|
Златкин
И.Я. История Джунгарского ханства (1635-1758). Издательство «Наука», Москва,
1964.
ГЛАВА
ВТОРАЯ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЖУНГАРСКОГО ХАНСТВА
1.
ЗАПАДНАЯ МОНГОЛИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИКЕ XVI
Середина и особенно вторая половина XVI в. характерны
значительными передвижениями монгольских кочевий, приведшими к общему
расширению занимаемой ими территории. Начало этим передвижениям положил
упоминавшийся выше восточномонгольский Ибири-тайджи, который в начале
XVI в. восстал против Даян-хана, но потерпел поражение и бежал на запад,
в район Кукунора. В это время монголы прочно обосновались в степях к югу
от Гоби. К середине XVI в. восточномонгольские феодалы стали хозяевами
Ордоса, откуда туметский Алтан-хан в 1559 г. проник в Кукунор и Амдо,
которые он передал в наследственное владение своим сыновьям. Сюда же на
свободные пастбищные территории вслед за ними прибывали и другие восточномонгольские
князья.
Какова причина этих передвижений? Китайские источники
объясняют их тем, что ханы и князья искали новых пастбищ, богатых травой
и водой. Почему же они покинули старые кочевья, кормовые и водные ресурсы,
которые до этого их удовлетворяли? Прямого ответа ни китайские, ни монгольские
источники не дают. Мы находим в них лишь косвенные данные, свидетельствующие,
что старые пастбищные территории оказались недостаточными вследствие роста
стад, что ограниченность кормовых ресурсов стала лимитировать рост скотоводства,
особенно в крупных феодальных хозяйствах. Рост поголовья скота требовал
дополнительных кормовых угодий. Отмечаемые всеми источниками значительные
перемещения монгольских кочевий явились, видимо, прямым следствием указанных
обстоятельств.
О росте численности стад в Монголии мы можем судить
по данным, относящимся к XVI и XVII вв. Об этом, например, говорят упорство
и настойчивость, с которыми монгольские владетельные князья добивались
открытия Китаем меновых рынков. Лишь острая экономическая потребность
в налаженном обмене излишков продукции растущего скотоводческого хозяйства
на китайские земледельческие и ремесленные товары может объяснить политику
туметского Алтан-хана — могущественнейшего в то время феодала Южной Монголии
— по отношению к Минской династии Китая. Алтан-хан неоднократно обращался
к китайским властям с предложениями об открытии рынков, подчеркивая, что
при этом условии вдоль монголо-китайской границы воцарится устойчивый
мир, китайцы смогут беспрепятственно заниматься земледелием, а монголы
скотоводством. Заслуживает внимания указание «Мин ши» о том, что к 30-м
годам XVI в. Алтан-хан «был весьма богат и силен, управляя многими десятками
тысяч войска и обладая огромным количеством скота и другого имущества.
Он стал воздерживаться от военных действий и, отделившись от многочисленных
племен, пребывавших на северо-западной границе, откочевал на восток».
Нам кажется несомненным наличие прямой связи и зависимости между крупными
размерами хозяйства Алтан-хана, его отделением от других хозяйств, откочевкой
на новые, никем не занятые территории и, наконец, его стремлением к миру
и торговле. Вопросы меновой торговли составляли главное содержание переговоров
между монгольскими правителями и китайскими властями, причем за неудачным
исходом переговоров каждый раз следовало возобновление вооруженных вторжений
монгольских феодалов и в первую очередь самого Алтан-хана в пределы Китая.
По данным «Мин ши», в 1571 г., когда была легализована монгольская торговля
в Китае, на четырех рынках (в Датуне, Синине, Чжанцзякоу и Шанси) в течение
двух-трех недель монголы продали казне и частным купцам около 29 тыс.
лошадей. Известно также, что в начале XVII в. правительство Китая ежегодно
закупало только у наследников Алтан-хана около 52 тыс. лошадей; оно покупало
скот и у других монгольских феодалов. Существовали частные закупки монгольского
скота и китайскими купцами.
Рост численности стад в Монголии подтверждается и: данными
о подношениях ханов и князей иерархам ламаистской церкви. Стада, принадлежавшие
последним, в короткое время начинали исчисляться тысячами и десятками
тысяч голов. Рост поголовья скота не мог не вызвать потребности в новых
пастбищных территориях.
К этому же результату приводил и непрерывно развивавшийся
процесс раздела ханств и княжеств между многочисленными потомками правителей,
причем каждый из наследников требовал в качестве своей доли наследства
особую территорию. Широко известен факт раздела Монголии Даян-ханом между
его одиннадцатью сыновьями, которые в свою очередь делили доставшиеся
им уделы между своими наследниками. Безостановочное дробление уделов неминуемо
вело к их измельчанию, к падению их экономического и политического значения.
Габан-Шараб и Батур-Убаши-Тюмен в своих «Сказаниях» приводят данные, свидетельствующие
о том, что ханы и князья в XVI—XVII вв. сами были озабочены процессом
дробления уделов и по этой причине стремились улучшить порядок наследования.
Не имея, однако, возможности изменить древние традиции, зафиксированные
в обычном и письменном праве монголов, ханы и князья искали новые территории,
видя в этом средство задержать дальнейшее измельчание и ослабление уделов.
Таким образом, рост численности стад и процесс дробления
уделов были, по-видимому, главными причинами того, что монгольские феодалы
в XVI в. стали продвигаться в обширные северо-западные области застенного
Китая, которые в те времена были очень слабо заселены. В середине XVI
в. сильнейшим в восточной Монголии было владение туметского Алтан-хана.
Естественно поэтому, что именно он стал фактическим собственником земель
Ордоса, Кукунора и Амдо, которые он отдал, как мы уже отметили, в наследственное
владение своим сыновьям.
Так обстояло дело в Восточной Монголии. Аналогичные
процессы протекали и в западной части страны, у ойратских феодалов. Владения
ойратов в XV—XVI вв. занимали сравнительно небольшую территорию, ограниченную
на западе линией оз. Зайсан — г. Карашар, на востоке—западными склонами
Хангайских гор; на юге их кочевья не доходили до Турфана, Баркуля и Хами.
Что же касается северных рубежей ойратских владений, то о них в источниках
мы не находим точных сведений; можно лишь утверждать, что эти рубежи не
заходили за -линию южных границ владений казахов, киргизов и других народностей,
кочевавших в верховьях Иртыша и Енисея.
Как мы уже говорили, одной из причин ойратско-казахских
войн было стремление ойратских феодалов пробиться к сыр-дарьинским городам,
а через них — к среднеазиатским рынкам, нужда в которых была тем более
острой, чем большим было поголовье скота у ойратов и чем труднее становился
доступ к рынкам Китая. Выше уже сообщалось, что Дженкинсон в 1557 г. не
мог продолжить свое путешествие в Пекин из-за ожесточенной войны между
ойратами и казахами. В дальнейшем, когда ойратские правители вступили
в непосредственные сношения с властями Русского государства, они стали
с той же настойчивостью добиваться права продавать скот и скотоводческое
сырье на русских рынках в обмен на русские товары, с какой в свое время
требовали у китайских властей открытия меновых рынков. И если русско-ойратские
отношения развивались в общем в духе мирного соседства, то объясняется
это в первую очередь тем, что обе стороны в равной мере были заинтересованы
в развитии торгового обмена.
Сведения, сообщаемые биографом Зая-Пандиты, позволяют
хотя бы приблизительно представить себе численность стад ойратских феодалов.
В 1643г. Зая-Пан-дита получил в дар от дэрбэтского Хундулена-убаши 5 тыс.
голов скота. В 1645 г. он и другие ламы получили от князей богатые дары:
самому Зае досталось: 10 тыс. лошадей, другим высшим ламам — по 1000 и
500, рядовым — по 100, 60 и 10 лошадей. В 1647г. Эрдэни-хунтайджи подарил
Зае 6 тыс. овец, в 1649 г. один из владетельных князей преподнес ему 100
быков, 1. тыс. овец и 40) лошадей. Приведенные цифры позволяют судить
о количестве скота, принадлежавшего самим дарителям, т. е. светским феодалам.
Источники сообщают, что в 1649 г. Очирту-Цецен-хан отправился в Тибет;
для покрытия расходов собрал табун в 10 тыс. лошадей. Жена этого хана
владела стадом, насчитывавшим более 20 тыс. голов крупного и мелкого скота.
Неизвестный иностранец, наблюдавший в XVII в. жизнь
ойратов, писал: «У них много лошадей, быков, а также буйволов и овец...
этим они крупно промышляют, отправляясь, например, в Китай (с табуном)
в 8 и 10 тыс. лошадей, не считая овец и быков, которых они меняют на серебро
и всякое добро. С подобными же табунами являются они ежегодно в Тобольск
и Томск и меняют все это на товары, как, например, на юфть, медные котелки,
кружки из желтой меди, железо и выдру, мех которой они предпочитают другим
мехам». Мы можем рассматривать это описание как дополнительное свидетельство
огромных размеров скотоводческого хозяйства ойратских феодалов. Правда,
нельзя не учитывать того, что приведенные цифры относятся не к XVI, а
к середине XVII в. Но какие бы поправки мы к ним не сделали, несомненным
остается самый факт наличия крупного скотоводческого хозяйства феодалов
и рост численности принадлежавших им стад, дававших продукцию, во много
раз превышавшую личные потребности владельцев.
Рост численности стад и безостановочное дробление уделов
толкали ойратских ханов и князей на путь территориальных захватов. Внутренние
взаимоотношения и внешняя политика ханов и князей как Восточной, так и
Западной Монголии к середине XVI в. стали определяться уже не только такими
стародавними, можно сказать, традиционными, факторами, как борьба за рынки
и за господство над торговыми путями, но и новыми — борьбой за пастбищные
территории, необходимые для разраставшихся стад и для удовлетворения требований
многочисленных наследников владетельных князей.
Указанные обстоятельства, как нам кажется, проливают
свет на события, непосредственно предшествовавшие образованию Джунгарского
ханства и обусловившие его рождение.
Монгольские источники «Алтан Тобчи» и «Эрдэнийн Тобчи»
свидетельствуют, что в середине XVI в. началась новая серия вооруженных
столкновений между ойратскими и восточномонгольскими феодалами. Первое
из них произошло в 1552 г., когда против ойратов выступил туметский Алтан-хан.
Важно отметить, что этому столкновению предшествовало целое столетие мирных
и бесконфликтных отношений между феодалами востока и запада Монголии.
Годы правления Даян-хана, как мы видели, характеризовались тесным военным
и политическим сотрудничеством этих феодалов, причем ойратские ханы и
князья служили всемонгольскому правителю как верные вассалы своему сюзерену.
Что же явилось причиной конфликта 1552 г. и ряда последующих
войн между восточными и западными монголами?
Есть все основания полагать, что это было связано главным
образом с той своеобразной земельной теснотой, которая возникла и обострилась
вследствие роста численности стад, необходимости удовлетворить притязания
растущего числа наследников и, наконец, как результат военных неудач ойратских
феодалов в борьбе против Могулистана и других противников.
Китайские источники говорят, что после разгрома, учиненного
могулистанским Мансур-ханом в 1530 г., ойратские правители все чаще и
чаще проникали в долины Ганьсу и Кукунора, что не могло не вызвать опасений
у восточномонгольских ханов, уже привыкших рассматривать указанные области
как свою территорию. Стремление ойратов обосноваться в этих областях и
нежелание восточных монголов допустить их туда и явились теми главными
причинами, которые привели к срыву мирных отношений и к возобновлению
вооруженной борьбы.
Новое столкновение между ойратами и восточными монголами
произошло через десять лет, в году черной собаки (1562), когда правнук
Даян-хана Хутухтай-Сэцэн-хунтайджи напал на торгоутов, принудил их к бегству
и преследовал до берегов Иртыша. Еще через 12 лет, в году синей собаки
(1574), развернулись военные действия между правителем Ордоса Буян-Батур-хунтайджи
и ойратским Эсельбейн-хя, властвовавшим над хойтами. Последние потерпели
поражение, а Эсельбейн-хя был взят в плен. В это же время Хутухтай-Сэцэн-хунтайджи,
приходившийся двоюродным братом Буян-Батуру, вместе со своим сыном громил
отоки батутов и чоросов. Вскоре, однако, Эсельбейн-хя освободился из плена;
собрав силы, он напал на Буян-Батура, разбил его войско, а его самого
убил.
О дальнейших вооруженных конфликтах между восточными
и западными монголами повествуют летопись «Эрдэнийн эрихэ», оба ойратских
«Сказания» и русские архивные материалы. Указанные источники единодушно
свидетельствуют, что в этих конфликтах на стороне восточных монголов уже
не участвовали ханы и князья Кукунора, Ордоса и других владений южнее
Гоби. Место южногобийских феодалов заняли в 70-х годах XVI в. ханы и князья
Халхи, до этого не участвовавшие в борьбе с ойратами.
Монгольская летопись «Эрдэнийн эрихэ» сообщает, что
правнук Даян-хана и внук Гэрэсэндзэ — родоначальника династии правителей
Халхи - Абатай (1534—1586) дал бой ойратам в местности Кубкэр-гэрийн,
нанес им поражение и навязал им в правители своего сына Субагатая. Точная
дата этого события неизвестна; по данным А. Позднеева, оно не могло произойти
позже 1577 г. В эти же годы против ойратов выступил другой халхаский правитель
— Сайн-Лайхор-хан (основатель династии Дзасакту-ханов), который дал им
бой в устье р. Эмель, но победы не одержал. В 1586 г. умер Абатай. Этим
воспользовались ойраты, которые подняли восстание, убили навязанного им
в правители Субагатая и восстановили свою самостоятельность.
Характерной чертой перечисленных здесь конфликтов является
то, что во всех случаях против ойратов выступали те восточномонгольские
феодалы, владения которых непосредственно соприкасались с кочевьями того
или иного ойратского правителя. Все эти конфликты были локальными, пограничными,
их участниками чаще всего были одно какое-либо восточномонгольское и одно
ойратское феодальное владение. Такие столкновения имели место не только
в той пограничной зоне, где кочевали ойраты и их восточномонгольские соседи,
но и на территории всей Монголии. Естественно, что при таких локальных
конфликтах решались только локальные задачи. Они сводились к захвату пастбищ,
скота и крепостных, принадлежавших соседнему владетельному князю. Многочисленные
показания восточномонгольских, ойратских, калмыцких и русских источников
не оставляют места сомнениям в том, что подавляющее большинство междоусобиц,
которых в рассматриваемое время было так много по всей Монголии, были
в своей основе такими же локальными и преследовали такие же местные, ограниченные
цели.
|