В.А. Довданов. Путь разума и чести Научно-популярное издание

Глава 7. О национальном самосознании калмыков

Исторический путь ойратов (калмыков) пролегал, главным образом, через поля больших и малых войн, что конечно же наложило печать на национальное самосознание, определило направление общественной мысли, повлияло на формирование норм народной этики и морали, высших идеалов общества. Убедительное подтверждение тому мы находим в недосягаемой вершине устного народного творчества ойрат-калмыков – героическом эпосе «Джангар».

По словам академика Б.Я. Владимирцова: «Джангариаду надо признать удивительной выразительницей народного духа, стремлений народа, его чаяний… Она является действительно национальной поэмой. »

Известный русский писатель В.А. Закруткин пишет: «Восхваление сильных, могучих телом и духом героев, воплотивших в себе все наиболее типичные качества своего народа; восхваление счастливой, изобильной и радостной страны всенародного блага, восхваление безграничной любви к родине, восхваление человеческого бессмертия – такова величественная идея замечательной калмыцкой эпопеи».

Стоит отметить, что по своему объему эпос «Джангар» примерно равен эпосам других народов, но превышает объем «Илиады» (15693 стихотворные строки) и «Одиссеи» (12110 стихотворных строк) вместе взятых. На сегодня насчитывается 26 калмыцких версий общим объемом 35000 стихотворных строк. Кроме того, известно свыше семидесяти вариантов отдельных песенных сюжетов, а также имеется огромное количество версий синьцзянских ойратов (калмыков). Поскольку «Джангар» существовал в устной форме и передавался и отшлифовывался на протяжении веков от поколения к поколению, то вполне можно утверждать, что в нем сконцентрированы коллективный опыт, разум, воля, мировоззрение и мировосприятие ойрат-калмыков.

Б.Бергманн, первым записавший и опубликовавший одну песнь (1804г.) отмечал, что только на Волге можно найти полсотни сказителей «Джангара». Таким образом, можно констатировать, что в ойрат-калмыцком общественном сознании издревле существовали устойчивые представления об идеальном обществе (Бумбин орн – страна Бумба), идеальной личности (Джангар и его богатыри) и идеальном поступке – защита Родины.

Глубокие патриотические чувства, морально – нравственные критерии совершенного человека (идеальной личности) с огромной художественной силой выражены в знаменитой клятве богатырей:

Жизни свои острию копья предадим,
Страсти свои державе родной посвятим.
Да отрешимся от зависти, от похвальбы,
От затаенной вражды, от измен, от алчбы.
Груди свои обнажим и вынем сердца,
И за народ отдадим свою кровь до конца.
Верными Джангару, едиными будем вовек
И на земле будем жить как один человек.
Да никогда богатырь не кинется вспять,
Вражью завидев неисчислимую рать.
И да не будет коня у него, чтоб не мог
Вихрем взлететь на самый высокий отрог.
Да никогда никому бы страшна не была
Сила железа, каленого добела.
И да не будет страшна никому никогда
Рассвирепевшего океана вода.
И да не сыщется никогда силача,
Что убоялся бы ледяного меча.
И да пребудем бойцами правдивыми мы.
И да пребудем всегда справедливыми мы.


По свидетельству Марко Поло «у монголов был интересный обычай: когда их приводят и расставят биться, пока не прозвучит накар (барабан) начальника, они не начинают брани и все то время играют на инструментах и поют». Очевидно, эти песни должны были настроить воинов на решительный бой, заставив презреть страх смерти. Может, именно здесь кроются истоки героического эпического повествования.

Строки «Джангара» можно назвать волшебными, ибо с их помощью и под их непосредственным воздействием человека забывал о мелочном, неизменном, обретал мужество, отвагу и храбрость, силу и выносливость сказочных богатырей. Народ создал «Джангар», «Джангар» формировал сознание новых поколений.

Прославленный советский военноначальник, Герой Советского Союза генерал-полковник Ока Иванович Городовиков в предисловии к юбилейному изданию «Джангара» (1940 г.) пишет, что, послушав песни джангарчи – седовласого рапсода, конноармецы – калмыки с утроенной яростью мчались на врага.

Последними словами Героя Советского Союза Эрдни Деликова были: «…калмыки не отступают!» Общеизвестен тот факт, что по числу Героев Советского Союза на душу населения калмыки занимают первое место среди всех народов СССР. Это весьма характерно и говорит о той огромной роли в самосознании народа, которую играл в становлении национального характера калмыков его героический эпос.

Хотя эпические богатыри наделены ярко выраженными индивидуальными чертами, как например, Хонгор – мужеством и храбростью, Савр Тяжелорукий – громадной силой, Санал – строгостью и тактом, Мингиян – первый красавец Вселенной – несравненной красотой и музыкальным талантом, Ке-Джилган – непревзойденным красноречием, Алтн-Цееджи – глубокой мудростью, Гюзян Гюмбе – огромной мощью, сам хан Джангар – харизматическими чертами яркого лидера, всех их объединяет одно – беззаветная любовь к Родине, во имя свободы и счастья которой они совершают все свои подвиги. Следует заметить, что совершение этих подвигов требует от героев эпоса напряжения всех духовных и физических сил. Величие бумбайских богатырей заключается не в их грубом физическом превосходстве над противниками, но в страстном , неугасимом желании беззаветного служения отчизне, выполнении неоплатного долга перед народом. Именно это является источником великой энергии, что еще раз доказывает известный тезис: «великая цель рождает великую энергию».

Богатыри Джангара, как правило, превосходят своих бесчисленных врагов в интеллекте, они сильны своим горячим патриотизмом и духом коллективизма: в наиболее сложные критические моменты на помощь герою всегда приходит богатырская дружина; в эпосе часты сцены, когда слаженными коллективными усилиями богатыри преодолевают непобедимого соперника.

Отличительной особенностью калмыцкого героического эпоса «Джангар» является также то, что в нем с огромной поэтической силой воспета страна Бумбин орн – калмыцкая мечта, народное представление об идеальном обществе, «где люди живут, не деля ничего на твое и мое».


Счастья и мира вкусила эта страна,
Где неизвестна зима, где всегда – весна,
Где, не смолкая ведут хороводы свои
Жаворонки сладкоголосые и соловьи,
Где и дожди подобны сладчайшей росе,
Где неизвестна смерть, где бессмертны все,
Где небеса в нетленной сияют красе,
Где неизвестна старость, где молоды все,
Благоуханная, сильных людей страна,
Обетованная богатырей страна.


Принципы социальной справедливости, стремление к нравственному совершенству, приоритет духовных ценностей - все это характерно для национального сознания калмыков, является определяющими факторами калмыцкой ментальности.

Великий русский писатель Н.В. Гоголь в очерке «Калмыки» подчеркивает: «Замечательный всякий случай рождает у калмыков песню. Более всех других нравится баснословная повесть «Джангар».

В предисловии к юбилейному изданию «Джангара» (1990г.) народный поэт Калмыкии Д.Н. Кугультинов пишет: «Никто не удивится тому, что у меня в библиотеке много книг, каждая из которых для меня дорога. Вот тома энциклопедии Брокгауза – Ефрона. Вот томик Александра Сергеевича Пушкина с «Путешествием в Арзраун» в старинном издании Сытина. Вот маленькая рукописная книжечка Павла Григорьевича Антокольского «Сказка про царицу Нефертити», переплетенная самим поэтом. Вот все издания «Джангара» на русском и калмыцком языках, переплетенных в дорогой материал, тисненные золотом или фольгой. Но не в обиду ни одной из книг, дорогих сердцу моему, скажу: дороже всех мне том «Джангара», изданный в 1940 году, который прошел весь путь калмыков – Сибирь и ссылку, - и вернулся домой. Истрепанный том, в котором каждый лист разбух и потемнел от множества рук, перелистывавших его. Все страницы разъединены и видно, что его читали несколько человек одновременно, разделив по главам, но ни одна страница не утеряна, и на многих из них в буквальном смысле следы высохших слез. О чем плакали читавшие его при свете лучины, под завывание сибирского зимнего ветра? Я думаю, это были слезы радости от обретения надежды на жизнь: ведь народ был обречен на вечное страдание, на гибель – и слезы горя и боли были выплаканы, их уже не было, и поэтому это были слезы радости от озарения, при котором на мгновение привиделось издали времен грядущее, - и сгинули злоба, отчаяние и все мучения, и воспрянула исстрадавшаяся душа.

… В обращении Совета Народных Комассаров к калмыцкому трудовому народу», подписанном Владимиром Ильичом Лениным, сказано: «Братья – калмыки! Все прошлое вашего народа – это беспрерывная цепь страданий». И какова должна быть цена этой книги утешительницы, все время разрывающей эту «беспрерывную цепь» на протяжении многих веков! И потому, когда мы называем ее, эту книгу, народной, никакой другой эпитет не сможет заменить его. Она действительно народная. Тот кладезь мудрости, к которому народ обращается во всех случаях жизни. Он неисчерпаем, утоляет жажду духа мудростью, надеждой, правдой.»

«Джангар» будет жить вечно! Если в былые годы он вдохновлял на ратные подвиги, то сейчас подвигает на творческие дерзания в скульптуре, живописи, музыке, литературе. Джангариаду по национальным видам спорта можно рассматривать как преломление идей народного эпоса через призму спорта.

Яндекс.Метрика
Сайт управляется системой uCoz