Очерки истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период. Издательство «Наука», Москва, 1967.


Глава VII КАЛМЫКИЯ В ПЕРИОД РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА В РОССИИ. РЕФОРМА 1892 г.

5. Реформа 16 марта 1892 г.

Необходимость освобождения от феодальной зависимости калмыков-простолюдинов назрела. Во второй половине XIX в. архаичное кочевое скотоводство не охватывало всего калмыцкого населения. Часть непосредственных производителей порвала с кочевым скотоводством и превратилась в наемных рабочих. Само скотоводческое хозяйство калмыцкого общества претерпело изменения. Имущественная дифференциация обусловила экономическое, подчинение одной части общества другой. В рассматриваемое время возникали хозяйства, занимавшиеся производством продуктов на рынок, основанные на эксплуатации наемного труда. Сохранение у калмыков феодальных отношений, близких к крепостным, шло вразрез с интересами и русской буржуазии, игравшей руководящую роль в Нижнем Поволжье и Прикаспии, и с интересами русского правительства. Существовавший у калмыков строй исключал значительное число людей из числа общегосударственного податного населения. Русская буржуазия, развертывавшая рыбные речные и морские промыслы и добычу соли, нуждалась в свободном притоке рабочей силы, не стесненной никакими иными отношениями, кроме зависимости рабочего от предпринимателя.

В 1870 г. Министерство государственных имуществ приступило к пересмотру законоположений о калмыцком народе. В составе Министерства была создана особая Комиссия по подготовке законопроекта о калмыках. Работа Комиссии продолжалась в течение двух лет. К январю 1872 г. она представила на рассмотрение правительства проект закона об отмене феодальных отношений у калмыков, в котором предусматривалось упразднение владельческих прав нойонов и зайсангов и введение «Положения» о калмыках на основании общероссийских установлений. Проект Комиссии по личному указу царя был 1 января 1872 г. представлен на рассмотрение министров и главноуправляющего императорской канцелярии, «но вследствие сообщенных ими отзывов и замечаний по означенным проектам Министерство принуждено было эти проекты подвергнуть пересмотру». С этого времени началась административная волокита, 'Затянувшаяся на двадцать лет. Проект закона об отмене у калмыков феодальных отношений, составленный в 1872 г., почти ничем не отличался от позднее принятого закона 16 марта 1892 г. Сущность проекта, как и принятого закона, заключалась в отмене феодальных прав владельцев. Отзывы и заявления, послужившие препятствием к принятию проекта, были совершенно несостоятельными и преследовали только одну цель — попытку сохранить старое положение. Князья Дондуковы, Тюмени, Тундутовы и Дугаровы имели известный вес в дворянском обществе и могли оказывать давление на ход выработки закона. Они были заинтересованы в затягивании решения вопроса о реформе. Несмотря на очевидную необходимость принятия какого-то решения, вопрос о реформе в Калмыкии откладывался из года в год.

В это же время феодалы и калмыцкое духовенство вели в улусах пропаганду за сохранение феодальных отношений. В Петербург посыпались приговоры аймачных и улусных сходов, в которых содержались просьбы сохранить старый порядок. Эти приговоры также послужили предлогом для оттягивания решения. Они составлялись феодалами путем прямого обмана. Не говоря о том, что владельцы могли заставить сход утвердить любой приговор, они шли на прямые подлоги. В ряде случаев выборных заставляли подписывать документы, не читая. Рукоприкладства делались также на чистой бумаге, после чего владельцы составляли нужный текст. Это было выяснено в ряде случаев полицейскими властями. Было установлено позднее, что подписи на приговорах делались от имени умерших задолго до составления приговора или даже вымышленных людей. Развернулась широкая кампания по сбору денег с простых калмыков на различные «ходатайства уполномоченных». Простой люд вводили в заблуждение, утверждая, что эти средства необходимы для улучшения положения податного населения. Многочисленные «уполномоченные» ходатайствовали на деле о сохранении феодальных отношений. Феодалы распространяли слухи, что сборы вводятся для того, чтобы восстановить права, которыми калмыки владели исстари. О каких именно правах шла речь, обычно умалчивалось. Одновременно народ запугивался слухами о том, что русское правительство хочет насильно крестить всех калмыков и поставить их в зависимость от крестьян-поселенцев.

Немаловажная роль в этой кампании отводилась духовенству. Оно прекрасно представляло себе, что с отменой феодальной зависимости калмыков его привилегированному положению будет нанесен сильнейший удар. За сохранение господства феодалов духовенство и боролось. Усиливалась религиозная пропаганда, учащались молебны за сохранение старинных прав и распускались лживые слухи о предстоящем крещении. Все это сопровождалось широкими поборами с калмыков-простолюдинов. Заключительным актом этой кампании было грандиозное религиозное празднество, устроенное духовенством в 1890 г. На его подготовку были затрачены весьма солидные суммы, подготовка велась длительное время. Сначала были созваны предсказыватели судеб и астрологи — зурхачи — из всех улусов. Зурхачи в пышно оформленной обстановке выбрали коня и верблюда для религиозной процессии, за которых владельцам была уплачена крупная сумма. После этого начались новые денежные сборы и изготовление для лошади и верблюда богато украшенных золотом и драгоценными камнями седел и попон. Бурхан для богослужения был отлит из драгоценных металлов. По мнению наблюдавших эту церемонию, стоимость оформления богослужения превышала размеры ежегодных официальных налогов с калмыков. Религиозное празднество вызвало огромное стечение простых калмыков. Присутствовавшему на нем действительному члену Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете Я.П. Дуброве смысл этого необыкновенного богослужения калмыки объяснили так: народ уклонился от прадедовских обычаев, забыл заветы отцов. Он общается с русскими и перенимает их жизненный уклад. Это якобы является тягчайшим преступлением и ведет ко всяческим бедам. Избегнуть небесной кары простой народ может только путем полного повиновения своим владельцам и строгим соблюдением всех религиозных правил и обычаев.

Это событие произвело большое впечатление на простой народ, опутанный религиозными предрассудками. Не осталось оно без внимания и со стороны русской администрации. Еще до этого богослужения были крещены 15 семейств из Большедербетовского улуса, которым был обещан отвод земли и перевод их на оседлое положение. Ламаистское духовенство оценило этот факт как показатель настроения основной калмыцкой массы и решило репрессировать выкрестов, чтобы запугать остальное население. Против крестившихся калмыков систематически восстанавливались соседние хотоны. Сам нойон, кстати также крещеный, публично грозился выслать выкрестов в Сибирь и утверждал, что земли они не получат. Вокруг выкрестов назревал инцидент, который, по замыслу его организаторов, должен был укрепить влияние калмыцкой правящей верхушки. Администрация почувствовала эту угрозу и ускорила размежевание, нового поселка, который охранялся некоторое время казаками. Затея феодалов и духовенства провалилась. Этот, казалось бы, незначительный случай поколебал веру в безграничность власти нойонов. Именно с этого времени к губернским и столичным властям отправляются ходоки от калмыков-простолюдинов, открыто заявлявшие протесты против власти нойонов и зайсангов. Такое проявление активности широких народных масс было новым явлением. После 1872 г. подготовка нового законопроекта о калмыках продолжалась пять лет. В 1877 г. на рассмотрение правительства был подан Комиссией новый проект, но и он был отвергнут. Закон «Об отмене обязательных отношений между отдельными сословиями калмыцкого народа», был утвержден лишь 16 марта 1892 г. Его 1-я статья гласила: «Калмыкам-простолюдинам даровать все личные права, предоставленные общими законами империи свободным сельским обывателям, отменив навсегда право калмыцких нойонов — улусовладельцев, мелких владельцев и родовых зайсангов на подвластных им калмыков, а равно взимание с сих последних денежного сбора, установленного статьею 713 Устава о земских повинностях».

Освобождение калмыков от феодальной зависимости имело характер выкупа. Закон устанавливал «вознаграждение» нойонам— улусовладельцам, мелким владельцам и «родовым» зайсангам суммой, равной пятикратному сбору годового албана. «Особо нуждающимся» мелким владельцам и рядовым зайсангам выдавалось, кроме того, «единовременное пособие», устанавливаемое в каждом случае представителями министерств государственных имуществ, финансов и внутренних дел. Деньги на покрытие этих расходов изымались из калмыцких общественных капиталов Астраханской и Ставропольской губерний.

Закон отменял обязанности и права нойонов и зайсангов по управлению улусами и аймаками. В качестве временной меры было принято решение возложить эти обязанности на улусных попечителей и их помощников. В аймаках вводился институт выборных аймачных старшин. Их выборы проводились тем же порядком, что и существовавшие ранее выборы зайсангов в аймаках, не имевших родовых зайсангов. Был расширен штат улусной администрации.
С 1892 г. все калмыцкое население облагалось налогом в пользу государства. Его размер по сравнению с прежними сборами значительно уменьшился. Новый налог вводился в размере 6 руб. с кибитки. Таким образом, за единицу обложения налогом была оставлена, как и ранее, кибитка, или «семейство». В этом заключалась разница между общероссийской системой налогового обложения и фискальной политикой у калмыков. «Кибитка и всякое заменяющее ее помещение для жилья», как сформулировано в законе, в экономическом отношении были совершенно неопределенными понятиями. Не говоря о том, что семейства, живущие в кибитке, насчитывали разное число душ, она не была в ряде случаев самостоятельным хозяйством. В процессе раздела семей часто наблюдались у калмыков случаи нераздельности хозяйства и т. п. Поэтому такое положение с налоговым обложением приводило к непропорциональной раскладке податей.

Правительство оговорило право аймачного схода самому распределять сумму налога, уменьшая платеж с распределением суммы на другие кибитки, но с тем, чтобы надбавка не превышала 20% от среднего оклада. Кибиточные сборы каждое полугодие собирались демчеями (сборщиками). Улусные попечители имели право отдавать неплательщиков «в работы до выручки всей суммы».

Закон 1892 г. был подготовлен изменением социальных и экономических отношений калмыцкого общества в условиях развития капитализма в России. Освобождение от феодальной зависимости облегчало включение широких калмыцких масс в общерусский экономический процесс. Упразднение феодальной зависимости отвечало интересам и русской буржуазии, нуждавшейся в притоке дешевой рабочей хилы. Закон завершал многолетнюю политику русского государства по отношению к национальным феодалам — мелкие феодалы были низведены, до положения «сельских обывателей», наравне с освобожденными крепостными. В ином положении были владельцы улусов, еще до этого вошедшие в состав российского дворянства. Несмотря на всю половинчатость, реформа 1892 г. отвечала, в известной степени, интересам и эксплуатируемых слоев калмыцкого народа.
Закон 1892 г. создавал предпосылки для изживания, хотя и медленного, феодальных пережитков в хозяйстве и в быту у калмыков и для дальнейшего проникновения капитализма в Калмыцкую степь.


<Предыдущая> <Содержание> <Следующая>

Яндекс.Метрика
Сайт управляется системой uCoz