|
Златкин
И.Я. История Джунгарского ханства (1635-1758). Издательство «Наука», Москва,
1964.
ГЛАВА
ЧЕТВЕРТАЯ
ХАЛХАСКО-ОЙРАТСКАЯ ВОЙНА 1688 г.
ДЖУНГАРСКОЕ ХАНСТВО и ЦИНСКАЯ ИМПЕРИЯ.
ВОЙНА 1690—1697 гг.
1.
ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ГАЛДАНА В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЕГО ПРАВЛЕНИЯ. ВОИНА
1688 г.
Источники не раскрывают полностью событий первых пяти-шести
лет правления Галдана. Нам известны пока далеко не все обстоятельства,
способствовавшие приходу к власти 26-летнего молодого человека, вчерашнего
ламы, не имевшего ни собственного домена ни своих войск. Мы не знаем,
кто именно и в каких конкретных формах оказал ему помощь в борьбе против
других претендентов на ханский трон, среди которых были достаточно влиятельные
и могущественные правители хошоутских, дэрбэтских, чоросских и других
владений. Несомненно лишь, что Галдан не мог бы рассчитывать на победу
в этой борьбе, если бы не пользовался поддержкой и помощью церкви, Только
благодаря ей Галдан уже осенью 1671 г. смог в качестве правителя Джунгарского
ханства принять возвращавшегося из Китая в Россию Сеиткула Аблина и отправить
с ним своих послов в Россию.
Аблин, прибыв в октябре 1671 г. в Тобольск, представил
воеводе Репнину доклад, в котором писал, что еще в пути он узнал об убийстве
Сенге, но что он и его спутники были должным образом встречены и приняты
Галданом и Араптаном (т. е. Цэван-Рабданом). Воевода Репнин в свою очередь
докладывал в Москву о возвращении Аблина, добавляя со слов последнего,
что «для провожания вышние великих государей казны послали с ними до Тобольска
и до Москвы тайши Гаган да Араптарь посланцев своих Маметелипа да Чадыра...
И на посольстве те калмыцкие послы Маметелип и Чадыр сказали: — Прислали
де тайши их с листом и проводить вашу государеву казну и Сеиткула Аблина
с товарыщи до Тобольска и до Москвы, а листа де им в Тобольску подать
нельзя для того, что велели им тайши их тот лист подать вам, великим государям,
на Москве».
Тайша Раптарь, или Араптан, упоминаемый рядом с Галданом,—
это Цэван-Рабдан, сын Сенге и племянник Галдана. А отсюда следует, что
лишена основания и версия А. Позднеева, будто Галдан отнял трон у Цэван-Рабдана,
являвшегося прямым наследником Сенге, после чего тот принужден был бежать
в Турфан. В первые годы после убийства отца Цэван-Рабдан поддерживал Галдана.
Их размолвка и начало вражды относятся к более позднему времени, что подтверждается,
как мы увидим ниже, и показаниями самого Цэван-Рабдана.
Одной из первых забот Галдана было достижение соглашения
с правительством России по вопросу о сборе ясака. Еще в своем первом письме
красноярскому воеводе Сумарокову летом 1671 г. Галдан, сообщая об убийстве
Сенге, отстаивал свое право собирать ясак с населения, бывшего когда-то
кыштымами ойратских владетельных князей добавляя при этом, что не имеет
ничего против того, чтобы и русские власти получали с этого населения
ясак. В одной из своих отписок Сумароков докладывал Сибирскому приказу:
«В прошлом, государь, в 175 (1667.— И. 3.) году приходил калмытцкой Сенга-тайша
с воинскими людьми на мунгальского царя Лоджана-Саин-кон-тайшу и его де,
Лоджана, взял и людей его побил. И на той Лоджанове земле Сенга-тайша
оставил дву тайш своих Донжина Кожечю да Абахан-хан, а Воинских людей,
калмыков, с ними оставил 5000, и стояли те тайши за рекою Кемчюгом. И
в нынешнем, государь, во 180 (1672 — И. 3.) году перелезли р. Кемчюк те
тайши с воинскими людьми и стали по сю сторону реки, от Киргиской земли
во шти днищах... И до нынешнего, государь, 180 года те тайши Донжин Кожечи
и Абахан-хан в Красноярской посланцов своих не присылывали, а в нынешнем,
государь, во 180 году те тайши присылали трижды в разных месяцах посланцов
своих, и те их посланцы двои говорили речью, а тре[тей] посланец подал
мне на съезжем дворе Донжина Кожечи письмо... и в письме написано и речью
говорили то ж мне, холопу твоему, чтоб Донжину Кожечи и Абахану подгородные
татаровя качинцы и аринцы, и камасинцы, и канские, и со всех землиц тайшам
дали ясак». В противном случае эти военачальники угрожали применить оружие.
Документы этих лет подтверждают, что в начале правления Галдана вопрос
о сборе ясака оставался столь же острым, как и в конце правления его предшественника
— Сенге. Домогательства ойратских правителей, подкрепленные демонстрацией
мощи 5-тысячного гарнизона, имели своим результатом фактическое сокращение
ясачных поступлений в русскую казну. Осенью 1672 г. новый красноярский
воевода Хрущов докладывал, что к нему прибыл посол от тайши Донжина, вручивший
письмо от Кегеня (т. е. от Галдана) с извещением об отправке купеческого
каравана. Посол говорил также, что «контайша Кегень пришол со своей земли
на Мугальскую землю с калмыцкими людьми и стал де на Кемчюге реке от Красноярского
в 10-ти днищах, и стоять Де ему тут и зимовать... И то дё знатно, что
им, калмыцким тайшам, с киргизы и с тубинцы приходить под Красноярской
острог и на уезды войною, потому что присылают они, тайши, посланцов своих
безпрсстанно, чтоб ясашные люди качинцы и аринцы, и канские, и камасинские,
и удинские им, тайшам, ясак платили».
Летом 1673 г. из Красноярска вновь писали, что туда
прибыл от «кеген-кутухты» посол Мыш, который заявил воеводе, что «Кеген
учинился на сенгино место и пришол со всеми своими воинскими людьми на
Мугальскую землю, где стоял Лоджан, а воинских де людей с ним 10 тысяч.
Да посланец же де говорил Алексею: которые ясачные люди ясак платят великому
государю в Красноярской, и те б люди ясак платили ему, Кегеню, а будет
платить не станут, и Кегень будет под Красноярской войною». Из этого документа
видно, что осенью 1673 г. Галдан покинул берега Или и перебрался в верховья
Енисея, откуда продолжал сноситься с местными сибирскими властями, отстаивая
свое право на сбор ясака с местного населения, не возражая в то же время
против того, чтобы и русская казна взимала с этого населения свой ясак.
Местные русские власти опасались, что Галдан сконцентрирует
войска в пограничной зоне, желая вторгнуться в русские пределы и силой
оружия решить вопрос о ясаке в свою пользу. Но эти опасения были неосновательны.
Галдан не хотел войны с Россией. Напротив, он искал возможности договориться
с русскими властями, предлагал узаконить двоеданство, т. е. право обеих
сторон собирать в свою пользу ясак с бывших ойратских кыштымов, перешедших
в подданство России. В декабре 1672 г. в Тобольск вернулся И. Карвацкий,
который годом раньне был командирован для сопровождения на родину посла
Сенге Неуруса, возвращавшегося из Москвы, а также для вручения царского
жалованья хану Джунгарии. И. Карвацкий доложил, что Сенге был убит до
их приезда и что жалованье, ему предназначавшееся, было передано гэгэну.
«И Гаган-тайша ваше великих государей жалование принял честно». Галдан
просил, чтобы ему были возвращены подданные, откочевавшие в прошлые годы
от ойратских князей в пределы России. Он жаловался также на то, что сибирские
власти не желают пропустить в Москву его посла Девлет Шиха, несмотря на
его службу русскому царю, на оказанную им помощь Сеиткулу Аблину. «Да
он же говорил: б уде де ево, Девлет Шиха, и прежних посланцов Зайсана
и Чадыра к вам, великим государям, к Москве с листы и с подарки не отпустят,
и впредь де вашим государевым послом, хто будет к тайше их посланы и которые
приедут для торгу, быть задержанным».
Москва приказала не задерживать послов Галдана и отправить
их в столицу. Будучи на приеме в Посольском приказе, они жаловались: «Приехали
де они в Тобольск в прошлом во 179 (1671.— И. 3.) году, и в Тобольску
де боярин и воевода князь Иван Борисович Репнин с товарыщи держали их
3 года». 1 августа 1673 г. послы вручили Посольскому приказу в Москве
два письма от Галдана. В одном из них было написано: «Род де их издавна
прежним великим государем царем и великим князем Росийским служили и послов
своих безпрестанно присылали. И он, тайша, последствуя предком своим,
к великому государю посла своего Зайсана послал о том, чтоб великий государь
пожаловал ево, не велел сибирским боярам и воеводам людем ево никаких
налог чинить, чтоб о том в ыных гоударствах ведомо не было». Во втором
письме Галдан писал: «После де смерти брата ево, Сенги-тайши, учинился
тайшей он, Галдан-тайша, и послал к великому государю посланника своего
Зайсана, и его вскоре к Москве не отпустили и учинили задержание в Сибири.
И как ему о том учинилось ведомо, и он послал к великому государю другово
своего посланника Иркебека проведать подлинно о Зайсане и от кого задержание
ему учинилось».
Мы располагаем весьма скудными данными об этом посольстве.
Отсутствие материалов не позволяет нам проследить ход и установить исход
переговоров между послами Галдана и правительством России. В одном из
документов дается, однако, более подробное изложение писем Галдана и речей
его послов. Так, например, в первом письме Галдан сообщал, что при его
брате, Сенге, царские люди взимали ясак с его подданных, но «того он ныне
себе в досаду не ставит», хотя раньше этого и не бывало. Сенге по этому
поводу посылал в Москву послов, но безрезультатно. Теперь место Сенге
занял он, Галдан, который также послал одного посла, но его в Москву не
пропустили. Узнав об этом, Галдан направил нового посла.
В другом письме Галдана говорилось, что калмыцкий народ
прежде служил русским царям; сейчас Галдан отправляет своего посла изложить
царю обиды, которые чинились русскими властями хану Сенге в сборе ясака,
и выяснить, знает ли об этом царь? «А их де люди,— писал Галдан,— живут
близко от Тобольска и к службе великого государя всегда готовы». О прочих
делах Галдан поручил послу говорить устно. Устная же речь джунгарского
посла сводилась к тому, что дед, отец и брат Галдана служили русским царям,
что место Сенге занял Галдан, который до этого был хутухтой. Галдан существенно
помог Сеиткулу Аблину, который проезжал через его владения вскоре после
его воцарения. Аблай-тайджи дал Аблину провожатых до Китая. Вскоре, однако,
на улус Аблая напал его старший брат Очирту-Цецен-хан. Узнав об этом,
сопровождавшие Сеиткула аблаевы люди были в большом смятении. Тогда представитель
Галдана Зайсан, «видя их в таком опасении, покиня людей своих, ездил с
ними для людей и для подвод под государеву казну к тайше своему. И тайша
де, служа великому государю, людей с ними в провожатых посылал и подводы
дал. А он де, Зайсан, великого государя с казной и с Сеткулом ехал вместе
до китайского государства, а ис китайского государства до Тобольска».
Из Тобольска Аблин поехал в Москву, а его, Зайсана, воеводы более трех
лет держали в Тобольске.
Версия о помощи, оказанной Галданом Аблину, не вполне
совпадает с докладом самого Аблина и является, вероятно, преувеличением.
Но слова посла сами по себе представляют интерес, свидетельствуя о стремлении
Галдана заслужить расположение Москвы, а также о новой войне между Очирту-Цецен-ханом
и Аблаем в 1668—1671 гг.
Что касается письма Цэван-Рабдана, то оно целиком повторяло
содержание писем Галдана. Новым в нем было лишь напоминание о 60 семьях
белых калмыков, плативших его отцу Сенге ясак, но потом изменивших и бежавших
к Томску. Эти люди при жизни Сенге не были возвращены, поэтому Цэван-Рабдан
просил вернуть ему перебежчиков. Письмо в свою очередь подтверждает, что
Цэван-Рабдан в первые годы правления Галдана сотрудничал с ним и поддерживал
его. Разрыв произошел позже.
Москва ответила на представление Галдана о ясаке довольно
решительно. Его послам, приглашенным в октябре 1673 г. в Посольский приказ,
было разъяснено, что русские подданные не могут платить ясак Галдану.
«А он, тайша, подданный царского величества, и он бы, тайша, ясаку с них
не имал и тем на себя гневу царского не наводил». Послам сказали также,
что царю известно о перекочевке Галдана со всем его улусом со старых кочевьев
в киргизскую землю в Сибирь и о намерении Галдана объединиться с киргизами
и тубинцами с целью напасть на Томск, Кузнецк и Красноярск. Пусть послы,
вернувшись домой, скажут своим тайшам, чтобы те жили с русскими людьми
в мире. Одновременно в Сибирь был послан указ, повелевавший направить
к Галдану «доброе» посольство с письмом и дарами, а также пропускать впредь
его послов в Москву без задержки, если он будет о том просить.
В начале 1674 г. в Москву прибыло многочисленное посольство
от Очирту-Цецен-хана, Чохур-убаши, их сыновей и других родственников.
Материалы посольства дают основание утверждать, что конфликт между Галданом
и указанными владетельными князьями возник раньше, чем обозначился разрыв
с Цэван-Рабданом. В феврале 1674 г. послы вручили в Посольском приказе
письма от своих правителей. Чохур-убаши в своем письме жаловался на то,
что во время его поездки на богомолье в Тибет на его улус напал Галдан,
которого он именует расстригой-хутухтой. Он писал, что Галдан землю его
«с пашнями и с людьми разорил... земля моя совсем разорена, а я в своей
земле был старожилец». Из письма видно, что Галдан напал на улус Чохура
не раньше осени 1671 и не позже лета 1673 г. Мы не знаем точно, что явилось
причиной конфликта между Галданом и его дядей, но факт совместного посольства
хошоутского Очирту-Цецен-хана и чоросского Чохур-убаши свидетельствует
о том, что симпатии этого Цецен-хана были на стороне Чохура, а не Галдана.
Можно думать, что их объединяла одинаковая оценка деятельности Галдана.
В пользу этого предположения говорят факты.
Посольство 1673 г. положило начало новой полосе оживленных
дипломатических отношений между Джунгарским ханством и Русским государством.
Сохранившиеся документы свидетельствуют, что в 1671—1680 гг. от Галдана
в города Сибири и в Москву было направлено не менее шести посольств; к
нему же из сибирских городов и из Москвы — не менее четырех.
Русские власти, заинтересованные в ликвидации напряженного
положения в пограничной зоне, принимали меры к тому, чтобы не допускать
возникновения инцидентов по вине русской стороны. Характерен случай, нашедший
отражение в русских архивных материалах. В августе 1678 г. тарский воевода
направил к Галдану сына боярского Петра Романовского заявить по поводу
набега на ойратские улусы, произведенного местными ясачными жителями,
«чтобы тайши об таких чиненных набегах от тарских татар не гневались...
те воры пойманы и наказаны».
Не менее характерен и другой случай, на этот паз из
практики торговых отношений между Россией и Джунгарским ханством. Местные
сибирские власти не раз жаловались Москве на то, что послы ойратских владетельных
князей, освобожденные от таможенного досмотра и пошлин, злоупотребляют
этой льготой, чем наносят ущерб казне. Учитывая это обстоятельство, но
не желая вместе с тем давать повод для нового обострения отношений, тобольские
власти еще в 1670 г. издали распоряжение об обязательном осмотре товаров,
привозимых ойратскими послами, и взимании пошлин не с них, а с русских
купцов, покупающих эти товары, «по гривне с рубля, по гривне с коня и
коровы, по 5 коп. с овцы».
В 1678 г. в Тобольск прибыло посольство от Галдана во
главе с Себевди-ходжой и Шара-Мергеном. Вместе с ними из Джунгарии пришел
купеческий караван. Послы вручили воеводе письмо Галдана, в котором тот
писал о своем стремлении, «чтоб пограничный соседственный союз держать
и задоров на границах не было». По просьбе Галдана Себевди-ходжа был направлен
в Москву в сопровождении Г. Вакулина.
Себевди-ходжа в июле 1679 г. был принят дьяками Посольского
приказа, в беседе с которыми он заявил, что «Галдан-тайша с людьми царского
величества ссор никаких не желает, для того и его, посланца, к великому
государю послал бити челом, чтоб про то розыскать, кому от кого обиды
чинят». В заключение беседы Себевди-ходжа сообщил, что улус Очирту-Цецен-хана
перешел в руки Галдана.
Свою готовность устранить препятствия, мешавшие налаживанию
добрососедских отношений с Россией, Галдан продемонстрировал вскоре же
после возвращения к нему Себевди-ходжи. В июне 1680 г. он направил в Кузнецк
специального посла с заданием выяснить, кто повинен в имевших место инцидентах.
В беседе с кузнецким воеводой И. Давыдовым этот посол заявил, что Галдан
хочет довести до конца расследование, установить и наказать виновных,
возместить ущерб и т. д. Расследование, произведенное ойратским представителем,
показало, что виновником инцидентов в районе Кузнецка был киргизский князь
Ереняк.
Русские архивные материалы позволяют выяснить общее
направление политики Галдана по отношению к России в первое десятилетие
его правления, равно как и некоторые важные события внутренней жизни Джунгарского
ханства за эти годы. Энергично отстаивая вначале права ойратских феодалов
на их бывшие кыштымы и на сбор с них ясака, подкрепляя иногда свои требования
угрозой применить оружие, Галдан постепенно смягчал свою позицию по спорным
вопросам, добиваясь чем дальше, тем более настойчиво налаживания добрососедских
отношений с Русским государством. Как мы увидим ниже, эта задача с течением
времени все явственнее приобрела характер главной в его внешней политике
на северных рубежах Джунгарского ханства. Русские источники за указанные
десять лет не зарегистрировали ни одного вооруженного столкновения с ойратскими
войсками, предпринятого по инициативе хана Джунгарии. Совершенно очевидно,
что главные цели внешней политики ханства лежали не на севере и не сводились
к вопросу о кыштымах и ясаке. Если Сенге считал задачу возвращения кыштымов
и беспрепятственного сбора с них ясака главной целью своей внешней политики
и готов был ради них пойти на любое обострение отношений с Россией, то
Галдан, как мы убедились, готов был пожертвовать и кыштымами и ясаком,
лишь бы укрепить дружественные отношения с этой страной, настойчиво добиваясь
впоследствии военного союза с ней.
Мы можем считать установленным, что в первые годы своего
правления Галдан дружил и сотрудничал с прямым наследником Сенге Цэван-Рабданом;
что одной из первых жертв его деспотической власти был родной дядя — Чохур-убаши,
что первое нападение на улус Чохура было произведено в промежутке между
осенью 1671 и летом 1673 г., что к 1678 г. Галдан расправился с Очирту-Цецен-ханом
и подчинил себе его владения.
В 1677 г. Голдан впервые вступил в дипломатические связи
с цинским правительством. Он отправил в Пекин официальное посольство «с
данью и грамотой», принятое там с большими почестями и щедро награжденное.
В связи с тем что это посольство из Западной Монголии было первым после
двухвекового перерыва и что оно должно было положить начало дипломатическим
отношениям между империей и ойратским владением, источник сообщает некоторые
сведения об ойратах и о Галдане. Об ойратах мы читаем: «А хотя живут они
по разным местам и потому имеют разные названия, то однако ж произошли
от одного поколения». Это поколение источник называет «элет» или «элут»
(т. е. ойрат). О Галдане же сообщается, что он «во младенчестве своем,
оставя свой дом, к Далай-ламе ушел и там духовный чин ламства принял...
Между его братьями, которые родились от другой жены его отца, а именно
Чечень и Батур называемых, с помянутым его большим братом Сенге в разделе
имения и пожитков великая ссора произошла, по которой сего законного наследника
оные Чечень и Батур ночью нечаянным нападением убили и все его владение
привели в такой великой мятеж, что Далай-лама обратно Галдана для успокоения
сего мятежу и подданных послать принужден был».
Мы привели эту довольно длинную выдержку для того, чтобы
отметить мысль о географической и политической, но отнюдь не этнической
основе разделения ойратского населения на отдельные владения и чтобы подчеркнуть
факт специальной посылки Галдана в Джунгарию далай-ламой для наведения
порядка в Джунгарском ханстве в связи с убийством Сенге.
Выше мы приводили указание одного из русских документов
о том, что убийство Сенге повлекло за собой бегство аратов от феодалов.
Мы склонны думать, что за этим лаконичным сообщением скрывается довольно
широкое и бурное движение трудящегося ойратского населения, которое в
бегстве решило искать спасения от надвинувшейся беды. Свидетельство нашего
источника о том, что далай-лама отправил Галдана для успокоения подданных,
следует понимать как поручение навести порядок среди князей и подавить
классовое сопротивление трудящихся.
В пользу нашего предположения говорит тот факт, что
Галдан в. 1678 г., вскоре после своего прихода к власти, обнародовал указ,
имевший целью навести жесткий административный порядок в ханстве, укрепить
крепостнические отношения, прекратить «воровство» и свободное передвижение
трудящихся по территории ханства. Указ повелевал: «...десятью кибитками
должен заведывать один, и заведующий должен иметь свои 10 кибиток в распоряжении;
об учинении воровства (десятский) должен объявить, если не объявит, то
обрубить ему руки, а других, его (людей) заковать в железо... Вообще людей,
ходящих по чужим хошунам и между собой смешавшихся, должны собирать; если
они без отоков (не входят в состав отока), то водворяются в отоки, если
они без аймаков, то водворяются в аймаки».
Другой пункт этого указа гласил: «Если какие-либо люди,
живущие в определенном им отоке, переменят (местожительство), то за людей
целого аймака с управляющего им (аймаком) должно взять девяток (9 голов
скота.—И. 3.). Кто, не послушавшись слов управляющего (аймаком), отделится
от своего аймака и переменит (местопребывание), с того взять девяток.
Кто скрывающегося из своего отока или аймака человека доставит в его аймак,
тот имеет получить с управляющего им (аймаком) лошадь, с других же столько
баранов, сколько было (в аймаке) юрт... Кто, поймав перебежчика, доставит
его к князю, тот имеет получить» определенное вознаграждение.
Указ требовал от владетельных князей твердого руководства
деятельностью подчиненных им дэмчи (старший над четырьмя десятками аратских
семей), обязывая их неуклонно наблюдать за состоянием и поведением аратов,
следить за выполнением распоряжений властей, бороться против бродяжничества,
организовывать помощь не имеющим средств к существованию и т. д.
Заслуживает внимания статья указа о долгах и расчетах по ним. «Долги,
(взятые) ранее года лошади (1654); касающегося Батур-хунг-тайджия, оставляются
(т. е. аннулируются.— И. 3.); но следующие за тем долги, если сделаны
при свидетелях, должны быть взысканы, а если сделаны без свидетелей, то
оставляются (т. е. не взыскиваются.— Я.З.)».
Таково содержание указа Галдана. Оно охватывает широкий
круг административных вопросов, а также - социальных отношений внутри
ойратского общества. Руководящей идеей указа является укрепление феодального
правопорядка и прерогатив центральной ханской власти. Время его опубликования
точно неизвестно, но, по данным Голстунского, он обнародован не позже
1678 г., т. е. в тот именно период, когда главной задачей было «наведение
порядка» в ханстве. Мы вправе рассматривать указ как прямое и непосредственное
следствие того «беспорядка», устранить который он был призван, т. е. неподчинения
владетельных князей распоряжениям центральной ханской власти неподчинения
трудящихся распоряжением владетельных князей, посягательств крестьян на
собственность феодалов, именуемых в указе «воровством», ослабления крепостнических
привилегий князей и т. п. И Галдан оправдал надежды, возлагавшиеся на
него ойратскими феодалами. Он твердой рукой подавил «беспорядки», укрепил
центральную ханскую власть и, сломив сопротивление своих главных противников
— Чохур-убаши и Очирту-Цецен-хана, превратился в единодержавного правителя
ханства.
В 1678 г. Галдан овладел Восточным Туркестаном. Мы не
видим необходимости подробно излагать события, обусловившие присоединение
этого богатого и культурного края к Джунгарскому ханству. Они подробно
освещены в трудах Ч. Валиханова и В. Бартольда, в распоряжении которых
были оригинальные и вполне достоверные источники. Отметим лишь, что подчинение
мусульманских владений Восточного Туркестана хану Джунгарии явилось результатом,
с одной стороны, внутренней борьбы в этих владениях, а с другой — вмешательства
руководителей ламаистской церкви в Тибете. «Кашгарский хан Измаил,— писал
Ч. Валиханов,— ревностный Черногорец, принудил Аппака оставить свое отечество;
ходжа пробрался в Кашмир и оттуда в Тибет, представился Далай-ламе и успел
так ему понравиться, что тот отправил его к Джунгарскому хон-тай-дзи Галдану
с письмом, в котором просил его, Галдана, утвердить Аппака в Кашгаре и
Еркенде. Галдан, пользуясь этим случаем, в 1678 г. покорил Малую Бухарию
и сделал Аппака своим наместником».
|