Очерки истории Калмыцкой АССР. Эпоха социализма. Издательство «Наука», Москва, 1970. Глава VI КУЛЬТУРА И ПРОСВЕЩЕНИЕ В КАЛМЫЦКОЙ АССР (1917—1941 гг.)2. Развитие народного образования в Калмыкии в период борьбы за завершение строительства социализма в СССРВ годы второй пятилетки происходит дальнейшее развитие системы народного образования. В 1937 г. работало 190 начальных школ. Увеличивается число семилетних и средних школ. Резко возросло число учащихся, достигнув почти 30 тыс. (против 18 378 в 1933 г.). Ставится задача полностью охватить детей школьного возраста семилетним всеобщим обучением и добиться, чтобы не менее 40% выпускников семилетних школ продолжали учебу в средних школах. Полностью завершается а 1937 г. перевод учащихся I—IV классов калмыцких школ на родной язык обучения. Все дети начального школьного возраста вовлекаются в школьное обучение. Перевыполняются и наметки пятилетки. Школьным обучением в V—VII классах охватываются все выпускники IV классов, а в VIII— X классах обучается 60% выпускников VII классов. В 1934 г. вводятся единые в стране сроки обучения в начальной (4 года), семилетней и средней (10 лет) школах. В калмыцких школах начальное обучение велось на калмыцком языке, русский язык изучался как учебный предмет, а в V—X классах семилетних и средних школ обучение проводилось на русском языке, калмыцкий язык изучался как учебный предмет. Пятилетним планом было предусмотрено увеличение расходов на строительство новых типовых зданий для начальных, семилетних и средних школ в районных центрах, в крупных колхозных и совхозных поселках республики. На учебно-воспитательную работу в школах в 1932—1937 гг. из государственного бюджета было израсходовано 44 948,6 тыс. руб. Ассигнования на мероприятия по просвещению в республике возросли с 6309 тыс. в 1932 г. до 32 252 тыс. руб. в 1937 г. Третий пятилетний план развития народного хозяйства и культуры намечал значительное расширение сети школ и культурно-просветительных учреждений в Калмыцкой АССР. Это отражало общий подъем экономического и культурного уровня трудящихся. В 1941 г. в 303 школах республики обучалось 45 357 учащихся. При этом резко возросло число учащихся в V—X классах. Новый прием учащихся в V классы в 1940 г. составил 5200 человек, а в 1941 г. —6360, в VIII классы в 1940 г. —1100 человек, в 1941 г.— 2030. Государство выделяло значительные средства на школьное строительство. В 1938—1941 гг. за счет государственных ассигнований было построено более 30 новых типовых зданий семилетних и средних школ, которые имели, как правило, хорошо оборудованные учебные кабинеты по физике, химии и другим предметам. Это позволяло улучшить учебно-воспитательную работу, готовить учащихся к самостоятельному труду. Только в Элисте было построено 5 средних и семилетняя школы, в колхозных и совхозных поселках— 22 средние, 14 семилетних и 34 начальные школы на 15 тыс. учащихся. В результате Калмыцкая АССР имела перед началом войны (1941 г.) широкую сеть начальных, семилетних и средних школ. В центре внимания стояла организация всеобщего семилетнего обучения, являющегося реальной основой для поднятия общего культурного уровня трудящихся Калмыцкой АССР. Учебно-воспитательная работа школ. Коренная перестройка учебной работы в школах произошла на основе решений ЦК ВКП(б) о школе от 5 сентября 1931 г. и от 25 августа 1932 г. Систематически и последовательно осуществлялось обучение учащихся прочным навыкам правильного чтения, письма и устной речи, знаниям основ наук по родному языку, математике, физике, химии, географии, истории. Урок стал основной формой учебно-воспитательной работы. В учебной работе школ большое внимание уделялось вопросам
политехнизации обучения. В специальном постановлении от 13 мая 1931 г.
Калмыцкий облисполком наметил меры по укреплению связи школы с производством.
Все школы прикреплялись к колхозам, совхозам, МТС и предприятиям, в них
расширялась сеть рабочих комнат, детских мастерских по труду. В 1931/32
учебном году при 96 начальных и 8 семилетних школах были оборудованы рабочие
комнаты, в которых велось преподавание предметов по соответствующей программе
трудового воспитания учащихся. Особую озабоченность вызывало качество преподавания калмыцкого и русского языков. Эти вопросы стали предметом обсуждения Совнаркома Калмыцкой АССР. В его постановлении от 22 июля 1936 г. обращалось внимание на необходимость усовершенствовать содержание учебного материала и методы изучения грамматики калмыцкого языка в школах, педагогическом училище и на факультете калмыцкого языка педагогического института, усилить оказание конкретной помощи учителям в преподавании калмыцкого языка в школах. Совнарком Калмыцкой АССР и Калмыцкий обком ВКП(б) в августе 1936 г. обратились в Совет Народных Комиссаров и Нэркомпрос РСФСР с предложением о введении преподавания русского языка с. первого класса калмыцких начальных, семилетних и средних школ, об увеличении в учебном плане I—IV классов калмыцких школ количества часов на изучение калмыцкого и русского языков. В деле коммунистического воспитания учащихся большое значение имели культурно-массовая работа в школе и среди населения, участие школьников в общественных и полевых работах в колхозах и совхозах. В школах широкое распространение получили внеклассное чтение, драматические, музыкальные, хоровые, спортивные и другие кружки, сыгравшие большую роль в развитии активной самодеятельности учащихся, в воспитании у них навыков культурного поведения и речи. Большой опыт в этой работе накопили школы Элисты, Башанты, Малого Дербета, Яшалты, Долбана, Кануковска, Лагани и др. Учебники. При Калмыцком Облоно в 1923 г. начала работать
под руководством заведующего учебно-методическим бюро Облоно И. С. Коновалова
специальная комиссия, которая занималась составлением учебных программ,
методических писем и переводом учебников с русского на калмыцкий язык
для калмыцких начальных школ. Первые школьные учебники на калмыцком языке
были изданы Восточным издательством в 1925 г. В 1925—1927 гг. для школ
I ступени были изданы буквари, книги для чтения, грамматика калмыцкого
и русского языков, учебники и задачники по арифметике, рабочие книги по
географии и естествознанию, учебно-методические пособия. Авторами и переводчиками
первых учебников для калмыцких школ были учителя X. К. Косиев, Л. Н. Нармаев,
Т. Д. Юркова и др. Первые учебники выполнили свою роль в деле овладения
учащимися основами знаний и в осуществлении первых шагов обучения на родном
языке. В связи с реформой калмыцкой письменности возникла необходимость переиздания в 1938 г. учебников начальной школы на калмыцком языке. Решением Калмыцкого обкома партии от 20 марта 1938 г. был утвержден список оригинальных и переводных стабильных учебников на калмыцком языке для I—IV классов, переводчиками и составителями которых были Б. HJ. Болдырев, И. К. Илишкин, И. М. Мацаков, Б. Д. Муниев, Д. А. Павлов, Б. К. Пашков и Н. Ш. Ташнинов. Всего на калмыцком языке в 1938 г. был издан 31 учебник общим тиражом 195 тыс. экземпляров. Этими учебниками калмыцкие школы пользовались до конца 1943 г. Письменность. Книги и газеты на калмыцком языке до 1925 г. издавались на старой калмыцкой письменности «Тодо бичиг», основанной Зая-Пандитой в 1648 г. В условиях возросших общественных функций калмыцкого языка старый алфавит не удовлетворял растущих потребностей народа. В 1925 г. был разработан проект нового калмыцкого алфавита на основе русской графики. Этим не отрицалось значение Заяпандитского алфавита. Он сохранялся для научно-исследовательской работы, без развертывания которой немыслимо создание литературных норм современного калмыцкого языка. Проект новой письменности был одобрен Калмыцким облоно и рекомендован школам и политико-просветительным учреждениям. Были изготовлены типографские шрифты нового калмыцкого алфавита, на котором с 1925 г. стали издаваться калмыцкая областная газета «Улан хальмг», научно-популярные книги и школьные учебники. В дальнейшем происходил процесс совершенствования нового алфавита. В 1928 г. на совещании, обсуждавшем дальнейшее совершенствование алфавита, при участии академика Б. Я. Владимирцова в алфавит было внесено несколько новых знаков, отражающих специфические звуки калмыцкого языка. Новая калмыцкая письменность без достаточного основания и по инициативе Комитета нового алфавита РСФСР в 1930 г. была заменена латинской графикой, которая на практике оказалась не совсем удобной для калмыцкого языка. Практика применения в калмыцком языке латинской графики в 1930—1937 гг. подтвердила неосновательность проведенной реформы. 1 апреля 1938 г. было принято решение вновь возвратиться к русской системе графических знаков. Русский алфавит, легший в основу калмыцкой письменности, стал могучим фактором развития культуры калмыцкого народа, облегчил обучение детей калмыков на родном и русском языках, ускорил процесс ликвидации неграмотности среди взрослого населения и овладения трудящимися научно-популярными и политическими знаниями как на родном, так и на русском языках. Учительские кадры. Новая советская школа в Калмыкии нуждалась в образованном и политически грамотном учителе, способном проводить в жизнь политику Коммунистической партии и Советского правительства в области народного образования. В. И. Ленин на Всероссийском совещании политпросветов 3 ноября 1920 г. говорил, что «теперь мы должны воспитать новую армию педагогического учительского персонала, который должен быть тесно связан с партией, с ее идеями, должен быть пропитан ее духом, должен привлечь к себе рабочие массы, пропитать их духом коммунизма, заинтересовать их тем, что делают коммунисты». Вопрос о подготовке учителей рассматривался I общекалмыцким съездом Советов. Решение съезда было поддержано Советским правительством, и по приказу Наркомпроса РСФСР от 26 октября 1920 г. в Астрахани были открыты двухгодичные учительские курсы для подготовки учителей начальных школ, которые в июне 1921 г. были преобразованы в Калмыцкий педагогический техникум. Первый выпуск учителей из техникума был произведен в 1924 г. В школах Калмыцкой области на 1 января 1923 г. работало всего 165 учителей. Большинство из них имело очень слабую общеобразовательную подготовку. В отдельных аймаках Малодербетовского, Большедербетовского и Манычского улусов учителями работали малограмотные люди. Чтобы обеспечить хорошее качество учебной работы, необходимо было прежде всего улучшить материальное положение учителей. VI съезд Советов депутатов трудящихся Калмыцкой области в 1925 г. повысил заработную плату учителям школ I ступени до 38—41 руб. в месяц, учителям школ II ступени — до 50 руб., учителям школ взрослых — до 37 руб. Наряду с повышением заработной платы была развернута широкая курсовая подготовка и переподготовка учителей, через которую в 1925—1927 гг. прошло не менее 200 учителей-калмыков. Для осуществления начального всеобуча требовалось большое число учителей. В 1930/31 учебном году были организованы шестимесячные курсы подготовки учителей на 150 человек и годичные курсы — на 160 человек. В том же году было направлено на учебу в педагогические техникумы 110 и институты—124 человека. Ежегодно увеличивался выпуск специалистов в Калмыцком педагогическом техникуме, который в годы первой пятилетки подготовил 147 учителей. К концу первой пятилетки в школах области было 760 учителей (в том числе 493 калмыка), из них среднее образование имели 268 человек. Для подготовки учителей средних школ в 1929 г. было открыто отделение калмыцкого языка, литературы и истории при Саратовском государственном университете им. Н. Г. Чернышевского. Это отделение положило начало высшему педагогическому образованию в Калмыкии. Была подобрана и направлена на учебу первая группа студентов калмыцкого отделения, в числе которой были Б. Ш. Болдырев, Л. Б. Бембеев, С. Л. Котвиков, С. К. Каляев, Г. К. Кичиков, Н. Б. Закостынов, И. М. Мацаков, Б. С. Санджиев и Н. Ш. Ташнинов, которые впоследствии стали активными работниками народного просвещения в Калмыцкой АССР. Кафедрой по калмыковедению успешно руководил профессор Б. К. Пашков. На базе калмыцкого отделения в 1938 г. был организован Калмыцкий учительский институт с двумя факультетами: историческим и математическим. В 1939 г. был организован Калмыцкий государственный педагогический институт с факультетами русского и калмыцкого языков и литературы, математики и истории. В 1939/40 учебном году на четырех факультетах учительского и педагогического институтов обучалось 379 студентов. Создание этих институтов открывало новую страницу в культурном росте калмыцкого народа. К 1936 г. повысился образовательный уровень учителей. С высшим образованием работал 81 человек, с незаконченным высшим — 34 и средним — 384 человека. С 1936 г. стала проводиться аттестация учителей, которая способствовала дальнейшему повышению их квалификации. Из 500 учителей, прошедших аттестацию в 1936 г., около 400 человек имели только начальное образование. После аттестации поступили на заочное отделение в педучилище 137 и в пединститут — 235 учителей. Областной комитет партии в 1936 г. принял специальное постановление о подготовке учителей, в котором намечался целый ряд мероприятий. Предусматривалось улучшить материально-бытовые условия учителей (обеспечить их квартирами, продуктами питания), провести повышение квалификации у 254 учителей школ, подготовить через годичные курсы 60 учителей начальных классов и 30 — для семилетних школ. Устанавливался новый план набора: в педучилище— 150 человек и в пединститут— 120. Все эти меры дали положительные результаты. В 1940 г. в школах республики работало более 1400 учителей, среди которых не осталось учителей с начальным образованием. В результате повышения образовательной и педагогической квалификации учителей улучшилось качество учебно-воспитательной работы в школах. Передовые учителя превратились в умелых воспитателей молодежи, 19 из них в 1939 г. были награждены орденами и медалями СССР. Среди награжденных были Авшинов, Авганова, Дакинов, Дубянская, Михайлова, Ц. Обгенов, Петкиев, М. Шалхыков и др. В связи с 20-летием Советской автономии Калмыкии в 1940 г. 20 учителей школ были награждены Почетными грамотами Верховного Совета РСФСР и Калмыцкой АССР с присвоением звания заслуженного учителя школ республики. Среди награжденных высоким званием заслуженного учителя были: Я. Д. Булинова, А. С. Рогов, Н. Т. Курашова, А. Ф. Маркелова и др. Награждение учителей орденами, медалями СССР и присуждение почетного звания заслуженного учителя школ вдохновили учительство на повышение качества учебно-воспитательной работы. Много сил и знания в подготовку учительских кадров вложили учителя педучилища Н. П. Абрамов, Б. С. Санджиев, С. А. Кензеев, 3. П. Золотова, В. Л. Еремеев, Е. Н. Казакова и др. Из среды школьных учителей республики в 1927—1937 гг. выдвинулись молодые энтузиасты и активные организаторы народного образования: Б. Б. Бадмаев, Б. Ш. Болдырев, Э. Б. Болдырев, Д. П. Педеров, Л. М. Куйкунов, Э. Б. Кендышев, И. К. Илишкин, Д. А. Павлов, И. М. Мацаков, Б. Д. Муниев, Б. Л. Мучкаев, Л. К. Санжинов, П. Д. Сангаджиев, С. X. Хабанов, А. П. Хочинов, К. Л. Цеденов, У. Э. Эрдниев и многие другие, посвятившие всю свою деятельность и разносторонний опыт делу просвещения трудящихся Калмыцкой АССР. |
||
< предыдущая > < содержание > < следующая > |