лежит преступное равнодушие взрослых, которое выражается в игнорировании кропотливой, постоянной (ежедневной и ежечасной) работы (возни) с детьми. Чтобы дети на самом деле стали привилегированным классом, необходимо, прежде всего, особое и постоянное внимание к ним. «Куда глядят семья и школа?» А где мы, где общественность? Есть ли у нас общественные комитеты на местах, которые были бы в курсе всего, что происходит в детских учреждениях, не важно каких – общеобразовательных, спортивных, творческих? А ведь это было бы выгодно всем: и преподавателям, и родителям, и самой общественности, и, самое главное, нашим детям. Тут не нужны никакие планы, решения – постановления, нужны просто неравнодушные люди. Они есть, надо только помочь им сорганизоваться, а что конкретно делать – они решат сами.

Мое видение развития боевых искусств и видение «высокого» чиновника от спорта резко отличаются хотя бы тем, что я во главу угла своей деятельности ставлю конкретную воспитательную работу по всестороннему развитию личности, а нашему чиновнику нужны результаты, чемпионские звания, и ему не важно, что станет потом с этим чемпионом. Я считаю, что необходима более скрупулезная работа с молодежью и, прежде всего, необходим личный пример буквально во всем. Руководитель, правильный «на словах», а на деле, например, в состоянии алкогольного опьянения разбивающий служебную автомашину и проводящий политику раскола в общественных спортивных организациях по принципу «разделяй и властвуй», покрывающий неблаговидные поступки своих подчиненных и сторонников, на своем ли он месте? Ведь формирование национальной идеи у молодежи находится, по сути, в руках такого вот горе-руководителя. Про свое достоинство и уважение со стороны людей он, конечно же, забыл. Ему бы только усидеть на своем месте. Нужен ли такой человек нации? Ведь любой руководитель, тем более молодежного, спортивного ведомства, это тот же учитель, только с более широким кругом обязанностей, и груз ответственности у него гораздо больший. На Востоке говорят: «Если учитель не живет так, как учит – это ложный учитель».

Второй – взаимоотношения с более продвинутыми учениками, которые уже достигли каких-то определенных успехов или же которым кажется, что достигли. Можно выделить несколько типов таких учеников:

– те, которые жаждут перемен во благо себе. Такие встречаются везде. Что интересно, ничего стоящего и позитивного они не несут. Единственное что они могут, так это интриговать. Без риска ошибиться могу сказать, что каждая спортивная организация, как и любая другая вообще, представляет собой точную копию современного общества, только в миниатюре. Ей также присущи все трудности, переживаемые в настоящее время нашей страной;

– те, которые действительно тренируются и стремятся, не задумываясь о будущем, любой ценой быть чемпионами, чтобы слава о них гремела по всей округе. Звезда такого спортсмена светит недолго, обычно, не более 5 лет. Потом он либо уходит в тренеры, либо становится преступником. Если же он избирает иной путь, то ему приходится начинать буквально с нуля, наверстывая упущенное время;

– есть еще третий тип людей, который идет на поводу у других. Любой, с их точки зрения, весомый аргумент ими воспринимается как истина, и они готовы постоянно менять свою точку зрения, подчас забывая, кому они обязаны. Таких, к сожалению, не мало. Тренер – инструктор боевых искусств,– занимаясь со своими учениками, как и любой учитель, жертвуя многим, отдает им всего себя без остатка. Его помыслы направлены на то, чтобы помочь своим питомцам подняться на следующую ступень в физическом и духовном становлении. Каждый тренер искренне желает своим ученикам только успехов, добра и удачи, но вся беда в том, что ребенок приходит в спортивную секцию в определенной степени уже сформированным под влиянием семьи или «улицы». И хорошо, если это влияние было положительным и благотворным. В противном случае рано или поздно возникают проблемы, вызванные прежним негативным грузом, от которого он не смог избавиться даже с помощью опытного наставника, и это заставляет его покинуть секцию. К сожалению, ядовитые семена, попавшие в неокрепшие, юные души, почти невозможно вытравить. Нужно учитывать также то обстоятельство, что даже находясь в практически одинаковых условиях, например, в семье, дети все равно вырастают совершенно разными по характеру, интеллекту и т. д. Видимо, здесь срабатывают законы, пока еще не известные генетике, а может быть, все дело – в личной карме каждого. Как бы то ни было, к сожалению, всегда найдется ученик, которого можно отнести к разряду неисправимых. Он может годами быть рядом, но не становится духовно близким, не входит в команду единомышленников и, в конце концов, доставив массу огорчений учителю, все же уходит. Таким людям, видимо, неизвестно чувство благодарности и элементарной порядочности. Сегодня эта тема актуальна для всех видов спорта, а так как боевые искусства под напором экономической действительности выхолащиваются и превращаются просто в вид спорта, то, вероятно, настала пора широкой спортивной общественности обратить особое внимание на эту серьезную проблему. В странах Юго-восточной Азии подобные явления просто немыслимы. Там процесс ухода ученика из какой-либо секции по каким-либо причинам носит миролюбивый характер без острого противостояния, как это часто бывает у нас. Становится больно и обидно, и жаль не столько потерянного времени и затраченных средств, сколько не сбывшихся надежд. Еще Масутацу Ояма, основатель стиля киокушинкай каратэ, в конце своей жизни говорил, что самые большие огорчения доставляли близкие ученики. Не снимая с себя ответственности за таких вот учеников, смею утверждать, что проблема эта гораздо более серьезная, чем кажется на первый взгляд. Для того чтобы понять истоки этого явления и причины многих наших сегодняшних проблем, на мой взгляд, полезно иногда вспоминать нашу историю.

Когда-то наши предки – ойраты, были могущественным народом, влияющим на ход истории и судьбы многих народов Центральной Азии и других регионов. Шутка ли, в то время мы имели три своих государственных образования: Джунгарское, Калмыцкое и Коконорское ханства. Тогда многие соседние страны искали дружбы с ойратами. Что случилось потом – хорошо известно, однако тщательный анализ всех причин, к сожалению, еще не сделан нашими историками и мыслителями. Будем надеяться, что это произойдет в недалеком будущем, т. к. без знания и учета опыта прошлого ни о каком прогрессе не может быть и речи. Одним из факторов, губительно сказавшимся на положении вещей, видимо, явилось отсутствие объединяющей общенациональной идеи. Ведь были же у нас всегда сильные лидеры, но они не всегда могли найти общий язык, у них не хватало мудрости продумать, просчитать на историческую перспективу. Корень же зла кроется, опять же, в эго, вернее, в неумении управлять им. «Мы все глядим в Наполеоны», забывая о том, что «кесарю – кесарево…»

 

< предыдущая > < содержание > < следующая >
Яндекс.Метрика
Сайт управляется системой uCoz