Очерки истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период. Издательство «Наука», Москва, 1967.


Глава VIII КАЛМЫКИЯ В КОНЦЕ XIX—НАЧАЛЕ XX в. И В ПЕРИОД ПЕРВОЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1905—1907 гг.

1. Калмыкия в конце XIX и в первые годы XX в.

В конце XIX—начале XX в. Россия вступила в высшую и последнюю стадию развития капитализма — империализм. В 1899 г. начался мировой экономический кризис, который распространился и на Россию, где он проявился в особенно тяжелой форме. Закрылись тысячи фабрик и заводов, росла безработица, резко ухудшалось положение рабочих и крестьян России. В невыносимо тяжелых условиях жили и национальные меньшинства, «инородцы», как их называли тогда в царской России.

В обстановке кризиса обострились классовые противоречия, широкий размах приобрело рабочее, революционное и крестьянское движение. Массовое рабочее движение в России проходило под руководством революционной социал-демократической партии, деятельность которой неразрывно связана с именем В. И. Ленина.

Исключительно тяжелым было в начале XX в. положение трудового калмыцкого народа, подвергавшегося феодальной и капиталистической эксплуатации и национальному угнетению.

В 1892 г. была проведена реформа, так называемое «освобождение калмыков-простолюдинов» от власти нойонов и зайсангов. Эта реформа имела некоторое положительное значение, так как способствовала проникновению капитализма в Калмыкию. Но она была еще более половинчатой и запоздавшей не только нежели крестьянская реформа 1861 г., но и по сравнению с реформами на других окраинах тогдашней России. Феодальные пережитки были устойчивы, их изживание — медленным.

О последствиях реформы 1892 г. современник событий, внимательно наблюдавший за жизнью калмыков, Я.П. Дуброва писал, что «15 марта 1892 г. уничтожили крепостничество среди калмыков, фиктивно пристегнули их по правам к свободному сельскому населению и только». И после издания закона «калмыки по-прежнему остались таким же бесправным народом, с крайне неупорядоченным социально-экономическим строем, с тем же чуждым всякой системе и практической пригодности «Положением» 1847 года».

Нойоны, зайсанги и верхушка хурульного духовенства по-прежнему оставались крупными владельцами скота и земли. Формально земля, пастбища считались общинными, а на деле ими пользовались и распоряжались богачи, феодалы и кулаки. Владея большими стадами скота, они фактически были владельцами земли и воды, пастбищных и сенокосных угодий.

Достаточно хорошо изучивший жизнь и быт калмыков И.А. Житецкий еще в конце прошлого столетия писал: «Эти степные богачи, с одной стороны, фактически владеют всеми сенокосными и водопойными угодьями в степи, а с другой — распоряжаются безраздельно обширными площадями степи в силу того естественного преимущества, что где выпасаются их огромные табуны лошадей или стада овец или верблюдов, там уже нет места для кочевья небогатых хозяев-калмыков». В 1910 г. чиновник Управления калмыцким народом Н. К. Яковлев, говоря о последствиях реформы 1892 г., писал: «Могут сказать, что зайсанг Онкоров (Бегали) влияет уже не только как зайсанг, а как выдающийся богач, но это не совсем так. Со времени освобождения калмыков от обязательных отношений к нойонам и зайсангам прошло 18 лет, и при почти поголовной неграмотности калмыков, пока не вымрет поколение стариков, подчинявшихся зайсангам (до реформы 1892 г. — Ред.), влияние их будет достаточно сильно проявляться».

Крупнейшими владельцами скота и земли в начале XX в. в Калмыкии были князья Тюмень, Гахаев, Тундутов, зайсанги Бегали Онкоров, Церен Бадмаев, Бальзанов, Дондуков и др. Если проникновение капитализма в Калмыкию сказалось на приспособлении хозяйства бывших феодалов к рыночному спросу, то формы эксплуатации ими рядовых калмыков в значительной степени оставались феодальными.

Так, в Хошоутовском улусе калмыки-крестьяне целыми обществами несли ряд феодальных повинностей в пользу князя Тюменя. Многие хотонные общества калмыков платили ему как владельцу земли оброк деньгами и натурой. Например, хотонное общество на урочище Машкина Коса, состоявшее из 25—30 кибиток-семей, платило князю Тюменю за пользование земельными угодиями 300 руб. в год. Калмыки другого хотона, жившие на острове Круглый в количестве 50—60 кибиток, платили ему 175 руб. Кроме того, каждая из этих кибиток-дворов должна была накосить для князя тысячу снопов сена и нарубить две сажени дров. Калмыки, жившие в урочище Коровья Лука, за пользование покосами несли тоже определенную натуральную повинность. «Каждый калмык, — сообщает источник, — получивший здесь (т.е. во владении Тюменя) пай, с которого накашивают около 600 снопов сена, обязуется накосить для Тюменя 100 снопов сена и нарезать сажень дров». Калмыки, проживавшие в той части улуса, где содержался скот Тюменя, пасли его скот в порядке повинности. Эти факты достаточно убедительно показывают, что в Хошоутовском улусе, в частности во владениях Тюменя, и в начале XX в. продолжали существовать такие феодальные формы эксплуатации крестьян-калмыков, как отработка и оброк в его натуральном и денежном видах. В еще большей степени докапиталистические формы эксплуатации трудовых калмыков сохранялись в степных улусах Калмыкии.

Калмыки Большедербетовского улуса с их оседлым земледельческо-скотоводческим хозяйством раньше и в большей степени, чем степные скотоводческие улусы, включились в товарно-денежные отношения. Однако и в этом улусе в начале XX в. сохранялись пережитки феодализма.

Трудящиеся Калмыкии эксплуатировались не только старой знатью — нойонами, зайсангами и духовенством, но и новыми степными богачами — кулаками, вышедшими из калмыцких крестьян. Хозяйства таких крупных скотоводов, как Кензеев, Цембелев, Леджинов, Лиджиев и других выходцев из среды простых калмыков, приобретали товарный характер. У каждого из них насчитывалось по несколько тысяч голов скота и лошадей. Эти новые степные хищники жестоко эксплуатировали калмыцкую бедноту и батраков, нанимавшихся на пастьбу скота и другие работы.

О том, как тяжело было положение бедняков, работавших в хозяйствах этих «новых степных хищников», можно судить по делу братьев Кензеевых, которое рассматривалось в астраханском окружном суде без участия присяжных заседателей в сентябре 1901 г. Бога, Бава и Кеке Кензеевы были первыми богачами в Малодербетовском улусе, «держали в руках» его «громадную часть», В 1896 г. четыре калмыка, работавшие у Кензеевых, подали жалобу заведующему южной частью Малодербетовского улуса о том, что Кензеевы подвергли их пыткам, чтобы вынудить признание в краже тысячи рублей. Еще ранее Бова разбил голову своему рабочему за то, что тот в бурю упустил часть стада. «Все было пущено в ход», чтобы замять дело; только в 1901 г. суд над двумя братьями состоялся (Бова умер в 1898 г.). Бога и Кеке Кензеевы были приговорены к лишению всех прав и преимуществ и к отдаче в исправительное арестантское отделение, первый на три года, второй — на полтора. Однако в 1910-е годы Кензеевы снова называются в ряду первых калмыцких богачей.

В конце XIX—начале XX в. в Калмыкии усилился национально-колониальный гнет царизма.

В 1900-х годах значительная часть территории Калмыцкой степи отводилась под так называемые оброчные статьи, на которых паслись многотысячные стада русских кулаков Поповых, Степаненко, Чаплыгиных, Мисюриных и др. Большие участки степи были закреплены за русскими и украинскими селами, где шел процесс расслоения крестьянства и выделения богатой верхушки. В отношении изъятия царским правительством калмыцких земель особенно характерен Большедербетовский улус. До середины XIX в. калмыки этого улуса имели 872328 дес. земли, а к концу XIX в. осталось у них всего 289835 дес.

Калмыки Багацохуровского и Хошоутовского улусов только по закону о так называемой десятиверстной полосе на правом берегу Волги лишились более 241 тыс. дес. лучших земельных угодий и водопоев.

В результате усиления феодальной и капиталистической эксплуатации и национально-колониального гнета с конца XIX в. процесс разорения калмыцких масс усилился, росло количество хозяйств малоскотных и совсем не имеющих скота, расширялся отход обедневших калмыков на заработки.

О разорении и понижении платежеспособности трудящихся калмыков говорит рост недоимок по налогам. Так, на 1 января 1900 г. недоимки астраханских калмыков по кибиточному сбору составляли 267489 руб. 71 коп., а на 1 января 1901 г. они составили 303031 руб. 51 коп. В 1901 г. в связи с переходом на подати со скота большая часть суммы недоимок была снята — правительство понимало, что взыскание их безнадежно. Сумма недоимок продолжала расти и в дальнейшем: если к 1 января 1902 г. она составляла 28380 руб., то к 1 января 1914 г. уже 76421руб.

Основная масса обедневших калмыков, лишившихся скота и земли, уходила из аймаков и хотонов на заработки в соседние русские села, казачьи станицы, на рыбные и соляные промыслы. Отходничество в начале XX в. приняло довольно широкие размеры, охватывая в восточных, т.е. прикаспийском и приволжском, улусах от 45 до 75 и более процентов всех хозяйств. Так, в 1900 г. в калмыцких улусах Астраханской губ. было выдано калмыкам 17378 билетов и свидетельств для найма на работы, из них выдано выходцам из Яндыко-Мочажного улуса 7982 билета, Малодербетовского—1945, Эркетеневского— 2710 и Хошоутовского— 782. В 1902 г. из 18730 билетов и свидетельств на долю Яндыко-Мочажного улуса приходилось 10038 билетов, Эркетеневского — 2647 и Хошоутовского — 833. Отходничество было развито и в других улусах Калмыкии.

Несмотря на отсталость и забитость трудящихся калмыков, живучесть пережитков феодально-патриархальных отношений и влияние ламаистского духовенства, в начале XX в. уже сказывается их протест против тяжелых поборов, насилий, угнетения. Одним из проявлений классового протеста было обращение в Калмыцкое управление и в центральные учреждения с прошениями и жалобами с наивной надеждой найти здесь защиту. В конце XIX—начале XX в. калмыки в своих жалобах на нойонов, зайсангов и богачей часто указывали, что те у них «захватили сенокосные и пастбищные угодья», «выгнали их с лучших участков», «брали баранов за пользование пастбищами и сенокосами». Осмеливались жаловаться и «а насилия со стороны представителей местного начальства. Так, в 1899 г. калмык Дорджи Нармаев в своей жалобе писал: «В последних числах ноября помощник попечителя г. Фельксов, разыскивая по улусу беглых калмыков, прибыл ко мне в хотон с несколькими стражниками... Сейчас же по прибытии г-н помощник стал бить во что попало как меня, так и отца моего, 60-летнего старика... Избив нас, он приказал своим служащим выбрать у меня и зарезать три барана, непременно черных. Сейчас же приказание было исполнено».

Тяжелыми были условия работы отходников на рыбных промыслах. Калмыки использовались на самых трудных работах, в основном на неводных. Жили рабочие-калмыки в сырых, холодных, грязных бараках или же землянках (турлушках) и дырявых кибитках. Нередки были случаи, когда хозяева промыслов задерживали заработную плату рабочих-калмыков, избивали их. Так, например, в одном документе 1903 г. сообщается, что заведующий фирмой известного астраханского рыбопромышленника Сапожникова Пушкарев «ударил в лицо калмыка за то, что тот опоздал на проверку». Несколько раньше содержатель промысла Бирюзовского Фидуров «бил (калмыков) багром и ногами», не давал положенных продуктов питания — чая и хлеба». На рыбных промыслах процветали обман, обсчет, всевозможные вычеты и штрафы рабочих. Хозяева и приказчики промыслов по своему усмотрению штрафовали рабочих за нарушение распоряжений администрации и т. п. Эти штрафы и вычеты, широко применявшиеся на промыслах, сильно снижали заработок рабочих. Нередко бывало так, что рабочие возвращались домой с пустыми руками. Положение рабочих-калмыков, нередко не знавших русского языка, было особенно бесправным.

В конце XIX—начале XX в. свое недовольство произволом и усиливавшейся эксплуатацией рабочие-калмыки проявляли чаще всего в такой форме протеста, как бегство с промыслов. В архивах отложилось немало документов, свидетельствующих о групповых побегах рабочих-калмыков. Бежали с промыслов рыбопромышленников Сапожникова, Хлебникова, Власовой и др. Интересны показания самих рабочих-калмыков о причинах бегства. «Работа тяжела у Хлебникова (рыбопромышленника). Нас заставляют, — писали ушедшие с работы калмыки, — производить тягу на Беляшей тоне, которая находится от наших шалашей верстах в 4—5, ходить пешком расстояние промеж тоней туда и обратно трудно». Они указывали на неосновательные штрафы и на то, что их заставляли «вытягивать положенное число тоней, несмотря на сильные штормы и на то, что вода идет через бахилы от сильной моряны, вследствие этого некоторые заболевали, других же рабочих вместо них не давали». В другой жалобе рабочие писали, что держали их, «как скотину, не было помещения для жилья, харчей, топлива, даже ковшика для воды». С конца XIX в. случаи бегства калмыков-рабочих с рыбных промыслов становятся более частыми. Общение с русскими рабочими помогало калмыкам осознать свои классовые интересы.

Результатом борьбы рабочих всего Волго-Каспийского бассейна явилось издание правительством в 1904 г. «Врачебно-санитарных правил для Волго-Каспийских рыбных промыслов». Это было одно из первых законодательных постановлений, изданных для упорядочения бытовых условий работы на предприятиях рыбной промышленности.


<Предыдущая> <Содержание> <Следующая>

Яндекс.Метрика
Сайт управляется системой uCoz