ГЛАВА 1

До – это путь силы и справедливости

Философия

Принципы:
1. Ответственность
2. Искренность
3. Справедливость

Восемь убеждений:
1. Быть верным своей стране.
2. Быть послушным своим родителям.
3. Быть единым с братьями.
4. Быть почтительным к старшим.
5. Быть верным учителю.
6. Быть верным друзьям.
7. Никогда не отступать в сражении.
8. Всегда завершать начатое.

Основы ментальной подготовки:
1. Любовь к природе.
2. Физическое сосредоточение.
3. Вежливость.
4. Скромность.
5. Благодарность.
6. Самопожертвование.
7. Храбрость.
8. Целомудрие.
9. Сила внутри и мягкость снаружи.
10.Независимость.
11.Находчивость.

Основы физической подготовки:
1. Громкий выдох для силы в груди.
2. Сосредоточенный взгляд.
3. Равновесие во время движений.
4. Гибкость.
5. Хороший мышечный тонус для развития максимальной мощности.
6. Быстрые и медленные удары.
7. Точность ударов.
8. Правильная дистанция.
9. Правильное дыхание для выносливости.
10.Укрепление рук и ног.

Пять необходимых элементов ментального тренинга:
1. Единство с природой.
2. Полное понимание законов окружающей среды.
3. Опыт.
4. Совесть.
5. Культура.

Если адепт серьезно настроен заниматься боевым искусством, он должен быть физически и психологически здоров и ясно представлять то, к чему он стремится. К тому же он должен быть морально устойчив, что подразумевает отсутствие дурных мыслей по отношению к другим или желания использовать свои навыки во вред кому-либо. Незыблемой остается истина: если человек неустойчив морально и не развит духовно, то занятия боевыми искусствами принесут ему гораздо больше вреда, чем пользы. Следует отметить различие между обучением сознания и простым информированием мозга. В настоящее время вся современная, особенно западная, система воспитания сосредоточена, главным образом, на получении большого объема знаний, а не на развитии самого сознания. Обычно современные воспитатели руководствуются правилом: для укрепления своего тела – занимайтесь физическими упражнениями; для укрепления ума – увеличивайте умственную нагрузку. Западные физические упражнения включают бег, растяжку и подъем тяжестей, умственные – изучение таких дисциплин как логика, математика и другие. С точки зрения восточных традиций, это есть не что иное, как попытка поставить телегу впереди лошади. Практика боевых искусств, т. е. выполнение упражнений «ни о чем не думая» в течение нескольких лет, не зная даже, могут ли они принести выгоду,– вот истинно восточный подход.

Боевые искусства или их принципы прочно вошли в нашу жизнь. На первый взгляд, они не играют заметной роли, но это далеко не так. Как говорит Его святейшество Далай-лама XIV: «Если вы не занимаетесь политикой, то политика занимается вами безусловно». Так и боевые искусства занимаются нами, если мы не занимаемся ими. Взять хотя бы ситуацию вокруг какого-нибудь конфликта, а конфликтуем мы практически все. Противостояние личностей, неважно на какой почве – межэтнической, политической, религиозной, семейной и т. д., это, прежде всего, доказательство своей правоты. Даже если дело не дошло до прямого столкновения, все равно – происходит своего рода сражение, бой, в котором побеждает тот, кто умело применяет тактику и стратегию воина, у кого более стойкий дух. Вот вам простой пример, так сказать, «из другой оперы». Алкоголик тоже ведет сражение: так как своих денег у него нет, он ведет сражение за ваши деньги. В ход идут все уловки. Он хороший психолог: тот даст, этого можно запугать, другого обмануть – арсенал обширен. Точно так же ведут себя попрошайки. В основе их активных действий лежит вызов жалости к себе и, надо признать, что это тоже путь, пусть и тупиковый.

Теперь рассмотрим семейный конфликт, связанный, к примеру, с алкоголизмом одного из супругов. В боевых искусствах это – нокаут. В жизни – то же самое, и не каждый из такой ситуации выходит с честью. Разумеется, лучше не допускать подобного, но если это все же случилось, то надо уметь держать удар. Такое, к сожалению, было и будет. Удар рукой или ногой, захват, удушение, бросок – эти приемы были известны 2000 лет назад, есть сейчас, и через 2000 лет они не изменятся. Важно другое. Тренировано ли наше тело или нет? Подготовлено ли наше сознание? Сможем ли мы стойко держать удары судьбы? Как ни крути, видимо, панацеей являются именно занятия боевыми искусствами, так как они закаляют не только тело, но и дух. Я имею ввиду серьезные занятия. Человек, занимающийся боевыми искусствами, более трепетно относится к своему здоровью, к своим поступкам, к окружающей среде. Он не разрушает бездумно то, что ему дано лишь один раз. Девиз: «В этой жизни надо попробовать все» – должен иметь здоровую подоплеку в виде занятий физической и обогащения духовной культурой, а не «отрыв по полной программе» со спиртным, наркотиками, табакокурением и т. д. Этому учит нас опыт всей человеческой цивилизации.

Принято утверждать, что молодое поколение должно жить лучше, вот только непонятно почему? Чем оно лучше предыдущих поколений? Не уделяя более пристального внимания воспитанию подрастающего поколения, мы тем самым создаем условия для роста тунеядства, инертности и лени в молодежной среде. Можно найти много причин для оправдания своих ошибок, но в одном мы не имеем права ошибаться – в воспитании подрастающего поколения. Как неправильно приготовленная пища постепенно отравляет организм, так и неправильное воспитание юного поколения губит общество.

Как вы думаете, откуда берется такое, порой, неуважительное, наплевательское отношение молодежи к старшему поколению, к устоям, к закону? Мое мнение: от неверной воспитательной политики в обществе, в семье. Если отец пьет и дебоширит, с большой долей вероятности можно сказать, что и сын будет так же поступать. Если мама курит, ведет легкомысленный образ жизни, то почему бы и дочери так не делать? Ведь дети – это наше зеркальное отражение. На наших поступках они возводят фундамент своей дальнейшей жизни. Особенно это касается «прекрасной» половины человечества. Поговорка «пьяный калмык хуже атомной бомбы, а хуже пьяного калмыка может быть только пьяная калмычка» вызывает у некоторых представителей нашей нации даже своеобразное чувство гордости, хотя, как вы понимаете, кроме печали это ничего вызвать не может. Куда лучше, если бы про нас говорили: «Это истинные представители своего народа: умны, вежливы, отвечают за свои слова и поступки. Среди них нет плохих людей». Конечно, это – в идеале, но кому не хочется, чтобы представители его нации были именно такими. На вопрос: «Почему эти разрушительные процессы происходят с нашей нацией?» я бы ответил: «Мы отошли от своих национальных ценностей и не пришли к западным; зависли где-то в пути, и это губительно для нас». Такое положение дел отрицательно сказывается прежде всего на молодежи, на подрастающем поколении. Не случайно в молодежной среде часто игнорируются моральные и духовные принципы. Молодые люди не умеют контролировать свои эмоции, стойко переносить жизненные невзгоды. Когда они сталкиваются с чем-то для них неблагоприятным, их поведение принимает явно деструктивный характер.

Сегодня, когда утрачиваются национальные традиции и взамен нам навязывается пустая и поверхностная чужеземная культура, хочется верить, что мы наконец-то осознаем всю важность и ответственность момента, сделаем верные выводы и переломим ситуацию.

Как известно, семья – ячейка общества, государства. Роль семьи в жизни общества трудно переоценить, а семья – это прежде всего огонь очага. Формирование домашней политики, создание семейного уюта – все это целиком лежит на женщине. От ее уважения к мужчине зависит и уважение детей к отцу. Разумеется, уважение должно быть взаимным. Интересно заметить, что во взаимоотношениях даже двух любящих существ действуют принципы боевых искусств: для того, чтобы была гармония в семье, идет постоянная борьба со своими (и не только) недостатками, происходит подавление своих (и не только) отрицательных эмоций.

В сущности, смысл человеческой жизни заключается в продолжении традиций рода. Мы должны стараться передать своим детям накопленный опыт, знания, а стремимся оставить им только материальные блага, забывая о надлежащем воспитании. У нас для этого вечно не хватает времени. Стоит ли удивляться затем, что они, повзрослев, платят нам той же монетой? Мы надеемся на школьного учителя, на репетитора, на дядю, на тренера, но только не на себя. А ведь пришло время понять, что наши дети – это наши дети и никому они, кроме нас, по большому счету, не нужны. Что может дать школа? Только знания. Тренер – технику. Жизненный опыт – только мы, родители. На нашем примере они учатся. Мы, родители, являемся самыми авторитетными учителями, если, конечно, этот авторитет мы сами не подрываем. На вопрос: «Как надо воспитывать своих детей?» я бы ответил так: «В начальный период жизни наши дети должны быть нам на 90 % слугами и только на 10% детьми. Постепенно, по мере взросления, коэффициент соотношения должен меняться и к концу жизни родителей они должны на 90% быть родным сыном или дочерью, а на 10% слугой». Что касается прав и обязанностей наших детей, то их обязанности на протяжении всей жизни родителей должны быть намного больше, чем их права. И здесь не может быть никаких обид или недоразумений, потому что все идет по кругу: родители тоже когда-то были детьми, а дети тоже когда-нибудь будут родителями.

Насколько были мудры древние – в этом жизнь убеждает постоянно. В суете повседневной жизни, когда бытовые проблемы довлеют над нами, чем заново изобретать велосипед, не проще ли нам обратиться к опыту наших предков? Ведь этот бесценный капитал не подвержен никакой девальвации. За деньги можно купить многое, но только не опыт. Почему мы зачастую пренебрегаем советами старших, игнорируем их жизненный опыт? Только ли потому, что время другое и, соответственно, ситуации складываются совершенно иные. В большинстве случаев мы считаем, что сами можем достойно выйти из любой жизненной ситуации. Так ли это? И почему именно представитель нашей нации проявляет непонятное упорство, даже когда он не прав? Почему мы, представители немногочисленного этноса, продолжаем с каким-то остервенением уничтожать сами себя? Имеются в виду всевозможные деления на кланы, улусы, хотоны и прочие бесконечные дробления, распыляющие силы и энергию этноса (впрочем, это тема отдельного разговора), а также непомерное табакокурение, употребление спиртных напитков и даже наркотиков. Ведь нам категорически нельзя это делать, учитывая нашу малочисленность. У нас даже отношения стали по «понятиям», начиная с маленьких детей и заканчивая старшими, что говорит о проникновении в массы криминального мышления. Яснее ясного, что это тупиковый путь, но какие слова надо сказать нашей молодежи, чтобы пронять их? Как объяснить им, что дальше отступать уже некуда и что именно они должны начать постепенное возрождение нации? Что каждый молодой человек, ставший алкоголиком, наркоманом или каждый случай суицида – это страшный, невосполнимый удар по нашей нации, по ее генофонду. Что каждая молодая девушка – это, прежде всего, хранительница будущего семейного очага: ведь дома главенствует в воспитательном процессе именно женщина – жена, мать. И почему мы с маниакальным упорством, зачастую любой ценой, жертвуя многим, пытаемся дать своим детям высшее образование? Даже зная, что оно не пойдет им впрок, не принесет никакой пользы, продолжаем настойчиво «толкать» своих любимых чад в вузы. Ведь школа, даже высшая, это еще не самостоятельное плавание в океане жизни, а только подготовка к ней. Поэтому гораздо важнее научить человека хорошо плавать, чем просто барахтаться в воде, пусть и в самом ярком спасательном жилете. Разумеется, моя точка зрения может быть спорной, но согласитесь – доля истины в ней есть. Посмотрите – в любом микрорайоне Элисты кучкуются подозрительные типы с опухшими лицами. Большинство из них – люди с высшим образованием. Стоило ли им давать высшее образование, если оно так и осталось не востребованным.

Миром движет эволюция, но у нашей нации сейчас нет иного выбора, кроме срочного, безотлагательного решения насущных проблем, и нам надо выработать свою политику единения нации, выработать национальную идею. Находясь за пределами республики, вдали от родной Калмыкии, острее осознаешь и чувствуешь свое национальное «нутро». Людям других национальностей ты интересен, прежде всего, как калмык. Их все интересует сквозь призму национального: культура и искусство, язык и история, спорт и наука, традиции и менталитет. На мой взгляд, от состояния менталитета напрямую зависит нравственное здоровье нации, и поэтому мы должны сделать все для укрепления и развития менталитета нации, используя все возможные рычаги во всех сферах жизнедеятельности, включая и область физической культуры и спорта, в частности, боевые искусства. Мы не должны сидеть сложа руки. У нас на это просто нет времени.

Во время работы над материалами данной книги выявилась неприглядная картина: даже те, кто сейчас активно увлекается боевыми искусствами, не знают родоначальников этих видов и стилей в Калмыкии или же имеют весьма искаженное представление об истории возникновения этих видов. Поэтому одна из целей этой книги – заполнение информационного вакуума в этой сфере. Я хорошо помню те времена. Надо отдать должное первым энтузиастам. Это сейчас в распоряжении тех, кто желает заниматься, есть буквально все: информационный материал, спортивные залы, приглашаются мастера – первоисточники и проводятся различные семинары. В то время такого не было. Материал собирался по крупицам: из газетных сообщений, из слухов: кто-то где-то что-то слышал, из много раз переснятых фотографий, из самиздатовских книг. О специально оборудованных залах даже не имели представления. Но одно у тех первых энтузиастов нельзя было отнять – это подход к тренировкам. Тренировались до самозабвения, до изнеможения, уходили с тренировок с чувством чего-то незавершенного и ждали с нетерпением следующего дня, чтобы опять продолжить. Впоследствии я много ездил, видел тренировки во многих школах, но такого фанатичного отношения не встречал нигде. Даже в Корее, на родине тхэквондо, присутствует какой-то прагматизм – делают ровно столько, насколько это будет эффективно и принесет победу на соревнованиях. Наверное, это можно выразить так: «Важно не то, что искусство за время занятий сделает с тобой, а то, как с помощью этого искусства сделать что-то материальное для себя».

У нас, в Калмыкии, восточные боевые искусства стали культивироваться в конце 70-х годов прошлого века. Их становление и развитие напрямую связано с именами С. К. Даваева (дзё син мон каратэ-до), Б. Н. Менкеева (шотокан каратэ-до), В. О. Манджиева (хонг закуен) и В. Э. Бамбышева (вовинам вьетводао), А. В. Алымова (киокушинкай каратэ-до), М. В. Мушулдаева, В. В. Мальмакова, И. С. Нимгирова, Б. В. Кончиевой, О. А. Куберлинова, С. В. Чи-жо-одо (айкидо) и некоторых других. Каждый из них пришел своим путем к изучению и пропаганде боевых искусств, но всех их объединяет то, что они – энтузиасты, настоящие фанаты своего дела, люди, беззаветно преданные духу боевых искусств. Всем им пришлось начинать буквально с нуля: преодолевать массу всевозможных препятствий, сталкиваться с равнодушием и непониманием чиновников, решать кучу проблем финансово-экономического характера, быть самим и преподавателями и менеджерами, находить, «пробивать» и при этом еще и умудряться делать самое главное – учить детей и всех желающих и вести их за собой по трудному пути боевых искусств. Но такова, видимо, судьба всех первопроходцев. Путь к звездам лежит через тернии. Несмотря ни на какие трудности, эти люди не смалодушничали, не свернули в сторону с однажды выбранного пути и сумели многого добиться и в плане личностного становления, и в плане достижений своих учеников. Все они принимали самое активное участие в различных сборах, семинарах, соревнованиях регионального, российского и международного уровней, где достойно представляли Калмыкию. За всем этим стоит колоссальный труд и тренеров, и самих спортсменов, ежедневный, кропотливый, до седьмого пота труд, то, что называется тяжелыми серыми буднями.

Так уж сложилось, что боевые искусства в то время получили свое развитие, прежде всего, в правоохранительных органах, в армии. Видимо, в силу специфики их деятельности: в служебную подготовку входила самозащита без оружия – боевой раздел самбо. Этим можно объяснить интерес к каратэ и другим восточным единоборствам тех сотрудников, кто серьезно занимался самбо. Юрий Эрдни-Горяевич Бембеев, ветеран МВД, один из родоначальников боевых искусств в Калмыкии, впервые услышал о каратэ и увидел рисованные картинки различных приемов в 1976 году в г. Чебоксары. По-настоящему с боевым искусством каратэ он столкнулся в г. Волгограде в 1977 году, где учились иностранные студенты, которые уже практиковали каратэ. Кстати, там у иностранцев тренировался Валерий Соломов. Примерно в это же время в обществе «Динамо» вел небольшую секцию каратэ Сергей Кадуевич Даваев, к которому и пришел заниматься Ю. Э-Г. Бембеев. Параллельно в СШ 4 занимались В. Борванциков, М. Манжиков, С. А. Тачиев, к ним приезжал заниматься из п. Кетченеры Б. Менкеев, а обучал их Олег Ярославович Джамбинов. Для тех, кто искренне стремится к совершенству, возможности всегда найдутся. Для занимающихся той поры характерны отношения дружбы, взаимопомощи. Они делились своими знаниями друг с другом, приходили на тренировки в другую секцию. Например, Ю. Бембеев посещал секцию С. К. Даваева и секцию О. Я. Джамбинова. Обоих их он считает своими учителями, а с Олегом Ярославовичем по сей день сохранил теплые дружеские отношения. В секции в то время постоянно появлялись новички, правда, не всех брали: критерий отбора был очень высок. Большую роль в развитии боевых искусств Калмыкии впоследствии сыграли люди, занимавшиеся в спортзале СШ 4: братья Мацаковы, Дорджиев Анатолий, Тимур Руруа, которые ранее, во время учебы в РИСИ, г. Ростов, занимались там каратэ, Нусхинов Виктор и др. Спустя некоторое время, секция «Динамо», под руководством С. К. Даваева расширилась и туда пришли Боляев Владимир, Баканов Александр, Кирилов Валерий, который во время учебы в г. Харькове занимался каратэ шотокан у сэнсэя Анри из Франции, студента Харьковского фармакологического института, обладателя черного пояса 1 дана, позже Валерий занимался таэквон-до у Луиса Карлоса, Балтыков Андрей, Борлыков Николай, Довданов Владимир, Бодгаев Николай, Джеев Савр, Ушанов Сергей, Шургучиев Юрий, Насунов Александр, впоследствии ставший Мэром г. Элисты и другие. Они все шли как первопроходцы, осваивая этот трудный путь – путь проб и ошибок. Не было абсолютно ничего, почти никакой информации. Были огромные физические нагрузки, и очень часто – травмы.

В числе патриархов боевых искусств Калмыкии особое место занимает Сергей Кадуевич Даваев. Это благодаря ему в «Динамо» был оборудован хороший зал для единоборств, где все тренажеры были сделаны его руками, каждый гвоздь был забит им лично. Причем финансовые средства по оборудованию и ремонту зала, по приобретению спортивных снарядов он выделял из своей зарплаты. Человек бескорыстный, через заботливые руки которого прошли сотни людей, делающий все возможное, а порой и невозможное для развития боевых искусств в Калмыкии, он до конца своей жизни оставался скромным человеком. Это был истинный патриот нашей нации, энтузиаст, человек большой души, на людях не видный, но делающий незаметно и настойчиво свое дело. Ему была присуща отзывчивость и чуткость. Он был хорошим педагогом: мог найти подход к каждому и увлечь за собой. Должен отметить, что свое первое кимоно я получил из его рук и, вероятно, это предопределило мою дальнейшую судьбу.

В это же время в Комитете Государственной безопасности сотрудников начал тренировать Юрий Деев.

Таким образом, несмотря на известные трудности, боевые искусства не только прижились у нас в Калмыкии, но и пустили свои корни. О работе секций каждого вида боевых искусств Калмыкии, о всех проводимых ими мероприятиях и соревнованиях читатель может узнать из специального раздела, который будет приведен в отдельной главе.

Наверняка всем бросается в глаза то, что в названиях многих восточных боевых искусств, как правило, в конце присутствует слог «до»: каратэ-до, айкидо, тхэквондо и т. д. Конечно же, это далеко не случайно. «До» имеет очень глубокий смысл и широкое понятие, и, думается, не будет большой ошибкой, если мы придадим ему еще одно значение – путь силы и справедливости.

< предыдущая > < содержание > < следующая >
Яндекс.Метрика
Сайт управляется системой uCoz