"Лишь славная история и самобытная культура делают народ НАРОДОМ!" (www.KALMYKI.narod.ru)

Новости

История

Культура

Общение

Админ


чехол для samsung galaxy
Поиск:


История / Статьи

КТО ТЫ, ДАЛЕКИЙ ПРЕДОК?
(О том, где следует искать первоначальные корни происхождения ойратов)

1. "ДВА СМЕЖНЫХ И РАВНЫХ ГОСУДАРСТВА"
2. "НАРОДЫ, НОСИВШИЕ НАЗВАНИЯ ГОР"
3. "ГОСУДАРСТВО ПЕРВЫХ СЕЛИФОВ"

Выше мы говорили, что с IX в. до н.э. Европа и Азия были почти всегда встревожены грозной опасностью, надвигающейся с востока.

Китайские источники приводят краткие сведения о различных племенах, населявших территорию Монголии во II тысячелетии до н.э. Более полные сведения относятся к V-IV вв. до н.э. К этому времени в Центральной Азии сложились два племенных союза хунну и дунху. Между ними существовала общность в языке, обычаях, в культуре. Корнями они уходили к племенной группе бэйди (северные ди). По китайским источникам, это протомонгольские племена, которые кочевали задолго до хунну и дунху на территории Южной Монголии. В китайских хрониках первого тысячелетия до н.э. они упоминаются под названием Жун, Ди и Ху.

Племенная группа дунху и вышедшие из нее племена Ухуань, Сяньби, Жужане и ответвления Сяньби - Муюн, Тоба, Юйвэнь, Кумоси, Шивэй и Кидани - все они были связаны между собой общим происхождением, сходством обычаев, языка и культуры. Эта группа племен была основой происхождения монголо-язычных племен и народов*.


*Эта концепция впервые официально изложена мною в "Рассказах по истории и культуре ойрат-калмыков". Элиста, 1992, с. 34.
Странно, что категорически не воспринимая эту концепцию, критикуя ее, так же как и употребление мною термина "Ойрат-калмыки" (обоснование дано в канд. дисс., 1980 г.), А. Г. Митиров свою концепцию в настенном календаре за 2002 г. "Родословное древо калмыцкого народа" строит именно на хуннах (гуннах) кумоси, сяньби, дун-ху, тюркютах и тюрках. Одну из своих монографий также назвал "Ойрат-калмыки: века и поколения", хотя знает, что впервые словосочетание "ойрат-калмыки" в исторической литературе было обосновано мною в 1980г. при защите диссертации кандидата наук. "Кумоси" - произв. ел. от китайских "ху, кю, ку, сю, си" - доел, "люди сяньби", как и слово "муюн" от монг. "морюн, морун", лошадь и тюрк. ел. "тюр-кют" переходит в мои. "тюргюд, тургуд, торгуд, торгоут, торхаут, тор-гут" - выстоять, выдержать!" Отсюда и племя торгоуты.

Китайские источники называют хуннов "ху" (варвары). Этот термин имеет широкое собирательное значение. Он применялся для обозначения всех некитайских племен. Название же дунху означает "восточные ху", т. е. племена, жившие на востоке от племен ху (хун-ну). Как хунну, так и дунху были скотоводами. К III веку до н.э. наиболее сильными из них стали хунну. Они вели кочевой образ жизни. Обменивали продукты скотоводческого хозяйства и меха на предметы земледелия и ремесла у народов соседних стран. Для перекочевки каждому роду и племени выделялась определенная территория: "каждый имел выделенный участок земли и перекочевывал с места на место, смотря по приволью в траве и воде".

Власть у хуннов передавалась по наследству. Она закреплялась за определенным родом, переходила от отца к сыну. Во главе племенного союза стоял правитель - шаньюй, который с III в. до н.э. уже не избирался племенем или советом старейшин. Выделилась племенная знать - "князья". Совет старейшин еще существовал, но не играл решающей роли.

Хуннский шаньюй Модэ, захвативший власть в 209 г. до н.э. после убийства своего отца Туманя, хотя и обращался за советом к старейшинам, но приказывал "рубить головы" им, если они не соглашались с его мнением.

Проведенные шаньюнем Модэ реформы укрепили наследственную власть хуннской аристократии. Земли, подвластные хуннам, были разделены на три части (стороны). Одна из них служила для кочевий орды шаньюя Модэ. Две других - восточная и западная - возглавлялись "князьями": Чжуки-князем (левой руки) и Лули-князем (правой руки). Восточная или левая сторона считалась старшей. Обычно наследником престола шаньюя бывал восточный Чжуки-князь.

Князьям подчинялись наследственные старейшины - темники, носившие различные титулы: Мудрый, Витязь и т.д. Таких старейшин было всего двадцать четыре. У каждого из них было по 10 тысяч конницы (тумен). Для управления делами темники назначали тысячников, сотников, десятников. Это была военно-административная система деления. Наиболее знатными родами у хуннов были Хуянь, Лань, Си-Люань ди и Сюйбу. Именно из их среды выдвигались наследственные князья и крупные военачальники.

Почти такая же военно-административная организация была у атлантов "Старого Света". Там также существовала система составления войска по 10 тысяч. Платон писал:

"Каждый участок равнины должен был поставлять одного воина. Причем, величина каждого участка была десять на десять стадиев. Всего участков насчитывалось шестьдесят тысяч... В случае войны каждый предводитель обязан был поставить шестую часть боевой колесницы так, чтобы всего колесниц было десять тысяч...".

В социальном строе хуннов сохранялось предпочтение родовым традициям, существовало многоженство. По смерти брата, следующий брат брал в жены вдову умершего из опасности, чтобы не пресекся род. В истории такой обычай называется "левиратом" (особое почитание дяди по матери - "нахцх").

Постоянные войны хунну с другими племенами и соседними народами приводили к захвату имущества и рабов: "Пленные и мужчины, и женщины поступают в неволю... Кто убитого привезет с сражения, тот получает все имущество убитого". Война для них служила постоянным источником богатой добычи. С возникновением рабства появляется слой социально угнетенных.

Держава хунну при Модэ стала могущественной. На западе границей владений были города-государства Восточного Туркестана; на востоке р. Ляохэ, в верховьях которой кочевали племена дунху; на юге - Китай (территория современной провинции Шанси). Еще в IV-III вв. до н.э. китайцами здесь была воздвигнута "Великая стена", предназначенная служить преградой от нападения кочевников хуннов**.


**И не только преградой. По мнению Мурада Аджи "оказывается Великую стену строили в III веке до н. э. вовсе не для защиты от набегов "диких кочевников". Китайский император приказал возвести стену, чтобы китайцы не переходили к тюркам. Тогда на Алтай убегали семьями, родами и племенами (деревнями -Аджи)... Там жилось веселее... См. "Полынь Половецкого поля", с. 131-132.

Граница государства Модэ шла вдоль этой "Великой стены". На севере владения хуннов достигали Байкала. Существует мнение, что военным успехам хуннов способствовала военно-административная организация, заимствованная у древних хорезмиицев, которые в свою очередь заимствовали у более древних цивилизаций в Иране, Персии, а те, в свою очередь, заимствовали у атлантов "Старого Света".

Новым в вооружении хуннов являлась тяжелая броня-панцирь для коня и всадника, длинное штурмовое копье, прикрепленное цепью к коню, а также стрела "свистунька", изобретенная самим Модэ, указывавшим направление стрельбы воинов. Особенность этой стрелы заключалась в том, что она в полете производила страшный звук-свист и тем создавала панику у противника. Кроме того, хунны в это время изобрели особый лук с овальным, широким изгибом. Именно овальный изгиб лука давал возможность метать стрелу на такие расстояния, которые ранее не были известны и досягаемы ни одному народу, пользовавшемуся луком.

По сложившейся традиции, старейшины всех родов и главы племени ежегодно съезжались в ставку для приношения жертв предкам, небу, земле, духам. Ежегодно осенью они съезжались для совместной охоты. В это время проверялось наличие людей, скота, т.е. существовала своеобразная система учета населения и скота. Определялся и размер налогообложения рядовых скотоводов. Хунны имели свою письменность. Об этом свидетельствуют археологические находки в урочище Ноин-Ула и других местах Монголии: различные знаки, нанесенные в виде царапин на предметах домашнего обихода. Таких знаков обнаружено четырнадцать.

Шаньюй Модэ покорил этнически различные племена монгольского, тунгусского и тюркского происхождения и всех их именовали хуннами.

Китайская империя Хань, страдавшая от постоянных набегов хуннов, вынуждена была откупаться от них дарами - своеобразной данью и признать независимость державы хунну В 162 г. до н.э. ханьский император Сяо Вэнь-ди в послании к хуннскому шаньюю Лаошан-Гиююэ сыну Модэ, писал; "...кочевые владения, лежавшие от Долгой ("Великой") стены на север, должны принимать повеления от шаньюня; обитающим внутри Долгой стены шляпопоясными (хунну) управляю я". В этом же послании китайский император утверждал: "Хань (династия) и хунну суть два смежных и равных государства". С 198 г. до н.э. Китай возобновил договоры о мире и родстве, отправлял китайских принцесс в жены хуннским правителям и посылал дань. Тем не менее хунны не прекращали набегов на территорию Китая, китайцы не прекращали свои переходы к хуннам. Порой на долгое время прекращалась торговля Китая с западными странами, т.к. хунны захватывали территории, по которым пролегал "Великий шелковый путь", соединявший Китай с "Западным краем".

После поражения, понесенного от сяньбийцев в 93***г. н.э. часть северных хуннов во главе с шаньюем Чжичши, вступив в союз, в конце I в. н. э. откочевала на запад.


***В процессах зарождения и формирования ряда новых народностей исключительно важную роль сыграла война 93 года н.э. Именно в результате этой войны ещё более углубился ассимиляционный процесс. Смешение разноязычных племенных групп привело к образованию новых этносов. О войне 93 года н.э. и связанных с ней процессах см. Л.Н. Гумилёв. Хунну. М., 1960; Хунны в Китае. М., 1974; Древние тюрки. М., 1967; Поиски вымышленного царства. М., 1970. П.А. Дарваев. Краткое введение в сравнительную монголистику. Учебное пособие для студентов Калмыцкого университета. Элиста.,1988.; Его же. Калмыцкий язык в свете теории культуры языка и речи (Проблемы функционирования и перспективы развития). Элиста, 2003. .

Ушедшие из Монголии северные хунны установили союз с прикаспийскими племенами скифов, сарматов, аланов, покорив и вобрав их в свою среду, продвинулись дальше на запад. Они оказались в нынешних Калмыцких степях. В V в. они образовали крупное государство во главе с Аттилой на Дунае. После смерти Аттилы (453 г.) хунн перестали существовать как единое государство, расколовшись, подобно Золотой Орде, на несколько государств в различных регионах азиатского и европейского континентов.

Распространившись по всему свету, хунны смешивались с различными народами посредством как династийного брака, так и приведением их в покорность. Так западные хунны смешались с народами Средней Азии и народами, жившими на территории до Дуная, создавая новую уже тюркоязычную группу народов. В их среде сохранились еще родовые и племенные традиции, передаваемые из поколения в поколение посредством мифов и легенд. Известный историк Л. А. Гольденберг в работе "Статья С.У. Ремезова "О калмыках, как весьма известном в Сибири народе" пишет:

"Предания рассказывают, что еще в III в. до н.э. зюнгары, торгоуты, дербеты и хошоуты служили у Александра Великого царя Македонского"****.


****См. вторую книгу "Обретение родины". Ссылка в очерке "Начало великого переселения".

Легенда всегда являлась памятью народа. Она легче запоминалась и передавалась на протяжении тысячелетий из поколения в поколение. Рождалась она на достоверной исторической основе.

В Монголии южные хунны, смешавшиеся с местным населением, образовали новый союз племен монголоязычного происхождения. В 93 г. н.э. самостоятельное государственное образование "азиатских варваров" исчезло с исторической арены. Период существования "двух смежных и равных государств" Хун-ну и Хань закончился. Остатки же хуннов добровольно принявшие наименование "сяньби", создали страну "Бумбай" (сто тысяч стойбищ), о которой поется в эпосе "Джангар".

Данное утверждение обосновывается более детально в монографии П. А. Дарваева "Калмыцкий язык...", Элиста, 2003, с.8-10. Дарваев считает, что тюркское слово "колмак", означающее "остаток", превратилось в "халимаг", обозначающее нечто, связанное с известным для калмыков глаголом "халиху" или "холиху", т.е. "склонный к парению" или "склонный к смешиваемости". В сознании некоторых современных калмыцких авторов (С.Каляев, А.Кичиков, В.Дарбакова, У.Эрдниев) получила народное толкование как производное от знакомого им калмыцкого глагола либо "холиху" (смешиваться), либо "халиху" (парить), либо женской шапки "халмаг", что совершенно неверно. В действительности же под этим словом тюркоязычные соседи имели в виду "остаток" хуннов, которые в 93 году после поражения, понесённого от сяньбийцев, в количестве 100 тысяч семей приняли добровольно наименование "сяньби". Во главе этих "новоиспечёных" сяньбийцев встал знатный хуннский род Хуянь. Именно из этих "остатков", как известно, потом вышли 500 семейств Ашина, создавших государство древних тюрок (Гумилёв. Древние тюрки, с.22). Именно остатки древних тюрок или "тюркютов", расшифрованных как "турк-ут", что первоначально означало "кузнец, плавильщик железа", пройдя стадии "дархутов", что означало привилегированное сословие, свободное от податей, и "туркаутов", что означало "гвардеец", вновь вернулись к "остаткам хуннов" в виде "торгоутов", потомков гвардии Чингис хана. Вероятно, поэтому появление торгоутов во главе с Хо-Урлюком на южных рубежах России в пер. пол. XVII века не встретило сколько-нибудь серьёзного сопротивления у бывших жителей Золотой орды (см. П.А. Дарваев. Калмыцкий язык..., с.9). Приводим дословно доказательство этой версии. "Доказательством правомерности подобного утверждения, на наш взгляд, является наличие среди "дербен-ойратов" и калмыков трёх из четырёх древних хуннских родов. Это род волка - "чонос", соответствующий хуннскому роду Хуянь. Это был род оленя или бухус, соответствующий хуннскому роду Си-Люань ди, из которого вышел шаньюй Модэ. Это род ворона - кереит, соответствующий хуннскому роду Сюйбу (Гумилёв. Хунну. с.75). Только род Лань, представлявший потомков китайского принца Шун-Вэя, у калмыков не представлен. Однако, зная, что это был род символизировавший цветок орхидеи, цветок вечной молодости и бессмертия, мы можем найти его отголоски в почитании калмыками цветка тюльпана - "бамба цецег". Кроме того, в эпосе "Джангар" говорится о стране "Бумбай", название которого мы переводим как "сто тысяч стойбищ". Тогда словосочетание "Бумбаин орон", как это представлено в эпосе, надо переводить как "страна ста тысяч стойбищ", т.к. слово "Бумбай" является сочетанием числительного "бум", означающего "сто тысяч" и существительного "бай", означающего "стойбище, жилище" (Калм.-русс. Словарь, М., 1977, с. И9). Думается, совершенно не случайно первый хан тюркютов рода Ашина, вышедшего из среды "остатков" хуннов, назывался "Бумин-хан" т.е. как "хан ста тысяч" (Гумилёв. Древние тюрки. М., 1967, с.26-27).

Что же это за страна, "где неизвестна зима, где всегда - весна, где не смолкая, ведут хороводы свои жаворонки сладкогласые и соловьи, где и дожди подобны сладчайшей росе, где неизвестна смерть, где бессмертны все, где небеса в нетленной сияют красе, где неизвестна старость, где молоды все? Благоуханная, сильных людей страна, обетованная богатырей страна?". Конечно же, это волшебная страна орхидеи ("Джангар". Калм. нар. эпос. -пер. С.Липкина. Элиста, 1989, с.9; П.А. Дарваев. Калмыцкий язык..., с. 10).

Автор данной работы привёл подробные выдержки из монографии П.А. Дарваева не случайно. Они полностью подтверждают тезис о том, что основные компоненты современного калмыцкого народа: торгоуты, дербеты, хошоуты, явившиеся предками ойратов, наиболее отчётливо начали выявляться именно после войны 93 года н.э. Разношёрстные "остатки" хуннов 93 года мы принимаем за прапредков ойрат-калмыков. Они являлись предками древних ойратов. Такое утверждение автор данной книги пропускает красной нитью через весь анализируемый исторический период до образования Калмыцкого ханства в Поволжья и Предкавказьи. Утверждение прошло апробирование. См. В.Ш. Бембеев, В.В. Бембеева. История и культура родного края. Учебник для 6-7 классов. Элиста, 1992 год.

Бембеев В.Ш.


Яндекс.Метрика
Сайт управляется системой uCoz