"Лишь славная история и самобытная культура делают народ НАРОДОМ!" (www.KALMYKI.narod.ru)

Новости

История

Культура

Общение

Админ


гбо brc
Поиск:


История / Статьи

КТО ТЫ, ДАЛЕКИЙ ПРЕДОК?
(О том, где следует искать первоначальные корни происхождения ойратов)

1. "ДВА СМЕЖНЫХ И РАВНЫХ ГОСУДАРСТВА"
2. "НАРОДЫ, НОСИВШИЕ НАЗВАНИЯ ГОР"
3. "ГОСУДАРСТВО ПЕРВЫХ СЕЛИФОВ"

Дунху, разбитые шаньюем Модэ в 209 г. до н.э., рассеялись по всей территории современной Внутренней Монголии и Северо-Восточного Китая (Дунбэй). В китайских хрониках написано: "Ухуань есть дунху... Ухуань есть продолжение дома Татар-ханова в прямой линии". Дело в том, что некогда у хуннов существовала династия Могул-хана. Царствовала эта династия в империи хуннов в западной половине Монголии. Параллельно у дунху существовала династия Татар-Хана. Она господствовала в восточной Монголии. Как было сказано выше, оба народа, хун-ну и дунху, постоянно смешивались и становились родственными за счет династийных браков и подчинения одних другим. Обе линии, хунны Могул-хана и дунху Татар-хана, впоследствии стали этно-исторической основой формирования монгольского и татарского (тюркского) народов.

Во время вторжения войск Модэ на территорию дунху многие из них бежали и обосновались в горах, именуемых Ухуань. Другая часть осела в горах Сянь-Шань. По названиям гор племена дунху, его ответвления, бежавшие от нашествия Модэ, соответственно и получили названия ухуань и сяньби. Во времена могущества хуннов предки ухуань и сяньби, дунху были данниками хуннов и большой политической роли в истории Центральной Азии не играли. Ухуань, потомки народа дунху, на политической арене стали известны в 80-х гг. до н.э. Формирование и усиление этого народа происходило в западной части горной цепи Инь-Шань, на севере от Китая, в долине Хуанхэ. На севере граница их земель доходила до Ордоса. Истории известно, что в 70-гг до н. э. ухуань подняли восстание против хуннской империи, разрушили гробницы хуннских шаньюев Чен-Юса и Чен-Юя Модэ, потомков знаменитого Модэ. Спустя некоторое время, ухуань разгромили армию хуннского шаньюя Тхен-Маня, который в течение десяти лет вынужден был скрываться на севере пустыни Гоби.

Племя сяньби начинает играть заметную политическую роль в истории Центральной Азии в I в. до н.э. Племя это жило севернее ухуань, в подножьях горной цепи Сянь-Шань, в районе укрепленной линии полуострова Ляо-Дун.

В отличие от ухуань, сяньби меньше подвергались влиянию Китая. В середине и до конца I в н.э. сяньби, в союзе с Китаем, вели борьбу главным образом с северными хуннами, с которыми их земли граничили на западе.

В 49 г. н. э. сяньбийские старшины установили контакт с двором китайского императора. Они собирали и накапливали свои силы для борьбы с хуннами. В успешном осуществлении этой цели заметную роль должен был сыграть союз с Китаем. Сяньбийские старшины в 54 г. н.э. получили от китайского двора княжеские титулы, а в дальнейшем им ежегодно давали крупные вознаграждения за их военные заслуги. В 93 г, н.э., при активной помощи Китая, сяньби во главе с князем Бяньхэ совершили нападение на северных хуннов и выдвинулись на политической арене. Тогда сто тысяч кибиток (семей) северных хуннов, признав власть сяньби, образовали западносяньбийскую орду. Со слиянием северных хуннов с племенами сяньби этнический состав последнего изменился. С этого времени под сяньби надо подразумевать не только их предков дунху, но и хуннов. т. е. сяньби стали этнически неоднородными. Это смешение двух племен нашло свое отражение в их языке. Но при этом происходило обогащение одного из скрещивающихся языков, древнемонголъского, который сохранялся и развивался, пополняя свой словарный состав за счет других языков - тюркского и тунгусоманъчжурского. Это и стало основой различий будущего ойратско-калмъщкого этноязыкового сообщества и остального монголоязычного мира.

Среди них были предки дербетов, торгоутов, хошоутов. Основу дербетов представляли роды "быка" (бухус), "волка" (чонос, цорос). Среди других этносов Г.О. Авляев выделяет: батут, хойт, шарнут, саарлмуд, хоонут, бурул (Г.О.Авляев. Происхождение калмыцкого народа. М, 1994, с. 136-140). Этноним дербет является монгольским наименованием древних хуннов, а их предполагаемое родство с цоросами можно объяснить тем, что и цоросы были хуннами, только названными персидским числительным "чоро", означающим "четыре", получившим монгольское оформление множественного числа. Согласно монгольским источникам, дербеты ведут своё происхождение от легендарных четырёх сыновей Дува Сохура, которые в "Алтай тобчи" именуются как Донай, Докшин, Эмнек и Эркек. Г.О.Авляев полагает, что в этих именах скрыты "табуированные названия каких-то предков - тотемов зооморфного происхождения" (Г.О.Авляев. с. 132). П.А. Дарваев считает, что в именах зашифрованы тотемы четырёх хуннских родов: ворона, волка, оленя и орхидеи. Отсюда и расшифровка: Донай - это соответствие калмыцкого "донка", обозначающего метафорически "ворона" или "человека-пройдоху" (Калм.-русс. словарь. М, 1977, с.207). В совр. монг. языке встречается лишь однокоренное "дон-хор", означающее "человек, имеющий головной убор большого размера", и глагол "донхойх", означающий "быть длинношеим и большеголовым" (Монгол - орос толь. Монг.-русс, словарь. Сост. Лув-сандэндэв. А.М., М, 1957, с. 152). Если это не ворон, ставший тотемом рода Сюйбу, входившего в четырехчленный союз хуннов, то что это? (Л.Н. Гумилёв. Хунну. с.75). Примечание о том, что представитель этого рода всегда исполнял должность государственного судьи и делопроизводителя, невольно вызывает желание ассоциировать его с древнеегипетским богом луны Тотом, покровителем письменности, выступающим в образе птицы Ибис. Тогда его напарник бог Солнца Ра, в Мемфисе выступавший в образе быка Аписа, может объяснить, почему у хуннов после 940 года до н.э. вместо оленя стал почитаться образ быка, а их наименования стали почти неразличимы: бука "бык", бута "олень" (Калм.-русс. словарь, с. 115,124; "Джангар". Калм.нар.эпос. с. 120,125). Старое же наименование оленя "хоро" или "хоран", думается, забылось. Об этом свидетельству ют этимологические изыскания Л.Б.Олядыковой относительно древнерусского слова "хоругвь", которое она связывает с древнемонгольским словом "хоронго", означавшим "антилопу" (Л.Б.Олядыкова. Лексика монг. происхождения в древнерусской письменности до XIII века. Учебное пособие. Элиста, 1990, с.24).

Имя Докшин, означающее по-калмыцки "свирепый, хищный, беспокойный, резкий и сильный", безусловно является метафорическим наименованием волка (Калм.-русс. словарь, с.203).

Имя Эмнег, переводимое с калмыцкого как "дикий, не прирученный, необъезженный", без всякого сомнения можно отнести к оленю.

Имя Эркек, переводимое с калмыцкого как "капризный, нежный, ласковый", по всей видимости, надо связывать с понятием "цветок орхидеи" (Калм.-русс. словарь, с.703). Дословно из кн. П.А.Дарваева "Калмыцкий язык...", с. 11.

В составе торгоутов, которые считаются потомками гвардии Чингис хана, куда набирали самых сильных, умных и красивых из числа военной элиты и свободных людей (Сокр. ск., Элиста, 1990, с. 195-196) Г.О.Авляев находит кереитов, меркитов, харанутов, багутов - баргутов, му-хоринов, бульчинов, зюнгаров, хапчинов, цатанов, тайджиутов, батутов, эльджигутов, алангосудов, цатхалов, шарадов, бомаднутов, харахусов - харвосов, цоросов и др. (Г.О. Авляев. С.65-101). Из древнейших родов, как видим, здесь представлены род ворона - кереит, из которого происходили калмыцкие ханы, и род быка - харахус, образованный из стяжения словосочетания "хара бухус", о чём свидетельствует его вариант "харвос", образованный из того же словосочетания. Интересно то, что среди торгоутов нет рода волка, как среди дербетов, а есть род баргутов - багутов, т.е. волкодавов.

Интересно и то, что кереиты, особенно бага-цохуры были в отношениях экзогамного брака с родом "бухус", т.е. быков, который считался старшим среди дербетов. Думается, это рудимент древнехуннского обычая экзогамии, когда шаньюй брал жён из определённого круга родов (Гумилёв. Хунну, с.75). Подвергая критике версию Н.Н.Убушаева, Дарваев П.А. указывает на разницу между племенным наименованием "торгут" и родовым наименованием "Ашина", что значит "волчица" у древних тюрков или, по Л.Н.Гумилёву "тюркютов". В конце своей статьи, ссылаясь на "Очерки..." Г.Н.Потанина, Убушаев Н.Н. приводит пример со словом "дархан" имеющим пять значений: кузнец, свободный, аристократ, привилегированный, знатный. Это лишь подтверждает, - пишет П. А. Дарваев, - нашу версию о том, что этноним "ту-кю" в китайской версии, расшифрованный П.Пеллио как "тюр-кют", возник в качестве прозвища "кузнец, плавильщик", данного Бумын - хану его сюзереном жужаньским ханом Анахуанем.

Однако мысль автора статьи о связи слова "торгоут" с тюркским словом "тургак", означающим "сторож, стражник, часовой" (Древнетюркский словарь. Л. 1969, с.587), можно принять как вполне достоверную, т.к. тюркюты Ашина были не только кузнецами и плавильщиками железа, но и наёмной дружиной у Анахуаня. Если вспомнить, как они во главе с Бумыном покорили 50000 восставших телесцев, прибывших из Западной Джунгарии, то эта версия кажется весьма удачной (Гумилёв Л.Н. Древние тюрки. М., 1967, с.27). Но скорее всего здесь произошло наложение друг на друга двух близких по звучанию слов. Во всяком случае, волком здесь не пахнет. Кроме того, нельзя упускать из виду то, что Ашина и его потомки считались потомками волчицы. Отцом же их был хуннский принц. У телесцев же, будущих уйгуров, всё было наоборот: отец - волк, а мать -хуннская принцесса. Если мы вспомним, что хуннский шаньюй был из рода оленя-быка, то всё становится на своё место. Тогда указание Л.Н.Гумилёва об уходе части северных хуннов на Алтай после поражения в 93 году, имеет веское основание (Гумилёв, с. 81). При этом надо уточнить, что туда пришли ещё и представители рода волка - кият, побывавшие в Европе, познавшие секреты металлургии и военного ремесла. На это указывает форма слова "кият", означающее "волка из рода Борджигит", т.е. "серой волчицы", тогда как у хуннов эпохи Модэ, как известно, род волка назывался "хуян". За это время у слова "хуян" первая гласная в результате редукции потеряла огубленность и превратилась в "ы", а согласный звук "х" вновь обрёл былую взрывность. Так возникло слово "кыян". Но, возможно, произошло то и другое, т.е. бегство на Алтай после 93 года, возвращение части разгромленных хуннов после 468 года и переселение "500 семейств Ашина на Алтай" после 439 года. Это и позволило, вероятно, создать одну легенду из нескольких, когда речь шла о происхождении, о чём говорит и Л.Н.Гумилёв в своей монографии "Древние тюрки" (с.81). Вопрос о том, почему тюркюты подчёркивают своё происхождение от волчицы, а не волка, может быть решён, если предположить, с одной стороны, существование матриархата в среде тюркютов, с другой - желание подчеркнуть преемственность власти от рода быка-оленя, т.к. волчица родила своих детей от хуннского принца, представителя рода быка-оленя, следовательно, они могут претендовать на власть отца. О господстве матриархата говорит счёт родства по материнской линии. Если бы было иначе, дети, рождённые от хуннского принца, должны были бы считаться "бухусами". Если всё так, то телесы, будущие уйгуры, принадлежали к роду быка-оленя, т.к. их предком, т.е. отцом был волк. Тогда становится понятным свидетельство Л.Н.Гумилёва о том, что "тюркюты были наиболее монголоидными из всех тюркских племён 6-8 веков" (Хун-ну с. 18), а "уйгуры были народом европеоидным, подобно своим предкам - рыжеволосым ди" (Хунну, с. 182). Среди калмыков торгоуты тоже являются наиболее монголоидными, а дербеты - более европеоидными.

Таким образом, заключая проблему об этнониме "торгоут", мы можем сказать, что современные торгоуты являются продолжателями традиций древних тюрок - тюркютов (П.А.Дарваев. Калмыцкий язык..., с. 11-14). Версию П.А.Дарваева мы приводим дословно. И в этом вопросе его исследование подтверждает нашу концепцию о том, что основой формирования ойратской народности являются племена из отдельных групп древнейших хуннских объединений. Однако прерогатива такому утверждению всё-таки принадлежит Л.Н.Гумилёву. Именно его исследования дали наводку для концепции автора данной книги.

По поводу происхождения торгоутов, дербетов, хошоутов на наш взгляд, на правильном пути исследования находится Г. О. Авляев, если не считать мелкие нюансы в расшифровке значения отдельных терминов. Однако он почему-то боится углубиться или что-то его сдерживает посмотреть в самый корень вопроса (см. Авляев, с. 182-209).

К середине II в. н.э. из среды сяньбийской знати выдвинулся Таньшихуай (141-181 гг.), который выступил основателем государственного образования сяньби. Сам он управление не наследовал, а был избран. Источники сообщали: "Таньшихуай положил законы для решения спорных дел, и никто не смел нарушать их". Далее в источниках сказано, что он "построил дворец у горы Даньхань при реке Чжочеу..., имел многочисленную конницу. Все старшины на востоке и западе поддались ему".

Административная реформа, проведенная Таньшихуаем свидетельствовала об обширности его империи. Государство было разделено на три аймака, подобно делению, существовавшему у хуннов в период господства Модэ. В Восточный аймак вошло более двадцати родов, населявших земли на восток от горы Ю-Бей-Ньхин до полуострова Ляо-Дун. В Средний аймак вошло более десяти родов, к западу от горы Ю-Бей-Ньхин к провинции Шань-Гу. В Западный аймак были включены земли от горы Шань-Гу до границ племен дунь-хуань и усуней. В Западный аймак включалось более двадцати родов. Аймак это административное, военное и родоплеменное деление. Во главе каждого аймака был поставлен старейшина (управитель), который непосредственно подчинялся Таньшихуаю.

Силой и мощью своего оружия Таныпихуай разгромил на севере динлинов, на востоке - Фуюев, на западе - усуней. Тань-шихуай завоевал всю территорию, подвластную хуннам в период их могущества. В течение с 93 по 431 гг. н.э. сяньби владели землями по обоим берегам реки Гирин (на юге от Кореи), Хал-хой (Центральная Монголия), долинами рек Лена, Ангара, Селенги, т.е. огромнейшей территорией от полуострова Ляо Дун, Кореи, от гор Хингана до рек Лена, Ангара (в Сибири), Селенга (в Забайкалье).

После укрепления своих позиций в Центральной Азии сяньби возобновили набеги на северные провинции Китая. Ханьская династия (25-220 гг.), обеспокоенная разорением пограничных областей, предложила в 170 г. Таньшихуаю титул вана (князя) и союз "мира и родства", но Таныпихуай отверг это предложение.

Успеху завоеваний Танынихуая способствовало значительное ослабление Ханьской империи, которая с конца I в. н. э. переживала упадок в связи с крестьянскими восстаниями и обострившейся феодальной междоусобицей. Ослабленная Ханьская империя не была в состоянии предотвратить набеги кочевников на ее территорию.

С другой стороны, при Таныдихуае произошло укрепление государственной организации сяньби, в частности, за счет подчинения других кочевых племен. В 171 г. н.э. советник Цай Юн докладывал китайскому императору: "С того времени, как хунны удалились, усилились сяньби и овладели прежними их землями. Они имеют 100000 войско, известны крепостью телесных сил, возрастают в образовании лучше, чем хунны. Присовокупите к тому, что строгость (на наших) пограничных заставах ослаблена, и многое проходит сквозь сеть запрещений. Неприятели (сяньби) получают от нас чистое золото, превосходное железо. Бежавшие (китайцы) служат им советниками. У них оружие острее и лошади быстрее, нежели у хуннов... Сяньбийские роды многочисленны, не слабее против прежнего времени...".

Китайские войска, посланные для защиты границ, неоднократно терпели поражение. Сяньби, как и их соседи ухуань, были кочевниками-скотоводами, охотниками. В период могущества сяньби все эти кочевники слились и смешались. В их хозяйстве ведущими отраслями были коневодство и овцеводство. Источники сообщают, что каждое стойбище имело низшего начальника. "От ста до десяти юрт (кибиток семей) составляло общину. Если старейшине нужно призвать кого-то, то для верности употреблялся вырезанный жеребеек (бирка), и хотя нет букв на нем, со всем тем никто в общине не смеет ослушаться. Постоянных прозваний не имеют, а имя сильного старейшины обращают в прозвище рода или общины. От старейшины до последнего подчиненного каждый пасёт свой скот и печется о своем имуществе, а не употребляют друг друга в услужение... Питаются мясом, пьют кумыс...".

Женщины владели ткацким производством, ткали ткани из разноцветных шерстяных ниток и шили одежду, умели вышивать шелками по коже.

В значительной мере было развито и ремесло: из рога изготовлялись луки, стрелы, делались седла и конские сбруи. Плавили золото и железо, делали украшения и оружие. Стрелы у сяньби были аналогичны хуннским. У них бытовали костяные стрелы с раздвоенным наконечником. Воины хранили стрелы в колчанах. Стрелы вставлялись в колчаны наконечником вниз, а оперением вверх.

Формирование военных отрядов происходило на родоплеменной основе. Каждый взрослый мужчина, способный владеть оружием, становился воином, а каждый род и племя формировали свое ополчение. По указаниям верховного правителя государства такие отряды в случае военной опасности или похода составляли войско.

Тактика боя, в основном, строилась по правилам хуннского военного искусства. Наиболее часто во время атаки пользовались рассыпным строем. Главное место занимали отряды всадников-лучников. Наряду с ними существовали отряды пехоты, вооруженные луками со стрелами, копьями, чеканами, кинжалами. Такое войско успешно действовало в дальнем бою, осыпая противника стрелами с дистанции полета стрелы, но было слабым в ближнем конном бою; могло действовать в рукопашную только в пешем строю.

Китайские источники донесли до нас описания обычаев уху-ань и сяньби: "Кто хочет жениться, старается сойтись с девушкой за три месяца и даже за полгода до брака. Потом посылаются оговоренные дары, состоящие из лошадей, крупного и мелкого рогатого скота. После чего жених переселяется в дом невесты. В семействе невесты по утру, жених кланяется всем... Когда жених проработает в доме невесты год или два, то тесть щедро отпускает его и отдает все вещи, находившиеся в жилище его дочери.

Существовал обычай брить голову мужчинам. Это понималось как облегчение, способствовавшее углубленному развитию умственных способностей. Девушки, наоборот, отращивали волосы. Перед началом свадебной церемонии волосы невестки разделяли на два пучка, заплетали, накладывали головной убор, украшенный золотом и нефритом изумрудного цвета. На обе косы надевали специальный чехол с трясульками и привесками".

При правлении сына Таншихуая Кэбинына* ненадолго воз родилось былое могущество сяньби.


* "Кэбинын", по-калмыцки "кевунын", "кевун" - сын. Перевод дословный. Происходит артикуляция "э" - "е", "б" - "в".

После смерти Кэбинына (235 г.) князья, добившиеся самостоятельности еще при его жизни, окон чательно отделились. В середине III в. н.э. государство сяньби перестало существовать как единое целое, распавшись на ряд отдельных племен, из которых вскоре выделились муюн и тоба. Будучи западной ветвью сяньби, муюны в 312 г. достигли Северного Тибета. Их государство называлось Тогон. Китайцам государство муюнов было известно под названием Туюй-Хунь. В 396 г. князь Гуй принял титул императора "хуанди". Государство муюнов в Тибете, называемое Тогон, по-тибетски Ачжа, представляло сильную кочевую монархию. В то же время на территории Южной Монголии расцветало другое поколение сяньби, тоба, которое также представляло мощное государство. В результате завоевательных походов центры этих государств переместились в Китай. Выходцы из муюн и тоба поочередно основывали свои династии, становясь императорами Китая. Несмотря на это, как сами народы, носившие названия гор, ухуань и сяньби, так и их потомки, муюн и тоба, оказали мощное влияние на формирование культур поздних кочевых народов, в особенности ойратов.

Бембеев В.Ш.


Яндекс.Метрика
Сайт управляется системой uCoz