Златкин И.Я. История Джунгарского ханства (1635-1758). Издательство «Наука», Москва, 1964.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История Джунгарского ханства, равно как и его предыстория, начиная по меньшей мере с конца XIV в. является неотъемлемой частью общей истории Монголии, народ которой вплоть до XVII в. выступал как этническая, политическая и культурная общность. Реальные исторические факты не подтверждают, а опровергают встречающиеся в литературе утверждения, что ойраты и «монголы» были разными народами, связанными лишь общностью языка.

Правда, факты говорят, что от монгольского народа по тем или иным причинам отделились некоторые группы, которые в дальнейшем сложились в особые монголоязычные народы и нации. Так, например, произошло с южными монголами и бурятами, которые соответственно в 30-х годах и в середине XVII в. откололись от остальных монголов и связали свои исторические судьбы с народами Китая и России, в результате чего стали постепенно складываться в особые народы и нации, населяющие Бурятскую АССР в составе СССР и Автономную область Внутренней Монголии в КНР. После отделения южных монголов и бурятов в составе Монголии остались лишь Халха и Джунгарское ханство, а после гибели последнего Монголия оказалась представленной одной Халхой (ныне Монгольская Народная Республика).

Однако реальные исторические факты не подтверждают, а опровергают распространенное в домарксистской и современной немарксистской литературе утверждение о якобы исконной вражде восточных и западных монголов (т. е. ойратов), о непрекращавшейся истребительной войне между ними, о непрерывном стремлении одной части монголов установить господство над другой частью. В действительности же, как показали источники, взаимоотношения между восточными и западными монголами с конца XIV в. и до гибели Джунгарского ханства характеризовались не только войнами, но и длительными периодами мира, разнообразными формами политического и военного сотрудничества, брачными союзами, а в дальнейшем и общими религиозными связями с центром ламаизма — Лхасой. В основе же конфликтов (между ними лежали противоречия экономических и политических интересов их феодальных правителей, связанные главным образом с торговыми привилегиями в Китае. В этом столкновении интересов двух частей единого класса монгольских феодалов мы видим ключ к пониманию причин и характера войн между Восточной и Западной Монголией в XV—XVI вв., равно как и между монгольскими феодалами и минским Китаем. Аналогичными обстоятельствами объясняются в известной мере и войны между правителями Западной Монголии и Могулистана, Западной Монголии и Казахстана с той лишь разницей, что в этих случаях борьба шла за торговые пути в Среднюю Азию и что эта причина не была единственной. Помимо нее огромное значение имела недостаточность пастбищных территорий, которая толкала ханов и князей на борьбу за овладение новыми землями, богатыми водой и травой.

Что касается народных масс Восточной и Западной Монголии, то они не были заинтересованы в этих войнах и играли только подчиненную роль крепостного войска на службе владетельных князей. Рынки Китая и Средней Азии, как и новые пастбищные территории, были крайне необходимы крупному скотоводческому хозяйству монгольских феодалов; они были в гораздо меньшей мере нужны мелкому хозяйству монгольских аратов. Можно думать, что выгоды, достававшиеся последним от завоеванных рынков и новых пастбищ едва ли покрывали издержки людьми и материальными средствами, затраченными в этих войнах.

Многочисленные показания источников, рисующие эволюцию форм материального производства и общественного строя монголов, в том числе и ойратов, не подтверждают, а убедительно опровергают широко в прошлом распространенные утверждения, что специфические производственно-технические особенности кочевого скотоводства превращают скот в решающее средство производства и лишают землю значения как средства производства, исключают возможность земельной собственности вообще, феодальной земельной собственности в частности, обусловливают неизбежное сохранение родовой общины и родоплеменной организации, делают невозможным прикрепление трудящихся кочевников к земле, толкают кочевые народы на путь грабительских войн, в которых экономически якобы в равной мере заинтересованы все члены кочевого общества, не позволяют кочевым народам в их развитии подняться выше зачаточной стадии феодализма и т. п.

Показания источников неопровержимо свидетельствуют, что общие закономерности развития феодализма действуют в полной мере и у кочевых народов, вступивших на этот путь развития, что кочевое скотоводство само по себе вовсе не создает особых, ему одному присущих базиса и надстройки, что не специфические производственно-технические особенности кочевого скотоводческого хозяйства, а конкретно-исторические условия определяют направление, содержание и достигнутый уровень культурного развития того или иного кочевого народа. Факты убедительно говорят, что основная часть монгольского народа, в том числе и ойраты, в своем историческом развитии перешагнула через стадию раннего феодализма и вступила в период развитого феодализма, содержанием которого является укрепление феодальной земельной собственности, феодальное раздробление страны, обострение классовых противоречий, складывание предпосылок для полного отделения ремесла от сельского хозяйства и т. п. У монголов наиболее высокого уровня развития феодализм достиг в Джунгарском ханстве, где появились зачатки «казенных», ханских мануфактур, основанных на крепостном труде, стало расширяться земледелие и т. д. Государство ойратских феодалов вплотную подошло к такой стадии экономического и общественного развития, когда переход к оседлости становился главным и решающим условием дальнейшего прогресса. Трагические события 50-х годов XVIII в. прервали этот процесс.

Из сказанного можно сделать вывод, что объективные возможности прогрессивного развития в рамках кочевого скотоводческого хозяйства не ограничиваются ранней стадией феодализма, что специфические производственно-технические особенности этого вида хозяйствования сами по себе не служат препятствием на пути к более высоким ступеням феодального способа производства. Следует вместе с тем иметь в виду, что исторической науке неизвестно ни одного случая, когда какой-нибудь кочевой народ, завершив процессы, свойственные периоду развитого феодализма, вступил бы в его последнюю стадию, характеризуемую разложением феодализма и становлением капитализма, не отказавшись от кочевой формы хозяйствования и быта, не переходя к оседлости. Но в тех пределах, в которых феодальная экономика и феодальные общественные отношения имеют возможность развиваться у кочевых народов, они развиваются в полном соответствии с общими закономерностями феодального способа производства. Феодализм у кочевых народов качественно, принципиально ничем существенным не отличается от феодализма у оседлых народов.

К таким выводам приводит нас история Джунгарского ханства и история Монголии в целом.

Гибель Джунгарского ханства опрокинула сложившееся в Центральной Азии равновесие сил и вызвала ряд серьезных международных осложнений. Овладев в 1758 г. Джунгарией и в 1759 г. Восточным Туркестаном, Цинская империя придвинула свои рубежи вплотную к границам России и ханств Средней Азии. Правители этих ханств не на шутку встревожились, опасаясь за политическую самостоятельность своих владений. Ч. Валиханов с полным основанием писал: «Падение сильной Джунгарии, бывшей грозой для Средней Азии, и, наконец, завоевание единоверной Малой Бухарин навели на всю Азию панический страх». Крушение Джунгарского ханства вызвало немало тревог и в правящих кругах России, которые вплоть до 90-х годов XVIII в. серьезно опасались вторжения цинской армии в российские пределы.

Правители Цинской империи не рискнули, однако, привести в исполнение свои экспансионистские планы. Их армия остановилась на западных и северных рубежах Джунгарии и Восточного Туркестана. Одной из главных причин, объясняющих отказ Цинской империи от дальнейших завоеваний, была неуверенность в монгольском тыле, возможность новых вспышек народных движений в Монголии, что могло свести одержанные силой оружия.

Международное положение в этом районе, резко обострившееся вследствие разгрома Джунгарского ханства, стало постепенно менее напряженным, угроза войны начала ослабевать и к концу XVIII в. исчезла вовсе.

Начиналась новая страница истории Центральной и Средней Азии.

СПИСОК СОКРАЩЕНИИ

ААН — Архив Академии наук
АВПР — Архив внешней политики России
ВОАО — Восточное отделение археологического общества
ВОРАО — Восточное отделение Русского археологического общества
ЖМНП — Журнал Министерства народного просвещения
ЗВОРАО — Записки Восточного отделения Русского археологического общества
ЗИРГО — Записки императорского Русского географического общества
ЗРГО — Записки Русского географического общества
ИИРГО — Известия императорского Русского географического
общества
ИРГО — Известия Русского географического общества
ИРАН — Известия Российской академии наук
ЦГАДА — Центральный государственный архив древних актов


< предыдущая > < содержание >

Яндекс.Метрика
Сайт управляется системой uCoz