Эрдниев У.Э. Калмыки: Историко-этнографические очерки. - 3-е изд., перераб. и доп. - Элиста: Калм. кн. изд-во. 1985. - 282 с., ил. Материальная культураСредства и способы передвиженияОдним из основных традиционных способов передвижения:
калмыков испокон веков была верховая езда на лошадях. Об этом неизменно
говорится в исторических преданиях, произведениях устного народного творчества,
в частности, в героическом эпосе «Джангар».
В отличие от своих предков-ойратов, у которых лошадь
не знала упряжи, калмыки запрягали лошадей в телегу. Хомуты сошлееи, седелка
и дуги были заимствованы калмыками у русского населения.
Начиная с 80-х гг. XIX в. у зажиточных калмыков появились
пассажирские повозки. Телега на деревянном ходу, небольшая по размеру
и легкая по весу, была распространена по всей Калмыкии. Обычно она предназначалась
для быстрой езды и перевозки малогабаритных грузов. В нее впрягалась одна
лошадь, но иногда рядом с коренником запрягались пристяжные на постромках.
Менее распространены были дроги (длинные повозки с продолговатыми брусьями, соединявшими заднюю ось с передней). В дроги впрягали пару лошадей. Богатые калмыки, особенно знатные хурульные ламы и багши, приобретали крытые тарантасы на рессорах. В августе 1885 г. И. А. Житецкий встретил на территории современного Чапаевского сельсовета Малодербетовского района до десяти крытых экипажей, в которых перекочевывали с летних стоянок на зимние отдельные духовные чины и перевозилась хурульная святыня. В тарантас обычно запрягали двух или трех лошадей. В тройке одна из них ходила под дугой (коренник), а две другие шли пристяжными.
В приволжских и прикаспийских районах почти повсеместно употреблялись одноосные двуколки — арбы, имеющие хомутно-оглобельную упряжку для одной лошади. Возможно, что они были заимствованы калмыками от кундровских татар, которые жили вперемежку с калмыцким населением в XVII—XVIII вв., на что указывает сообщение П. С. Палласа: «...для переношения сих кибиток с места на место ставят они (кундровские татары — У.Э.) их на высокую двухколку, телегу (арбу)...». В конце XIX — начале XX вв. во всех северных и западных улусах широко распространенным видом транспорта была крупногабаритная четырехколесная телега мажара, которую имело почти каждое хозяйство. В нее запрягали волов. На таких телегах перевозили сено к зимним стоянкам, разобранные кибитки во время перекочевки с одного пастбища на другое, ездили на ярмарки в соседние русские села, на них грузили зерно, муку, строительные материалы, отправляли женщин и детей в хурулы на религиозные праздники. В Малодербетовском, Большедербетовском, в северной части Манычского улуса, а также в Багацохуровском улусе - зимним средством передвижения служили сани двух родов: воловьи и конские. У отдельных богатых калмыков были легкие сани с высокими загнутыми полозьями и кузовом, снабженным высокой спинкой. Они употреблялись для быстрой езды. Исстари калмыки использовали верблюдов в качестве ездовых, вьючных и упряжных животных. Это и понятно: они обладают большой силой, выносливостью. Из четырех верблюдов, бывших на выставках, организованных в середине XIX в., самый сильный самец в возрасте 11 лет поднял более 87 пудов. Верблюд (самец 7 лет), участник выставки в Яшкуле в 1872 г., свободно шел под тяжестью в 83 пуда. Вьюк весом 40—50 пудов перевозится на этих животных довольно легко. Навьючить верблюдов нетрудно, так как они ложатся на землю. На спине верблюда перевозились части кибитки и узлы с домашними вещами, а по бокам привязывались мешки с кошмой, коврами и кожей; часто на них усаживались дети и даже взрослые. Верблюдов запрягали в небольшие телеги, иногда парами, при помощи хомута.
Верблюдов использовали и для верховой езды. Специального седла для поездки верхом на верблюде не было. Сиденьем для ездоков могли служить подушки, потник из-под седла лошади, но без стремян, хотя часто стремена делались из прочной веревки.
Для передвижения по Волге, по ее притокам и рукавам, а также по Каспийскому морю и его заливам у калмыков не было самобытных, оригинальных плавучих средств. По-видимому, они пользовались дощатыми лодками, плотами из 5—6 бревен и паромами, которые встречались у местного русского и татарского населения. Были заимствованы все виды рыболовецких судов. Большую роль в экономике Калмыкии играли грунтовые дороги, которыми пользовались в течение многих лет. Эти дороги имели большое экономическое значение не только для Калмыкии, но и для всего Юга России. Они связывали нижневолжские пристани с Кавказом. По ним фурщики, чумаки из украинских и русских сел перевозили рыбу, железо, лес, вина, спирт и всевозможные товары, необходимые для населения Астраханской, Ставропольской губерний и Закавказья. По этим-дорогам иногда шли царские войска. В период царствования Петра I из Царицына на Кавказ прошел томский полк по тракту, проложенному у подножья Ергенинской возвышенности: этот путь даже назывался Томским. Он служил почтовым трактом, по которому шла почта и передвигались царские чиновники.
Помимо упомянутых дорог, степь была перерезана всевозможными
полевыми дорогами и тропинками. Они связывали между собой калмыцкие хотоны
и русские села. По ним шли подводы с разными грузами, стада домашних животных,
совершались перекочевки с одного пастбища на другое. |
|||||||||||||
<Предыдущая>
<Содержание>
<Следующая> |