ГЛАВА 2

Мы, некогда единый и могучий этнос, ныне разбросаны по разным частям света, и жаль, что история ничему нас не научила. Иначе чем еще можно объяснить тот факт, что мы, калмыки, до сих пор не можем дружно объединиться вокруг одного яркого лидера. Почему ничего не значащий человек, имя которого неизвестно даже на соседней улице или даже в соседнем доме, рвется стать – ни много ни мало – президентом республики? А ведь именно такое необузданное стремление удовлетворить свои амбиции, наплевательское отношение к судьбе народа, страшная дань своему «эго» губительны для всех нас вместе взятых и для каждого в отдельности. Раньше, когда мы стремились утешить свои амбиции в кровавых схватках братоубийственной войны, это случалось в открытой схватке, все решалось в честном бою, теперь же все делается по-другому: в ход идут самые грязные и коварные приемы. Низменная подковерная возня, всевозможные интриги. Один уважаемый человек, давая оценку подобным явлениям, с горечью заметил, что мы – самоеды. В любом случае, при любом раскладе в проигрыше оказываются все.

А ведь были примеры, показывающие возвышенность калмыцкого духа. Вспомним еще раз блистательного Галдаму-нойона. В период ожесточенных междоусобных войн, когда Цецен-хан и Аблай – тайджи сходились с войсками на поле битвы, «всякий раз Галдама, сын Цецен-хана и Цаган, сын Аблай-тайджи, жившие между собою примерно дружно, останавливали междоусобные брани своих родителей. Когда войска начинали уже битву, Галдама и Цаган – один с шахматной доской, а другой с шахматными фигурами – выходили на середину и начинали игру в шахматы, которая продолжалась до тех пор, пока Цецен-хан и Аблай-тайджи, тронутые дружбой своих любимцев, не расходились, прекратив битву». (Ю. Лыткин)

Давно известно, что лебедь, рак и щука никогда не сдвинут с места воз, а мы все хотим доказать обратное. Более того, не найдя в себе мужества закрыть раз и навсегда эту щекотливую тему, мы оставляем все проблемы следующим поколениям – детям, внукам, потомкам. Конечно же, это очень сложная, трудная и неприятная тема, но она существует и если болезнь пока никак нельзя излечить, то нужно хотя бы поставить правильный диагноз. Замалчивание, на мой взгляд, говорит или о равнодушии, или о трусости. Это тем более важно, учитывая, что этот вопрос касается всех и каждого, в большом и в малом, затрагивает все социальные слои. Как тут не вспомнить бессмертные строки эпоса «Джангар», которые должны стать нашей путеводной звездой:

Жизни свои острию копья предадим,
Страсти свои державе родной посвятим.
Да отрешимся от зависти, от похвальбы,
От затаённой вражды, от измен, от алчбы.
Груди свои обнажим и вынем сердца,
И за народ отдадим свою кровь до конца.
Верными Джангру, едиными будем вовек
И на земле будем жить, как один человек.
Как один человек – лучше не скажешь!

Многие годы работы с детьми в качестве тренера дают мне основание для некоторых размышлений, которыми хотелось бы поделиться и с педагогами, и с родителями. Обычно, склонные к решительным действиям натуры находят себя в неформальных группировках. В секции идут более продвинутые по учебе, но менее слабые физически и морально. В неформальных группировках идет низовая пропаганда о бесполезности занятий боевыми искусствами: уличная субкультура не терпит конкуренции. А если какой-то секции удается наладить работу, то ученики все равно, в разной форме, испытывают извне давление с тем, чтобы они покинули секцию. Что любопытно, их тут же принимают в свою «команду» различные группировки. В молодежной среде в качестве контраргумента насаждается практицизм, т. е. в реальной ситуации на улице, по «понятиям» неформалов, победу надо вырвать любым путем. Один из таких приемов – нападение толпой, причем с применением военной науки – сначала засылается маленький задира – застрельщик для «наезда», потом нападающие используют подручный материал, в т. ч. холодное оружие, камни, палки, арматура и т. д. Не секрет, что «улица» насаждает общность интересов и престиж принадлежности к неформальным группировкам. На протяжении десятилетий под сильным влиянием уголовной среды в них вырабатывались традиции, которые строго блюдут так называемые «старшие». Нарушение этих традиций влечет за собой кару отступников, зачастую в очень жестокой форме. Тому можно привести массу примеров. Что тут делать? Как противостоять подобным негативным явлениям? Здесь очень важна позиция родителей, нормальная атмосфера в семье. К тому же если ребенок посещает спортивную секцию, то он постоянно ощущает мощную поддержку, и моральную, и физическую, со стороны спортивного коллектива, да и времени, и энергии для «улицы» у него просто нет.

В Японии говорят, что связь между родителем и ребенком длится одно поколение, между мужем и женой – два поколения, а между учителем и учеником – три.

Вот некоторые из простых истин, которые мы постепенно пытаемся донести до воспитанников нашей Федерации:

– Тренировочный зал – это не просто участок земли или помещение, это место для работы над просветлением.
– Сознание, возникающее из корыстных интересов и эгоистических желаний, направляет в лабиринт, из которого нет пути к просветлению.
– Будь всегда обходительным и скромным.
– Относись к своей учебе серьезно и творчески.
– Будь рассудительным и принимай решения спокойно, но быстро.
– Придерживайся простого, скромного и открытого образа жизни.
– Не будь самодовольным и надменным.
– Продолжай тренироваться, проявляя терпение, скромность и смирение.



Анализируя общение со старшими воспитанниками Федерации, можно отметить некоторые вопросы, которые, в той или иной степени, интересуют современную молодежь:

1) Взаимоотношение полов. У нас превалирует западное понятие любви, где на первом месте стоит голая чувственность и внешние данные, в том числе крикливый стиль поведения, материальное состояние и т. д. ;

В традиционное восточное понимание любви, которое можно считать эталоном, входят следующие составляющие:

– симпатия;
– привязанность;
– внутреннее состояние души, внутренний мир, в том числе эрудиция, интеллект;
– сострадание;
– учет мнения родных, близких;
– генеалогическое древо.

2) Озабоченность своей дальнейшей судьбой даже после получения высшего образования (в смысле устройства на работу).

3) Финансовый вопрос: почти все они стеснены материально, и это тоже заставляет их призадумываться о жизни и о перспективах.

Я часто беседую со своими воспитанниками о жизни; мы делаем подробный разбор некоторых ситуаций, как бы моделируем их в игровой форме. Размышляя о сегодняшней жизни, о важности моральных принципов иногда полезно вспомнить старую притчу.

Один человек, отправившись в поисках правды, посреди болота встретил неприглядную старуху. На вопрос: «Кто ты?», она ответила «Правда»,– «А что ты такая неприглядная?»,– прозвучал еще один вопрос. Старуха ответила: «А где ты видел приглядную Правду?»

Еще одна интересная притча. На вопрос: «Кого ты больше любишь, Будду или врага?» – ученик ответил: «Будду». Учитель сказал: «Так как только враг может указать на все твои недостатки – любите врага своего».

Каждому цивилизованному человеку знакомо изображение черно-белого круга, символизирующее Инь и Янь. В разговоре с учениками я часто обращаюсь к этому знаменитому символу. По существу, все наши деяния можно отнести строго к одной или же другой половине этого круга. Совершая плохие поступки, говоря дурные слова, даже нехорошо мысля, мы увеличиваем размер черной половинки своей души, автоматически уменьшая белую ее половинку, сокращая светлую часть. Хотим мы того или нет, но два начала – белое и черное – объективно существуют в каждом из нас и, чтобы познать полноту бытия, совсем не обязательно углубляться в темноту, ибо сказано: «Познай, где свет – поймешь, где тьма». Граница между светом и тьмой проходит внутри нас. Важно, чтобы темная сторона не поглотила светлую, так как жизнь связана только со светом.

Практически на все случаи жизни можно найти и привести соответствующие притчи. Эти короткие, но выразительные истории имеют большой смысл, очень поучительны, заставляют молодых людей, да и не только их, задумываться о вечных вопросах и зачастую дают на них нужные ответы.

Деятельность организации, подобной нашей, всегда тесно соприкасается со многими государственными органами: Министерством по делам молодежи, туризму и спорту, аналогичным городским отделом Мэрии, Министерством юстиции, городской налоговой инспекцией, различными контролирующими службами, такими как СЭС, Государственная пожарная служба, физдиспансер. В большинстве случаев отношения строятся на личном контакте, и благодаря специфике работы с детьми мы встречаем благосклонное внимание с их стороны. Особенно деловые отношения у нас сложились с мэрией города, руководство которой прекрасно понимает цели и задачи, стоящие перед такими организациями, как наша и охотно идет нам на встречу. Бывает, к сожалению, когда отношения, например, с головным министерством не складываются, но это также можно отнести в область личных отношений. Если взглянуть на этот вопрос несколько шире, то становится вполне понятно, что позиции госслужащего и, скажем, человека, работающего на общественных началах, во многом диаметрально противоположны в силу самой их природы. Поэтому, например, реализацию программы по пропаганде здорового образа жизни надо поручать именно тем людям, которые искренне стремятся служить обществу. Такие еще, слава богу, есть. Почему именно им, а не чиновникам нужно поручать такое важное дело? Чиновник может быть и рад сделать что-то полезное, да только не может из-за своего чиновничьего менталитета («голая» зарплата никак не может вдохновлять) и извечной боязни закона «инициатива – наказуема». При этом ответственности он боится как огня и не захочет брать ее на себя ни при каких обстоятельствах. Несомненно, это сильно тормозит реализацию многих общественно важных проектов.

С общественными организациями, например, политическими партиями, отношения Федерации обычно строятся на взаимовыгодной основе. Хотя нужно заметить, что в Калмыкии некоторые нечистоплотные политики пытаются иногда в своих корыстных целях использовать спортивные организации.

Что касается Федераций всех видов боевых искусств Калмыкии, то, как ни странно, точек соприкосновения здесь очень мало и приходится с грустью констатировать, что мир единоборств у нас разобщен. Казалось бы и делить нечего, у каждого есть своя ниша, но все равно делят. Каждый пытается доказать свою значимость и приводит свои аргументы. Видимо, нет какого-то объединяющего фактора. Правда, делалось несколько попыток такого объединения, в том числе и городскими властями, но безрезультатно. Наверное, и не будет в этом плане положительного результата, пока каждый тренер, не важно, какой вид боевых искусств он представляет, не осознает, что объединившись – все выиграют, и что не чьи-то личные интересы, а идея возрождения нации должна быть главенствующей. Объединение же путем административного давления бесперспективно. Будут, как в былые времена, работать из-под палки, а о качественной работе в этом случае не может быть и речи, а значит, мы опять зайдем в тупик. Важно понять, что любое большое дело делается человеком, влюбленным в него, отдающим всю свою душу этой работе. Конечно, не все общественные организации спортивного направления ведут политику разобщения. Будем надеяться, что со временем подавляющее большинство их осознает привлекательность такого объединения. Ведь только в единстве – наша сила.

На современном этапе ситуация вокруг боевых искусств стремительно изменяется. Во времена социализма нельзя было даже подумать о том, чтобы какая-то отдельно взятая секция могла самостоятельно осуществлять свою финансовую деятельность. Реалии сегодняшнего дня таковы, что не учитывать коммерцию как силу уже нельзя. И сейчас многие инструкторы, получающие плату с нескольких десятков учеников, стремятся научиться управлять своими секциями как коммерческими фирмами. Можно с уверенностью сказать, что все российские общественные спортивные организации попали в тиски экономической действительности. С одной стороны, секции, как правило, арендуют помещения и вынуждены собирать плату с учеников. С другой стороны, инструкторы пытаются сохранять восточные традиции, которые требуют соблюдения правил этикета и качества обучения, а значит, число учеников должно быть ограничено. Увы, экономическая необходимость побеждает чаще. Потребитель, т. е. ученик, и получил, и потерял из-за такого откровенного поворота к бизнесу. Чтобы удержать учеников и привлечь новых, а значит – больше заработать, стали применяться новые способы удержания и удовлетворения потребностей учеников. Одним из самых действенных способов стало более быстрое повышение разряда. Таким образом, ученик скорее получал желаемый пояс, но терял при этом многие нюансы обучения и пропускал тяжелые, но необходимые тренировки. При таком подходе, неизбежна деградация. По моему мнению, боевые искусства должны быть доступны каждому желающему, но они должны давать ученикам что-то большее, чем просто пояс для поддержки штанов, выражаясь словами знаменитого Брюса Ли.

Практика показывает, что любая спортивная организация в своей деятельности сталкивается с массой проблем.

Это прежде всего:

– аренда спортивного зала, плата за которую колеблется в зависимости от количества часов, позиции хозяина зала и других факторов;

– приобретение спортивной одежды, иначе тренер просто не сможет вести занятия. Сюда входят спортивная обувь, кимоно, спортивный костюм, ветровка, кроссовки, спортивная сумка и т. д. ;

– поездки на семинары для повышения квалификации. С участием тренера в очередном семинаре увеличивается поток необходимой информации, устанавливаются новые знакомства, растет личное мастерство. Правда, при этом увеличиваются и расходы.

– участие в различных соревнованиях, связанных с выездом.

Финансирование здесь может быть из нескольких источников. Прежде всего, это спорткомитет. Но у него есть перечень видов спорта, которые финансируются в первую очередь. Кроме того, это уже изобретение наших местных спортивных деятелей, необходимо наличие договора о сотрудничестве со спортивными организациями. А договор этот чиновники от спорта могут и не подписать. Причины могут быть разные: это и независимая политика в области спорта, и личная неприязнь, и несвоевременно сданный отчет, если спортивная организация ранее с ними сотрудничала и т. д. Вторым источником могут быть спонсоры, которые действительно хотят помочь, но здесь не стоит обольщаться: в Калмыкии с этим очень трудно. Третьим источником могут быть сами родители, заинтересованные в спортивном росте своих детей. Этот источник самый надежный. Признаться, среди инструкторов встречаются такие, которые стремятся «урвать» из всех трех источников. Механизмы у них, как правило, отработаны.

Теперь о самих соревнованиях. Помимо официальных расходов, таких как проживание, питание, проезд, приобретение призов существуют еще и всевозможные взносы, которые спорткомитет не оплачивает. Поэтому эти расходы ложатся на плечи инструктора, который вынужден проявлять чудеса изворотливости.

Источниками дохода могут быть:

– взносы учеников;
– проведение различных семинаров и аттестаций в секции;
– финансовая помощь спонсоров;
– поддержка государственных структур.

Как при таких условиях можно работать? Существуют два варианта:

Вариант первый. Его практикуют те инструкторы, которые, как правило, усматривают только свой личный интерес. Таких, к сожалению, сейчас не мало.

Вариант второй. Инструктор действительно верит в то, что приносит пользу обществу и он продолжает развиваться сам и развивать свою секцию независимо от складывающейся обстановки. Это лучший путь служения обществу, нации.

Занятия боевыми искусствами всем хороши. Они прекрасно закаляют морально и развивают физически, но на современном этапе, бывает, не учитывается, или учитывается не в должной мере, польза от акробатических приемов, таких как рандат, кульбиты, сальто и т. д. Чтобы добиться всестороннего физического развития детей, мы попросили проводить специальные занятия Николая Убушаевича Замбаева, одного из лучших преподавателей спортивной гимнастики Калмыкии. И сегодня в нашей Федерации эта дисциплина преподается на должном уровне. Сам Николай Убушаевич является сторонником здорового образа жизни. Достаточно сказать, что каждое утро он начинает с физической зарядки, в которую входят: отжимания – несколько подходов по 100 раз, растягивающие упражнения, которые даже в его возрасте, а ему 67 лет, позволяют свободно садиться на «шпагат», «шнур», и дыхательные упражнения. Согласитесь, что далеко не каждый даже в молодом возрасте сможет это делать. Помимо всего прочего, Николай Убушаевич еще и прекрасный массажист и может диагностировать различные повреждения костно-мышечной системы и позвоночника, коррегирующие правильную осанку. Он также занимается профилактикой общей патологии миопии (зрение) и плоскостопия. Такие люди как Николай Убушаевич Замбаев составляют «соль земли» и суть нации.

Как складывается обычный день в нашей Федерации? С годами, в результате кропотливой работы, выработался определенный распорядок, создающий наиболее оптимальные условия для всестороннего развития детей.

С утра собирается административный персонал, который работает до вечера. Утром же приходят дети утренней секции и начинаются тренировки, которые длятся до обеда. Со второй половины дня начинаются тренировки вечерних групп, занятия длятся до позднего вечера. С 19. 00 часов приходят те, кто занимается в свободной группе – родители, студенты и другие взрослые, и тренируются до глубокой ночи. Они иногда остаются ночевать, так как это возможно. Нужно заметить, что в здании Федерации 3 зала. Один из них тренажерный, где и занимаются взрослые. В воскресные дни в Федерацию приходят дети, занимающиеся в секциях при школах и проводятся мини – соревнования, квалификационные аттестации, дни рождения, конкурсы караоке и даже конкурсы красоты.

В последнее время активно практикуем игру типа «пейнтбол» на военную тему.

Мой рабочий день обычно начинается как у всех, но длится до глубокой ночи. Днем, как правило, занимаюсь административными делами, а вот вечером начинается настоящая работа. Это пробежки, тренировки, встречи с родителями, любителями боевых искусств, просмотр фильмов по боевым искусствам, беседы с близкими по духу учениками. И так – почти каждый вечер. Жизнь интересная, скучать не приходится.

Что касается взаимоотношений занимающихся друг с другом, то у нас во всех секциях с приходом новичка вокруг него создается нормальная атмосфера. Этим мы и отличаемся от уличных группировок, да чего там греха таить, и от некоторых других секций.

Разумеется, есть у нас и негативные явления, связанные с теми новичками, которые еще не привыкли к дисциплине, путают чужое со своим, не знают, что такое уважение к старшим, но они очень быстро или уходят, или же подчиняются правилам, существующим у нас. Поэтому трудности, с которыми на первых порах сталкиваются новички, могут быть, в основном, только физического характера, т. е. нагрузки на тренировках.

При приеме в секцию ученика, на мой взгляд, необходимо учитывать:

– генеалогию;
– гороскоп (год рождения по восточному календарю);
– характеристику классного руководителя;
– беседу с родителями, а также с детьми во дворе дома или улицы, где он живет.

Зачастую родители, приводящие своих детей в ту или иную секцию, учитывают только близость к месту проживания, стоимость месячных занятий, но не учитывают самое главное – воспитательный процесс в самой секции. А между тем, на это стоит обратить самое пристальное внимание. Хотя бы потому, что от отношения к вашему ребенку в секции будет зависеть его дальнейшая судьба. Что вложат ему в душу? Доброе или плохое? Все это зависит от тренера, который будет заниматься с вашим ребенком. И, как я уже подчеркивал, только человек заинтересованный, причем не из-за финансового вознаграждения, а искренне верящий в будущее вашего ребенка, будет настойчиво помогать вам в воспитательном процессе. Еще Конфуций говорил, что для гармоничного развития личности необходимы три фактора:

– кропотливый труд;
– хорошее окружение;
– истинный учитель.

Конечно, учитель, наставник, тренер сам должен обладать высокими нравственными качествами – вести правильный образ жизни и во всём служить примером ученикам. Он должен не только говорить о справедливости и совести, но и руководствоваться ими в своей повседневной жизни.

В настоящее время, как, впрочем, и во все времена, чрезвычайно трудно отыскать учителя с такими качествами. Когда вы приводите детей в секцию, вами должно учитываться не только техническое мастерство, которому там обучают, но и те жизненные ценности, которые там им прививают. Поэтому ваши уважительные расспросы учителя о его предмете, о его жизненных ценностях являются разумной практикой.

Читатель вполне справедливо может задать мне вопрос: а есть ли у вас самого учитель в жизни и в боевых искусствах? К великому счастью, могу ответить утвердительно. Несомненно, это Бембеев Юрий Эрдни-Горяевич. Наше знакомство с ним длится больше 20-ти лет, а более тесная дружба – в течение 15-ти лет. При всем при том я очень часто бываю им «бит» за малейшую провинность. Мы часто обращаемся за советом к другим людям. Беда многих в том, что они обращаются не к тем. Мне в этом случае повезло. Ю. Э-Г. Бембеев – человек, не падающий духом ни при каких обстоятельствах, ежедневно занимающийся самосовершенствованием, не поступающийся верными жизненными принципами, является примером для подражания.

Простые правила, которых я стараюсь придерживаться, и которые помогают мне идти верным путем по жизни, возможно, помогут и другим.

1. Ни при каких обстоятельствах не падать духом. Помните, мы смертны. Вероятно поэтому наши предки говорили: «Кеняс ээхм?» (бояться некого).

2. Всегда помните о своем физическом теле. Ограничивайте себя в еде. На Востоке говорят: «Если ты не будешь заботиться о себе, то кто это будет делать?» Ведь по сути, Вас никто не сможет заставить заниматься собой, пока Вы сами не придете к этому. И чем скорее, тем лучше.

3. Очень многие, в той или иной степени, ленивы. Заставляйте себя делать необходимые дела, не откладывая на завтра. Все равно Вам придется это сделать.

4. Не делайте плохо другим людям. Рано или поздно, все возвращается. Дорожите дружбой: кто как не друг придет к Вам на помощь в трудную минуту?

5. Будьте благодарны тем людям, которые помогали Вам в течение жизни. Еще неизвестно, кем бы Вы стали, если бы не помощь этих людей. Только глупые могут говорить, что чего-то в жизни достигли сами. Не может яйцо само вылупиться.

6. Если мы действительно желаем возрождения нации, давайте начнем с себя, чтобы личным примером увлечь людей к здоровому образу жизни, к здравому патриотизму.


< предыдущая > < содержание > < следующая >
Яндекс.Метрика
Сайт управляется системой uCoz