Очерки истории Калмыцкой АССР. Эпоха социализма. Издательство «Наука», Москва, 1970.

Глава IX КАЛМЫЦКАЯ АССР В ПЕРИОД РАЗВЕРНУТОГО СТРОИТЕЛЬСТВА КОММУНИЗМА (1959—1968 гг.)

4. Культура и просвещение в Калмыцкой АССР в период строительства коммунизма

В республике создается собственная научно-исследовательская база. Успешно работают Калмыцкий научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, Калмыцкий научно-исследовательский институт мясного скотоводства, Калмыцкая лесоопытная станция по защитному лесоразведению, Калмыцкая опытная станция по мелиорации и орошению, опорная база Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук, Басинский опорный пункт и целый ряд исследовательских партий, пунктов и лабораторий по геологии, почвоведению, полеводству, агрохимии и животноводству.

Б. Э. Босхомджиева - заслуженная учительница КАССР и РСФСР

В состав научно-исследовательских коллективов вливаются работники Калмыцкого педагогического института, училищ и техникумов, где работает большая группа опытных ученых. В научных учреждениях и учебных заведениях республики работает около 150 научных работников, из которых 55 имеют ученые степени кандидатов наук.

Центром исследований в области общественных наук является Калмыцкий научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, восстановленный в 1957 г. Он занимается разработкой научных проблем калмыковедения по филологическим и историческим направлениям. Издан ряд фундаментальных работ: «Очерки истории Калмыцкой АССР (дооктябрьский период)», «Калмыкия в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «Русско-калмыцкий словарь», «Очерки по истории калмыцкой литературы» и др.

Важные вопросы экономики, в частности разведение крупного рогатого скота калмыцкой породы, решает НИИ мясного скотоводства. Большой опыт по разведению леса в условиях безводной степи и использованию зеленых насаждений для нужд животноводства приобрела опытная станция по лесоразведению.

Ц. Д. Номинханов - доктор филологических наук

В общественной жизни республики большую роль играет печать. С марта 1957 г. в Калмыкии стала издаваться областная газета «Советская Калмыкия», а несколько позже — областная газета на калмыцком языке «Хальмг Yнн» («Калмыцкая правда»). Постепенно налаживается издание 10 районных газет, которые из двухполосных к концу семилетки становятся четырехполосными. После мартовского (1965 г.) пленума ЦК КПСС открылись газеты «Приморские известия», «Искра», «Рассвет», «Путь к коммунизму» в Каспийском, Яшкульском, Ики-Бурульском и Приютненском районах, а с 1 января 1967 г. стала издаваться газета «Зори Маныча» — орган Яшалтинского РК КПСС и райсовета депутатов трудящихся. С 1 января 1966 г. начала выходить молодежная газета «Комсомолец Калмыкии». В 1967 г. издавалось 13 районных и областных газет, общий годовой тираж которых составляет 9406 тыс. экземпляров. 36 работников печати, радио и нештатного актива состоят членами Союза журналистов СССР. С каждым годом укрепляется связь редакций с массами. С мая 1964 г. по май 1965 г. республиканские партийные газеты получили 10 270 писем, провели 40 рейдов, в которых участвовало около 200 рабочих и сельских корреспондентов.

Большую работу ведет самая массовая советская печать — стенные газеты, «молнии», «боевые листки». В совхозе «Комсомолец» 14 лет издается ежедневная стенная газета «Совхозная искра». Она стала настоящим организатором масс, пропагандистом, другом рабочего коллектива, боевым помощником партийной организации. В ее работе участвует большая группа активистов-производственников. Среди них: И. М. Бондаренко, Н. И. Липченко, И. Б. Бадмаев, Л. К. Перечная. В совхозе «Южный» выходит ежедневная стенная газета «Колос» тиражом 6 экземпляров.

Активным пропагандистом национальной культуры стало Калмыцкое книжное издательство. С 1957 г. значительно вырос идейный и художественный уровень выпускаемых произведений. Если в 1958 г. вышло 22 названия книг и брошюр, то в 1966 г.— 105. Общий их тираж в 1958 г. составил 46,6 тыс. экземпляров, а в 1966 г. —558 тыс.

М. Б. Нармаев - доктор сельскохозяйственных наук, заслуженный зоотехник РСФСР, писатель

За годы семилетки было издано 744 названия книг и брошюр общим объемом 2904 печатных листа и тиражом 1400 тыс. экземпляров. Ряд книг получил премии на различных книжных конкурсах и выставках. На Международной книжной выставке 1967 г., посвященной 50-летию Великого Октября, первой премии удостоена книга «Джангар» (издание для школьников), второй премии — библиотечка «Современная поэзия Калмыкии».

С 1957 г. в Калмыкии стала быстро расти полиграфическая база. Районные типографии оснащены современным оборудованием. В них есть по две-три печатные машины, бумагорезные автоматы, линотипы. В 1966 г. в Элисте вступила в эксплуатацию новая типография мощностью 66 млн. листов-оттисков в год— Типография оснащена новейшим оборудованием. В 1965 г. были открыты новые районные типографии в Яшкуле, Ики-Буруле, Каспийском, Приютном, в 1967 г.— в Яшалте. Укрепление полиграфической базы позволило увеличить выпуск печатной продукции. В Калмыкии растут национальные кадры полиграфистов.

Показателем роста культурных запросов трудящихся является ежегодный рост книжной торговли. За семилетие продажа книг населению увеличилась в 2 раза, оптовая торговля книгами — в 2,5 раза. В 1965 г. было проведено два месячника по распространению литературы, более 100 книжных базаров и 86 тематических выставок. В 10 киосках Элисты книги продаются на общественных началах. Много сил и энергии отдают книжной торговле М. С. Репкина, А. А. Булгаков, С. Э. Шалхакова, 3. Э. Чуденова, А. С. Кузнецова и многие другие.

В быт калмыцкого народа прочно вошло радио. Калмыцкое радиовещание с 1957 г. вело передачи на калмыцком и русском языках. 1 января 1966 г. вступил в строй республиканский Дом радио, а 5 ноября 1967 г. начала свои передачи Элистинская студия телевидения. С 1967 г. передачи республиканского радио ведутся ежедневно в течение трех часов на калмыцком и русском языках. Журналисты радио используют все жанры радиопередач; пользуются большим вниманием передачи выездных редакций, молодежной радиостанции «Юность Калмыкии». В 1967 г. успешно прошла радиоэстафета городов и районов Калмыкии, посвященная 50-летию Великого Октября. В коллективе радиокомитета дружно работают О. Б. Кукенов, И. Б. Бадмаева, В. И. Юдин, В. Л. Кирюхаев и др.

Завоевывает себе зрителей телевидение, которое в августе 1968 г. подключилось к центральной программе.

После восстановления национальной автономии калмыцкого народа в Калмыкии создается профессиональное изобразительное искусство. Министерство культуры Калмыцкой АССР и республиканский краеведческий музей в 1960 г. организовали первую послевоенную художественную выставку. На ней были представлены работы молодых художников К. М. Ольдаева и Б. Ф. Данильченко. На выставке «Советская Россия» (1960 г.) Ольдаев впервые в послевоенные годы представлял искусство Калмыкии. Особое место в творчестве Ольдаева занимает тема хозяина степных просторов — чабана. Ей отдал художник целое десятилетие своего творческого труда. Интересны также работы, как «Калмык с трубкой», портрет девушки калмычки, «Хозяин степи», «Чабан», «Калмычка», портрет О. И. Городовикова, портреты Героев Социалистического Труда Э. М. Бембишева, Б. Д. Очирова и др.

Г.О. Рокчинский - заслуженный деятель искусств КАССР, член Союза художников СССР

Талантливый живописец Г. О. Рокчинский обращается к темам героического прошлого калмыцкого народа, к трагическим моментам его жизни, к его самоотверженному труду на благо Родины («Земля родная», «Рыбаки», «Старый калмык»). Его портретные работы раскрывают образ людей нового времени, с ярко выраженными национальными чертами. Живописцу удалось создать колоритный образ народного героя Ц.-М. Буратова. Развивая тему дружественных связей с русским народом, Рокчинский создал интересную по замыслу и живописному решению картину «Прощай, любезная калмычка». Композиционное и живописное решение образов и психологическая трактовка наделяют картину большой эмоциональной силой. Лирическое восприятие художником природы находим мы в небольших по размеру работах «Осенний мотив» и «Степь».

Плодотворно работает скульптор Н. А. Санджиев. Его портретные работы: героиня гражданской войны Н. Д. Шапшукова, старейший хирург Калмыкии П. П. Жемчуев, известный полководец О. И. Городовиков. По проекту Санджиева создан ряд скульптурных групп: Элистинский пантеон, памятник семье Говенко в селе Красно-Михайловке и др.

Министерство культуры Калмыцкой АССР и оргбюро Союза художников республики осенью 1963 г. организовали художественную выставку «Советская Калмыкия». Выставка явилась значительным событием в культурной жизни республики. На ней было представлено 150 произведений живописи, скульптуры и графики. Художники обратились к изображению значительных событий, повествующих о жизни республики, рассказывающих о вековых связях русского и калмыцкого народов. Кроме полотен известных в Калмыкии художников К. Ольдаева, Г. Рокчинского, на выставке были показаны произведения первой художницы-калмычки П. И. Емчигировой, а также молодых художников: О. X. Кекеева— «Обед чабанов», Д. Г. Лиджанова —«Нефтяники», О. К. Сангаджи-Гаряева —«На новые пастбища», В. Д. Иванова —«Вечер в горах», Е. Г. Шережкова —«Асфальтировщики», Г. Г. Шалбурова — «Табун в степи», В. Д. Чернова —«Город строится».

Вместе с профессиональными художниками-живописцами на выставке участвовали и самодеятельные художники: Л. С. Гецелева, Г. Г. Глушенко, В. А. Дейнега, В. И. Сердюкова и И. И. Сердюков.

Из произведений скульпторов были представлены интересные работы Н. А. Санджиева «Герой Советского Союза Эрдни Деликов», «Письмо в родные края» и др.

Выставка «Советская Калмыкия» выявила возможности развития декоративно-прикладного искусства. Из этой области были представлены произведения декоративной пластики живописца Г. Рокчинского: «Баатр», «Домбристка», «Джангарчи» и «Хонгор». Самобытностью национального колорита выделялись работы 3. Долгинова — рельеф по мотивам калмыцкого народного эпоса «Джангар». В. Пушкарский показал изделия из рога «Горный орел», «Рыба»; эти произведения не только радуют глаз, но раскрывают зрителю в живой увлекательной форме окружающий мир.

Н.А. Санджиев - заслуженный деятель искусств КАССР, скульптор, лауреат Государственной премии им. О.И. Городовикова

Заметное место в искусстве Калмыкии в последние годы приобретает графика. Станковой графикой первым начал заниматься Б. Ф. Данильченко. На выставке «Советская Калмыкия» он представил 17 произведений графики, из них 10 были выполнены в линогравюре. В серии линогравюр «Новая Калмыкия» изображены тонко замеченные и по-своему прочувствованные черты сегодняшнего дня.

Творчески разносторонним художником зарекомендовал себя Н. Д. Будников. На выставке он был представлен работами: «Чабан П. Харченко», «Геодезисты» и «На Северном Каспии». Но индивидуальность художника наиболее ярко проявилась в области оформления и иллюстрации художественной литературы. В конце 1965 г. за лучшее художественное оформление книг он был награжден серебряной медалью ВДНХ, а за успешное выступление на 1-й Всероссийской выставке детской книги и книжной графики Будникова наградили медалью, изготовленной по его эскизу.

В станковой графике выступает молодой художник В. Ханташов. К юбилею столицы республики им был выпущен плакат «Сто лет Элисте».

В Калмыцком государственном драматическом театре положил начало театрально-декорационной живописи Д. В. Сычев. В декорациях к спектаклям «Сяяхля», «Кишег хяялген», «Кермен», «Цаган cap», «Чууче», «Иткл», «Жирглин цекцк» раскрылись его незаурядные способности. Первый национальный художник театра В. Д. Ханташов за последние годы оформил спектакли: «Чууче» Б. Басангова, «Мой дядя Миша» Г. Мдивани, «Тополек мой в красной косынке» Ч. Айтматова и др.

А. И. Сусеев - народный поэт КАССР, кандидат филологических наук, доцент, лауреат Государственной премии им. О.И. Городовикова

Воссозданный Союз писателей Калмыкии объединяет в своих рядах 20 членов Союза писателей СССР. За эти годы калмыцкая литература добилась значительных успехов и вошла в ряд быстро развивающихся литератур народов Советского Союза.

В современной калмыцкой литературе получила свое развитие проза (романы, повести и рассказы), а в поэзии — лирико-эпические поэмы. Драматургия представлена пьесами на исторические и современные темы. Делает первые шаги и литературная критика (А. Ш. Кичиков, И. М. Мацаков и Ц. К. Корсункиев).

Калмыцкие писатели обратились к теме гражданской и Великой Отечественной войн, создают для будущих поколений картину прошлого и настоящего Калмыкии. Тема Великой Отечественной войны рельефно описана в поэме народного поэта С. К. Каляева «Тамара», раскрывающей героический подвиг комсомолки Тамары Хахлыновой. В романе Т. Бембеева «Лотос» создан запоминающийся образ Б. Адучиева, комиссара партизанского отряда. Основой романа «Лотос» послужили подлинные исторические события, а прототипами героев — широко известные в республике люди. В повести «Товарищи» М. Нармаев описал подвиги военных курсантов, участвовавших в обороне Сталинграда. Главная идея овести — прославление боевой дружбы солдат разных национальностей. Тема гражданской войны отражена в поэме-трилогии А. И. Сусеева «Мать моя — степь».

В поэме Д. П. Кугультинова «Моабитский узник», повестях А. Джимбеева «Человеку бывает трудно», А. Балакаева «Три рисунка» также отражена тема Великой Отечественной войны. В ряде прозаических произведений отражена героика социалистического и коммунистического строительства. В романе К. Эрендженова «Береги огонь» сделана попытка создать образ калмыцкого интеллигента, выросшего за годы Советской власти от пастуха до общественного деятеля. Поэт и прозаик Б. Дорджиев в своем романе «Верный путь» описал коллективизацию в калмыцких степях. На фоне ярких и колоритных событий раскрыта судьба народа в период, когда в селе начали складываться новые отношения. В романе Л. О. Инджиева «Дочь Ольды» показан духовный рост молодежи. В образе комсомолки Д. Ольдяевой переданы лучшие черты калмыцкой молодежи, не только побеждающей суровую природу, но и раскрывающей свои качества активных борцов за коммунизм. А. Б. Бадмаеву в романе «Там, за далью непогоды» удалось показать силу калмыцкого национального характера в годы суровых испытаний. Место действия романа — один из районов Алтайского края. Все происходит в период 1950—1956 гг. Основной конфликт романа — в сложных перипетиях судьбы главного героя А. Бораева, борющегося за подъем сельского хозяйства. Особое место в творчестве калмыцких писателей занимает образ В. И. Ленина. Продолжая традиции, заложенные А. М. Амур-Сананом, почти все калмыцкие поэты вносили свой вклад в лениниану. Чаяния и думы калмыцкого народа, всенародную любовь к вождю отразил народный поэт республики X. Сян-Белгин в стихотворении «Ленин — калмык».

Ленин на всех звучит языках,
Ленин — прост и велик.
Казах говорит, что Ленин — казах,
А я говорю — калмык!
Чуваш говорит, что Ленин — чуваш,
Кумык говорит — кумык...
Не спорю, друзья! Он, конечно, ваш!
Но — истинный он калмык!
Ленин — для всех родной человек.
Ленин для всех живой.
Монгол, украинец, малаец, узбек,
Он —ваш! И все-таки — мой!
От каждого Ленин не отделим,
Как от народа — язык!
Пусть Ленина все называют своим,
Но для меня он — калмык!


< предыдущая > < содержание > < следующая >

Яндекс.Метрика
Сайт управляется системой uCoz