|
Очерки
истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период. Издательство
«Наука», Москва, 1967.
Глава VII КАЛМЫКИЯ
В ПЕРИОД РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА В РОССИИ. РЕФОРМА 1892 г.
4.
Политика царского правительства в Калмыкии во второй половине XIX в
Положение 23 апреля 1847 г. об управлении калмыцким
народом определило общую линию политики правительства по отношению к калмыкам.
Оно завершило собой ту систему «попечительного абсолютизма», которую царское
правительство неуклонно проводило с 20-х годов XIX в., со времени издания
10 марта 1825 г. «Правил для управления калмыцкого народа». Сущность этой
системы заключалась в организации мелочной административной опеки над
населением калмыцких улусов.
Положение 23 апреля 1847 г. подробно охарактеризовано
в предыдущей главе. Здесь рассматривается, как система опеки сказывалась
в экономической и социальной политике царизма, а также в организации управления
Калмыцкой степью и отбывании государственных повинностей ее населением
во второй половине XIX в.
Неустойчивость калмыцкого скотоводства, разумеется,
была известна и местной администрации, и центральному правительству. Вместе
с тем было отчетливо видно и ухудшение экономического положения калмыцкого
населения, обнищание широких народных масс. Русские администраторы, управлявшие
калмыками, были не в состоянии понять и правильно объяснить причины этих
явлений. Одним из старых аргументов было то, что калмыки не занимаются
земледелием. По мнению почти всех крупных русских администраторов, сталкивавшихся
с калмыками, сочетание земледелия и скотоводства могло исправить существующее
положение. Большинство прямо высказывалось за понуждение калмыков заниматься
хлебопашеством.
По Положению 1847 г. улусным попечителям было вменено в обязанность при
ставках заводить сады, огороды и сеять хлеб. Эти мероприятия не всегда
достигали ожидаемых от них результатов. Так, в Большедербетовском улусе
в 1866 г. при ставке улусного попечителя был посажен сад и разведен огород.
Рабочие были наняты из того же улуса. Посадка удалась очень хорошо. Окрыленный
успехами, главный пристав кочующих народов Ставропольской губернии П.З.
Ланко сообщал, что «калмыки... обнаружили необыкновенное усердие и исполнительность
при выполнении задаваемой работы...». Он писал также о том, что работники
были в основном «привлечены хорошей платой». Но затраченные труд и средства
не окупились урожаем. В заключение главный пристав замечает, что основная
проблема для развития земледелия в калмыцкой степи — это вода. При этом
он рекомендовал использовать для орошения систему гидропультов. Естественно,
что для рядовых калмыков, которые с большим трудом могли купить самый
примитивный сельскохозяйственный инвентарь, такие усовершенствования были
недоступны. Такая система земледелия была утопией не только для кочевников,
не знакомых с сельским хозяйством, но и для русских крестьян, живших на
тех же землях.
Администрация предлагала и другие проекты, которые были
невыполнимы в условиях царской России. Намечалось оросить Калмыцкую степь
системой каналов. Но этот проект затерялся в административной переписке.
Далее предполагалось заняться облесением степи. Замечательное само по
себе, это мероприятие за недостатком средств и беспорядочностью управления
также не имело ощутимых последствий. С 50-х годов начинали закладываться
питомники и высаживаться полосы в балках и около колодцев. Подавляющее
большинство посадок погибало сразу же. Поэтому в 1865 г. Министерство
государственных имуществ послало в Астрахань распоряжение о прекращении
- лесоразведения в Калмыцкой степи. Попытки лесонасаждений были возобновлены
в конце 1870-х и в 1880-х годах. Результаты их были скромными. Одним из
мероприятий по распространению земледелия была попытка завести оседлые
калмыцко-русские поселения вдоль дорог, пролегающих по Калмыцкой степи.
Калмыки весьма слабо использовали предоставленные им возможности, и вдоль
дорог были поселены русские и украинские крестьяне. Переход к оседлости
имел больший успех в Большедербетовском улусе, где, в условиях широкой
крестьянской колонизации, калмыки сами изъявляли желание поселиться оседло,
чтобы закрепить за собой землю. По правительственному распоряжению 1871
г. в Большом Дербете начался отвод земли калмыкам для оседлых поселений—
простым по 30 дес. на мужскую душу, зайсангам аймачным по 400 и безаймачным
по 200 дес. на семейство.
Царское правительство по отношению к калмыцким феодалам,
как и по отношению к нерусским феодалам вообще, проводило двойственную
политику. Верхушка местных феодалов включалась в состав русского дворянства
на равных основаниях с ним.
Семья калмыцкого найона. Вторая
половина 19 в.
Мелкие и средние владельцы рядом мер низводились до
положения сначала привилегированной недворянской прослойки, а затем до
положения податного населения. Права дворянства получили потомки калмыцких
ханов и нойонов и нойоны-владельцы — Дондуковы, Тундутовы, Тюмени, Дугаровы
и Хапчуковы. Дворянских прав зайсанги не имели. После реформы 1892 г.
они вошли в состав свободных сельских обывателей, т.е. государственных
крестьян податного сословия.
Налоговая политика русской администрации во второй половине
XIX в. проводилась в двух направлениях. Первое — борьба за введение единых
во всей Калмыцкой степи налогов; Положение 1847 г. специально запрещало
вводить какие-либо иные поборы, кроме установленных этим законом. При
сохранении феодальных отношений у калмыков это не могло быть претворено
в жизнь. Как и в первой половине XIX в., с 1847 по 1892 г. феодалы собирали
подати совершенно произвольно, зависимое население выполняло на феодалов
ряд натуральных повинностей, не установленных законом.
Второе направление в налоговой политике — попытки осуществить
раскладку налога пропорционально хозяйству калмыков. Калмыцкие хозяйства
в имущественном отношении были далеко не однородны, и уравнительный сбор
не обеспечивал исправного поступления всей суммы налога. Русская администрация
стремилась и в Калмыкии применить установившуюся в русских селениях систему
мирской раскладки повинностей в зависимости от экономического положения
отдельных плательщиков. Однако в Калмыцкой степи проведение этого мероприятия
встретило определенные трудности. Раскладка налогов проводилась на аймачных
и улусных сходах. Решающая роль на этих сходах принадлежала феодалам,
которые не были заинтересованы в упорядочении налоговой системы. Многие
представители русской администрации в течение всей второй половины XIX
в. постоянно указывали на неравномерное распределение налогов среди податного
населения и на невозможность изменения положения до отмены крепостной
зависимости у калмыков.
Калмыки поставляли подводы для улусных чиновников и
администрации, командируемых в Калмыцкую степь, кибитки для чиновников,
казачьих команд и пр.; обеспечивали всех должностных лиц топливом; несли
службу в пикетах и кордонах; давали рабочих для починки дорог и на лесные
посадки. Натуральные повинности были очень тяжелыми, тем более что с ними
был связан ряд злоупотреблений со стороны калмыцких феодалов и русских
чиновников.
Положение 1847 г. оговаривало распределение натуральных повинностей соразмерно
с числом лошадей, кибиток, людей и пр. и поручало его улусным сходам.
По точному смыслу закона повинности должны были в равной мере исполняться
и рядовыми калмыками, и средними феодалами. На деле все было иначе. Право
голоса простых калмыков на улусных и аймачных сходах было фиктивным. На
улусных сходах все решали зайсанги, на аймачных — зайсанги и богатеи-скотоводы.
Естественно, что отбывание повинностей перелагалось на бесправную массу
простых калмыков. С конца 60-х годов в Астраханскую палату государственных
имуществ стали поступать общественные приговоры о замене натуральных повинностей
денежными. Замена не была выгодна для простых калмыков, имевших средние
и мелкие хозяйства, для которых была нелегка и оплата деньгами основного
кибиточного налога. Переходом на денежную повинность вместо натуральной
феодалы не только освобождали себя от этого налога, но и получали возможность
иметь дополнительный доход. Оценка повинностей, их распределение и взимание
находились целиком в их руках. Тяжелое положение рядовых калмыков усугублялось
злоупотреблениями местной русской администрации, многие представители
которой рассматривали службу в степи как источник обогащения. Я.П. Дуброва,
наблюдавший установившиеся в степи порядки в течение ряда лет, дал яркие
картины административного произвола, насилий, незаконных поборов. В 1850-е—1880-е
годы недоимки по сборам с калмыцкого населения росли; к 1 января 1884
г. на астраханских калмыках числилось 520 508 руб. недоимки.
Общая экономическая и политическая отсталость исключала
сознательную классовую борьбу угнетенных масс, но предпосылки ее замечались
уже в третьей четверти XIX в. Напряженное положение в калмыцком обществе
отмечалось даже представителями местной администрации. В качестве примера
можно привести слова главного пристава кочующих в Ставропольской губ.
народов П.З. Ланко. «Весьма важно уже то обстоятельство,— писал он в 1868
г., — что калмыки слышали и знают об освобождении нескольких миллионов
людей от крепостной зависимости, знают также и о том, как располагают
теперь своими трудами, заработками и вообще своей собственностью освобожденные
от крепостного права... Одним словом... калмыкам не чуждо сознание, что
в пределах русского царства они принадлежат к числу тех последних народностей,
которые еще остаются под гнетом частной власти». Невозможность сохранения
существующего порядка была очевидна. |