|
Златкин
И.Я. История Джунгарского ханства (1635-1758). Издательство «Наука», Москва,
1964.
ГЛАВА
ЧЕТВЕРТАЯ
ХАЛХАСКО-ОЙРАТСКАЯ ВОЙНА 1688 г.
ДЖУНГАРСКОЕ ХАНСТВО и ЦИНСКАЯ ИМПЕРИЯ.
ВОЙНА 1690—1697 гг.
2.
ВОЙНА 1690—1697 гг. И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В условиях, когда ханы и князья Халхи признали себя
подданными Цинской империи, последняя уже не была заинтересована в немедленной
войне против Галдана; интересам династии более соответствовало бы примирение
Галдана с его халхаскими недругами и на этой основе освобождение Халхи
от ойратских войск. Убедив Галдана отказаться от продолжения военных действий
и возвратиться на дальний запад, в пределы Джунгарского ханства, цинское
правительство получило бы возможность приступить к «освоению» Халхи, провести
в ней необходимые реформы с целью поставить ее материальные и людские
ресурсы на службу интересам маньчжурских и китайских феодалов и исподволь
подготовиться к борьбе за завоевание самой Джунгарии, борьбе неизбежно
трудной и дорогостоящей. Вот почему главной задачей цинской дипломатии
в это время было убедить Галдана помириться с Тушету-ханом и Джебдзун-Дамба-хутухтой.
В августе 1688 г. в Пекине было получено донесение о
беседе Галдана с послом далай-ламы Цицик-Далай-хамбо, прибывшим к нему
с посредническими целями незадолго до сражения у оз. Ологой. В этой беседе
Галдан спросил: «Над кем он тогда отмстит смерть своего меньшого брата
Дордзиджаба, ежели он помирится с Тусету ханом. А хотя б ему еще 6 лет
воевать, однако он, Галдан, потамест не положит своего оружия».
Осенью того же 1688 года из Пекина к Галдану было отправлено
посольство во главе с сановниками Байри и Ацитуем, отвезшее ему письмо
Сюань Е и дары. Возвратившись в Пекин, послы доложили, что «Галдан принял
их с великой честью и показывал к ним особливую свою склонность и просил
оного Ацитуя, чтоб он ему в купечестве свободное отправление у его величества
исходатайствовал... объявляя, что когда его величество... свыше 200 человек
принимать не повелел, то его фамилии братья и тайдзи, будучи о том неизвестны,
на него, Галдана, гневаются в том, якобы он до того купечества не допущает».
Мы не знаем содержаний письма Сюань Н к Галдану. Но
в своем ответном письме Галдан повторил, что Тушету-хан и Джеодзун-Дамба
нарушили законы далай-ламы, напали на ойратов «и тако их своевольство
и вредительные поступки обществу весьма умножились, и потому они есть
такие люди, которые общее благополучие своими толь мерзкими делами разрушают,
а вместо того великое беспокойство в народы всевают. По которым их толь
великим безаконствам явно есть, что мы пред ними совсем правы».
Столкнувшись с такой неуступчивостью Галдана, Сюань
Е вновь обратился к своим советникам. И на этот раз они рекомендовали
не спешить и отложить принятие решения на месяц.
В конце 1688 г. Галдан опять встретился с цинским сановником
Ананьдой и ламой Шайнань-дордзи и заявил им, что не считает халхаское
население своими противниками, кроме Тушету-хана и Джебдзун-Дамба-хутухты,
которые нарушили священные законы Дзонхавы и указы Сюань Е, убили нескольких
владетельных князей Халхи и младшего брата Галдана, а их имущество разграбили,
после чего открыто начали войну против него. «И потому они есть самые
разорители закону. А понеже от них никому добра, кроме всякого зла, ожидать
не надлежит, то вашему величеству и Далай-ламе весьма благоугодно быть
может, ежели их в свете не будет». Узнав, что Тушету-хан и Джебдзун-Дамба
в данное время находятся в китайских пределах, Галдан сказал: «Никуда
они от него убежать не могут». А потом, докладывали Ананьда и Шайнань-дордзи,
Галдан вновь поставил вопрос о торговле «с таким представлением, что элеты
из древних лет, принося дань, с торгом в нашу землю (т. е. в Китай.— И.
3.) от каждого владельца ездили особо. Понеже де ныне асем ездить не позволено,
то от того из подданных его некоторые претерпевают немалую нужду».
Доклад послов был по предложению Сюань Е обсужден его
советниками. Они отметили в своем решении, что хотя их императору и одинаково
близки интересы халхасов и оиратов, но необходимо признать, что почти
все пункты обвинений, выдвинутых Галданом против Тушету-хана, являются
обоснованными и справедливыми. «И того ради,— предложили советники,— к
Далай-ламе послать вашего величества указ, чтоб он с своей стороны для
примирения знатного ламу отправил, тогда и с нашей стороны послать верховных
министров, дабы оные обще с послом Далай-ламы Галдана с Тусету-ханом примирили.
И Тусету-хану как главному зачинщику всего сего беспокойства, вину свою
публично на съезде признать велели... и ежели он по сему определению поступать
обещается, то... чтоб будущего году учинен был примирительный съезд».
Сюань Е одобрил предложения своих советников, но Тушету-хан, которому
они были немедленно сообщены, их отклонил.
В январе 1689 г. к далай-ламе, а в апреле того же года
к Галдану были отправлены из Пекина послания Сюань Е почти одинакового
содержания. Вновь излагая всю история конфликта между владетельными князьями
Халхи, переросшего затем в конфликт между Тушету-ханом и Галданом, Сюань
Е напомнил о предпринимавшихся им совместно с далай-ламой попытках примирить
враждующие стороны. «Но в противность всего того калкаской Тусету-хан
и Джебдзун-Дамба-кутухта,— писал он Галдану,—не хотя жить в покое, наши
указы преступили и к возбуждению войны наперед против вас вооружились
и перво Джасакту-хана и Декдехей-мерген ахая, а потом и твоего меньшого
брата Дордзиджаба убили и тем они к своей собственной погибели и разорению
прямую дорогу показали. А одержанная твоя победа над калками от того зделалась,
что они неправедным образом наперед тебя задрали. И потому всю вину на
калков положить надлежит, а ты перед нами совсем прав... Мы за то тебе
никакой вины приписать не можем... Ныне уже оные калкаские владельцы тобою
разорены, и все ханы, дзинуны, нояны и тайдзии до последнего человека
со всеми своими подданными в наше подданство совершенно отдались, и мы...
приняв их, присовокупили в число наших подданных... а за то, что они своим
безумством подали причину к возбуждению войны, жесточайшими словами наказали...
Мы к вам,— писал Сюань Е в заключение, — сего ради нарочно с нашим указом
посольство отправили, дабы вы, оставя прежнюю между вами ссору, друг с
другом купечество имели, каждый из вас свои земли оберегал, и обще все,
уничтоживши войну и ссору, пребывали в миру и согласии».
Инструктируя своих посланцев, император требовал, чтобы
в беседах с приближенным к Галдану Дзиргалан-зайсаном они дали твердо
понять, что «купечеству их вся дорога пресечена будет, и потому они, элеты,
всю свою пользу потеряют, ежели Галдан сего нашего указу не послушает».
Признавая, что в происшедшем кровопролитии виноваты
только Тушету-хан и Джебдзун-Дамба-хутухта, Сюань Е, как видим, пытался
успокоить Галдана ссылкой на наказание, которому он подверг виновников,
обругав их «жесточайшими словами». Император хотел убедить Галдана в том,
что устный выговор следует считать достаточным наказанием виновников войны,
что этот выговор должен компенсировать потери, понесенные ойрат-скими
феодалами. Сюань Е хотел, чтобы Галдан забыл о своей программе, одним
из звеньев которой была война за Халху, и удовольствовался заявлением
об устном наказании противников Галдана, ориентировавшихся на Цинов.
Вопрос о торговле, имевший такое большое значение для
ойратских феодалов, в письме Сюань Е даже не поднимался; он был лишь вскользь
затронут в беседе с одним из второстепенных деятелей ойратского государства
в форме ни к чему не обязывающего намека.
Было очевидно, что Галдан на такой мир ни в коем случае не пойдет.
Возвратившись в Пекин, Арани и его коллеги представили Сюань Е доклад
о переговорах с Галданом. Они прибыли к нему 7 августа 1689 г. В беседе,
состоявшейся 14 августа, Галдан заявил, что и он готов отдаться под защиту
Цинов, но «только ему Джебдзун-Дамба-кутухта и Тусету-хан с товарищами,
которые всему злу начинатели, весьма противны». Арани на это ответил,
что «его неоднократные доношения от вашего величества всемилостивейше
рассмотрены, и калки за свое преступление наказаны, а он великие похвалы
удостоен, и для того изволили к нему указ свой послать, чтоб он, уничтожа
войну, жил по-прежнему в мирном согласий, и что уже почто ему о таком
деле упоминать, которое уже давно прошло». 22 августа Арани получил ответное
послание Галдана для Пекина. Собираясь в обратный путь, пекинские послы
сообщили сановникам Галдана Даньдзину и Гелей-Гуену, что к ним с посредническими
целями скоро прибудут послы от далай-ламы и от Сюань Е — Илагуг-сан-хутухта
и другие; они спросили также: «Они то ли же им будут ответствовать или
иное у них будет рассуждение, на что ответствовали они именем своего хана,
что от них иного ответу не будет».
Вскоре в Пекин прибыл представитель далай-ламы Шамбалин-хамбо,
который от имени дибы передал, что «всему животному немалая может быть
польза, ежели Тушету-хан и Джебдзун-Дамба-хутухта будут пойманы и отданы
Галдану, и что он в том ручается, что их здравия повреждены ничем не будут».
Сюань Е не собирался ссориться с далай-ламой. Ламаистская
церковь нужна была Цинской династии если не как исполнитель ее воли, то
по меньшей мере как союзник. Вот почему когда выяснилось, что диба — влиятельное
лицо в церковной иерархии — поддерживает позицию Галдана, император приказал
немедленно отправить к далай-ламе посольство с поручением убедить главу
церкви в ошибочности этой позиции и в беспристрастности Сюань Е, который
якобы одинаково расположен к халхасам и ойратам. «А ныне,— писал Сюань
Е далай-ламе,—наш президент Арани, который послан был к Галдану, возвратясь,
между протчим доносил, что Галдан от владельца Цэван-Рабтана так разбит,
что подданные его почти все разбежались». Здесь впервые в маньчжурском
источнике встречается упоминание имени Цэван-Рабдана. Имея в виду, что
посольство Арани покинуло ставку Галдана в конце августа 1689 г., следует
считать установленным, что нападение Цэван-Рабдана на улус Галдана произошло
весной или в начале лета 1689 г.
Весной 1690 г. пинское правительство усилило подготовку
к войне против Галдана. Сюань Е отдал приказ пустить в ход оружие, если
Галдан перейдет в наступление против халхасов. Одновременно с этим цинское
правительство приняло меры, которые явно свидетельствовали о его решимости
оказать полную поддержку Тушету-хану и другим халхаским противникам Галдана.
Укажем для примера на посылку в феврале 1690г. сановника Ананьды к халхаскому
Цецен-хану с указом Сюань Е, извещавшим о ведущихся мирных переговорах
с Галданом, но предупреждавшем, что так как верить Галдану нельзя, то
ханы и князья Халхи должны быть готовы объединить свои силы для борьбы
против него. В ответ на это Цецен-хан заявил пекинскому правительству,
что, во всем полагаясь на императора, он надеется на его помощь. Галдана
он «ни в чем не боится. И ежели он подлинно со своим войском на них наступит,
то они общею силою против него станут надлежащий отпор учинять и из своих
12 джасаков (т. е. стоков.— И. 3.) 10000 войска вооружат».
Между тем Галдан, успешно закончив кампанию 1688 г.,
вернулся в долину р. Кобдо, где обосновалась его главная ставка. Отсюда
он повел подготовку к дальнейшей борьбе за Халху. Отдавая себе, по-видимому,
отчет в подлинном значении и возможных последствиях политики цинского
правительства, открыто выступившего в защиту его противников, Галдан направил
свой усилия к тому, чтобы договориться о военном союзе с Россией. Используя
в своих интересах противоречия и конфликты, осложнившие в эти годы взаимоотношения
Русского государства и Цинской империи, с одной стороны, и Тушету-хана
— с другой, Галдан в 1689, 1690 и в последующие годы домогался соглашения
с русскими властями о совместных операциях против «общих недругов», т.
е. против Тушету-хана и тех, кто его поддерживал. В январе 1690 г. в Иркутск
прибыл посол Галдана Дархан-Зайсан с письмами к воеводе Кислянскому и
чрезвычайному послу Головину. В беседе с последним Дархан-зайсан сообщил,
что Галдан стоит в верховьях Селенги, в урочище Хобдо, готовы и продолжить
войну. Свою семью он оставил на границе между Халхой и Джунгарией и просит
направить русские войска на соединение с его армией к р. Керулен. Об этом
же говорилось и в письме к Головину. Учитывая недавние операции Тушету-хана
против Селенгинска и Удинска, а также атаки цинских войск против Албазина,
Головин решил на всякий случай не отклонять предложений Галдана. В своем
письме он обещал поддержать наступление ойратских войск на Тушету-хана
соответствующими действиями русских частей. Отпуская Дархан-зайсана, Головин
послал от себя к Галдану казака Г. Кибирева, которому было поручено передать
хану Джунгарии письмо и продолжить переговоры о возможных совместных операциях
против Тушету-хана и его сторонников.
Статейный список, представленный Кибиревым по возвращении
на родину, представляет значительный интерес сведениями о положении в
Джунгарии и Халхе, о первом крупном сражении цинской армии и войск Галдана,
очевидцем которого был Кибирев. Он сообщает, что в конце марта вместе.„с
Дархан-зайсаном прибыл на р. Или, где застал Ирким-зайсана, которому Галдан
поручил управлять делами группы халхаских князей, перешедших в его подданство.
Отсюда Кибирев шесть недель ехал до Керулена степями Халхи, в которых
видел множество свежих доказательств опустошительной войны и крайне бедственного
положения народных масс. На Керулене он присоединился к отряду ойратских
воинов, охранявших послов далай-ламы и Сюань Е — Джиоун-хутухту и Илагугсан-хутухту,
ехавших к Галдану (400 воинов с женами и детьми). В середине мая отряд
подвергся нападению 800 халхаских воинов. Произошел бой, закончившийся
бегством нападавших, которые потеряли около 150 человек убитыми.
Далее путь послов проходил по Керулену и Ульзе до оз.
Хулун, а от него — вдоль рек Аршун и Халха. 20 июля они добрались до ставки
Галдана, который в тот же день в присутствии Джирун-хутухты принял Кибирева
и взял у него письмо Головина. 22 июля на лагерь Галдана напала цинская
армия, в которой, по показаниям пленных, насчитывалось до 20 тыс. человек.
«Калмыцкий Бушукту-хан,— писал Кибирев,— тою богдойскую силу побил без
остатку». Галдан взял русского посла с собой «на бой для свидетельства».
Он говорил ему, что шел войной не против цинского императора, а против
Тушету-хана и Джебдзун-Дамба-хутухты. После сражения у оз. Ологой Галдан
преследовал своих недругов около шести недель и нагнал их на р. Шандахай,
уже на территории Китая. Здесь произошел бой со 100-тысячной цинской армией,
располагавшей сотней пушек и множеством мелкого огнестрельного оружия.
Ночью после боя эта армия, взяв с собой Тушету-хана и хутухту и бросив
несколько пушек, ушла. Галдан не преследовал их, «потому что де ему до
него, богдохана, дела нет, а когда де будет время, будет де и дело с ним,
богдоханом». От Шандахая Галдан повернул назад. На обратном пути на Керулене
к нему прибыл Илагугсан-хутухта, посланный Сюань Е для переговоров о мире.
Главным условием мира, выдвинутым Галданом, было требование наказать Тушету-хана
и Джебдзун-Дамба-хутухту, выдав их ему или казнив в Пекине в присутствии
представителей Галдана, либо отправить их к далай-ламе. Кроме того, Галдан
требовал, чтобы Сюань Е дал ему в жены дочь.
Таковы сведения, доставленные Кибиревым в Иркутск, куда
он вернулся в начале февраля 1691 г. Из этой информации следует, что Галдан
предвидел в каком-то отдаленном будущем возможность и даже неизбежность
вооруженной борьбы непосредственно против Цинской империи; свою победу
в Халхе он считал неполной до тех пор, пока не обезвредит Тушету-хана
и Джебдзун-Дамба-хутухту; своей главной внешнеполитической задачей в эти
годы он считал заключение соглашения с Россией о совместной вооруженной
борьбе против общих, как он думал, его и правительства России недругов
в лице Тушету-хана и цинского императора. Ради этого он готов был пойти
на любые уступки, вплоть до территориальных .
Русско-ойратские переговоры о военном союзе весьма встревожили
пекинское правительство. Сюань Е поручил сановнику Сонготу сорвать эти
переговоры. «Ты россиянам довольно знаком,— говорилось в данной последнему
инструкции,— понеже прежде сего ездил ты в пограничный их город Нибчу
(Нерчинск.— И. 3), и для того тебе объявить их послам, что Галдан, как
нам известно есть от внутреннего своего замешательства лишился дневной
пищи и, не имея прибежища, к нашим землям приступил и разбойническим образом
чинит везде великой грабеж. А ныне носится слух, что будто намерен он,
соединившись с их, российским, войском, итти войной против кал-ков. А
понеже оные калка нам в вечное подданство отдались, то они, россияне,
ежели наведением послушают его льстивых слов, не только клятвопреступниками
себя учинят и нарушат свою верность, но и к возбуждению войны явную причину
подадут».
Но тревога цинского правительства была напрасной. Мысль
о возможности использования Галдана в интересах политики России была очень
скоро оставлена русскими властями. Правительство России не имело в Сибири
достаточных сил, чтобы поддержать Галдана. В этих условиях ни о каком
русском вмешательстве в дела Монголии и Цинской империи не могло быть
и речи.
Иной была политика церковных руководителей Лхасы. В
1690г. и последующие годы она приобрела ярко выраженную ойратофильскую
и прогалдановскую направленность, маскируемую внешними знаками лояльности
по отношению к Цинской империи и лично к Сюань Е. Выполняя предложение
императора, далай-лама направил к Галдану в качестве своего представителя
Джирун-хутухту, который должен был встретиться в дороге с представителем
Сюань Е Илагугсан-хутухтой. Затем оба должны были поехать к Галдану и
убедить его согласиться с выдвинутыми китайским императором условиями
мира.
Илагугсан-хутухта доносил в Пекин, что в сентябре 1689 г. он и его спутники
выехали из Сучжоу. В начале ноября они были у оз. Тонкинь, откуда направили
вперед одного из сопровождавших их лиц с целью установить местопребывание
Галдана. В начале второй половины ноября, когда этот человек прибыл к
Галдану «и ему о причине своего приезда объявил, то ответствовал ему Галдан,
что он со своим войском уже совсем в поход выступил и что на пространной
степи съезду быть неспособно, и для того назначал он для съезду реки Тамир
называемые». Илагугсан,-хутухта, узнав об этом, «с великим поспешением
поехал. И хотя я 12-го месяца 5 числа к реке Цилоуту, лежащей на северной
стороне помянутых рек Тамир, прибыл, однако Галдана там не нашел. А как
послал я людей к реке Эдер-бира... то нашли мы по обеим сторонам реки
след, которым Галдан ехал со своим войском. И для того он, кутухта, с
Дзирун-кутухтою того же часу за ним, Галданом, вслед поехал».
Из этого документа видно, что в конце 1689 г. Галдан
со всей своей армией снялся с лагеря, располагавшегося в долине р. Кобдо,
где стоял около года, и выступил в новый поход. Выясняется и его маршрут:
район Кобдо — р. Тамир — р. Эдер и далее, по-видимому, через реки Орхон
и Тола, к Керулену, а от него к озерам Хулун и Буир, за которыми уже открывался
театр возможных военных действий. Послы далай-ламы и Сюань Е двигались
по этому же маршруту следом за Галданом, который не торопился начинать
переговоры о мире. К этим послам на Керулене присоединился в мае 1690
г. представитель Головина Г. Кибирев; вместе с ними он и прибыл к Галдану
в июне 1690 г. Через два дня Г. Кибирев стал очевидцем первого крупного
сражения между войсками Галдана и цинской армией.
Завершив подготовку к войне и опасаясь, что Галдан,
узнав о собранных против него силах, начнет отходить, навязывая противнику
трудный и опасный переход через гобийские пески с неизбежным растягиванием
коммуникаций и неминуемыми перебоями в снабжении армии, цинское командование
решило не допустить этого. Из Пекина к Галдану были отправлены послы с
поручением уговорить его не помышлять об отходе. Послов инструктировали:
«А говорить вам с ним ласково, ублажая гладкими приятными словами, чтоб
он к побегу никакой причины иметь не мог». Выполнив поручение и убедившись,
что Галдан не намерен покинуть занимаемые им позиции, посольству следовало
разделиться; один из послов должен был возможно быстрее ехать в ставку
цинского командования, которому «объявить секретно, что вы к Галдану были
посланы для того, чтобы удержать его от побегу». Но если бы послам не
удалось убедить Галдана и тот начал бы отходить, они должны были передать
командованию приказ «всем войскам учинить на него нападение, а ежели он
обратится в бегство, то... дли конечного истребления следовать за ним
в погоню».
Как видим, цинское правительство к лету 1690 г. пришло
к твердому убеждению в необходимости уничтожить мощь Галдана. Во имя чего
же оно собиралось воевать? Если верить официальным документам и дипломатическим
переговорам, можно подумать, что главным, если не единственным пунктом
разногласий между Сюань Е и Галданом был вопрос о том, какого наказания
заслуживают Тушету-хан и Джебдзун-Дамба, виновность которых считалась
доказанной не только Галданом, но и Сюань Е. Первый считал необходимым
их казнить или по меньшей мере надежно обезвредить, тогда как второй предлагал
ограничиться устным выговором. Других спорных вопросов между цинским императором
и ханом Джунгарии как будто не было, а если и были, то стороны о них умалчивали.
В действительности, конечно, дело было вовсе не в персонах
Тушету-хана и ургинского хутухты. Сюань Е был так же мало заинтересован
в личной безопасности этих деятелей, как и Галдан в их немедленной казни.
У нас ниже еще будет случай привести собственные слова Сюань Е о подлинных
целях этой войны, из которых вполне выяснится, что она была предпринята
и доведена императором до успешного конца отнюдь не ради интересов Халхи
и ее князей. Что касается целей, осуществления которых добивались Галдан
и силы, стоявшие за его спиной, то мы о них уже говорили и еще скажем
в дальнейшем.
|