В.А. Довданов. Путь разума и чести Научно-популярное издание

Глава 6. Навеки вместе


В 2009 году мы будем отмечать большой юбилей – 400-летие добровольного вхождения калмыков в состав России. Этот период можно со всем основанием назвать важнейшим и определяющим в истории нашего народа. С вхождением в состав многонациональной великой страны началась новая эпоха в жизни калмыцкого общества.

Стоит заметить, что в тот период ойраты обладали такой мощью и энергией, что сумели организовать одновременно три кочевых государства: Джунгарское, Калмыцкое и Коконорское ханства.

О причинах, заставивших наших предков прикочевать к берегам Волги, ученый мир спорит до сих пор. Каждая сторона приводит свои убедительные доводы, которые порой диаметрально противоположны. Так некоторые ученые говорят, что калмыки были вынуждены кочевать под давлением соседних племен. Другие утверждают, что их подтолкнули к миграции экспансивные планы. Третьи же, приводят в качестве аргумента чисто экономические причины: поиск новых пастбищных территорий и рынков сбыта и т.д.

Оставив в стороне все научные споры заметим, что это вхождение происходило постепенно, в течении десятилетий, было действительно добровольным и завершилось у берегов великой Волги в 1632 году, где калмыки обрели свою родину. Стоит заметить, что по утверждениям некоторых ученых, тем самым калмыки завершили Великое переселение народов и причины толкнувшие их на перекочевку были такими же, что и у других народов. Как бы то ни было, факт остается фактом: уже 400 лет, четыре века, четыре столетия калмыки живут там, куда привел их исторический путь, прочно связав свою судьбу с судьбами народов России и, прежде всего русского.

Любопытно, что название «калмык» прочно закрепилось именно за волжскими калмыками, которые сами себя называют «хальмг» или «улан залата хальмг».

Об этимологии слова «калмык» также не утихают споры в ученой среде до сей поры и, точку в этом деле поставят, видимо, еще не скоро.

Как бы то ни было, один из 89 субъектов Российской Федерации Республика Калмыкия свое названия ведет именно от слова «калмык».

Говоря о четырехсотлетнем отрезке исторического развития калмыцкого народа в составе России, можно условно разбить его на несколько периодов.
1-ый. 1609-1771г.г. Вхождение калмыков и приход на берега Волги и откочевка значительной (большей) их части обратно в пределы Джунгарии.

2-ой.1771- 1920г.г. Упразднение Калмыцкого ханства и объявление автономии калмыцкого народа (обретение государственности).

3-й. 1920 – 1993г. Советский и постсоветский периоды.

4-й. 1993гг. – по настоящее время – современный период.

Для того чтобы сделать хотя бы самый общий вывод этих четырех периодов истории нашего народа за последние 400 лет необходимо более детальное рассмотрение каждого из них.

* * *

Вхождение калмыков в состав Российского государства имело множество положительных сторон.

Прежде всего, тем самым калмыки сами также «прорубили» себе «окно в Европу» и соприкоснулись с более развитой и высокой русской культурой, а через нее и с европейской цивилизацией. Правда, следует оговориться, что за довольно значительное количество времени, вплоть до тридцатых годов XX века (советский период), калмыки в большинстве своем не отказались от традиционного уклада жизни и хозяйствования и жили более - менее обособленно, сохраняя и развивая веру, традиции, культуру и язык.

Плавному и безболезненному вхождению воинственного калмыцкого племени под протекторат России благоприятствовало сложное международное положение и тяжелая ситуация как на западных, так и на южных рубежах страны.

Появление калмыков, имевших хорошо организованную и обученную конницу, позволило России обрести надежного и сильного союзника, чья верность интересам своей вновь обретенной родины подтвердилась впоследствии в полной мере. О большом вкладе калмыцких воинов в дело защиты и укрепления границ и участия их в войнах России в 17-20 в.в. подробно освещалось в гл.3, 4, 5. Здесь же стоит еще раз отметить, что на полях сражений калмыцкий народ сделал все возможное и даже сверх того ради отчизны.

Одним из положительных моментов перекочевки ойратов (калмыков) на волжские берега, было образование Калмыцкого ханства. Формально ханство подчинялось царской власти, но фактически жило и развивалась по своим законам, имело свою вертикаль власти, верховного властителя (хана), Зарго (суд), налоговую систему. Нет сомнения, что подобное обретение государственности позволило активно развиваться всем сферам жизнедеятельности общества, способствовало дальнейшему укреплению национального самосознания. Калмыцкое ханство обладало достаточной самостоятельностью, чтобы иметь постоянные дипломатические контакты со многим царствующими домами Запада и Востока. Даже всесильный император Петр I вынужден был поддерживать дружеские отношения с правителем калмыков Аюкой – ханом, поручать ему защиту южных рубежей страны, тем самым подчеркивая свою особую предрасположенность и уважение. Они встречались не однажды. Примечательно, что во время одной из встреч Петр I попросил у калмыцкого хана 10 тысяч конницы для персидского похода, но Аюка-хан ответил ему, что хватит и 5 тысяч. Такой ответ, или такая «поправка» царю, который самолично отрубал голову непокорным боярам, говорит о многом. Это мог позволить себе только независимый вассал, осознающий и ценящий свою самодостаточность.

Границы Калмыцкого ханства в силу его кочевой природы были размытыми и подвижными. Калмыков отделяли от соседей обширные сопредельные районы нейтральной зоны. На севере границы кочевания калмыцкого народа начинались от большой излучины Дона и до г. Царицына, далее вверх по течению Волги до г. Самары, затем тянулись на юго-восток до г. Оренбурга, оттуда на юг по течению р. Яик на 700 км. до г. Гурьева, отсюда возвращались берегом Каспийского моря на юго-запад к устью Волги и следовали далее до впадения р. Кума в Каспий. Далее кочевье продолжались на запад до р. Егорлык и через бассейн Маныч и Сал длились длинною в 400 км. на север и завершались у Царицынской укрепленной линии. К югу от Кумы калмыки продвигались до нижнего течения р. Терек, а также на Северный Кавказ, Кубань и Крым. Подтверждением тому служит современная топонимика тех мест. Например, Ессентуки переводится с калмыцкого как девять знамен. Центром расселения калмыков стало нижнее течение Волги, а площадь ее составляло примерно 400 тысяч квадратных километров. (Для сравнения сегодня площадь Калмыкии составляет 76 тысяч квадратных километров). Хотя характерной чертой расселения калмыков было отсутствие поселений, все же стоит отметить, что именно калмыки в 1738 г. основали город-крепость Ставрополь (с греческого – город Креста), заложенный на луговой стороне Волги, в 5 км. от нее, выше Самары. С образованием в 1744 г. Оренбургской губернии город оказался в ее составе. Ныне на этом месте стоит г. Тольятти.

Население Калмыцкого ханства, по данным некоторых ученых, составляло 80 тысяч воинов и 200 тысяч остального населения.

Калмыцкое ханство, как и любое кочевое государственное образование, просуществовало сравнительно недолго (около полутора столетия) и прекратило свое существование в 1771году в связи с уходом большей части населения в Джунгарию. По некоторым оценкам 75 процентов населения (около135 тысяч) калмыков во главе с Убуши-ханом ушли на родину предков. Какими были причины толкнувшие правителей калмыков на этот губительный для всего этноса шаг? Называют, как правило, несколько причин: это ущемление прав калмыцких властителей и колонизация калмыцкой степи русскими и украинскими крестьянами, подрыв народных сил и усталость народа от постоянных участий в бесчисленных войнах, которые вела Россия и, которые уносили тысячи жизней лучших людей, хитрая политика цинского двора и даже иерархов Тибета и другое. Несомненно одно: калмыцкая знать даже по происшествии длительного периода в составе Государства Российского обладала достаточной самостоятельностью при принятии ответственных решений, а народ твердо помнил о своей исторической родине – Джунгарии…Тому были веские основания, так как за все это время ойраты Джунгарии и калмыки Поволжья поддерживали постоянные, тесные контакты, которые выражались, например, и в династийных браках. Также объединяющим фактором служила общая религия – буддизм. Многие калмыцкие священнослужители получали духовное образование в буддийских центрах Монголии и Тибета, а калмыцкие правители получали право на ханский титул и символы на верховную власть (печать, булаву и т.д.) от Далай-лам. Поэтому неудивительно, что ностальгия по блестящему историческому прошлому, а значит и по местам этих славных событий не угасали в народном сознании: даже живя в привольных волжских степях, калмыцкие рапсоды не уставали воспевать величественные склоны Алтая.

Любопытно, что великий русский поэт А.С. Пушкин, большой знаток истории ойрат-калмыков, который прочитал знаменитое сочинение об ойратах отца Иакинфа (Н.Бичурина) еще в рукописи, даже в первой трети XIX века в своем поэтическом завещании – стихотворении «Памятник», говоря о калмыке (друг степей), переправил слово «сын» на слово друг. Для того, чтобы калмыки и другие, соседствующие с ними народы могли ассоциировать слово «калмык» со словами «сын степей» должно было пройти достаточное количество времени, когда оставшаяся, меньшая, часть ойрат-калмыков не однажды должна была доказывать свою жизнестойкость и жизнеспособность.

Как показали последующие события, уход большей части этноса оказался, крайне вредным и губительным шагом. В пути от холода, голода, болезней и нападений киргиз-кайсацких орд, которые, говоря словами Пушкина «ранее трепетали при одном лишь упоминании имени калмыков», было потеряно половина откочевавших. Дошедшая часть на родине предков не обрела желанной свободы и независимости, а была раздроблена на мелкие части. Китайские правители слишком хорошо помнили непокорный нрав ойратов и сделали все возможное, чтобы ойраты не имели никакого шанса заявить о своих политических правах. И по сей день ойраты Синьцзяна не имеют даже намека на государственность.

Горячность молодого Убуши-хана и недальновидность его окружения нанесли огромный вред нашему народу. Справедливости ради надо сказать, что этому немало способствовало равнодушие российских властей, граничащее с враждебностью. Как говорится, от добра добра не ищут. Другой великий русский поэт Сергей Есенин в поэме «Пугачев», размышляя о трагическом исходе калмыков называет истинную причину происшедшего: «оттого, что их как куропаток щипали».

И все же истекшее полуторастолетие не прошло даром: калмыки обрели свою родину на берегах Волги, в пределах России. Не зря в войну 1812 года калмыки выставили три полка дошедших до Парижа, не считая того, что много калмыцких кавалеристов храбро сражались в числе донских казачьих полков.

Надо отметить, что царское правительство, узнав об уходе калмыков в Джунгарию, послало вдогонку казаков и регулярные войска под командованием не кого-нибудь, а самого Суворова. Однако ни храбрость русских воинов, ни талант великого полководца не смогли сдержать, остановить поток грозных ойрат - калмыцких всадников, как мощное копье, пронзивших евразийский материк.

После ухода большей части населения Калмыцкое ханство было упразднено. В каком отчаянном положении остались те, кто не тронулся в путь можно только догадываться. Удивительно то, что калмыцкий этнос сумел выдержать этот страшный удар и сохранил за собой свою территорию. Это тем более удивительно учитывая то обстоятельство, что калмыки обосновавшись на новом месте, не очень-то дружелюбно относились к соседним племенам. Их жестокие походы на Кавказ и Крым оставляли глубокие, незаживающие раны в сознании этих народов и когда представилась возможность отмщения, мести все же не случилось. Видимо, даже ослабленное войско калмыцкое представляло собой очень грозную силу. Военные отряды калмыков еще долго несли охранную службу на дорогах, вдоль укрепленных линий. Боевые качества не были потеряны калмыцкими воинами спустя многие десятилетия и ярко проявились во время «грозы двенадцатого года». Например, калмыцкие всадники удивляли неприятеля необычными приемами борьбы: они могли подскакать к вражеской колонне и на полном ходу метнув аркан быстро умчаться, волоча за собой плененного противника.

* * *

В период 1771 – 1920 г.г. в Калмыцкой степи было возведено большее количество хурулов и церковных зданий. Подлинным шедеврам степного зодчества, настоящим украшением степи стал Хошеутовский хурул, построенный в честь воинов-калмыков, участников войны 1812 года.

Именно в этот период Калмыкия по признанию авторитетных специалистов стала «скотным двором России». Экономика Калмыкии развивалась, базируясь, прежде всего на животноводстве – исконном занятии кочевников. Согласно статданным в дооктябрьский период у населения калмыцкой степи было 88 тысяч лошадей (и еще 6700 – у арендаторов), КРС – 454600 голов, овец – 1535300 голов, верблюдов – 24300, коз – 17300, свиней – 2300.

За 25-летний период (1892 -1917 г.г.) динамика развития животноводства в Калмыкии была следующей: численность лошадей возросла на 16.1 процента, КРС – на 65.1 процент, овец – на 23.1 процент, верблюдов – на 24.7 процента. Несмотря на то, что экономика Калмыкии (животноводство) развивалась за означенный период времени экстенсивным путем, все же появились и нововведения. Это касалось, прежде всего, приготовления кормового запаса и развития кормовой базы, хотя и в зачаточной форме. Некоторая часть калмыков, например, донские, переходила на оседлый образ жизни. Другие – на полуоседлый, что было уже значительным шагом, можно сказать прогрессом в общественном развитии.

Данный этап истории Калмыкии характеризуется еще и тем, что именно в этот период появились в среде калмыцкого народа люди, получившие солидное европейское, светское образование. Их имена вошли ныне в учебники истории. Из этой плеяды вышли Номто Очиров, записавший 10 песен «Джангариады» у великого рапсода Ээлян Овла и спасший от забвения шедевр устного творчества, Эренджен Хара-Даван, оставивший благодарным потомкам исторический труд о Чингисхане, писатель Санджи Балыков и многие другие. Все они активно трудились в разных сферах и являли собой ростки нового, прогрессивного, счастливо сочетая в себе знания традиций родной культуры и багаж мировой (европейской) мысли.

После ухода 1771 года численность населения Калмыкии составляла 55 тысяч человек. В 1857 году в калмыцких степях была большая научная экспедиция, по данным которой калмыков было 110 тысяч человек. По первой общероссийской переписи населения в 1897 году численность калмыков составила 190 тысячи. В 1917 году калмыков насчитывалось 210 тысяч.

Оценивая динамику роста численности населения Калмыкии можно предположить, что в означенный период времени, господствовавшие тогда тип хозяйствования и уклад жизни были наиболее благоприятствующими и приемлемыми для калмыцкого общества прошлого.

* * *

События периода 1920 – 1993г.г. во многом перечеркнули эти завоевания, не смотря на очевидный прогресс во многих областях. Прежде всего, следует сказать, что этот период времени включает в себя крупнейшие события (мировые войны, гражданские войны, революции, перестройка и т.д.), которые преобразили облик всей мировой цивилизации, коренным образом изменили политическую карту мира, глубоко отразились на истории многих стран и народов. Не обошли стороной они и Калмыкию и ее население.

Вновь обратимся к цифрам. Если, как мы помним, в 1917 году калмыков было 210 тысяч, то в 1927 году их было только 110 тысяч. Это были последствия гражданской войны. Трагедия тех жестоких лет описана классиками русской и калмыцкой литературы («Окаянные дни» Ивана Бунина, «Девичья честь» Санджи Балыкова и других).

Перед войной, в декабре 1940 года калмыков было 160 тысяч человек. В декабре 1941 года – 140 тысяч, в декабре 1946 года – 80 тысяч, в 1957 году – 100 тысяч. Это были уже последствия сталинской депортации. Хотя в 60-е – 70-е годы рождаемость среди калмыков была одной из самых высоких в стране, все же надо признать, что сегодня калмыки – одна из немногих наций, которая не достигла дореволюционного уровня. Это самый большой минус, который сводит к нулю многие достижения советского периода. И все же, не смотря на эту страшную арифметику, следует признать, что наш народ все же сумел сохраниться как этнос и не утонуть в пучине кровавых событий. Калмыки, значительно потеряв в количестве, сумели в какой-то мере компенсировать в качестве. За это время нам удалось сделать мощный рывок во многих сферах, прежде всего в образовании, что дало возможность в сжатые сроки подготовить свои национальные кадры практически во всех отраслях жизнедеятельности общества.

Одно из определяющих и видимых изменений произошло в самой важной части существования любого этноса – образе жизни и способе хозяйствования. За короткий исторический период нам удалось полностью перейти от кочевого образа жизни к оседлости и быстро освоить совершенно новые профессии, так как в республике стремительно развивались строительство, местная промышленность, транспорт, связь и т.д.

Практически все здания (города, поселки, промышленные и сельскохозяйственные объекты) существующие сегодня, плоды творений тех, насыщенных созидательным трудом, лет. То, что Калмыкия имеет современный облик – результат неустанной работы поколений энтузиастов. Надо прямо и честно признать, что именно в тот период, называемый ныне советским, были достигнуты значительные успехи практически во всех сферах. Что бы мы ни взяли, куда бы мы ни обратились – наука, культура, искусство, спорт, экономика и производства – все они появились и приобрели свои современные формы именно в это время. Разумеется, это произошло не само по себе, не по мановению какой-то волшебной палочки, а явилось плодом дел рук и ума человеческих, огромного труда ряда поколений и, конечно же, целенаправленной государственной политики.

Однако нельзя отрицать и того неумолимого факта, что в результате той же государственной или, вернее, партийной политики были разрушены все хурулы, все церковные здания, физически уничтожены все священнослужители. Тем самым был нанесен страшнейший, непоправимый удар по духовности – самой тонкой, ранимой и важной сфере. Последствия этой бездумной политики еще долго будут ощущаться обществом, высвечиваясь многими негативными явлениями. Впрочем, это относится ко всем народам России и СНГ. У всех у нас одно общее историческое прошлое, которое во многом определяет многие нынешние события. И все же даже на этом общем трагическом фоне судьба калмыцкого эпоса выделяется по-особому.

Как уже упоминалось выше, гражданская война, полыхавшая особенно жарко на юге России, сократила население Калмыкии чуть ли не вдвое. Как известно, калмыки принимали активное участие, как на стороне белых, так и на стороне красных. Бились там и тут целые полки, что для немногочисленного этноса было катастрофой. Еще больше пострадало от той и другой стороны мирное население. Едва оправившись от такой катастрофы наш многострадальный народ, попал под мощный каток тоталитарного сталинского режима и в числе прочих 24 народов подвергся насильственной депортации. Причем калмыков выслали 28 декабря, когда уже стояли жуткие холода, а вся зима была еще впереди. К тому же народ был распределен не компактно, а рассеян буквально по всему Северу и Сибири вплоть до Сахалина. Расселяли небольшими колониями, иногда по несколько семей. Ссыльные или как их тогда называли, спецпереселенцы поражались во всех правах, были приравнены к «врагам народа» и всячески притеснялись и органами НКВД и местными властями. Местное население, запуганное официальной пропагандой, вначале относилось враждебно и недоброжелательно. Видимо, властями ставилась задача физического уничтожения калмыцкого народа. Не зря формулировка звучала особенно жестоко: высланы навечно. Повод для уничтожения был также назван зло и осмысленно – пособничество немецким оккупантам, предательство Родины. И это в то время, когда десятки тысяч сыновей и дочерей Калмыкии храбро сражались с общим врагом на всех фронтах Великой Отечественной. Партизаны Калмыкии в самых жутких условиях, практически на открытой местности героически защищали родную степь. Даже в самом кошмарном сне нельзя было представить те ужасы, которые творились властями по отношению к своему народу в советский период истории нашей страны. Трудно представить, что в то время когда солдаты до последней капли крови бились на передовой, их семьи, их отцов, матерей, жен и детей выгоняли из родных домов и гнали в далекий холодный край умирать как врагов и предателей. Более того, даже самих защитников Родины обманом убрали с фронта и практически как заключенных отправили на Урал, на строительство Широковской ГЭС. Многие из них, эти несчастные узники «трудовой армии», были кавалерами боевых орденов и медалей. Так, Арвака Дорджиев из Приволжского улуса был награжден орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной звезды и медалью «За отвагу». Наран Замбаев из Долбанского улуса был награжден орденом Славы 3-й степени, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Борис Зунгруев из Улан-Хольского улуса был удостоен ордена «Красной звезды», медали «За отвагу», Чумуд Наранов был награжден орденом Славы 3-й степени и медалью «За отвагу», Король Очиров из Сарпинского улуса был награжден орденом Красной звезды и медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги», Сангаджи Онкаев из Юстинского улуса был награжден орденом Славы 3-й степени и медалями «За отвагу» и «За оборону Сталинграда». Дорджи Энеев из Сарпинского улуса был награжден орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной звезды, медалью «За боевые заслуги», Сангаджи Бадмаев из Харбалинского района был кавалером двух орденов «Красной звезды» и медалей «За отвагу», Доода Баиртаев из Приволжского улуса – кавалер двух орденов «Красного Знамени» и, «Красной звезды», Убуш Багликов из Лаганского улуса был награжден орденом «Красной звезды» и «Славы» 3-й степени и многие-многие другие. Не спасал даже орден Ленина – самая высокая государственная награда.

Сотни и тысячи солдат погибли от голода и непосильного труда. Только единицам удавалось сбежать обратно на фронт. Уже в наше время на станции Половинка, около Широковского ГЭС был установлен памятник героям – солдатам от имени жителей Республики Калмыкия.

Какой мерой можно оценить нечеловеческие страдания этих людей и всего народа? Сколько унижений и горя испытали люди – и стар и мал – причем, без вины виноватые? Какие достижения и какие компенсации смогут нейтрализовать страшные последствия тех «клейменных» лет?

Утрата языка, забвение национальных традиций, отказ от исконного занятия – животноводства и другие негативные явления – все это имеет свои причины и берет начало именно от той зверской, бесчеловечной акции декабря 43-го года.

Самое страшное – депортация выкосила практически половину населения. Таким образом, за короткий исторический промежуток времени (1920 – 1943 г.г.), за каких-то двадцать с небольшим лет наш народ дважды! стоял у роковой черты физического исчезновения, теряя – дважды! – до половины от своей численности. Такие удары судьбы мог выдержать только народ с двойным и даже тройным запасом прочности.

Говоря о причинах, породивших и порождающих такое зло как войны, репрессии, можно назвать массу всяких обстоятельств, привести массу неопровержимых фактов, указать конкретных исполнителей и их вдохновителей, однако коренная причина кроется видимо в глубинах человеческой психики, в пренебрежении к вечным ценностям, проповедуемом всеми мировыми религиями.

Тяжелые раны войны калмыкам пришлось залечивать после возвращения на родину, в 1957 году. За эти несколько десятилетий республика буквально преобразилась: города и села приняли свой современный облик, были построены сотни школ, библиотек и больниц, росли показатели по всем видам хозяйственной и экономической деятельности, увеличилось население Калмыкии. Люди уверенно смотрели в будущее.

Дальнейшее общественно-политическое развитие страны привело к печально знаменитой горбачевской перестройке. Идеологические шлюзы были открыты, многое тайное стало явным. Бурный поток событий вовлек в свой круговорот весь народ. В результате перемен исчезла мощная держава - СССР, поменялись ориентиры, изменились нравы, поблекли идеалы, произошел болезненный перелом в общественном сознании. Наступали иные времена; опыт последнего десятилетия нам еще предстоит осмыслить.

Кратко подытоживая четырехсотлетнее пребывания нашего народа в России, надо сказать, что:

1. Россия стала родиной для калмыков и, только в этой стране калмыки имеют свое государственное образование и возможность развиваться как этнос.

2. За истекшие 400 лет калмыки не только обрели родину в низовьях Волги, на юге России, но и внесли весомый вклад в оккультуривание этого благодатного края, навечно связав свою судьбу с этой землей, которая отныне стала известна всему миру как Калмыцкая степь.

3. За эти столетия укрепилась нерушимая дружба калмыков с русским и другими народами России.

Яндекс.Метрика
Сайт управляется системой uCoz