|
Очерки
истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период. Издательство
«Наука», Москва, 1967.
Глава XI
КУЛЬТУРА И БЫТ КАЛМЫКОВ в XVII—НАЧАЛЕ XX в.
3.
Просвещение
После создания зая-пандитской азбуки более или менее
заметное распространение получило домашнее обучение детей калмыцкой грамоте,
главным образом в феодальных семьях 53. В 50-х годах XVIII в. в законах
Дондук-Даши предусматривалось домашнее обучение мальчиков и устанавливались
нормы штрафа за его невыполнение, более высокие для детей знати. Закон
этот носил формальный характер. Феодалы не собирались расходовать какие-либо
средства на организацию школьного дела среди трудящихся. До XIX в. в Калмыкии
не было ни одной светской школы. Основными формами просвещения в XVII—XVIII
вв. в Калмыкии были хурульные и миссионерские школы.
Хурульные и миссионерские школы. Хурульное образование
делилось на общее и специальное. Общее образование получали все мальчики,
поступающие в хурулы учениками (манджи, банди). Они не давали монашеских
обетов и в отдельных случаях с согласия родителей могли вернуться в семью.
Обучение учеников поручалось гелюнгам, каждому по два-три мальчика. В
начальной хурульной школе ученики изучали азбуку монгольского, калмыцкого
и тибетского языков, приучались к чтению и письму, заучивали наизусть
молитвы и богослужебный устав, участвовали в хурульных богослужениях в
качестве прислужников. Помимо этого ученики обучались игре на ритуальных
музыкальных инструментах. Из хурульных учеников готовились служители ламаистской
церкви, которым предстояло в будущем выступить в роли наставников. На
определенном этапе, до появления светских школ, хурульные школы играли
положительную роль, будучи единственными очагами грамотности, но в дальнейшем
с развитием светской школы они потеряли свое просветительское значение.
Высшей ступенью духовного образования считалось духовное училище — чёрян
хурул, где преподавались калмыцкий, русский, монгольский и тибетский языки,
теософия буддизма, начальные курсы математики, географии, астрономии.
Здесь обучали и тибетской медицине.
Уже в последней четверти XVII в. царское правительство
начало насаждать среди калмыков православие и в этих целях создавало в
степи миссионерские станы. Однако с 30-х годов XVIII в. начался отход
крещеных калмыков от христианства. Только в 1734 г. было зарегистрировано
1594 случая такого рода. В связи с этим по указу императрицы Анны Иоановны
1737 г. крещеные калмыки были сосредоточены в районе Ставрополя на Волге,
а для управления ими была прислана из Петербурга крещеная княгиня Анна
Тайшина. В 1741 г. в Ставрополе была открыта в миссионерских целях школа
для обучения калмыцких детей русскому и калмыцкому чтению и письму.
Миссионерские школы для калмыков создавались также в
Астрахани и в других местах. Однако казарменный режим и варварские методы
обучения приводили к тому, что учащиеся этих школ разбегались. В силу
этого в 1764 г. миссионерские школы временно прекратили свое существование.
С целью подготовки миссионеров были открыты классы калмыцкого
языка в 1838—1840-х годах при Астраханском духовном училище. В 1840—1850-х
годах в духовном училище обучалось от 3 до 10 калмыцких крещеных мальчиков
и более 70 русских мальчиков, обучавшихся калмыцкому языку. Классы калмыцкого
языка в духовном училище не дали для миссионеров нужного результата.
Калмыцкие мальчики избегали духовного училища, а русские
учащиеся плохо овладевали калмыцким языком. Такое положение привело к
прекращению преподавания калмыцкого языка в Астраханском духовном училище.
Со второй половины XIX в. усиливается миссионерская
деятельность русской православной церкви. На средства миссионерского общества
и калмыцкого управления в степи Астраханской губ., в русских селениях
и степных урочищах учреждаются четыре миссионерских стана с церковно-приходскими
школами: в Улан-Эрге (1877), Нойн Шире (1879), Чилгире (1891), Кегульте
(1900); открываются школы-приюты: в Булгун-Сале (1878), Яшкуле (1899),
Амтя Бургусте (1898). В 1889 г. был организован миссионерский стан в Большедербетовском
улусе, в балке Яшалта; в 1890 г. близ него был основан Князе-Михайловский
поселок для крещеных калмыков, где на средства калмыцкого общественного
капитала построили церковь, школу, дома для миссионеров и учителей 59.
Но мероприятия миссионерского общества не имели успеха: во-первых, в эти
школы калмыцкие дети набирались в принудительном порядке, во-вторых, учение
велось на русском языке, учителя не знали языка своих учеников.
Для подготовки учителей в 1890 г. была открыта калмыцкая
двухклассная миссионерская школа в Астрахани. В 1894 г. эта школа была
переведена на Калмыцкий Базар, где были построены церковь и школьное здание.
На строительство двухэтажного деревянного здания школы из трех классных
комнат, библиотеки, зала, столовой и двух просторных комнат для спальни
на 40 детей было отпущено 17 тыс. руб. Московским миссионерским обществом
и 5 тыс. руб. Училищным советом при Синоде. При школе был открыт класс
для подготовки учителей. В школе изучались: закон божий, церковно-славянский
язык, церковное пение, русский язык, арифметика, отечественная история,
география, черчение, чистописание. В учительском классе преподавались:
дидактика, гигиена, проводились практические занятия в школе грамоты.
По образовательной и педагогической подготовке выпускники учительского
класса могли работать учителями только в школах грамоты. Материальное
обеспечение учителей и учащихся в этой школе было гораздо лучше, чем в
других школах общего типа.
Калмыцко-Базаринская миссионерская школа была наиболее
благоустроенной, но как только в 1906 г. на Калмыцком Базаре была построена
народная школа, большинство калмыцких детей перешло в народную школу.
Для подготовки миссионеров и учителей для миссионерских
школ в 1872 г. в Казани известным педагогом-миссионером Н.И. Ильминским
была основана так называемая инородческая учительская семинария, где было
и калмыцкое отделение. Обучение в ней калмыков нередко не отвечало миссионерским
целям, напротив, вело к общению учащихся с передовой русской молодежью
Казани. Так, будущий большевик, участник гражданской войны и советского
строительства в Калмыкии К. Д. Никитин учился в этой семинарии и был выслан
из Казани в Астраханскую губ. под гласный надзор полиции за участие в
революционном движении.
На протяжении длительного времени православные миссионеры
при всесторонней поддержке царского правительства стремились насаждать
среди калмыков христианство. В результате многолетнего опыта сами миссионеры
пришли к выводу о бесплодности своих усилий, и в начале XX в. миссионерская
деятельность в калмыцких улусах почти прекратилась. Несмотря на явно реакционную
направленность, миссионерские школы сыграли некоторую положительную роль
в организации начального обучения, издании учебных пособий на русском
и калмыцком языках, способствовавших распространению грамотности среди
калмыцкого народа, в подготовке учителей для начальной школы из числа
калмыков.
Первые советские школы. В первой половине XIX в. царское
правительство создало так называемые начальные калмыцкие школы, которые
были призваны готовить чиновников для управления калмыцким народом. Первое
калмыцкое училище на 6 учеников было открыто в 1802 г. в Астрахани. В
него принимались только русские мальчики. В 1829 г. 5 калмыцких мальчиков
были зачислены в школу медицинского ведомства в Петербурге, где калмыцкому
языку обучались также 10 русских мальчиков. Однако в 1836 г. выяснилось,
что первые русские выпускники этой школы не подготовлены к службе в Калмыкии,
так как плохо знали калмыцкий язык.
В 1847 г. издается положение об управлении калмыцким
народом, которое требовало укрепления улусного аппарата управления чиновниками,
переводчиками и толмачами. В связи с этим возник вопрос об учреждении
специального двухклассного калмыцкого училища в Астрахани с целью «распространения
между калмыками русского языка и для приготовления способных переводчиков
и толмачей». Открытие этого училища состоялось 1 декабря 1849 г. К началу
учебных занятий в училище прибыли из калмыцких улусов 40 мальчиков. Учителем
русского языка был назначен бухгалтер губернской канцелярии Шмидт, калмыцкого
языка — губернский секретарь Андреев, смотрителем училища — губернский
секретарь Ильинский. На содержание школы с пансионатом выделялось ежегодно
4279 руб. из средств калмыцкого общественного капитала. Это была первая
калмыцкая школа, официально разрешенная царским правительством. Она сохранилась
до 1918 г. и имела значение для распространения русской грамотности среди
населения Калмыкии.
Улусные школы. Управление калмыцким народом в 1839 г.
проектировало открытие в калмыцких улусах школ грамоты. Открытие их затянулось
на 15 лет. Только в 1854 г. было учреждено 5 школ грамоты в отдельных
калмыцких улусных центрах Астраханской губ. с количеством учащихся по
10—20 человек в каждой школе. Для калмыков Большедербетовского улуса Ставропольской
губ. улусная школа на 10 учеников была открыта в 1866 г. Школы помещались
в непригодных для занятий, холодных, сырых и темных помещениях. С 1854
до 1882 г. учебная работа в улусных школах проходила без учебных программ,
без специальных учителей и была лишена всякой системы.
В отдельных улусах родители учащихся резко выступали
против бедственного положения улусных школ. Так, например, в 1877 г. родители
учащихся Багацохуровской улусной школы писали главному попечителю Калмыцкого
управления: «Дети наши в улусной школе находятся в весьма бедственном
положении. Помещение для детей совершенно запущено и находится в самом
плачевном состоянии: стекла в окнах разбиты, печи негодные, двери худые,
из-под полов дует ветер, кухни вовсе нет, освещения нет и не бывает, дети
мерзнут и страдают скарлатиной». Такое же положение было почти во всех
улусных школах. Но главный и улусные попечители мало заботились об улучшении
материального обеспечения и учебной работы улусных школ. С 1868 г. в улусные
школы стали назначать специальных учителей с жалованьем 70 руб. в год.
Но и это не содействовало успехам улусных школ, так как за 70 руб. в год
нельзя было найти образованного учителя.
В 1860 г. в калмыцких улусах Астраханской губ. на 138500
человек населения было всего шесть школ с общим количеством 120 учащихся.
У калмыков Большедербетовского улуса Ставропольской губ. на 10200 человек
населения была только одна улусная начальная школа с 20 учениками, у калмыков
Донской области на 32 тыс. человек населения были две начальные школы
с 50 учениками. Характер преподавания в улусных школах отражал русификаторскую
политику царизма: обучение проводилось на русском языке, ученикам запрещалось
говорить на родном языке. Улусные школы были вместе с тем и интернатами;
учились в них большей частью дети бедняков, нередко сироты.
В 1882 г. для улусных школ были даны примерные программы
учебной работы, составленные инспектором народных училищ Астраханской
губ. К. М. Амосовым. Но и после этого преподавание в улусных школах оставалось
неудовлетворительным: ученики с трудом овладевали русским языком и русской
грамотой.
Учебная работа улусных школ в 1888 г. подверглась резкой
критике профессора-монголоведа А. М. Позднеева, посетившего калмыцкие
улусы в этом году. Он писал, что «школа, которая явно заботится о том,
чтобы насильственно отторгнуть детей от их родного быта, которая основным
своим правилом ставит лишение калмыцких мальчиков всякой возможности иметь
разговор с калмыками, которая воспрещает детям видеться с родителями и
держит их в своих четырех стенах, как в казематах, которая не позволяет
детям перебираться на летние кочевья в ту пору, когда туда направляется
не только весь народ, но и улусные учреждения,— такая школа может заслуживать
не расположения, а только ненависть к ней народа». Под влиянием этих прогрессивных
высказываний и настойчивых просьб самих калмыков в учебный режим калмыцких
школ вносятся некоторые изменения. Начиная с 1892 г. в улусных школах
вводится преподавание калмыцкого языка. Рекомендуя обучение в калмыцкой
школе на родном языке, А. М. Позднеев писал, что «каждый русский урок
и каждое русское слово должно быть объясняемо детям на их родном языке»,
В конце XIX в. улусные школы стали четырехгодичными, преподавание учебных
предметов производилось применительно к примерным программам для начальных
народных училищ.
В рапорте инспектора народных училищ Астраханской губ.
главному попечителю Калмыцкого управления от 7 сентября 1895 г. отмечалось
усиливающееся стремление калмыков к обучению детей. Поэтому инспектор
предлагал открыть интернатные школы для Александровского и Харахусовского
улусов, где вообще не было школ; организовать школы для обучения приходящих
детей оседлых калмыков в Калмыцком Базаре, в пос. Червленом и др. Это
предложение не нашло поддержки.
По отчетам Калмыцкого управления, в 1897 г. в калмыцких
улусах было всего 6 улусных школ, в каждой обучалось в среднем по 18 мальчиков.
В Астраханском калмыцком училище учились 34 и в Астраханском городском
4-х классном училище 30 калмыцких мальчиков.
Царские чиновники, ведавшие Калмыцким управлением, были,
за немногими исключениями, противниками распространения просвещения среди
калмыцкого народа. В рапорте царскому правительству главный попечитель
калмыцкого народа писал, что «калмыцкие улусные школы и Астраханское калмыцкое
училище никакого значения для поднятия нравственного и экономического
состояния калмыцкого народа не имеют, т. к. оканчивающий городское училище
мальчик стоит более 1 тыс. руб., и что толмачей и писцов имеется более,
чем это вызывается необходимостью. Таким образом, калмыцкие школы настоящего
типа являются если не вредными, то и не приносящими пользы».
Женское образование. Только во второй половине XIX в.
стали предприниматься первые шаги к развитию женского образования в Калмыкии.
В 1865 г. в Калмыцком управлении составлялся проект положения о калмыцком
женском училище. Постановкой этого вопроса преследовалась цель подготовки
учительниц для улусных школ из числа калмычек. Открытие первого калмыцкого
женского училища на 20 воспитанниц состоялось 1 февраля 1868 г. в Астрахани.
Желающих учиться в нем было много. На содержание училища отпускались средства
из калмыцкого общественного капитала. Отдельные состоятельные калмыки
посылали своих дочерей в училище за свой счет. Количество учащихся-девочек
доходило до 50 человек. На годовых испытаниях за 1868—1869 гг. воспитанницы
показали удовлетворительные знания, а двум воспитанницам-калмычкам главный
попечитель калмыцкого управления разрешил носить цветной бант как знак
отличия.
1 августа 1872 г. Министерство государственных имуществ
разрешило открыть 8 улусных женских школ. Одновременно царским правительством
было указано, что расходы из калмыцкого общественного капитала на содержание
улусных женских и мужских школ не должны превышать 1300 руб. в год в каждом
улусе. На содержание 8 мужских и 8 женских улусных школ была утверждена
сумма в 10400 руб. в год. В связи с этим контингент учащихся улусных школ
был установлен по 15 учеников в мужских и по 10 учениц в женских. Учительницами
в калмыцкие улусные женские школы в 1872 г. были назначены, в виде опыта,
окончившие калмыцкое женское училище: Бочаева Коку — в Хошоутовскую школу,
Бадмаева Булгун — в Харахусовскую, Гендженова Коку — в Икицохуровскую,
Лиджиева Булгун — в Малодербетовскую, Манджиева Шитлиг — в Яндыковскую,
Манджиева Гаря —в Багацохуровскую, Тегусова Амулунг — в Эркггеневскую,
Убушиева Цаган — в Яндыко-Мочажную школу.
В 1882 г. по распоряжению царского правительства обучение
мальчиков и девочек в улусных школах было соединено в один общий класс
с тем, чтобы преподавание было поручено одной русской учительнице с жалованьем
в 400 руб. в год.
Недолго пользовались девочки-калмычки возможностью учиться
в школах. 1880-е годы в России были периодом реакции, которая коснулась
и школьного дела в Калмыкии. По распоряжению царского правительства от
19 сентября 1884 г. калмыцкое женское училище в Астрахани было закрыто,
его воспитанницы были возвращены в улусы. В этом же году главный попечитель
Калмыцкого управления Осипов предложил улусным попечителям прекратить
прием калмыцких девочек в улусные школы. Попечитель Малодербетовского
улуса не только прекратил прием девочек в школу, но и исключил из улусной
школы всех учениц-калмычек. В Яндыковской и в Икицохуровской улусных школах
отдельные девочки-калмычки продолжали обучаться до 1887 г. В этом году
во всех школах обучение девочек было окончательно прекращено.
Народные школы. Во второй половине XIX в. в калмыцких
улусах на общественные средства создаются начальные аймачные школы для
калмыцких детей. В 70-х годах XIX в. только в одном Малодербетовском улусе
было открыто 6 таких народных школ. Инициаторами их создания выступили
заведующий Аршанским лесным участком Цуглаев, фельдшер Бухусовского аймака
С. Ширипов, старшина Догзманкиновского аймака Л. Бюбеев и др. Нередко
вопросы создания школ решались на сходах. Так, в приговоре схода калмыков
Червленого поселка Малодербетовского улуса от 13 июня 1888 г. говорилось:
«Мы желаем открыть школу для калмыцких мальчиков только в том случае,
если мальчики будут обучаться русской и калмыцкой грамоте и письму, а
учителем будет из калмыков, который может хорошо объяснить калмыцким детям
с русского на калмыцкий язык и наоборот». В приговоре Талтанкиновского
аймачного схода Малодербетовского улуса подчеркивалось, что «образование
наших детей по-русски и калмыцки дело весьма хорошее и было бы тоже хорошо,
если учителя назначали из калмыков для преподавания как русской, так и
калмыцкой грамоты».
Управление калмыцким народом, отражая реакционную националистическую
политику правительства, затягивало создание в калмыцких аймаках народных
школ. Началась тяжелая борьба калмыков за народную школу. Царское правительство
и Калмыцкое управление поручили улусным попечителям обсудить на улусных
сходах вопрос о народных школах. Представители калмыцких аймачных обществ
решительно высказались за создание народных школ на средства общественности.
После проведения улусных собраний по обсуждению вопроса о народных школах
главный попечитель калмыцкого народа 22 августа 1888 г. писал министру
государственных имуществ о том, что «представители аймачных обществ высказались
за создание в 63 аймаках народных школ». Это ходатайство аймачных обществ
о народных школах не было удовлетворено правительством. Калмыцкий трудовой
народ до 1892 г. находился в феодальной зависимости, близкой к крепостной,
в силу чего разрешение школьного вопроса в калмыцких аймаках в конечном
счете зависело от нойонов, зайсангов и попечительского управления.
По инициативе профессора А. М. Позднеева в 1888 г. был
составлен проект Положения о калмыцких народных школах с трехлетним курсом
обучения, расходы по которому брали на себя аймачные общества. Несмотря
на широкое общественное движение среди калмыков за создание народных школ
и наличие проекта организационного оформления этих школ, до конца XIX
в. в аймаках калмыцких улусов Астраханской губ. народные начальные школы
не открывались.
В конце XIX в. калмыцким управлением было намечено создание
всего только 18 объединенных начальных школ для нескольких аймаков, где
могли учиться из каждого аймака по 3—4 мальчика. Предполагалось открыть
народные школы: в Яндыковском улусе — 2, в Эрекетеневском улусе—1, в Хошоутовском
— 2, в Багацохуровском—1, в Малодербетовском—12 школ.
Для калмыков Большедербетовского улуса Ставропольской губ. царское правительство
только в 1897 г. дало согласие на открытие четырех начальных школ в Бурульском,
Бюдермисовском, Чоносовском и Багатугтуновском аймаках на следующих условиях:
а) народные (аймачные) школы должны обеспечиваться зданием аймачными обществами
калмыков на их собственный счет; б) на содержание каждой школы должно
отпускаться из общественного калмыцкого капитала по 420 руб. в год (240
руб. на жалованье учителю, 180 — на хозяйственные расходы и 20 — на учебные
пособия); 3) количество учащихся в школах должно быть от 30 до 50 человек.
Калмыцкие народные школы разрешали задачи только первоначального обучения,
а отдельные школы работали вообще без твердых учебных планов и программ.
Судьбы этих школ вершились чиновниками улусов и аймаков, которые с разрешения
главного попечителя калмыцкого управления открывали или закрывали школы,
назначали и увольняли учителей, осуществляли над школой и учителями полицейский
контроль.
Царское правительство, являясь злейшим врагом широкого
развития просвещения народов России, создавало самые тяжелые условия народному
учителю. О бесправном положении народного учителя в дореволюционной России
В. И. Ленин писал: «Россия бедна, когда речь идет о жалованье народным
учителям. Им платят жалкие гроши. Народные учителя голодают и мерзнут
в нетопленных и почти нежилых избах... Народных учителей травит любой
урядник, любой деревенский черносотенец или добровольный охранник и сыщик,
не говоря уже о придирках и преследованиях со стороны начальства».
Занятия
в калмыцкой школе. Начало 20 в.
Как среди учителей начальных русских школ, так и среди
русских преподавателей школ Калмыкии были лица, глубоко преданные своему
долгу, отдававшие десятки лет жизни самоотверженной работе с детьми калмыков,
чаще всего из бедных, даже нищих калмыцких семей. Под давлением революционного
движения 1905—1907-х годов царское правительство пошло на некоторые уступки
и смягчение реакционной политики в школьном деле. По замечанию В. И. Ленина,
1905 год заставил сдвинуться с места даже «наше казенное ведомство», каким
являлось Министерство народного просвещения. Эти новые веяния коснулись
и Калмыкии.
А. Д. Сильницкий, изучавший состояние школьного образования
в Калмыцкой степи в начале XX в., писал, что «калмыки как кочевники нуждаются
в интернатных училищах, как степняки скотоводы они нуждаются в сельскохозяйственных
и ремесленных училищах; как народность, находящаяся в переходном периоде
от кочевого к оседлому образу жизни, нуждаются в аймачных школах; как
совершенно не имеющие образовательных училищ для девочек, этой главной
основы семьи, где прежде всего необходимо возникновение и укрепление,
расширение и развитие начала культурности, нуждаются в женских показательных
школах; как население, живущее в особых условиях жизни и которое в недалеком
будущем должно создать общеобразовательные начальные школы, нуждаются
в учителях из своей среды».
Такие же взгляды еще в XIX в. высказывали профессор
Петербургского университета А. М. Позднеев, профессор Казанского университета
А. Бобровников и др.
В результате подробного изучения экономического состояния
калмыцких улусов А. Д. Сильницкий составил проект организации начальных
школ и создания для них гарантированной материальной базы. Он выдвигал
предложение об отчислении на нужды школьного дела 10% из общего фонда
налогового обложения с населения и увеличения на 10 коп. обложения с каждой
головы окота специально для фонда народного образования. Предлагаемое
Сильницким обложение скота должно было дать 55 тыс. руб. Отчисление 10%
из общей суммы налога в 150 тыс. руб., поступающей с калмыков в государственное
казначейство, должно было составить 15 тыс. руб. Вместе с 26 тыс. руб.
из калмыцкого общественного капитала и 4 тыс. руб. из аймачных капиталов
эти источники финансирования школьного образования в калмыцких улусах
Астраханской губ. ежегодно должны были составить 100 тыс. руб. По расчету
Сильницкого, на 100 тыс. руб. можно было содержать в калмыцких улусах
8 улусных мужских начальных школ на 200 учащихся, 2 женские начальные
школы в Икицохуровском и в Малодербетовском улусах на 20 учащихся, 40
аймачных начальных школ (по 5 школ в каждом улусе) на 1000 учащихся, 3
профессиональных училища сельскохозяйственного типа, одни двухгодичные
педагогические курсы на 8 учащихся и 16 учащихся стипендиатов в городских
училищах вне улусов. Но этому прогрессивному проекту не суждено было осуществиться:
царское правительство и Главное управление калмыцким народом в обстановке
спада революционного движения и наступления реакции оставили его без внимания.
В 1909 г. С.А. Козин, один из немногих представителей
русского чиновничества, деятельность которых в Калмыкии имела положительное
значение, будучи заведующим Калмыцким управлением, представил в Министерство
внутренних дел новый проект улучшения школьного дела в Калмыкии. Он предлагал:
1) открыть улусные начальные школы во всех улусах; 2) открыть при каждом
аймачном управлении начальные школы; 3) учредить в составе Калмыцкого
управления должность инспектора калмыцких школ; 4) принять меры к скорейшему
устройству низшей сельскохозяйственной школы в Малодербетовском улусе;
5) разрешить калмыцкому управлению издавать официальную газету на калмыцком
языке с небольшой субсидией от правительства на первоначальную постановку
этого нового дела. В проекте С.А. Козина предлагалось также открыть отделение
на 10 девочек-калмычек при трех улусных начальных школах. Этот проект,
как и многие другие, был отвергнут царским правительством. На просвещение
в калмыцких улусах в начале XX в. царским правительством разрешалось расходовать
из калмыцкого общественного фонда очень мало средств, а фонд калмыцкого
общественного капитала щедрой рукой администрации калмыцкого управления
растрачивался на всякого рода пособия, вознаграждения, командировки чиновников
попечительского аппарата.
В 1916 г. в калмыцких улусах Астраханской губ. было
8 улусных мужских и 2 женские начальные школы, 1 двухклассная школа в
Астрахани и 31 начальная школа грамоты в калмыцких аймаках, в которых
обучалось примерно 800—900 учащихся .
В Большедербетовском улусе с 1906 по 1915 г. было построено
12 зданий для аймачных начальных школ и здание Башантинской двухклассной
школы на общую сумму 211 252 руб. за счет общественных средств калмыцких
аймаков. В 1909 г. на улусном сходе обсуждался вопрос о преподавании в
школах калмыцкого языка и о подготовке учителей калмыцкого языка из числа
калмыков. Но только в 1914 г. 12 человек были посланы в Петроград на учительские
курсы при Восточном факультете Петроградского университета. В 1915 г.
все 12 курсантов получили свидетельства об окончании курсов. Преподавателями
курсов во главе с профессором В. А. Котвичем были составлены букварь и
грамматика калмыцкого разговорного языка на основе калмыцкой письменности.
Попечитель Большедербетовского улуса, несмотря на наличие официального
учебного плана, предусматривающего преподавание родного языка в «инородческих
школах», разрешил в 1916 г. преподавание калмыцкого языка только в одной
Башантинской двухклассной школе. Поэтому учителя калмыцкого языка остались
без работы. Калмыки Большедербетовского улуса еще в 1908 г. подняли вопрос
об организации в Башанте улусной школы повышенного типа. Но попечитель
улуса Игнациус вместо этого предложил принять долевое участие в строительстве
здания земской прогимназии в с. Воронцово-Николаевск (ныне г. Сальск,
Ростовской области), расположенной в 70—80 км от калмыцких аймаков. На
строительство здания прогимназии калмыцкими аймаками было внесено 36,5
тыс. руб. и на ее содержание с 1909 по 1916 г. еще 20 тыс. руб. В этой
прогимназии учились только 10—15 детей богатых калмыков. В 1916 г. Воронцово-Николаевская
прогимназия была преобразована в гимназию системы Министерства народного
просвещения, и калмыки Большедербетовского улуса потеряли право на 10—15
гарантированных мест для своих детей. Так, вплоть до установления Советской
власти калмыки Большедербетовского улуса не имели школ повышенного типа.
В 1917 г. в этом улусе обучалось в одной двухклассной школе в Башанте
и в 14 начальных школах в аймаках всего 435 мальчиков и 134 девочки. Среди
учителей школ в улусе со средним учительским образованием был только один
калмык. Это объяснялось тем, что в учительские семинарии, за исключением
Казанской, калмыки не принимались.
В начале XX в. происходит массовое движение донских
калмыков за создание в калмыцких станицах начальных школ на средства калмыцких
станичных обществ. В 1916 г. в 13 калмыцких станицах Донской области на
36 тыс. населения было 13 мужских, 6 женских и 10 хуторских одноклассных
школ грамоты, в которых обучалось около 1000 учащихся. Все школьные здания
были деревянные, построенные по типовому проекту Министерства народного
просвещения. Обучение в школах проводилось на русском языке. Образование
детей трудящихся ограничивалось только начальной школой. В окружном центре
донских калмыков в Великокняжеске (ныне Пролетарск) калмыцкое двухклассное
училище содержалось на средства калмыцких станиц. В этой школе обучались
дети государственных чиновников, крупных торговцев, калмыцких кулаков.
В школах донских калмыцких станиц учителя-калмыки допускались только в
должности помощников учителя или учителями в хуторских школах грамоты.
В числе помощников учителя в одной из школ калмыцких станиц в 1902 г.
стал работать Харти Бадиевич Кануков, ставший впоследствии революционным
деятелем, организатором калмыцких воинских частей в период гражданской
войны, одним из руководящих политработников Первой Конной Армии.
Здание
школы с общежитием в Большедербетовском улусе. Начало 20 в.
До Великой Октябрьской революции среднее образование
в русских учебных заведениях получили только немногие калмыки. Так, в
1862 г. при Астраханском калмыцком училище было учреждено фельдшерское
отделение, а в 18б4 г. было открыто отделение гимназистов на 10 человек;
в 1870 г. в Астраханской гимназии обучалось 15 калмыков. В 1880-е годы
Астраханскую женскую гимназию окончили 3 девушки-калмычки, которым удалось
поступить в Казанскую земскую фельдшерскую школу. Однако в 1891 г. по
распоряжению министерства государственных имуществ им не разрешили поездку
в Казань для окончания последнего курса фельдшерской школы. В XX в. имелось
несколько стипендий для калмыков в русских университетах. До 1917 г. высшее
образование среди калмыков получили лишь единицы.
К 1917 г. калмыцкая интеллигенция была немногочисленна.
Ее составляли толмачи и переводчики Главного и улусных управлений, фельдшеры
и немногие врачи и ветеринарные врачи, учителя и помощники учителей калмыцких
школ, учительницы и фельдшерицы — калмычки, немногие лица, получившие
специальное высшее образование.
История просвещения в дореволюционной Калмыкии — это
история долголетней борьбы калмыцкого народа за право открытия школ и
обучения детей грамоте. Условия работы школ в калмыцких улусах были исключительно
тяжелыми. Материальная необеспеченность школ, нехватка учебников и учебных
пособий на родном языке, низкая образовательная и педагогическая квалификация
учителей, незначительный контингент учащихся в школах, отрыв обучения
от жизненной практики составляли характерную особенность школьной жизни
дореволюционной Калмыкии. Царское правительство, калмыцкие нойоны и зайсанги
с присущим им деспотизмом подавляли всякое начинание по распространению
просвещения среди калмыцкого народа. В результате такой реакционной политики
калмыцкий народ до Великой Октябрьской социалистической революции был
одной из отсталых в культурном отношении народностей России. |