|
Златкин
И.Я. История Джунгарского ханства (1635-1758). Издательство «Наука», Москва,
1964.
ГЛАВА
ТРЕТЬЯ
ДЖУНГАРСКОЕ ХАНСТВО В КОНЦЕ ПЕРВОЙ НАЧАЛЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII В.
1.
ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА БАТУР-ХУНТАЙДЖИ
продолжение . . .
Русские источники рассказывают, что в сентябре 1640 г.
в ставке Батур-хунтайджи находился посол казахского царевича Янгира, дожидавшийся
возвращения главы Джунгарского ханства. В своем статейном списке Меньшой-Ремезов
писал: «А были у контайши в те поры, как он, Меньшой, отдавал государево
жалованье, Ильдентайша Урлюков сын да четверы послы бухарские, Казачьи
орды Янгиря-царевича, да Далай-лабы». К сожалению, об этом казахском посольстве
Меньшой-Ремезов ничего больше не сообщает, оставляя нас в неведении о
цели его приезда, содержании и результатах переговоров с ойратским правителем.
Русские и монгольские источники много и довольно обстоятельно
говорят о конфликте 1643 г. и его последствиях. Первым, кто принес весть
о нем, был Г. Ильин, в феврале 1644 г. возвратившийся в Тобольск из поездки
к Батур-хунтайджи. Он доложил воеводе Куракину: «Как де они пришли х контайше
в улусы, и кон де тайши в те поры в улусех не было: ходил де войною з
зятем своим с Кочюртою (Очирту-Цецен-хан.— И. 3.), да с Абулаем (Аблай
— брат Очирту.— И. 3.), да с меньшим своим братом с Чокуром тайшами, да
с Кою-салтаном (может быть, хойтский Солтон-тайши.— И. 3.), да черных
мугалов с Алтыновым сыном и с мелкими тайши на Янгира-царевича Казачьи
орды, да на Ялантуша, да на алатав-киргизов. А ходило де с ними воинских
людей 50 тысяч... И жили де оне в том улусе у контайшиных жон до ево контайшина
приезду 4 месяца. А как де тайша с той службы приехал при них после Ильина
дни (т. е. после 20 июля.— И. 3.)».
Рассказ Г. Ильина свидетельствует о том, что поход против
казахов начался зимой 1643 г. и длился до середины лета 1644 г., что в
походе участвовали ойратские владетельные князья, образовавшие целую коалицию
во главе с Батур-хунтайджи. К этой коалиции примкнул даже сын халхаского
Алтын-хана Омбо-Эрдени, в ее распоряжении была значительная армия. Но
результаты похода оказались не вполне удовлетворительными для Батура и
его союзников. Г. Ильин рассказывает: «Как де он, контайша, ходил на Янгира-царевича
и на Ялантуша войною, и взял де он, контайша, две землицы алатай-киргизов
да токмаков тысяч з 10. И после де того учинилась весть Янгиру-царевичу.
И Янгир де к контайше пошел навстречю с войском, а войска де было с Янгиром
600 человек. И Янгир де, покопав шанцы меж каменей, и в те шанцы посадил
300 человек с вогненным боем, а сам с тремя стами став в прикрытье за
камнем. И кон де тайша с воинскими людьми приступал к шанцам и ис шанцов
де у контайши побили многих людей. И з другую де сторону на нево ж, контайшу,
приходил с воинскими людьми сам Янгир и побил де у контайши на тех дву
боях людей тысяч з 10. И в ту ж де пору на тот бой Янгиру-царевичу пришли
на помочь Ялантуш, а с ним пришло воинских людей тысяч з 20. И кон де
тайша, увидя тех воинских людей, пошел назад, а тех де людей, которых
он, контайша, взял у Янгира, увел с собою, И ныне де те землицы за ним
же, контайшею. А нынешные де весны контайша хочет итти войною на нево
ж, Янгира, и на Ялантуша».
Эта длинная выдержка довольно красочно изображает развитие
операции и ход самого сражения. Сведения, сообщаемые Г. Ильиным, находят
подтверждение и некоторое дополнение в рассказе посла ойратского Аблая-тайши
— Бахтыя, прибывшего в феврале 1644 г. в Тобольск.
Источники ничего не говорят о причинах ойратско-казахской
войны 1643—1644 гг. Эта война имела важные последствия для ойратского
общества, вызвав новую вспышку междоусобной борьбы. В беседе с воеводой
Куракиным посол Аблая Бахтый, подтвердив, что Батур-хунтайджи вернулся
из похода против казахов с большим уроном, добавил при этом, что в походе
участвовали и «урлюковы люди немногие. А как де он, контайша, пришел ис
походу, и тех де урлюковых людей отпустил к Урлюку с аблаевыми да с тайчиновыми
тайшей людьми, а с ними де послал лист, чтоб Урлюк-тайша с ним, контайшею,
пошел заодно на Талайтайшиных детей да на Кунделеня войной за то, что
де Талайтайшины дети и Кунделен с контайшею на Янгира не пошли и ево де,
контайшу, выдали. И тех де ево контайшиных послов с листом на дороге,
не допустя до Урлгока, Кунделентайша изымал и держит у себя и лист де
у них взяли. И ныне де у него, контайши, с Талайтайшиными детьми и с Кунделенем
в том стала большая ссора и без войны де у них, чает, не будет». Аблай
прислал Бахтыя в Тобольск с заявлением о своей готовности служить русскому
царю, «как де служил тебе, великому государю, отец ево Байбагиш-тайша.
И ныне де он, Абулай-тайша, с Кунделенем-тайшею готов идти на твою государеву
службу на Урлюка-тайшу войною».
Из слов Бахтыя видно, что Батур-хунтайджи удалось достаточно
прочно привязать к себе правителя складывавшегося калмыцкого ханства на
Волге Хо-Урлюка и обеспечить его участие в общеойратском походе против
казахов. Наследники дэрбэтского Далай-тайши, занятые своей борьбой за
раздел отцовского наследства, уклонились от участия в этом походе, вызвав
гнев Батур-хунтайджи; Хундулен-тайша, брат хошоутского Байбагас-хана,
старый противник Батура, также уклонился от участия в походе и занял открыто
враждебную по отношению к нему позицию. Что же касается Аблаятайши, племянника
Хундулена, то у него были претензии как к собственному брату Очирту-Цецен-хану
в связи с разделом наследства их отца Байбагасхана, так и к Батур-хунтайджи,
в тесной дружбе и союзе с которым находился Очирту. Старые внутриойратские
межфеодальные противоречия, ликвидировать которые было не под силу нч
«Цааджин бичиг», ни централизаторским тенденциям власти Батур-хунтайджи,
стали прорываться наружу, угрожая взорвать внутренний мир и относительное
единство, достигнутые в результате политики Батура.
Сведения, сообщенные Бахтыем в Тобольске, получили подтверждение
в докладе Г. Ильина. Находясь в ставке Батур-хунтайджи, Г. Ильин установил,
что Батура от Хо-Урлюка отделяет огромное расстояние, равное пяти месяцам
езды, что сношения между ними затруднены, ибо «меж де ими кочуют многие
тайши, которые с ним во брани: Кунделен-тайши и Талайтайшины дети и Янгир-царевич
и Ялантуш... И в нынешнем де во 152 г, (1644 г.— И. 3.), пришед не походу,
контайша послал к тестю своему к Урлюку-тайше людей своих 40 человек с
листом, чтоб де Урлюк-тайша дал ему, контайше, людей своих на помочь и
велел бы де людем своим итти на Кунделеня-тайшу войною. А он де, контайша,
пойдет з другую сторону на Янгира-царевича и на Ялантуша для того, что
де с ним, контайшею, Кунделен-тайша на Янгира и на Ялантуша войною сам
не ходил, и людей своих не посылал, и стоит за Янгира, и называет ево
названым сыном. И тех де ево контайшиных послов Кунделен-тайша на дороге
перенял и лист у них отнял и к Урлюку-тайше их не отпустил». Батур-хунтайджи
не знал, что в это время Хо-Урлюка уже не было в живых, что он был убит
в боях с черкасами на правобережье Волги.
Батур-хунтайджи был полон решимости отомстить казахскому
Янгиру, равно как и ойратским князьям, Хундулену и другим, уклонившимся
от участия в походе. Документы свидетельствуют об организованной им закупке
оружия и предметов военного снаряжения в Кузнецком уезде, куда он направил
своих представителей, которые «у государевых ясачных людей покупают куяки
(род кольчуги.— И. 31.), и шеломы, и стрелы, и копья и всякое железо».
Он послал также своих людей к киргизам, «а велел просить у киргиз на себя
ясаку и лошадей, потому что у него лошади на боях побиты».
Источники не дают ясного ответа, состоялось ли намеченное
Батуром-хунтайджи на весну 1645 г. новое выступление против казахского
Янгира. Учитывая, что в это именно время заканчивалась подготовка к активным
операциям против группировки Хундулена-тайши, можно думать, что это выступление
не состоялось, что оно было отложено. По данным биографии Зая-Пандиты,
очередная ойратско-казахская война имела место 1652 г., причем в этой
войне отличился 17-летний сын Очирту-Цецен-хана Галдама, который в единоборстве
поразил Янгира.
Таковы свидетельства источников об ойратско-казахских
отношениях в годы правления, Батур-хунтайджи. Несмотря на их скудность,
они все же позволяют судить о дальнейшем изменении соотношения сил в пользу
ойратского государства.
Что же касается внутриойратской усобицы, то она, возникнув
в 1646 г., сразу приняла довольно острую форму и тянулась несколько лет.
Автор биографии Зая-Пандиты рассказывает, что весной 1646 г. Хундулен-тайша
выступил против двух дэрбэн-ойратских тайджи (чоросского Батур-хунтайджи
и хошоутского Очирту-Цецен-хана). Собрав войска, он прибыл в район Хара-Тала
при р. Хуху-усун. Туда же прибыли и войска «хоёр тайджи», перевалившие
через гору Боро-ходжир. Сражение произошло в местности Ухарлик. На стороне
хошоутского Хундулен-тайши выступали и сыновья дэрбэтского Далай-тайши.
В сражение втягивались все новые участники. Бой закончился поражением
Хундулена и его союзников. На обратном пути Хундулен был встречен Зая-Пандитой,
возвращавшимся от торгутских князей с р. Урал.
Узнав о происшедшем, Зая вызвался примирить противников.
Зимой 1647 г. состоялось свидание Хундулена с Очирту Цецен-ханом и Батур-хунтайджи,
не принесшее, однако, результатов.
По свидетельству Габан-Шараба и Батур-Убаши-Тюмена,
Хундулен-тайша в конце 40-х годов ездил на богомолье в Тибет, посетив
по дороге своего брата Туру-Байху (Гуши-хана), которому говорил: «Не возбуждай
зависти к богатству во мне, обедневшем, не возбуждай тщеславия во мне,
потерявшем уважение».
Борьба между Батур-хунтайджи и Хундулен-тайшой оставила
известный след и в русских источниках. О ней в своем статейном списке
говорил тобольский посол Данила Аршинский, ездивший по разным пограничным
делам к Батур-хунтайджи, к которому прибыл в конце мая 1646 г. Аршинский
отметил, что незадолго до его приезда между Батуром и Хундуленом было
сражение «и убил контайша у Кунделеня 250 человек, а у контайши Кунделен
убил 20 человек, да за тем боем меж собя помирилися». Показания источников
свидетельствуют, что глава ханства и его союзник Очирту-Цецен-хан принимали
меры к восстановлению мира и внутреннего единства в ханстве. Ф. Иванов
и Б. Якшагулов, ездившие в конце 1648 г. к брату Хундулена Эрдэни-хунтайджи
и пробывшие в его ставке на Иргизе семь месяцев, по возвращении в Тобольск
рассказывали, что «Ирдени-кон-тайша с урлюковыми людьми и с контайшею,
Каракулиным сыном, меж собою воюютца. А при них де... приезжали к нему
в улус для миру Кунделен да Доен-Онбо тайши с своими людьми и иные многие
тайши, чтоб ево, Ирденю-контайшю, с урлюковыми людьми и с контайшею каракулиным
помирить. И Ирдени де контайша миритца не хочет. И Кунделен де и Доен-Анбо
тайши [с] своими людьми и иные тайши, которые с ними на миру были, поехали
от Ирдени-контайши для того же миру к урлюковым людем в улус». Но мира
не получилось. Возвращаясь в Тобольск, Иванов и Якшагулов узнали, что
«Ирдений контайша урлюковых людей с их кочевий збил и стал на тех кочевьях
сам он, Ирденя, своим кочевьем».
Конфликты и открытые вооруженные действия на путях,
связывавших кочевья ойратских князей на Волге с территорией Джунгарского
ханства, оказались главными причинами, сорвавшими план возвращения ойратов
с Волги в Джунгарию. Габан-Шараб рассказывает, что в 1632 г. ставка правителя
торгоутов Дайчина впервые расположилась на Волге. «Прошло 14 лет. Вспомнив
клятву, данную дэрбэн-ойратам, стали возвращаться на родину к своим ойратам».
Его слова подтверждают приведенные выше показания русских источников о
готовившейся в 1646 г. откочевке ойратских владетельных князей с Волги
обратно в Джунгарию. Но туда они не дошли. Слишком уж длинной и трудной
оказалась дорога для ослабленных военными неудачами преемников Хо-Урлкжа.
Они должны были собственными силами пробивать путь к владениям Батур-хунтайджи,
преодолевая сопротивление враждебных группировок Аблая, Хундулена и пр.
Однако Батур-хунтайджи, видимо, до конца своих дней не переставал думать
о возвращении ойратских князей с берегов Волги. Об этом свидетельствует
рассказ уфимского толмача В. Киржатцкого астраханскому воеводе Пронскому
о беседе с правителем торгоутов Мончаком в 1653 г. «Слышел он,— говорил
Киржат-цкий,—от самово Мончака-тайши и от ево улусных людей, что де в
нынешнее вешнее время с отцом ево, Мончаковым, з Дайчином-тайшею будут
к ним дальние калмыцкие люди Батыр-контайша Каракулин со многими своими
калмыцкими воинскими людьми. А в какову пору они придут и куды их поход
будет, того не ведомо».
Смерть Батур-хунтайджи и последовавшая за ней новая
междоусобица ойратских феодалов заставили, по-видимому, отказаться от
планов возвращения ойратов с Волги в Джунгарию. Об особой близости между
джунгарским ханом и торгоутскими правителями на Волге свидетельствует
тот факт, что правнук Хо-Урлюка, впоследствии Аюка-хан, с младенчества
жил и воспитывался при ставке Батур-хунтайджи и лишь после смерти последнего
в возрасте 12 лет был доставлен на Волгу.
Наши источники приводят и некоторые сведения о положении
ойратских народных масс в годы правления Батур-хунтайджи. Эти сведения
заслуживают серьезного внимания, отражая наличие классовых противоречий
в ойратском обществе. Документы свидетельствуют, что в 1644 г. в Джунгарском
ханстве был голод, вынудивший владетельных князей разрешить трудящимся
временно откочевать в русские пределы. Об этом доложили тарскому воеводе
братья Костелецкие, ездившие в Барабинскую, Чуйскую и Теренинскую волости
для сбора ясака и видевшие «в Теренинской волости контайшиных ясачных
людей з женами и з детьми 9 изб, живут с нашими с теренинскими ясачными
людьми вместе. А прислал де их контайша в Теренинскую волость кормитца,
потому что у него, у контайши, голод. Да иные де многие контай-шины люди
от Теренинской и от Барабинской волостей кочюют неподалеку, в полуднище
и во днище и в дву днищах, во многих в розных местех изб по ш[ес]тидесяти
и больши, и ясак де с них, с теренинских и з барабинских ясачных людей
на контайшу емлют».
По приказанию Москвы местные сибирские власти приняли
меры к выдворению из русских пределов подданных Батур-хунтайджи, направив
к ним и к хану Джунгарии послов с соответствующими предложениями. В конце
июля казак Плотников и один из Костелецких, ездившие в степь, вернулись
в г. Тару, где доложили, что на прежних местах они ойратов не обнаружили,
но, возвращаясь назад, «в Барабинской де, государь, волости наехали они
контайшина дворового человека Бугачка з женами и з детьми. И они де ево
спрашивали, по контайшину ли велению живет он в твоей государеве в Барабинской
волости или самовольством. И говорили ему, чтоб он из Барабинской волости
ехал на свою землю. И им де, Гарасиму и Федьке, тот контайшин человек
Бугачка сказал,— живет де он в Барабе собою, кормитца, а не по контайшину
веленью, а обиды де он и тесноты твоим государевым Барабинским ясачным
людем никоторые не чинит». Опрошенные Костелецким и Плотниковым местные
русские обитатели подтвердили, что Бугачка действительно живет мирно и
никого не обижает.
Как выясняется из дальнейшего, подобные случаи не были
единичными актами, выражавшими недовольство одиночек, — они свидетельствуют
о недовольстве народных масс, страдавших от гнета феодальной эксплуатации
и бесконечных войн, приносивших семьям трудящихся лишь разорение и смерть.
Подавление этого недовольства растянулось на ряд лет, о чем свидетельствует
доклад в Москву томского воеводы О. И. Щербатого, представленный летом
1647 г. Он писал, что еще в 1644 г. в русских ясачных волостях появились
«беглые черные колмаки (т. е. ойраты в отличие от «белых» или «выезжих»
калмыков, обитателей Алтайских гор.— И. 3.) розных тайш и в их урочищах
обжились». Русские власти потребовали, чтобы эти «черные колмаки» покинули
пределы России. «И те, государь, черные колмаки ево государева указу не
послушали и с ево, государевой земли, а из их займища (русских ясачных
людей.— И. 3.) не пошли». Вслед за этим Щербатой высказывает предположения
о возможной концентрации ойратских и других беглых людей, вследствие чего
может возникнуть опасность для интересов российского престола. «А будет,
государь, к тем беглым черным колмаком учнут такие ж беглые черные колмаки
или иных каких земель воры приставать... или будет учнут бегать к тем
же вором чатцких и томских мурз и тотар киштымы, и их умножится, чтоб
де, государь, от тех воров твоему государеву Томскому городу дурна какова
не дождаться и твоею б государевою многою землею не завладели».
В этих условиях томские власти решили применить против
ойратских перебежчиков силу оружия. Захваченные в плен беглые ойратские
труженики показали: «Бывали де они Талайтайшины да Урлюковы, и от них
де, тайш, збежали, и бегая от них, жили на твоей государеве земле, на
Барабинской и на Теренинской и на Черных водах 5 лет». Томский воевода
пытался выяснить, на что перебежчики надеялись, принимая бой с русскими
ратными людьми. Пленные отвечали: «Как де пришел Петр Сабанский с ратными
людьми, и они де в том перед тобою, государем, виноваты, вышед из юрт
и по них из луков стреляли, а надежи де у них ни на ково не было».
Интересно отметить, что в борьбе против ойратских трудящихся
русские власти выступали в союзе с ойратскими феодалами. Щербатой сообщал:
«А после де твоих государевых ратных людей ходил войною контайшин двоюродной
брат Кула на тех же схожих людей, на дербетов, и их побили, и ясырь, и
лошади, и коровы, и всякой скот поймали. А после де тово, государь, Кулы
ходил на тех же на достальных схожих колматцких людей войною контайшй
человек князец Мачик и тех де достальных схожих колматцких людей, дербетев,
побил, и улус весь в полон поймал, и лошади, и коровы отогнал». В заключение
своего доклада Щербатой писал: «А те де колмаки беглые Талай-тайшины да
Урлюковы... А в прежних де годех у Талай-тайши и у Урлюка с контайшею
бывала меж ими война. И от той де войны те черные колмаки розбежались
и жили на твоих государевых... землях лет с 6 и больши».
Так раскрывается драматическая история жизни и борьбы
ойратских трудящихся, страдавших от феодальных поборов и повинностей,
становившихся невыносимыми в военные годы. Не выдержав тяжелых условий
жизни, ойратские труженики покинули своих феодальных владык и бежали во
владения русского царя, наивно полагая, что здесь они будут избавлены
от феодальных войн и эксплуатации, получат возможность мирно трудиться.
Не надеясь ни на чью помощь, они вступили в неравный бой с русскими ратными
людьми, по воле царской администрации выдворявшими их из русской земли.
Вслед за этим араты несколько раз подвергались атакам войск ойратских
феодалов и были в конце концов разгромлены.
|