Очерки истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период. Издательство «Наука», Москва, 1967.


Глава I ТЕРРИТОРИЯ КАЛМЫЦКОЙ АССР И ЕЕ НАСЕЛЕНИЕ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН до XVII в.

2. Эпоха бронзы и переход к патриархату.


Описанные выше поселения относятся к заключительной фазе новокаменного века и самому началу эпохи меди и бронзы. В недрах общества этого времени уже сложились предпосылки для зарождения и развития металлургии меди. Люди приступают к приручению и разведению домашних животных, возделыванию культурных растений, освоению плавки металлических руд и обработки металлов. Развертываются первое крупное общественное разделение труда и переход от матриархально-родового строя к патриархату.

Первые орудия труда из металла изготовлялись из самородной меди путем холодной обработки, проковки. Медь — металл мягкий, она не могла сразу вытеснить каменные и костяные орудия труда и оружие. Однако появление медных орудий положило начало новой эпохе — человечество начало переход от камня к металлу.

На территории Калмыкии ранние памятники этого времени изучены неравномерно. Ценные материалы для истории племен Калмыцкой степи дают курганные погребения, относящиеся к третьему-второму тысячелетиям до н.э., которые были изучены П.С. Рыковым и И.В. Синицыным в районе г. Элисты. Еще в 1928—1937гг. ими исследованы 92 кургана, расположенных в урочише Три Брата и близ местностей Цаган-Эльсин и Бичкин-Булук. Из них 20 курганов, в которых оказалось около 40 погребений, относятся к эпохе бронзы.

В течение 1961 —1964 гг. экспедицией научных учреждений Калмыцкой АССР и Саратовского университета раскопано в районе пос. Лола и г. Элисты 116 курганов, в которых обнаружены 332 погребения, подавляющее большинство которых относится к эпохе бронзы. Достаточно указать на то, что из 208 погребений, изученных в 1961 —1963гг., 160 относятся к указанному периоду. Добытые раскопками материалы значительно расширили наши представления о древней культуре Калмыцкой степи.

По своей форме курганы эти довольно однообразны. Они представляют собой круглые земляные насыпи, в большинстве случаев среднего и небольшого размера. Среди них встречаются курганы высотой до 8м., при диаметре от 60 до 120м. Вокруг одного или двух больших курганов располагаются многочисленные курганы небольших размеров, число которых иногда доходит до 150.

К раннему периоду бронзовой культуры Калмыцкой степи, датируемому третьим тысячелетием до н.э., относятся костяки, погребенные в грунтовых могилах прямоугольной формы, ориентированные в основном по линии восток - запад. Большей частью они лежали на спине, ноги согнуты в коленях, поднятых вверх, руки протянуты вдоль туловища. Нередко встречаются костяки, которые лежали в вытянутом положении. Погребенные, как правило, положены на подстилке из травы. Дно могильной ямы и костяки (чаще череп, таз и ступни ног) покрыты красной краской. Для них характерны бедность или полное отсутствие могильного инвентаря. Только в отдельных могилах найдены весьма интересные предметы: в четырех могилах встречены костяные молоточковидные булавки, костяные кольца, нарезанные из трубчатых костей животных.

Население Калмыкии этого периода поддерживало тесные экономические и культурные связи с соседними племенами других районов. Погребения, открытые в подкурганных ямах прямоугольной формы, а также два небольших круглодонных глиняных сосуда сходны с памятниками древнеямной культуры, обнаруженными в западной части Южного Урала, на Нижнем Поволжье, в Донских и Приазовских степях вплоть до среднего и нижнего Приднепровья. Молоточковидные костяные булавки и отдельные подкурганные могилы, обложенные кругом каменными кольцами— кромлехами, указывают на тесное общение обитателей Калмыцкой степи с древним населением Северного Кавказа, у которого камень находил широкое применение в погребальных сооружениях.

На смену населению, совершавшему захоронение в простых подкурганных ямах прямоугольной формы, пришло население, для которого характерны погребения в катакомбах — могилах в виде пещерок, вырытых из входной ямы вбок. Племена катакомбной культуры хоронили своих сородичей не только в катакомбах, но и в грунтовых ямах и в насыпях старых, ранее построенных курганов, причем последний тип захоронений был наиболее распространен.

Обряд захоронений однообразен. Погребенные в большинстве случаев лежат скорченно на левом, боку, ориентированы на юг и юго-восток, но в насыпях курганов ориентировка неустойчивая. При костяках обнаружены многочисленные и разнообразные предметы обихода. Памятники катакомбной культуры датируются концом третьего и первой половиной второго тысячелетия до н.э. Возможно, племена этой культуры продолжали жить в этих местах вплоть до прихода скифов. Это предположение основано на том, что до сих пор не обнаружены погребения срубного времени; найденные же в небольшом числе глиняные сосуды срубного типа могли быть результатом общения с племенами других культур. Древние племена Калмыцкой степи пользовались разнообразными орудиями труда и предметами украшений из меди и бронзы: ножами разных форм и размеров, четырехгранными шильями с деревянной ручкой, проколками, проушными топорами, булавками-застежками. Среди этих предметов выделяются бронзовые крюки с полыми втулками для рукояти, снабженные одной или двумя вилками, служившими для вынимания из котла вареного мяса. Интересными предметами из бронзы являются наконечники копий листовидной формы с довольно длинными плоскими черенками для насадки на древко. Очевидно, изделия из бронзы были не местного происхождения, так как никаких следов местного производства их не обнаружено. Правда, в курганах у д. Калиновки Волгоградской области открыты погребения мастеров-литейщиков, в которых найдены формы для отливки топоров и долот, сопла, тигели и значительное количество бронзовых изделий. На этом основании можно думать, что еще в первой половине второго тысячелетия до н.э. в Нижнем Поволжье был собственный очаг металлообработки.

Значительные сдвиги произошли и в других отраслях хозяйства. Население переживало период перехода к полукочевому и кочевому скотоводству. Последнее превращалось в главное его занятие. Об этом свидетельствуют костные остатки жертвенных животных. В погребениях курганов под г. Элистой обнаружены черепа, трубчатые кости, позвонки и другие кости крупного рогатого окота, овец, а также много костяных изделий. На скотоводческое хозяйство указывают также две глиняные модели крытой повозки или двухколесной арбы и модель колеса, сделанные из темно-серой глины. Кроме того, здесь же найдено в 1934-1937гг. шесть деревянных колес.

В 1962-1963 гг. в могиле № 7 кургана № 4 Лолинского могильника обнаружена четырехколесная повозка с арочно-плетеным перекрытием кузова, в котором оказалось парное захоронение — скелеты мужчины и женщины. В катакомбной могиле № 8 того же большого кургана лежали костяки мужчины, женщины и ребенка, над их могилой была поставлена четырехколесная повозка. Такая же повозка найдена в кургане № 4 Архаринского могильника. Летом 1964г. в трех курганах Элистинского могильника исследованы остатки от трех четырехколесных повозок, все части которых состояли только из дерева (ось, перекрытие, чека и т.д.). Каждое колесо состояло из трех досок, соединенных внутренними шипами, вставленными в просверленные отверстия. Следовательно, в Калмыцкой степи для перевозки тяжестей еще в эпоху бронзы начали запрягать быков в повозки. Колесный транспорт был довольно распространенным на юге СССР средством передвижения.

Модель глиняной повозки из кургана эпохи бронзы в урочище Три Брата (3-4 - реконструкция)

Древние обитатели Калмыкии хорошо знали деревообработку, о чем можно судить по деревянным частям повозок, могильным перекрытиям из тонких досок и жердей. Об этом говорит и находка проушного бронзового топора, которым, несомненно, работали по дереву.
Из костей овец и других животных изготовлялись кольца, костяные трубочки, мочеотводные трубки для детской колыбели. Население использовало камень для своих нужд, на что указывает кольцеобразное сооружение в виде каменной кладки во многих курганах исследованных могильников. Из камыша делались циновки.

Для варки пищи употреблялись глиняные сосуды, которые найдены в погребениях в значительном количестве. Это большие горшки ручной лепки, имеющие плоское дно, почти прямые бока, высокие прямые горла, иногда с шаровидным туловом. Некоторые из этих сосудов лишены орнамента, другие украшены разнообразным узором. Обитатели края пользовались деревянной посудой шаровидной формы с широким горлом. Выделяются из обшей массы сосудов курильницы на крестовидных ножках и воронки из розовой глины.

Население Калмыцкой степи в эпоху бронзы поддерживало экономические и культурные связи с внешним миром, особенно с Кавказом, доказательством чему служат изделия из бронзы, в частности многочисленные предметы украшения - сердоликовые, пастовые, костяные бусы, височные подвески в полтора оборота, бронзовые крюки, листовидные наконечники копий и другие, которые широко распространены на всем Северном Кавказе. Спектральный анализ предметов из раскопок 1962 г., сделанный Е. Н. Черных, показал, что металлические предметы по своему составу не отличаются от кавказских, где бронзовые изделия изготовлены из медно-мышьяковистых сплавов. По-видимому, они привезены с Кавказа и, возможно, частично с Нижней Волги. Что касается шерстяных тканей, кошмы, камышовых циновок, колесных повозок, то они были местного изготовления.

Большие изменения в эпоху бронзы произошли в социальном строе. Скотоводство стало ведущей отраслью хозяйства, основным источником существования, в связи с чем роль женского труда отодвинулась на второстепенное место. Результатом этих изменений явился переход от матриархально-родового строя к патриархальному. Об этом свидетельствуют часто встречающиеся парные погребения, обнаруженные во многих курганах исследованных могильников. Жены умерщвлялись при погребениях мужей. Этот жестокий обычай был распространенным явлением еще в эпоху бронзы. Теперь счет родства велся по отцовской линии. Дети оставались в роде, отца. Женщина оказалась в подчиненном положении.

Дальнейшее развитие скотоводства и других отраслей хозяйства привело к тому, что стало более выгодным вести хозяйство не родом, как это было при матриархате, а отдельными семьями. Каждая патриархальная семья имела свой скот и свое имущество. Археологический материал свидетельствует о появлении некоторого имущественного различия, о выделении племенных вождей и военачальников. Над их могилами сооружаются большие курганы до 7—8 м высоты. Самое погребение производится с пышным церемониалом в больших гробницах, сделанных из камня и дерева. В кургане № 9 в группе курганов Три Брата на дне могилы лежал скелет мужчины, около которого обнаружены кости трех коров, трех овец, глиняные сосуды, костяные кольца и трубочки, глиняная модель повозки, три двухколесных арбы в разобранном виде; доски и жерди, перекрывавшие могильные ямы, были покрыты ковром и циновкой, по краям могилы были уложены камни в виде ограды, здесь лежали скелеты двух змей, ножи и шилья из бронзы. Социальное положение погребенного определяется не только пышным ритуалом, большой насыпью кургана, но и захоронением вместе с ним подчиненных женщины и раба. Очевидно, под курганом № 9 был похоронен человек, занимавший высокое общественное положение и богатый. Об этом же свидетельствуют парное погребение в крытой четырехколесной повозке в кургане № 4 Лолинского могильника и другие захоронения с повозками, обнаруженные в некоторых курганах Архаринского и Элистинского могильников. Следовательно, погребальные комплексы указывают на окончательное оформление патриархальных отношений и на наличие богатых и бедных. Так, уже в эпоху бронзы началось разложение первобытно-общинного строя у населения Калмыцкой степи.

Усложнились и религиозные представления населения по сравнению с неолитическим периодом. Покойников хоронили в специальной грунтовой яме, перекрытой сверху досками и жердями; над ней сооружался земляной курган. Умерших сопровождали в могилу их лучшие вещи и украшения, посуда, пища и средства передвижения.
Довольно распространенными были жертвенные места. В кургане № 31 Архаринского могильника, в насыпи, над могилой катакомбной культуры были обнаружены черепа от пяти голов крупного рогатого скота и кости ног, отчлененные в пястных суставах и расположенные в анатомическом порядке. Вместе с ними лежал обломок глиняной курильницы Подобные жертвенники обнаружены в катакомбных погребениях Лолинского и Элистинского могильников. Интересным в погребальном ритуале эпохи бронзы являются кенотафы — большое количество могил с погребальным и различным инвентарем без покойников, погибших на чужбине, тела которых не могли быть привезены. Однако в их честь устраивались могилы. Все это связано с религиозными представлениями о том, что загробная жизнь есть продолжение земной жизни.

Красная краска, следы которой обнаружены в могилах в сочетании с остатками кострищ, связана с символом огня — источника-света и тепла. Она символизирует живую кровь в сосудах человека. Обнаруженные в одном из курганов остатки двух змей и изображения змеи на булавке-застежке свидетельствуют о том, что у древнего населения Калмыцкой степи был распространен культ змеи.


<Предыдущая> <Содержание> <Следующая>

Яндекс.Метрика
Сайт управляется системой uCoz