Очерки истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период. Издательство «Наука», Москва, 1967.

Глава I ТЕРРИТОРИЯ КАЛМЫЦКОЙ АССР И ЕЕ НАСЕЛЕНИЕ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН до XVII в.

5. Торки и половцы.

В X в., после разгрома печенегов и их изгнания из причерноморских степей стало быстро расти объединение огузов. На юге и юго-востоке их границы доходили до бассейна рек Куван-Дарьи и Жана-Дарьи, на севере — до рек Сары-Су, Тургая, Иргиза, они граничили также с башкирами и племенами кимаков, обитавших по р. Иртыш и его левым притокам, на западе владения огузов вплотную подходили к границам приволжских хазар. В их объединение входили тюркоязычные племена скотоводов и, возможно, земледельцев. Географ X в. Аль-Идриси писал: «Города гузов многочисленны, они тянутся друг за другом на север и восток». Под 985г. в русской летописи торки упоминаются в качестве союзников киевского князя Владимира в его походе против камских болгар. В 1054г. князь Всеволод Ярославич отбросил огузов-торков от границы русской земли. Вслед за торками, согласно сообщению русской летописи, появляются половцы. В 1064г. торки, переправившись через Нижний Дунай, стали опустошать северные пределы Византии. По-видимому, их с востока теснили половцы, которые в X в. жили западнее кимаков. По мнению средневековых авторов, по своему происхождению половцы принадлежат к западной ветви кимаков. Занятые половцами земли получили у восточных авторов название "Дешт-и-Кипчак". В древнерусских летописях эти народы называются «половцами», в византийских — «куманами». В конце XI и XII в. Кипчакская, или Половецкая, земля включала в свой состав степное пространство между Дунаем и Волгой, крымские степи, берега Азовского моря, всю территорию нынешней Калмыцкой АССР вплоть до Кавказа; за Нижней Волгой ее восточные границы доходили до р. Иртыш.

Основным занятием кипчаков (половцев) было кочевое скотоводство. Один из авторов середины XIII в. сообщает: кипчаки «очень богаты скотом — верблюдами, быками, овцами, коровами и лошадьми. Вьючного окота у них такое огромное количество, какого, по нашему мнению, нет в целом мире». Археологические раскопки, произведенные в последние годы на территории Калмыцкой АССР и Волгоградской области, подтверждают сообщения средневековых авторов.

Во 2-м погребении кургана № 21 Архаринского могильника в могиле мужчины средних лет на невысокой приступке лежали кости коня — череп и ноги. Такие же факты установлены во многих других курганах, в частности на приступке двух курганов Элистинского могильника обнаружены черепа и ноги лошадей. Подобный ритуал прослежен в курганах кочевников VIII—XII вв., исследованных археологической экспедицией Академии наук СССР в зоне Волгоградской гидроэлектростанции. В некоторых захоронениях найдены остатки пищи — кости барана. Население ходило в тканой одежде и в кожаной обуви, на это указывают их остатки, а также пряслица, кольчатые, шарнирные ножницы, шилья. Оно носило кожаные ремни, бронзовые бляшки и пряжки, пользовалось бронзовыми зеркалами. Добывали огонь кресалами, состоявшими из изогнутого железка и кремня.

Воины их были вооружены длинными железными мечами (более метра), луками и стрелами с железными наконечниками, вожди воевали в железных кольчугах. В этом отношении большой интерес представляет погребение воина, изученное в насыпи кургана № 8 из второй группы Лолинского могильника. В могиле находился скелет мужчины и части коня, человек был окован в кольчугу, сплетенную из мелких круглых железных колец диаметром до 10 мм, около него находились кожаный колчан с железными наконечниками стрел ромбического сечения, железный, прямой, плохо сохранившийся однолезвийный меч - сабля, остатки рукояти плети, перекрученной в 8 витков плоской, сужающейся к концу серебряной пластинки длиной 31 см и костяного навершия рукоятки плети с железным стержнем внутри. С правой стороны стоял бронзовый котел, на приступке лежали кости барана. Описанное погребение свидетельствует о далеко зашедшем процессе классового расслоения у кочевников накануне монгольского завоевания.

В отдаленных районах степи, несомненно, преобладало кочевое скотоводческое население. Однако кипчаки, жившие по соседству с земледельческим обществом, были охвачены процессом перехода на оседлый земледельческий труд. По берегам Нижней Волги, где хазары вели земледельческое хозяйство, новые завоеватели постепенно переходили к земледелию. Этот же процесс оседания кочевников имел место и в других районах.

Восточные и византийские источники, а также русские летописи согласно сообщают, что кипчаки овладели старинными волжскими торговыми путями, которые связывали страны Востока с Европой Арабский географ второй половины X в. Ал-Магдиси сообщает о том, что из Камской Болгарии и Руси в Хорезм по Волге шли: соболя, серые белки, горностаи, степные лисицы, куницы, бобры, крашеные зайцы, козы, воск, стрелы, рыбий клей и рыбий зуб (моржовые клыки), бобровая струя, хлеб, соколы, мечи, кольчуги, березовая кора, выделанные конские кожи, рабы, бараны и коровы. Важным торговым центром при устье Волги после разгрома Итиля становится город Саксин. Его местоположение не установлено. Возможно, он находился где-то недалеко от современной Астрахани, на месте старого Итиля. Таким образом, торговый путь из Булгар на Саксин по Волге и по Каспийскому морю целиком находился в руках кипчаков, которые собирали с торговых судов пошлины в пользу половецких ханов. Территория половцев была связана караванной дорогой с Хорезмом.

В эпоху господства кипчаков большое развитие получает торговый путь из Поволжья и русских княжеств через Крым и Трапезунд, а оттуда далее на Хамадан, в Тавриз или в Малую Азию и Константинополь. В Крыму важнейшим торговым портом был Судак, где останавливались все едущие по торговым делам. По этой дороге перевозились не только меха, рыба, но и русские товары — хлеб, лен.

У половцев интенсивно развивался процесс формирования классов. Среди них уже выделялись богатые скотовладельцы и бедняки — кочевники, не имевшие скота. По-видимому, половцы знали патриархальное рабство. Не случайно довольно оживленно велась торговля рабами, которых поставляли кочевники, совершавшие набеги на соседние оседлые районы. С подвластных областей собиралась дань. По религии половцы были шаманистами.


<Предыдущая> <Содержание> <Следующая>

Яндекс.Метрика
Сайт управляется системой uCoz