Очерки истории Калмыцкой АССР. Эпоха социализма. Издательство «Наука», Москва, 1970. Глава VI КУЛЬТУРА И ПРОСВЕЩЕНИЕ В КАЛМЫЦКОЙ АССР (1917—1941 гг.)3. Ликвидация неграмотности и политико-просветительная работа среди населенияВ. И. Ленин в своей речи на I Всероссийском съезде по внешкольному образованию в мае 1919 г. говорил, что мы должны взяться за простое, насущное дело мобилизации грамотных и борьбы с неграмотностью, чтобы каждый грамотный человек обучил грамоте нескольких неграмотных. Ликвидация неграмотности с первых дней Советской власти стала государственным делом, на проведение которого выделялись значительные средства. Работа по ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения Калмыкии началась еще в годы гражданской войны. В 1920 г. в области работала 21 школа для взрослых, где обучалось 640 человек. Эти школы находились в улусных и в некоторых аймачных центрах. В них обучались главным образом районный и сельский актив, члены районных и сельских Советов. Работали эти школы в исключительно трудных условиях: не было учебников, наглядных пособий, письменных принадлежностей. Но горячее стремление трудящихся овладеть знаниями было сильнее трудностей. Число школ неуклонно росло. В 1924 г. в калмыцких селах было организовано 36 пунктов по ликвидации неграмотности на общественных началах. В связи с этим расширилась и сеть школ взрослых. В 1925 г. уже работало 92 школы взрослых, в которых обучалось 2970 человек. Из них 50 школ содержались на средства местных Советов и 42 — на средства хозяйственных и кооперативных организаций. Среди обучавшихся в 1926 г. овладевало грамотой более 700 калмычек. В 1929 г. школами взрослых по ликвидации неграмотности на общественных началах было охвачено более 12 тыс. человек. Расширился и объем работы этих школ. Наряду с решением общеобразовательных задач они знакомили трудящихся с важнейшими вопросами общественно-политической жизни страны, а также с основами сельскохозяйственных знаний и санитарно-гигиенических правил в быту. Борьба за подъем культурного уровня трудящихся в Калмыцкой области усиливается в 1930—1931 гг. путем осуществления начального всеобщего обучения детей школьного возраста и ликвидации неграмотности среди взрослого населения от 16 до 45 лет. По решению Калмыцкого обкома ВКП(б) и облисполкома от 7 марта 1931 г. проводился культурный поход, включавший в себя меры по ликвидации неграмотности, санитарному просвещению и распространению элементарных сельскохозяйственных знаний. С 1 мая по 1 октября 1931 г. обучением грамоте было охвачено 39 740 неграмотных и 13 500 малограмотных. Для работы по ликвидации неграмотных были мобилизованы студенты-калмыки из педагогического и сельскохозяйственного техникумов, калмыцкого отделения педагогического факультета Саратовского государственного университета и Калмыцкого отделения Саратовского коммунистического университета. В проведении культурного похода непосредственное участие принимали партийные и советские организации и учебные заведения Астрахани, Сталинграда и Саратова, приславшие в Калмыкию студентов педагогического, медицинского и сельскохозяйственного институтов, медицинского, кооперативного, библиотечного и художественного техникумов. Общее руководство культурным походом в Калмыцкой области осуществлял заведующий отделом агитации и пропаганды Нижне-Волжского крайкома ВКП(б) Г. И. Бройдо. Были созданы областной, улусные и сельские штабы культпохода. Все культармейцы работали бесплатно, за студентами сохранялась стипендия, за учителями — заработная плата. Для обеспечения обучающихся учебниками и письменными принадлежностями из бюджета области было ассигновано 351 442 руб. Для школ неграмотных в 1931 г. Б. Б. Бадмаевым и Н. Ш. Ташниновым был составлен букварь, изданный Партиздатом ЦК ВКП(б) тиражом 50 тыс. экземпляров. Для школ малограмотных в 1930—1932 гг. издавался журнал «По заветам Ленина» (на калмыцком языке). Редакторами этого журнала в разное время были С. Каляев, Б. Санджиев и Н. Ташнинов. Всего в культпоходе с 1 мая по 1 октября 1931 г. участвовало 1500 студентов и 3500 культармейцев из учителей, учащихся старших классов, комсомольского и профсоюзного актива. В результате такого организованного похода пятитысячного отряда политпросветработников азбучная грамотность населения Калмыцкой области была поднята до 80%. Этим походом завершался первый этап культурной революции. На 1 января 1936 г. были учтены 20 064 неграмотных и 17 851 малограмотный, обучалось же в школах 12 630 неграмотных и 11 520 малограмотных. Для усиления работы школ взрослых и вовлечения в школьное обучение неграмотных решением Калмыцкого обкома ВКП(б) 300 комсомольцев были посланы на работу учителями школ взрослых. В 1940 г. во всех школах взрослых работало 357 штатных учителей и 460 на общественных началах. В том же году окончили школы грамоты 9750 человек. В 1940/41 учебном году в школах взрослых обучались последние группы неграмотных. В результате систематической и упорной борьбы за развитие сети школ и организацию обучения взрослых к 1941 г. в основном были разрешены задачи по ликвидации неграмотности взрослого населения, что создало хорошую основу для дальнейшего подъема культурного уровня трудящихся Калмыцкой АССР. С первых дней Советской власти в Калмыцкой области стали создаваться политико-просветительные учреждения. В 1921 г. в области работало 17 народных домов, 19 библиотек, 6 изб-читален, где проводились научные и политические лекции, доклады о международном и внутреннем положении Советского государства, массовые вечера вопросов и ответов, постановки спектаклей и концертов. Формы и методы работы политико-просветительных учреждений были разнообразны и основаны главным образом на активной самодеятельности участников драматических кружков, струнных оркестров, песенных и танцевальных групп. В работе политико-просветительных учреждений большое внимание уделялось борьбе с реакционными пережитками прошлого в сознании людей, с религиозными суевериями, с вредными обычаями и нравами в быту. Во всех улусных центрах были открыты клубы и избы-читальни. В улусном центре Долбан Яндыко-Мочажного улуса в 1921 г. был открыт клуб с читальней и библиотекой. Драмкружком при клубе за первый год работы было поставлено 15 спектаклей. Активом клуба были проведены: «неделя фронта», «неделя в помощь ликвидации неграмотности», «неделя транспорта», проводились чтения лекций и бесед для трудящихся. Важной проблемой в организации политико-просветительной работы были кадры. Калмыцкий облисполком своим решением от 19 июня 1921 г. сделал попытку мобилизовать представителей калмыцкой молодежи 22—25-летнего возраста, имеющих среднее образование для посылки в высшие политико-просветительные учебные заведения. Но найти в калмыцких улусах людей со средним образованием было очень трудно. Поэтому решением Калмыцкого обкома партии и облисполкома в 1922 г. была организована Калмыцкая советско-партийная школа, где готовились политпросветработники. В совпартшколу принимались лица с начальным образованием. Сеть политико-просветительных учреждений расширялась с каждым годом. В 1925 г. в области работало 38 изб-читален, 10 клубов, 5 библиотек. На оборудование клубов и изб-читален из местного бюджета было выделено 5872 руб. и приобретено 9600 книг научно-популярной и антирелигиозной литературы, 10 проекционных фонарей и плакатов на калмыцком языке. Все виды культурно-массовой работы в политико-просветительных учреждениях проводились при активном участии представителей общественности, учителей, комсомольцев, партийного и советского актива, учащихся. В 1927 г. произошло некоторое сокращение сети политико-просветительных учреждений по сравнению с 1925 г. По областному бюджету 1927 г. было утверждено 10 изб-читален в улусных центрах и центральная библиотека и клуб при Облоно. Это вызывалось перераспределением средств на индустриализацию страны и ограниченностью экономических возможностей области. В связи с этим во всех аймаках и хотонах избы-читальни и красные уголки стали функционировать на общественных началах. Проводниками политической агитации и практического показа примеров культурного быта в калмыцких улусах были передвижные красные кибитки. В 1927 г. в кочевых улусах работало 12 красных кибиток, которые имели необходимое оборудование, библиотеку, плакаты по санитарии и гигиене, комплекты показательной столовой посуды, эмалированные тазы для стирки и утюг, проекционный фонарь и динамомашины со специальными диапозитивами и кинолентами по вопросам санитарного просвещения. Штат красных кибиток состоял из трех работников: заведующей, фельдшерицы и технической работницы, которые проводили просветительную работу главным образом среди женщин-калмычек: разъясняли равенство прав женщин с мужчинами, важность соблюдения санитарно-гигиенических правил, лечили, принимали у женщин роды, приучали женщин и девушек к кройке и шитью, разъясняли вредность суеверий и старых обычаев в быту, организовывали чтение книг и газет, агитировали за ликвидацию неграмотности и за оседлый образ жизни. Все беседы и консультации в красных кибитках сопровождались примерами из жизни и истории, демонстрацией наглядных плакатов, диапозитивов и кинолент. Красные кибитки как активная форма политико-просветительной работы, передвигаясь из хотона в хотон, оказывали большое влияние на развитие культуры и быта трудящихся калмыков. Они прекратили свою деятельность в связи со сплошной коллективизацией и образованием оседлых колхозных и совхозных поселков, когда миновала острая надобность в передвижных формах работы. В годы первой пятилетки значительно возрастает материальная база для развертывания культурно-просветительной работы. Уже в 1929 г. в области функционировали 9 улусных библиотек, 19 сельских и 52 передвижные избы-читальни, областная библиотека. Во всех улусных центрах работали киностационары, а по селам—16 передвижных кино. В колхозах и совхозах создавались клубы, красные уголки и библиотеки, которые становились центрами массовой работы на селе. К концу второй пятилетки культурно-просветительные учреждения стали могучим средством коммунистического воспитания трудящихся. В 1937 г. работали 82 бюджетные библиотеки, 27 колхозных, 12 профсоюзных, 4 ведомственные библиотеки с общим книжным фондом 143 800 книг, 78 изб-читален, 6 улусных домов культуры, 6 домов пионеров, 67 колхозных клубов, 13 профсоюзных клубов и 7 ведомственных клубов. В клубах и домах культуры в 1937 г. работало 68 драматических кружков с участием 682 человек, 64 хоровых кружка с участием 923 человек, 32 кружка струнного оркестра с участием 549 человек, 6 кружков духовых оркестров с участием 100 человек. В республиканской детской музыкальной школе по классу рояля училось 70 детей школьного возраста. В последующие предвоенные годы библиотеки, избы-читальни и клубы работали во всех населенных пунктах. В 1940 г. насчитывалось 110 изб-читален, 105 клубов, 45 библиотек и 11 домов культуры. Кроме того, на средства колхозов содержалось 92 клуба с библиотеками, 17 стационарных кинотеатров и 22 передвижных кино. В Элисте обслуживали трудящихся драматический театр, кукольный театр, кинотеатр, детская музыкальная школа, республиканский краеведческий музей, центральная библиотека. Все это свидетельствовало о значительном росте средств массово-политического и культурного обслуживания трудящихся. Калмыцкое театральное искусство развивалось на основе массовой самодеятельности художественных коллективов в улусных и аймачных клубах. В 1929 г. в Элисте был организован первый передвижной калмыцкий театр. Артистами его были выпускники калмыцкой драматической школы, организованной Калмыцким облоно в 1926 г. Большим событием в культурной жизни республики было создание в 1936 г. в Элисте Калмыцкого государственного драматического театра. Коллектив театра был укомплектован выпускниками Калмыцкого техникума искусств и наиболее талантливыми участниками кружков художественной самодеятельности. В первые годы своей деятельности театр показал зрителям на калмыцком языке ряд классических произведений русской и советской драматургии: «Цыгане» А. С. Пушкина, «Гроза» А. Н. Островского, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Мятеж» Д. Фурманова и пьесы калмыцких писателей: «В борьбе укрепляемся» и «Сокровище» Н. Манджиева, «Чуче» Б. Басангова и др. Только за три года работы театр дал 125 спектаклей и 30 концертов, на которых присутствовало 35 тыс. зрителей. Калмыцкий государственный театр вырос на литературно-драматических произведениях русских и западноевропейских классиков, произведениях советских, в том числе калмыцких, писателей. В формировании профессионального направления Калмыцкого драматического театра известную роль сыграли калмыки — выпускники Московского театрального института им. Луначарского. Совместная их работа со старыми артистами способствовала усовершенствованию работы театра, повышению мастерства артистов. В 1937 г. при Калмыцком государственном театре был организован Калмыцкий национальный хор и оркестр народных инструментов в составе 44 исполнителей; в 1938 г. организована русская труппа, сыгравшая важную роль в пропаганде национальной по форме и социалистической по содержанию культуры народов СССР. За творческие успехи в 1940 г. ведущим артистам театра К. Джаповой, У. Лиджиевой, Э. Манджиеву и Н. Эрендженову были присвоены почетные звания заслуженных артистов республики. В развитии калмыцкого музыкального искусства выдающуюся роль сыграл заслуженный артист Калмыцкой АССР композитор С-Г. О. Дорджин. Он был организатором и руководителем первого калмыцкого домбрового оркестра. Дорджин обогатил калмыцкое искусство песенной музыкой («Бумбин орн», «Гимн молодежи», «Марш кавалеристов», «Ока Городовиков», «Не щадя жизни» и др.). В своих произведениях Дорджин отразил самобытное национальное искусство калмыцкого народа. Его песни прочно вошли в репертуар Калмыцкого государственного ансамбля песни и танца. За выдающиеся заслуги в развитии калмыцкого песенного искусства композитору Дорджину было присвоено почетное звание заслуженного артиста Калмыцкой АССР. Огромное значение для строительства социализма имела печать. Первая печатная газета на калмыцком языке «Улан хальмг» («Красный калмык») начала издаваться в 1919 г. в калмыцких воинских частях в составе 10-й армии. Организатором этой газеты был X. Б. Кануков. Эта газета для воинов Красной Армии. В 1920 г. начала издаваться на калмыцком и русском языках общеполитическая газета «Улан хальмг» — орган Калмыцкого обкома партии, Калмыцкого ЦИК и облпрофсовета. В 1926 г. газета была переименована в «Тангчин зянг» («Областные известия»), выходила на калмыцком языке. На русском языке издавалась газета «Красная степь» (1926—1929 гг.). В 1922 г. издавался журнал «Ойратские известия». Вышли всего № 1—2 и 3—4. Из-за слабой полиграфической базы, отсутствия штатного аппарата выход журнала прекратился. С 1922 г. стал издаваться «Вестник» Калмыцкого обкома ВКП(б) тиражом 300 экземпляров. Журнал был рассчитан на работников партийного и советского аппарата. В 1925 г. появился журнал «Калмыцкая область», издаваемый Калмыцкой областной плановой комиссией, тиражом 500 экземпляров (выходил один раз в три месяца). С 1927 г. стал выходить журнал «Калмыцкая степь», издаваемый Калмыцким облисполкомом и облпрофсоветом. В 1925 г. решением Калмыцкого ЦИК было создано Калмыцкое книжное издательство. В начале 1926 г. издательство стало выпускать общественно-политическую, научно-популярную и художественную литературу, школьные учебники на родном языке, послужившие важным средством просвещения и подъема культурного уровня трудящихся. В 30-х годах происходит дальнейшее развитие издательского дела. Стали издаваться на калмыцком языке произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. М. Горького, В. В. Маяковского и других классиков русской и советской литературы. В эти годы публиковались произведения калмыцких писателей Н. Манджиева, С. Каляева, А. Сусеева, X. Сян-Бельгина, К. Эрендженова и др., внесших серьезный вклад в калмыцкую национальную литературу. Издавались областные газеты «Ленинский путь» на русском языке, «Тангчин зянг» на калмыцком языке, комсомольская газета «Улан багчуд» («Красная молодежь») и пионерская газета «Ленина ачнр» («Ленинские внучата»). В районах республики издавались газеты «Ленинский путь», «Сарпинский колхозник», «Приморские известия», «Приволжская правда», «Красный рыбак». В эти годы издавались общественно-политический журнал «Ээмгин коммунист» («Сельский коммунист») на калмыцком и русском языках, литературно-художественный журнал «Манакелн» («Наш язык»), журнал для учащихся школ взрослых «Ленина герясяр» («По заветам Ленина») на калмыцком языке и журнал «За социалистическую культуру» (орган облоно). Развитие культуры и просвещения в Калмыцкой АССР в 1918— 1941 гг. было связано с большими экономическими и другими трудностями. Благодаря большому вниманию Советского правительства, активному участию партийных и советских организаций и широкой общественности в республике к 1941 г. функционировали 224 начальных, 50 семилетних, 29 средних школ (в которых было 45357 учащихся и 1500 учителей), педагогическое училище, сельскохозяйственный техникум, политико-просветительная и медицинская школы, учительский и педагогический институты. В калмыцких аймаках создались избы-читальни, библиотеки, школы по ликвидации неграмотности среди взрослых. Политико-просветительные учреждения служили центром культурного обслуживания, политического просвещения и духовного развития трудящихся Советской Калмыкии. Политико-просветительной и культурно-массовой работой в 1918—1941 гг. были заложены прочные основы для осуществления культурной революции в Советской Калмыкии. |
||
< предыдущая > < содержание > < следующая > |