Очерки истории Калмыцкой АССР. Эпоха социализма. Издательство «Наука», Москва, 1970.

Глава VI КУЛЬТУРА И ПРОСВЕЩЕНИЕ В КАЛМЫЦКОЙ АССР (1917—1941 гг.)

2. Развитие народного образования в Калмыкии в период борьбы за завершение строительства социализма в СССР

В годы второй пятилетки происходит дальнейшее развитие системы народного образования. В 1937 г. работало 190 начальных школ. Увеличивается число семилетних и средних школ. Резко возросло число учащихся, достигнув почти 30 тыс. (против 18 378 в 1933 г.). Ставится задача полностью охватить детей школьного возраста семилетним всеобщим обучением и добиться, чтобы не менее 40% выпускников семилетних школ продолжали учебу в средних школах.

Полностью завершается а 1937 г. перевод учащихся I—IV классов калмыцких школ на родной язык обучения. Все дети начального школьного возраста вовлекаются в школьное обучение. Перевыполняются и наметки пятилетки. Школьным обучением в V—VII классах охватываются все выпускники IV классов, а в VIII— X классах обучается 60% выпускников VII классов. В 1934 г. вводятся единые в стране сроки обучения в начальной (4 года), семилетней и средней (10 лет) школах. В калмыцких школах начальное обучение велось на калмыцком языке, русский язык изучался как учебный предмет, а в V—X классах семилетних и средних школ обучение проводилось на русском языке, калмыцкий язык изучался как учебный предмет.

Пятилетним планом было предусмотрено увеличение расходов на строительство новых типовых зданий для начальных, семилетних и средних школ в районных центрах, в крупных колхозных и совхозных поселках республики. На учебно-воспитательную работу в школах в 1932—1937 гг. из государственного бюджета было израсходовано 44 948,6 тыс. руб. Ассигнования на мероприятия по просвещению в республике возросли с 6309 тыс. в 1932 г. до 32 252 тыс. руб. в 1937 г.

Третий пятилетний план развития народного хозяйства и культуры намечал значительное расширение сети школ и культурно-просветительных учреждений в Калмыцкой АССР. Это отражало общий подъем экономического и культурного уровня трудящихся. В 1941 г. в 303 школах республики обучалось 45 357 учащихся. При этом резко возросло число учащихся в V—X классах. Новый прием учащихся в V классы в 1940 г. составил 5200 человек, а в 1941 г. —6360, в VIII классы в 1940 г. —1100 человек, в 1941 г.— 2030.

Государство выделяло значительные средства на школьное строительство. В 1938—1941 гг. за счет государственных ассигнований было построено более 30 новых типовых зданий семилетних и средних школ, которые имели, как правило, хорошо оборудованные учебные кабинеты по физике, химии и другим предметам. Это позволяло улучшить учебно-воспитательную работу, готовить учащихся к самостоятельному труду. Только в Элисте было построено 5 средних и семилетняя школы, в колхозных и совхозных поселках— 22 средние, 14 семилетних и 34 начальные школы на 15 тыс. учащихся.

В результате Калмыцкая АССР имела перед началом войны (1941 г.) широкую сеть начальных, семилетних и средних школ. В центре внимания стояла организация всеобщего семилетнего обучения, являющегося реальной основой для поднятия общего культурного уровня трудящихся Калмыцкой АССР.

Учебно-воспитательная работа школ. Коренная перестройка учебной работы в школах произошла на основе решений ЦК ВКП(б) о школе от 5 сентября 1931 г. и от 25 августа 1932 г. Систематически и последовательно осуществлялось обучение учащихся прочным навыкам правильного чтения, письма и устной речи, знаниям основ наук по родному языку, математике, физике, химии, географии, истории. Урок стал основной формой учебно-воспитательной работы.

В учебной работе школ большое внимание уделялось вопросам политехнизации обучения. В специальном постановлении от 13 мая 1931 г. Калмыцкий облисполком наметил меры по укреплению связи школы с производством. Все школы прикреплялись к колхозам, совхозам, МТС и предприятиям, в них расширялась сеть рабочих комнат, детских мастерских по труду. В 1931/32 учебном году при 96 начальных и 8 семилетних школах были оборудованы рабочие комнаты, в которых велось преподавание предметов по соответствующей программе трудового воспитания учащихся.
В короткий срок были получены первые положительные результаты политехнизации школьного обучения. В 1034 г. в отчете облисполкома указывалось, что улучшилось качество знаний учащихся, укрепились порядок и дисциплина в школах, повысилась ответственность учителей за качество обучения и воспитания, сознательное и активное отношение учащихся к учебе. По школам области 90% учащихся были переведены в следующие классы.

Особую озабоченность вызывало качество преподавания калмыцкого и русского языков. Эти вопросы стали предметом обсуждения Совнаркома Калмыцкой АССР. В его постановлении от 22 июля 1936 г. обращалось внимание на необходимость усовершенствовать содержание учебного материала и методы изучения грамматики калмыцкого языка в школах, педагогическом училище и на факультете калмыцкого языка педагогического института, усилить оказание конкретной помощи учителям в преподавании калмыцкого языка в школах. Совнарком Калмыцкой АССР и Калмыцкий обком ВКП(б) в августе 1936 г. обратились в Совет Народных Комиссаров и Нэркомпрос РСФСР с предложением о введении преподавания русского языка с. первого класса калмыцких начальных, семилетних и средних школ, об увеличении в учебном плане I—IV классов калмыцких школ количества часов на изучение калмыцкого и русского языков.

В деле коммунистического воспитания учащихся большое значение имели культурно-массовая работа в школе и среди населения, участие школьников в общественных и полевых работах в колхозах и совхозах. В школах широкое распространение получили внеклассное чтение, драматические, музыкальные, хоровые, спортивные и другие кружки, сыгравшие большую роль в развитии активной самодеятельности учащихся, в воспитании у них навыков культурного поведения и речи. Большой опыт в этой работе накопили школы Элисты, Башанты, Малого Дербета, Яшалты, Долбана, Кануковска, Лагани и др.

Учебники. При Калмыцком Облоно в 1923 г. начала работать под руководством заведующего учебно-методическим бюро Облоно И. С. Коновалова специальная комиссия, которая занималась составлением учебных программ, методических писем и переводом учебников с русского на калмыцкий язык для калмыцких начальных школ. Первые школьные учебники на калмыцком языке были изданы Восточным издательством в 1925 г. В 1925—1927 гг. для школ I ступени были изданы буквари, книги для чтения, грамматика калмыцкого и русского языков, учебники и задачники по арифметике, рабочие книги по географии и естествознанию, учебно-методические пособия. Авторами и переводчиками первых учебников для калмыцких школ были учителя X. К. Косиев, Л. Н. Нармаев, Т. Д. Юркова и др. Первые учебники выполнили свою роль в деле овладения учащимися основами знаний и в осуществлении первых шагов обучения на родном языке.
Решением ЦК ВКП(б) от 13 февраля 1933 г. было установлено, что по каждому отдельному учебному предмету должен быть единый обязательный учебник, утверждаемый Наркомпросом РСФСР. Для I—IV классов калмыцких начальных и семилетних школ все стабильные учебники, установленные Наркомпросом РСФСР, переводились на калмыцкий язык и издавались Учпедгизом. В создании переводных учебников для калмыцких начальных школ участвовали: Б. Бадмаев, С. Болдуринов, Г. Шалбуров, И. Мацаков, Б. Муниев, Д. Павлов, Б. К. Пашков, Ц. Д. Номинханов и др. Кроме этих учебников, для калмыцких школ составлялись учебники по калмыцкому языку и книги для чтения в I—IV классах на калмыцком языке. В 1931 —1936 гг. учебные программы школ ежегодно систематизировались и усовершенствовались. В соответствии с этим переиздавались и учебники.

В связи с реформой калмыцкой письменности возникла необходимость переиздания в 1938 г. учебников начальной школы на калмыцком языке. Решением Калмыцкого обкома партии от 20 марта 1938 г. был утвержден список оригинальных и переводных стабильных учебников на калмыцком языке для I—IV классов, переводчиками и составителями которых были Б. HJ. Болдырев, И. К. Илишкин, И. М. Мацаков, Б. Д. Муниев, Д. А. Павлов, Б. К. Пашков и Н. Ш. Ташнинов.

Всего на калмыцком языке в 1938 г. был издан 31 учебник общим тиражом 195 тыс. экземпляров. Этими учебниками калмыцкие школы пользовались до конца 1943 г.

Письменность. Книги и газеты на калмыцком языке до 1925 г. издавались на старой калмыцкой письменности «Тодо бичиг», основанной Зая-Пандитой в 1648 г. В условиях возросших общественных функций калмыцкого языка старый алфавит не удовлетворял растущих потребностей народа. В 1925 г. был разработан проект нового калмыцкого алфавита на основе русской графики. Этим не отрицалось значение Заяпандитского алфавита. Он сохранялся для научно-исследовательской работы, без развертывания которой немыслимо создание литературных норм современного калмыцкого языка.

Проект новой письменности был одобрен Калмыцким облоно и рекомендован школам и политико-просветительным учреждениям. Были изготовлены типографские шрифты нового калмыцкого алфавита, на котором с 1925 г. стали издаваться калмыцкая областная газета «Улан хальмг», научно-популярные книги и школьные учебники.

В дальнейшем происходил процесс совершенствования нового алфавита. В 1928 г. на совещании, обсуждавшем дальнейшее совершенствование алфавита, при участии академика Б. Я. Владимирцова в алфавит было внесено несколько новых знаков, отражающих специфические звуки калмыцкого языка.

Новая калмыцкая письменность без достаточного основания и по инициативе Комитета нового алфавита РСФСР в 1930 г. была заменена латинской графикой, которая на практике оказалась не совсем удобной для калмыцкого языка. Практика применения в калмыцком языке латинской графики в 1930—1937 гг. подтвердила неосновательность проведенной реформы. 1 апреля 1938 г. было принято решение вновь возвратиться к русской системе графических знаков.

Русский алфавит, легший в основу калмыцкой письменности, стал могучим фактором развития культуры калмыцкого народа, облегчил обучение детей калмыков на родном и русском языках, ускорил процесс ликвидации неграмотности среди взрослого населения и овладения трудящимися научно-популярными и политическими знаниями как на родном, так и на русском языках.

Учительские кадры. Новая советская школа в Калмыкии нуждалась в образованном и политически грамотном учителе, способном проводить в жизнь политику Коммунистической партии и Советского правительства в области народного образования. В. И. Ленин на Всероссийском совещании политпросветов 3 ноября 1920 г. говорил, что «теперь мы должны воспитать новую армию педагогического учительского персонала, который должен быть тесно связан с партией, с ее идеями, должен быть пропитан ее духом, должен привлечь к себе рабочие массы, пропитать их духом коммунизма, заинтересовать их тем, что делают коммунисты».

Вопрос о подготовке учителей рассматривался I общекалмыцким съездом Советов. Решение съезда было поддержано Советским правительством, и по приказу Наркомпроса РСФСР от 26 октября 1920 г. в Астрахани были открыты двухгодичные учительские курсы для подготовки учителей начальных школ, которые в июне 1921 г. были преобразованы в Калмыцкий педагогический техникум. Первый выпуск учителей из техникума был произведен в 1924 г.

В школах Калмыцкой области на 1 января 1923 г. работало всего 165 учителей. Большинство из них имело очень слабую общеобразовательную подготовку. В отдельных аймаках Малодербетовского, Большедербетовского и Манычского улусов учителями работали малограмотные люди. Чтобы обеспечить хорошее качество учебной работы, необходимо было прежде всего улучшить материальное положение учителей. VI съезд Советов депутатов трудящихся Калмыцкой области в 1925 г. повысил заработную плату учителям школ I ступени до 38—41 руб. в месяц, учителям школ II ступени — до 50 руб., учителям школ взрослых — до 37 руб.

Наряду с повышением заработной платы была развернута широкая курсовая подготовка и переподготовка учителей, через которую в 1925—1927 гг. прошло не менее 200 учителей-калмыков. Для осуществления начального всеобуча требовалось большое число учителей. В 1930/31 учебном году были организованы шестимесячные курсы подготовки учителей на 150 человек и годичные курсы — на 160 человек. В том же году было направлено на учебу в педагогические техникумы 110 и институты—124 человека. Ежегодно увеличивался выпуск специалистов в Калмыцком педагогическом техникуме, который в годы первой пятилетки подготовил 147 учителей. К концу первой пятилетки в школах области было 760 учителей (в том числе 493 калмыка), из них среднее образование имели 268 человек.

Для подготовки учителей средних школ в 1929 г. было открыто отделение калмыцкого языка, литературы и истории при Саратовском государственном университете им. Н. Г. Чернышевского. Это отделение положило начало высшему педагогическому образованию в Калмыкии. Была подобрана и направлена на учебу первая группа студентов калмыцкого отделения, в числе которой были Б. Ш. Болдырев, Л. Б. Бембеев, С. Л. Котвиков, С. К. Каляев, Г. К. Кичиков, Н. Б. Закостынов, И. М. Мацаков, Б. С. Санджиев и Н. Ш. Ташнинов, которые впоследствии стали активными работниками народного просвещения в Калмыцкой АССР. Кафедрой по калмыковедению успешно руководил профессор Б. К. Пашков.

На базе калмыцкого отделения в 1938 г. был организован Калмыцкий учительский институт с двумя факультетами: историческим и математическим. В 1939 г. был организован Калмыцкий государственный педагогический институт с факультетами русского и калмыцкого языков и литературы, математики и истории. В 1939/40 учебном году на четырех факультетах учительского и педагогического институтов обучалось 379 студентов.

Создание этих институтов открывало новую страницу в культурном росте калмыцкого народа. К 1936 г. повысился образовательный уровень учителей. С высшим образованием работал 81 человек, с незаконченным высшим — 34 и средним — 384 человека.

С 1936 г. стала проводиться аттестация учителей, которая способствовала дальнейшему повышению их квалификации. Из 500 учителей, прошедших аттестацию в 1936 г., около 400 человек имели только начальное образование. После аттестации поступили на заочное отделение в педучилище 137 и в пединститут — 235 учителей. Областной комитет партии в 1936 г. принял специальное постановление о подготовке учителей, в котором намечался целый ряд мероприятий. Предусматривалось улучшить материально-бытовые условия учителей (обеспечить их квартирами, продуктами питания), провести повышение квалификации у 254 учителей школ, подготовить через годичные курсы 60 учителей начальных классов и 30 — для семилетних школ. Устанавливался новый план набора: в педучилище— 150 человек и в пединститут— 120. Все эти меры дали положительные результаты. В 1940 г. в школах республики работало более 1400 учителей, среди которых не осталось учителей с начальным образованием.

В результате повышения образовательной и педагогической квалификации учителей улучшилось качество учебно-воспитательной работы в школах. Передовые учителя превратились в умелых воспитателей молодежи, 19 из них в 1939 г. были награждены орденами и медалями СССР. Среди награжденных были Авшинов, Авганова, Дакинов, Дубянская, Михайлова, Ц. Обгенов, Петкиев, М. Шалхыков и др. В связи с 20-летием Советской автономии Калмыкии в 1940 г. 20 учителей школ были награждены Почетными грамотами Верховного Совета РСФСР и Калмыцкой АССР с присвоением звания заслуженного учителя школ республики. Среди награжденных высоким званием заслуженного учителя были: Я. Д. Булинова, А. С. Рогов, Н. Т. Курашова, А. Ф. Маркелова и др. Награждение учителей орденами, медалями СССР и присуждение почетного звания заслуженного учителя школ вдохновили учительство на повышение качества учебно-воспитательной работы. Много сил и знания в подготовку учительских кадров вложили учителя педучилища Н. П. Абрамов, Б. С. Санджиев, С. А. Кензеев, 3. П. Золотова, В. Л. Еремеев, Е. Н. Казакова и др.

Из среды школьных учителей республики в 1927—1937 гг. выдвинулись молодые энтузиасты и активные организаторы народного образования: Б. Б. Бадмаев, Б. Ш. Болдырев, Э. Б. Болдырев, Д. П. Педеров, Л. М. Куйкунов, Э. Б. Кендышев, И. К. Илишкин, Д. А. Павлов, И. М. Мацаков, Б. Д. Муниев, Б. Л. Мучкаев, Л. К. Санжинов, П. Д. Сангаджиев, С. X. Хабанов, А. П. Хочинов, К. Л. Цеденов, У. Э. Эрдниев и многие другие, посвятившие всю свою деятельность и разносторонний опыт делу просвещения трудящихся Калмыцкой АССР.


< предыдущая > < содержание > < следующая >

Яндекс.Метрика
Сайт управляется системой uCoz