Очерки истории Калмыцкой АССР. Эпоха социализма. Издательство «Наука», Москва, 1970.

Глава IX КАЛМЫЦКАЯ АССР В ПЕРИОД РАЗВЕРНУТОГО СТРОИТЕЛЬСТВА КОММУНИЗМА (1959—1968 гг.)

4. Культура и просвещение в Калмыцкой АССР в период строительства коммунизма

Среди поэтов большой эрудицией и талантом отличается Д. Кугультинов — лауреат Государственной премии им. А. М. Горького, автор многих поэтических сборников. В получившей широкую известность поэме «Моабитский узник» раскрывается образ татарского поэта Мусы Джалиля. Особенно ярко лирика Кугультинова, пронизанная глубокими философскими размышлениями о судьбе человека, выражена в книге стихов и поэм «Я твой ровесник».

Д. Н. Кугультинов - народный поэт КАССР, лауреат Государственной премии РСФСР им. Горького

Получила свое развитие и детская литература. Здесь следует назвать такие произведения, как «Крылатая молодость» X. Сян-Белгина, «Золотое сердце» Д. Кугультинова и «Счастье, подаренное В. И. Лениным» А. Балакаева.

Самым маленьким посвятили свои книги Э. Лиджиев («Павлиньи крылья»), Б. Сангаджиева («Альма»), А. Кукаев («Юные мечтатели», «Дежурные степи») и др.

В последние годы в детской литературе на первый план выходит проза. Это «Бамбуш» и «Три рисунка» А. Балакаева, «Улыбка Ильича» Б. Сангаджиевой. Маленькая повесть Балакаева «Три рисунка» проникнута высоким гуманистическим пафосом. Автор создал образ маленького Бадмы — стойкого, честного, чистого человека, не сломленного никакими трудностями. Повесть переведена на многие языки братских народов нашей стране и за рубежом.

Значительно выросло художественное мастерство калмыцких писателей. Поэты, начав работать в прозе, вносят в нее яркость языка, лиризм, метафоричность и то чисто поэтическое видение мира, которого порой так не хватало их ранним произведениям. Появились произведения, которые не только по тематике, но и по мастерству входят в золотой фонд нашей многонациональной литературы. Ряд из них издается в союзных издательствах. За свои творческие успехи С. Каляев, А. Сусеев, X. Сян-Белгин и Д. Кугультинов удостоены звания «Народный поэт Калмыкии». Калмыцкая литература постоянно чувствует помощь со стороны русской литературы, литератур народов СССР. Союзы писателей СССР и РСФСР с первых дней восстановления калмыцкой писательской организации проводили семинары для начинающих писателей и выезды видных художников слова в Калмыкию. Ряд писателей старшего и младшего поколений окончил Литературный институт им. А. М. Горького и двухгодичные литературные курсы (Д. Кугультинов, Б. Сангаджиева, М. Хонинов, А. Балакаев, Т. Бембеев, К. Эрендженов, А. Кукаев и др.). Писатели Калмыкии пользуются командировками в дома творчества, на союзные семинары и совещания. Существенно помогли росту калмыцкой литературы переводчики С. Липкин, Ю. Нейман, А. Николаев и др. При действенной помощи, опираясь на опыт и достижения русской и братских литератур народов СССР, окрепла и возмужала калмыцкая литература, сохранив свою национальность, свежесть и неповторимость.

Х. Б. Сян-Белгин -- народный поэт КАССР

Развитие всех элементов национальной культуры нашло свое концентрированное отражение в психическом складе калмыцкой нации, пронизанном социалистическим интернационализмом и гуманизмом. Психический склад обнаруживается в делах и поступках, направленных на строительство коммунизма, в национальной литературе, искусстве, в образе мышления и развития языка, в национальных праздниках и традициях, в одежде и в быту.

Огромные изменения произошли в быту калмыцкого народа. Это связано прежде всего с жилищным строительством. Начиная с 1957 г., жилищное строительство составляет одну из важнейших отраслей народного хозяйства республики. В сельской местности эта задача осуществляется совхозами, колхозами и предприятиями под общим руководством местных Советов. Дома возводятся самими колхозниками, рабочими и служащими, многим из которых выдаются денежные ссуды и оказывается помощь строительными материалами и транспортом для их перевозок. Как правило, новые поселки строились и строятся по специальному плану. Руководят строительством специалисты.

Заметно резкое улучшение внутренней обстановки жилых домов, что является прямым результатом повышения культурного уровня и материальных возможностей. Во внутреннем убранстве домов как калмыков, так и других народов республики исчезли былые традиции кочевого и полукочевого быта.

Большие изменения произошли в народной одежде населения в послевоенные годы. В настоящее время калмыки в городах и сельских местностях почти не носят традиционной одежды. Только пожилые женщины еще надевают хутцан, сверху берзе, шивирлинг, токуг и черные круглые, плотно облегающие голову шапки. В Советской Калмыкии как мужчины, так и женщины носят платья современного покроя. Как правило, калмычки летом носят сарафаны, блузки и юбки, легкие платья. Входит в быт населения, особенно в городах, торжественно нарядная одежда специального назначения, в частности все большее распространение получили свадебные платья невест. В селах женщины и девушки носят платья из штапельного материала, отрезные, более свободного, чем в городе, покроя юбки из шести клиньев с поясом. Дома обычно носят халат, на полевых работах — бумажную или из другого легкого материала одежду.

С. К. Каляев - народный поэт КАССР, доцент, лауреат Государственной премии им. О.И. Городовикова

Старинная обувь совершенно вытеснена современной обувью фабричного производства. Мужчины носят летом туфли, босоножки, а зимой — ботинки, сапоги, в северных районах с более холодным климатом — валенки. Молодые женщины и девушки носят летом босоножки или легкие туфли, а в холодное время года — закрытые туфли, утепленные ботинки, сапожки, зимой — редко валенки или боты поверх туфель.

Старинные украшения как у калмыков, так и у других народов Калмыкии заменены современными украшениями заводского изготовления. Более всего распространены серьги разнообразных форм, различные бусы, подбираемые в тон отделки платья, браслеты.

В ходе послевоенного развития существенно изменились пища и напитки калмыков и всех народов Калмыкии. Они стали разнообразнее и во многом питательнее. Молоко, молочные продукты, мясо и жиры по-прежнему продолжают играть большую роль в пищевом рационе. Стали широко употребляться разнообразные колбасные изделия.

В дооктябрьский период калмыки употребляли яйца дроф, куропаток, диких гусей и т. д. Кур разводили в земледельческих районах, ныне их имеют каждое хозяйство в сельской местности, многие семьи в городах и рабочих поселках. Прежняя пресная лепешка совершенно вытеснена из пищевого рациона калмыков. Распространение получили хлеб и хлебобулочные изделия. Большое место в питании населения занимают различные крупы. Постоянно употребляются в пищу такие изделия фабричного производства, как макароны, вермишель, лапша, кондитерские изделия, которые можно купить в любом сельском магазине. Все больше стали употреблять рыбные и мясные консервы.

Роль молока и молочных продуктов несколько уменьшилась в общем питании населения Калмыкии по сравнению с дореволюционным периодом. Молоко в большом количестве идет на заправку калмыцкого чая, который до сих пор остается любимым напитком всех народов Калмыцкой АССР. Наряду с калмыцким чаем все большее место занимают в быту чай с сахаром (русский чай, как называют его калмыки), кофе, какао. В городах широко вошли в меню кефир, творог, сырковая масса, различные сорта сыра.

Как горожане, так и жители сельских мест всегда отдавали и отдают и теперь предпочтение сливочному маслу, бараньему салу, различным растительным маслам. В большом количестве распространены свинина и свиное сало. Большое распространение получил в Калмыкии картофель, который все больше выращивается в хозяйствах местных колхозов и совхозов и на приусадебных участках рабочих, колхозников и служащих сельских районов. В республике работает три специальных плодоовощных совхоза, которые снабжают население городов и рабочих поселков овощами и ягодами, а пищевую промышленность — сырьем. Горожане также получают фрукты и овощи со своих приусадебных участков. Летом и осенью широко употребляются в пищу фрукты и овощи. Многие из них до сего времени завозятся в республику из других областей и краев РСФСР.

С каждым годом расширяется общественное питание не только в городах, но и в сельской местности. Нет ни одного совхоза и предприятия, где не было бы столовых. Общественное питание организуется на полевых станах совхозов и колхозов; продукты для работающих там столовых получают из колхозных и совхозных складов.

Совершенно изменилась и кухонная утварь. Деревянная и кожаная посуда в Калмыкии была вытеснена еще до Великой Отечественной войны. Вошли в употребление металлические кастрюли и чайники, эмалированные, стеклянные и фарфоровые сосуды, пиалы, чашки, стаканы, рюмки. Во всех домах имеются столы и стулья.

Из дореволюционных калмыцких обычаев в полной силе остается гостеприимство. Обычай угостить гостя калмыцким чаем считался раньше и считается теперь обязательным. Гостеприимство было и остается национальной традицией калмыцкого народа.

Успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве республики во второй половине 50-х — 60-х годах, вызвали большие изменения в быту населения, особенно эти изменения заметны в положении женщин Калмыкии. Женщина стала полноправным участником в производительном труде и общественной жизни. Укрепление нового положения женщин в области хозяйства и культуры неизбежно привело к преобразованию быта и складыванию новых отношений в семье, основанной на взаимопонимании и равноправии всех ее членов. Для современной семьи характерны отсутствие всевластия ее главы, признание необходимости участия женщин в производительном труде, взаимное уважение. В нынешних семьях, состоящих в основном из родителей и их детей, доходами распоряжаются оба супруга; как правило, хранителями денежных и других средств выступают хозяйки.

Совершенно вытеснены из жизни обычаи и обряды, соблюдавшиеся прежде при заключении брака. В настоящее время браки заключаются по взаимному согласию молодежи. Большое распространение получают смешанные в национальном отношении браки, особенно между калмыками и русскими, когда молодые калмыки женятся на девушках русской национальности, нередко калмычки выходят замуж за русских. Все чаще происходит комсомольская свадьба, проводимая как большое общественное событие, в котором участвуют не только семья, родственники с обеих сторон, но и друзья, товарищи по работе. Все это свидетельствует о том, что такие факторы, как религиозные пережитки и национальная обособленность, ныне в основном изжиты, что, несомненно, оказывает благоприятное влияние на укрепление межнациональной дружбы и прогрессивные изменения в такой сложной сфере жизни, как семья, быт, связанные с ними обряды, обычаи.

Коренные изменения произошли в системе воспитания детей. Прочно вошли в быт населения республики врачебная помощь во время родов, детские консультации, воспитание детей в детских яслях и садах. За последние годы торжественно проводится регистрация детей в загсе. Традицией становятся торжественные проводы в Советскую Армию молодых земляков, а также уходящих на пенсию рабочих, служащих и колхозников. Обычным стало отмечать в кругу друзей окончание учебного заведения, новоселье, день рождения, в которых участвуют не только родные, но и друзья по работе, независимо от национальной принадлежности.

Ослабло религиозное влияние и на похоронные обряды. Не соблюдается религиозная церемония, в которой деятельное участие вплоть до начала 30-х годов принимали представители культа — гелюнги, попы, мулла. На похоронах участвуют не только родные, родственники, но и товарищи по работе. Калмыки теперь кладут покойника в гроб, надевают на него новую одежду.

Подавляющее большинство населения Калмыкии не отмечают старых религиозных праздников, за исключением весеннего праздника «Цаган-Сара», который является народным и существовал еще в XIII в., задолго до проникновения в Калмыкию ламаизма. Революционные праздники и торжественные дни (годовщины Октябрьской революции, 1 Мая, Международный женский день 8 марта, Новый год, День строителя, День учителя, День геолога и др.) отмечаются трудящимися республики как всенародные праздники. Это свидетельствует о внедрении в быт новых, советских традиций, дружбе между людьми различных национальностей.

Широкое внедрение во все отрасли хозяйства и быт новейших достижений науки и техники, культурная революция расчистили путь научному атеизму и постепенному преодолению религиозных пережитков. Калмыцкая молодежь, как правило, не знает учения буддизма; более того, молодое поколение совершенно не знакомо со смыслом ламаистских обрядов, не умеет молиться. В среднем поколении у калмыков сохранилось крайне смутное представление о буддийском вероучении, о ламаистских религиозных обрядах, большинство из них не чувствует потребности в исполнении какого-либо обряда.

Несколько иное положение у старшего поколения. У некоторых калмыков все еще сохранилось и сохраняются представление о вероучении, догматике, обрядах и мифологии буддизма. Об этом свидетельствуют наличие у отдельных стариков и старух буддийских икон, соблюдение ими религиозного поста (мацаг), некоторые из них даже носят через плечо оркомджи; иногда обращаются к бывшим гелюгам за помощью. Однако сохранившиеся среди людей старшего поколения пережитки религиозных верований, как правило, не выходят за семейные рамки.

Калмыцкий народ, лишенный до Великого Октября возможности развивать свою национальную культуру, в условиях социализма в короткий срок сократил экономический и культурный разрыв с теми народами, которые находились в более благоприятных условиях. Социализм не только упрочил политическое равноправие калмыков в многонациональной семье народов Советского Союза, но и оказал им существенную помощь материальными средствами, квалифицированными кадрами в становлении и расцвете экономического потенциала и духовной культуры. Калмыцкий народ получил возможность вести обучение детей на родном языке, средства и материально-техническую базу для издания литературы, газет, журналов на родном языке, для радиовещания и телевидения также на родном языке, получил возможность иметь национальный театр, национальный ансамбль песни и танца, национальный научно-исследовательский институт, разрабатывающий проблемы истории и культуры калмыцкого народа, возможность готовить кадры для работы во всех отраслях народного хозяйства и культуры. Все это — результат победы Великого Октября, все это калмыцкому трудовому народу дала Советская власть.


< предыдущая > < содержание > < следующая >

Яндекс.Метрика
Сайт управляется системой uCoz