|
Очерки
истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период. Издательство
«Наука», Москва, 1967.
Глава X
КАЛМЫКИЯ ВО ВРЕМЯ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
1.
Калмыкия накануне и в годы первой мировой войны
Накануне первой мировой войны Калмыкия являлась сырьевым
рынком Российской империи, подчиненным интересам русского капитализма.
Ведущая роль в скупке скота, в вывозе из степи мяса, кожи, шерсти, в торговле
русскими фабричными изделиями принадлежала русскому торгово-ростовщическому
капиталу. Другой путь проникновения капитализма в Калмыкию был связан
с процессами, происходившими в среде крестьянства русских поселений, примыкающих
к Калмыцкой степи Астраханской, Саратовской и Ставропольской губерний:
здесь углублялась классовая дифференциация, выделялся слой кулачества,
расширявшего крупное скотоводческое хозяйство и распашку за счет захвата
или аренды калмыцких земель.
Царское правительство покровительствовало кулачеству,
увеличивая в Калмыцкой степи фонд оброчных земель. К 1914 г. сдававшиеся
в аренду оброчные земли занимали в Астраханской губ. более 1 млн. дес.,
около 1/5 пастбищных земель степи, в Большедербетовском улусе более 50
тыс. дес., около 1/4 пастбищных земель. Однако к началу войны в числе
арендаторов почти не было самих калмыков. Русские кулаки арендовали земли
главным образом под выпас скота, получая огромные прибыли, а также пересдавали
участки земель малоземельному крестьянству, иногда целым обществам русских
переселенцев из центральных губерний. Русское кулачество прибегало также
к выпасу стад на общественных калмыцких землях, подкупая взятками попечителей
улусов, прибегая к обманам и голому насилию. Пастбищные угодья калмыков
сокращались и благодаря принятой казной практике направлять в Калмыцкую
степь посторонний скот по контрактам. В 1914 г. таким образом было пригнано
в степь 159207 голов крупного рогатого скота, овец, верблюдов и лошадей;
скот принадлежал богатым скотоводам Астраханской, Саратовской и Ставропольской
губерний и Области Войска Донского.
Вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции
в самой Калмыкии не сложились сколько-нибудь развитые капиталистические
отношения. Тем не менее в сфере торговли и торгового скотоводства складывались
элементы национальной буржуазии. В улусах существовали крупные скотоводы
и скототорговцы, скот которых удостаивался первой премии на сельскохозяйственных
выставках в Ростове-на-Дону, в Новочеркасске и других городах. Крупные
торговцы имелись в Яндыко-Мочажном улусе, среди которых особенно выделялся
богатейший калмык Бубеев, имевший до десяти лавок и более десятка рыболовных
промыслов. Братья Шонхоровы из Александровского (Хошоутовского) улуса
вели торговлю с годовым оборотом до 30— 40 тыс. руб. В Манычском улусе
первыми богачами были скототорговцы братья Кензеевы. Коннозаводчик Багацохуровского
улуса Ц. Д. Онкоров владел 4850 лошадьми, имел 135 высокоценных производителей.
Одним из самых богатых калмыков Икицохуровского улуса был Цаган-Убуши
Леджинев. В самостоятельный класс с выраженным национальным и политическим
лицом нарождавшаяся калмыцкая буржуазия не сложилась.
По-прежнему чрезвычайно велико было влияние в Калмыкии
крупных землевладельцев из прежней феодальной среды и духовенства. Калмыцкие
землевладельцы распоряжались тысячами десятин принадлежавшей им земли.
В 1917 г. в Александровском (Хошоутовском) улусе за Серебджабом и Деджит-Мергин-Батором
Тюменями числилось по 2513 десятин, Е. Б. Тюмень—1217, Д.А. и Е.П. Тюменями
— 1499 десятин. Крупным скотовладельцем, коннозаводчиком и землевладельцем
Малодербетовского улуса был нойон Д. Д. Тундутов. В Большедербетовском
улусе крупнейшим землевладельцем и коневодом был нойон Гахаев. В этом
улусе выделялась и зайсангско-кулацкая группа во главе с Т. и Н. Опогиновыми,
М. Идэровым и др. Втягиваясь в торговое скотоводство и коневодство, бывшие
феодалы использовали пережитки феодальных отношений, эксплуатируя рядовых
калмыков.
В 1914 г. одно духовное лицо приходилось в Калмыкии
на 66 человек. «Гелюнги,— писал в своем отчете за 1914 г. попечитель Яндыко-Мочажного
улуса, — смотрят на калмыков как на дойных коров и обирают их без зазрения
совести, пользуясь всяким случаем». Хурулы всегда возводились в лучших
местах, с хорошими пастбищами и водопоями. Верхушка духовенства имела
хозяйства, пахотные земли, владела скотом. Крупными владельцами земли
и скота были лама калмыцкого народа Ч. Балданов, бакша хурулов Манычского
улуса В. Кармаков и др. Бакша Оргакинского хурула Большедербетовского
улуса Шарапов имел обширную усадьбу, свыше тысячи десятин пахотной земли,
конюшню на 150 заводских скакунов, автомобиль и паровую мельницу. Бакша
Сетенев (Большие Дербеты) и Буринов (Сальский округ Области Войска Донского)
засевали до 500 дес. хлеба, имели паровые молотилки, нанимали рабочих
и батраков.
Проникновение в Калмыкию капитализма ускоряло процесс
социальной дифференциации. Все лучшие пастбища и сенокосы оказались в
руках или крупных скотоводов из бывших феодалов и разбогатевших калмыков,
или русского кулачества. К началу мировой войны процесс пауперизации рядовых
калмыков зашел уже далеко и был ускорен войной, принесшей для калмыцкого
народа новые тяготы. Лишившиеся скота и потерявшие самостоятельное хозяйство,
калмыки-бедняки уходили работать в хозяйствах крупных скотоводов-калмыков,
в русские села, нередко за пределы Астраханского края, на рыбные, соляные
промыслы. В районе рыбных промыслов (Яндыко-Мочажный улус) происходили
важные социально-бытовые изменения среди калмыцкого населения, складывался
калмыцкий предпролетариат. В степных районах эти явления сказывались слабее.
Классовая борьба в Калмыкии носила сложный и подчас
завуалированный характер. В жалобе калмыков Харахусовского улуса в 1914
г. на улусное русское начальство говорилось: «Непосильные поборы попечителя
и письмоводителя в Харахусовском улусе нас замучили. Терпеть нет сил».
В прошении, поданном в Министерство внутренних дел в 1910 г., калмыки
Большедербетовского улуса писали: «Мы обращаемся к вам с всепокорнейшей
просьбой взять от нас этих воров и грабителей: губернатора, главного пристава
и попечителя, так как, пока они будут, воровство не переведется».
В этих жалобах не упомянуты эксплуатировавшие труд рядовых
калмыков-скотоводов калмыцкие владельцы и скотопромышленники, которые
стремились сгладить и затушевать внутренние социальные противоречия в
калмыцком обществе и вместе с тем свалить вину за бедственное положение
простого народа на местную царскую администрацию. Однако тяжелое положение
народа в Калмыцкой степи толкало калмыков-простолюдинов на путь борьбы
не только против царских властей, но и против своих собственных эксплуататоров.
Так, классовые противоречия отразились в приговоре Зюнгарского аймачного
схода Икицохуровского улуса, вынесенном в апреле 1913 г. В нем калмыки
писали, что их общество, состоящее из 700 кибиток, терпит притеснения
со стороны местного зайсанга: «Зайсанг Бадмаев обижает нас, бедняков:
не только захватил покосы, но и другими насилиями».
В связи с многочисленными жалобами на беззакония и злоупотребления
в Калмыцкой степи Министерство внутренних дел в начале 1914 г. направило
для ревизии деятельности Управления калмыцким народом тайного советника
В. Д. Кошкина.
Князь Серебджаб Тюмень подал Кошкину записку, в которой
не жалел красок, чтобы показать, до чего довели калмыцкий народ царские
чиновники. В записке Тюмень писал о том, что «главные недостатки в общественной
жизни калмыцкого народа замечаются в административно-судебной ее стороне»,
и что в Калмыцкой степи «пышно развилось. . . взяточничество, в сопутствии
с бесчеловечной грубостью, граничащей с деспотизмом». Для выхода из создавшегося
положения Тюмень предлагал: 1) распространить на калмыцкое население отбывание
воинской повинности, 2) широко привлечь калмыцкую интеллигенцию к управлению
краем, отбросив несостоятельную «боязнь сепаратизма» со стороны последней,
и 3) упразднить систему попечительства, ввести положение о земских учреждениях
и распространить на Калмыцкую степь действие общих законов Российской
империи в области судебно-административной.
Записка Тюменя отражает классовую сущность политики
калмыцкой аристократии и нарождавшейся калмыцкой буржуазии, стремившихся
взять управление улусами в собственные руки без вмешательства царских
властей, добиться некоторого подобия национальной автономии в составе
Российской империи, с гарантией полной лояльности и недопущения какого-либо
сепаратизма с их стороны.
Вместе с тем эта записка в известной мере отражала недовольство
калмыцкого народа колониальной политикой царизма, проявлявшейся в грубой,
неприкрытой форме национального угнетения.
Таково было положение в Калмыкии перед началом мировой
войны 1914—1918 гг.
В первое десятилетие XX в. противоречия между великими империалистическими
державами достигли большой остроты. В Европе образовались две основные
враждебные группировки: Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия и
Италия) и Антанта (Англия, Франция и Россия). Результатом обострения противоречий
между этими блоками держав явилась первая империалистическая война 1914—1918
гг. Господствующие классы России — помещики и крупная буржуазия — с радостью
приветствовали войну, видя в ее победоносном исходе спасение от нараставшего
революционного движения рабочих и крестьян. Кроме того, война сулила им
новые территориальные приобретения и уничтожение конкуренции на мировом
рынке. Шовинистической пропаганде поддались партии меньшевиков и эсеров.
Лишь одна большевистская партия осудила начавшуюся войну, охарактеризовав
ее как империалистическую и антинародную. В манифесте «Война и российская
социалдемократия», написанном В. И. Лениным, большевистская партия выдвинула
лозунг превращения империалистической войны в войну гражданскую.
Война принесла тягчайшие страдания трудящимся всей России,
обострила классовую борьбу в городе и деревне, пробудила национальное
движение на окраинах царской России, вызвала восстания в Средней Азии
и Казахстане в 1916 г.
Калмыцкая аристократия полностью поддерживала внешнюю
политику правительства Николая II и выступала за доведение империалистической
войны «до победного конца», рассчитывая получить от правительства поддержку
своим пожеланиям. Положение трудящихся масс Калмыкии с каждым годом войны
становилось все более тяжелым.
По действовавшим тогда законам Российской империи, национальные
меньшинства окраин, в их числе и калмыки, были свободны от воинской повинности
и не подлежали призыву на военную службу. Исключение составляли лишь донские
и оренбургские калмыки — казаки, которые обязаны были служить в армии.
С 1 января 1915 г. на всех «инородцев», не отбывавших
воинской повинности, было распространено «положение о военном налоге».
С начала войны в Астраханской и Ставропольской губерниях начались «добровольные
закупки», по существу реквизиции, лошадей, скота и сельскохозяйственного
сырья для снабжения армии по установленным ценам. О том, как губительно
отражались эти реквизиции на хозяйстве рядовых калмыков, можно судить
по сведениям, относящимся к Большедербетовскому улусу.
В 1916 г. по разнарядке Министерства земледелия Ставропольская
губ. должна была поставить 150 тыс. голов окота. На долю калмыцкого населения
губернии приходилась поставка 7845 голов в два срока. На 1 января 1916
г. у калмыков Большедербетовского улуса числилось 25 942 головы лошадей
и скота. Следовательно, поставке подлежало 33% всего скота. Реквизиция
проходила с большими затруднениями: на жалобы калмыцких старшин о том,
что оставшийся скот «необходим для хозяйственных надобностей», следовали
повторные требования администрации с предписаниями составлять через местных
полицейских стражников протоколы на всех домохозяев, не поставивших скот.
В 1916 г. разнарядка была в основном выполнена — было
сдано 6808 голов, но на 1 января 1917 г. количество скота у калмыков-большедербетовцев
уменьшилось за год почти вдвое (13068 голов). Повторные реквизиции и неурожай
1916 г. вызвали распродажу и забой скота.
Наряду с поставками скота в Большедербетовском улусе
проводились принудительные закупки «излишков» шерсти и пшеницы. Но в 1916
г. был получен низкий урожай зерновых. В ответ на требование улусного
управления от сентября 1916 г. представить сведения об излишках хлеба,
с мест поступали сообщения о том, что «большинство населения уже для себя
покупает», что не хватает хлеба до урожая 1917 г.
Так же тяжело проходили реквизиции скота и мобилизации
лошадей у калмыков Астраханской губ., следствием чего был упадок животноводства
у рядовых калмыков. В течение первого года войны у калмыков Астраханской
губ. были проведены три мобилизации, давшие 1516 строевых лошадей. Такие
мобилизации проводились во время войны систематически. Проведение реквизиций
скота и мобилизации лошадей привело к сокращению поголовья к 1 июля 1917
г. по лошадям на 12 522 головы и по крупному рогатому скоту на 13 462
головы. В то время как трудящиеся калмыки разорялись принудительными поставками,
русская администрация Калмыкии и верхушка калмыцкого общества стремились
выразить царскому правительству «патриотические чувства». Из сумм калмыцкого
общественного капитала жертвовались на нужды войны сотни тысяч рублей;
за счет общественных аймачных сумм и на пожертвованные деньги на фронт
посылались кибитки для походных лазаретов, теплое белье и т. п.
Господствующие слои калмыцкого общества, обеспокоенные
сокращением пастбищных, сенокосных и пахотных земель, расширением «оброчных
статей» и русской колонизацией, еще с 1880-х годов выдвигали проект перечисления
калмыков Астраханской губ. в казачье сословие с наделением их землей.
В 1914 г., воспользовавшись военными затруднениями правительства, калмыцкая
знать, всячески подчеркивая верноподданнические чувства, снова подняла
этот вопрос, найдя поддержку Военного министерства, нуждавшегося в пополнении
казачьих кавалерийских полков, главнокомандующего великого князя Николая
Николаевича и самого императора: остро стоял вопрос о пополнении казачьих
кавалерийских полков.
По инициативе адъютанта главнокомандующего корнета Д.
Д. Тундутова в Калмыцкой степи развернулась широкая агитация за переход
калмыков в казачество. В октябре-ноябре 1914 г. Тундутов сам объехал всю
степь, а в январе-феврале 1915 г. по распоряжению Министерства внутренних
дел были проведены улусные и аймачные сходы для обсуждения этого вопроса.
Одна часть аймачных сходов высказалась за переход в казачество, другая
— против. Приговор Серебджабовского аймачного схода Хошоутовского улуса
от 26 января 1915 г., в котором согласие сопровождалось просьбой возвратить
земли, изъятые из пользования калмыков, разъясняет, почему «идея казачества»
находила отклик среди части трудящихся калмыков.
О наделении калмыков землей для развития калмыцкого
коневодства, «столь полезного дела» для нужд кавалерии, ставило вопрос
и Военное министерство, строго придерживаясь классового принципа: оно
предлагало наделить нойонов и зайсангов по норме закона 1846 г. (нойонам
по 1500 дес., зайсангам по 400), как будто и не было реформы 1892 г.,
а также отвести каждому хурулу, сообразно их штатам, «соответствующий
участок земли». В связи с такой постановкой земельного вопроса Министерство
внутренних дел решительно воспротивилось перечислению калмыков в казачье
сословие, поскольку осуществление предложенного военным ведомством проекта
было бы связано с большими трудностями и значительной ломкой привычной
колониальной политики, проводимой в Калмыцкой степи. Министерство внутренних
дел заявило, что «перечисление калмыков; в казачье сословие связано для
государства с громадными жертвами и прежде всего в земельном отношении,
так как в соответствии с нормами положения о земельном довольствии казаков
им пришлось бы отвести в наделение полностью все те земли, на которых
они проживают, тогда как ныне этими землями в полной мере обеспечиваются
не только нужды самих калмыков, но и хозяйственные потребности соседних
крестьян, которые с давних пор арендуют оброчные статьи от калмыцкого
землепользования и уже приспособились к такому хозяйственному обороту».
Доводы эти были признаны основательными, и Государственный совет в заседании
15 августа 1915 г. отверг внесенный законопроект о зачислении калмыков
в казачье сословие.
25 июня 1916 г. царь Николай II подписал указ «О привлечении
мужского инородческого населения империи для работ по устройству оборонительных
сооружений и военных сообщений в районе действующей армии, а равно для
всяких иных, необходимых для государственной обороны работ» в возрасте
от 19 до 43 лет. Характерно, что в распоряжениях по этому указу говорилось
не о мобилизации, а о реквизиции, как будто речь шла не о призыве людей,
а об использовании скота или живого инвентаря на тыловых работах. Мобилизация
калмыков, как и других «инородцев», началась было с конца июня 1916 г.,
тотчас же после телеграфного распоряжения министра внутренних дел Б.В.
Штюрмера на имя астраханского губернатора, в ведении которого, как известно,
находилась Калмыцкая степь. В телеграмме министра говорилось о необходимости
выполнить царский указ «в кратчайший срок».
Указ был дан в летнее время без учета неотложных сельскохозяйственных
работ, поэтому правительству пришлось отказаться от его срочного исполнения:
фактически «реквизиция» была проведена осенью 1916 г. и закончилась лишь
в декабре.
Предполагалось мобилизовать на тыловые работы 44 тыс.
калмыков и «киргизов» (т.е. казахов Букеевской орды) Астраханской губ.,
в действительности же была набрана лишь половина намеченного числа, из
них калмыков около 8 тыс. По Большедербетовскому улусу подлежало «реквизиции»
около тысячи человек.
Многочисленные разъяснения по указу, отвечавшие преимущественно
интересам привилегированных слоев, освобождали от тыловых работ ряд категорий
«инородческого» населения: духовенство, лиц, пользующихся правами дворян
и потомственных почетных граждан, должностных лиц общественного и правительственного
управления, учащихся высших и средних учебных заведений; наконец, разрешалось
нанимать и посылать на тыловые работы вместо себя заместителей, т.е. богатым
калмыкам из простолюдинов давалась возможность откупиться от мобилизации.
Губернаторам было дано право освобождать от мобилизации отдельных лиц
и группы лиц по собственному усмотрению. В интересах крупных скотовладельцев
и коневодов освобождались не только члены их семей, но и пастухи их стад
по норме: на стадо от 100 до 200 голов освобождался один пастух, на 200—500
голов — не более двух, свыше 500 и на каждые последующие 500 — еще один
пастух; табунщик освобождался на 75 лошадей. По просьбам рыбопромышленников
от мобилизации были освобождены 8 тыс. рабочих рыбных промыслов, калмыков
и казахов и рабочие соляных промыслов. «Реквизиция» и ее организация потребовали
больших материальных затрат из средств калмыцкого общественного капитала,
из аймачных общественных сумм, а также и из личных средств, так как мобилизованные
не снабжались обмундированием, выплата заработной платы—1 руб. в день—и
на довольствие — 50 коп. в день — производилась только со дня прибытия
на место работ; потребовались постройка временных бараков, устройство
питательных пунктов и т. д.
Вся тяжесть военно-трудовой повинности легла на плечи
трудящихся калмыков. В бедственном положении оказались семьи призванных,
лишившиеся рабочих рук. Были созданы аймачные и улусные комитеты помощи
семьям призванных, аймачные — под председательством аймачных старшин,
улусные — под председательством улусного попечителя. Комитеты не имели
необходимых средств и не смогли оказывать бедняцким калмыцким семьям реальной
помощи.
Правительство пыталось придать «реквизиции» характер
патриотической кампании. Царский указ оглашался на улусных, аймачных и
родовых сходах. Министерство внутренних дел сочло полезным опереться в
деле реквизиции на ламаистское духовенство и в августе 1916 г. предписало
астраханскому губернатору «во избежание кривотолков» закона предложить
ламе калмыцкого народа принять меры к широкому разъяснению закона, призывающего
«к исполнению высокого патриотического долга». В каждую из сформированных
пятисотенных рабочих команд назначался гелюнг с оплатой по 2 руб. в день.
Калмыцкие богачи спешили выразить свои верноподданнические
чувства. Так, 6 октября 1916 г. от калмыков одного из аймаков Яндыко-Мочажного
улуса было отправлено в Министерство внутренних дел для вручения наследнику
престола великому князю Алексею Николаевичу 5810 руб., за что они получили
благодарность Николая II.
Однако «реквизиция», формы, в которых она проводилась,
явные льготы привилегированным слоям, злоупотребления и взяточничество
администрации вызывали недовольство простых калмыков. Имели место побеги
и укрывательства мобилизуемых, выражения и открытого протеста. Так, на
Долбанском аймачном сходе в Яндыко-Мочажном улусе, после оглашения указа,
калмык Нання Лараев открыто заявил, что на это дело «мы не хотим, мы не
дадим народ», чем вызвал замешательство схода. Лараев был тут же арестован
и посажен на три месяца в тюрьму. Аналогичным было выступление безаймачного
зайсанга Санджи Натырова на сходе Хошоутовского аймака; Натыров был арестован
на два месяца.
Протест против «реквизиции», гибели «юнцов», отправленных
«на чужую сторону», против злоупотреблений старшин отражают песни 1916
г.
Мобилизованные для тыловых работ калмыки были отправлены
в прифронтовые губернии — в район Луцка Волынской губ. — для рытья окопов
и сооружения других оборонительных укреплений на линии австрийского фронта,
в прибалтийские губернии, в Могилевскую и Минскую губернии на постройку
железных дорог, в г. Николаев Херсонской губ. для разгрузочно-погрузочных
работ в Николаевском порту. Мобилизованные большедербетовцы направлялись
для работ на транспорте в Кавказскую армию на турецкий фронт.
Рабочий день мобилизованных длился 15—16 часов; заработная
плата выдавалась нерегулярно и не полностью; питание вследствие злоупотреблений,
обсчетов и обмеров было недостаточным (из-за хозяйственной разрухи снабжение
продовольствием даже боевых частей армии было на фронте нерегулярным).
Тяжелый труд, непривычный климат, недостаток теплой одежды, плохое питание
приводили к частым заболеваниям. Далеко не все реквизированные вернулись
домой, а среди вернувшихся было много больных.
Вместе с тем тыловые работы стали для калмыков, как
и для других мобилизованных «инородцев», своеобразной политической школой,
В прифронтовой полосе они общались с солдатами — русскими крестьянами,
которые сотнями тысяч гибли в тяжелых боях, среди которых росло возмущение
затяжной войной, военными поражениями. Знакомились калмыки и с условиями
труда и быта русских рабочих, с их революционными настроениями и организованной
борьбой. Вся сложная обстановка, в которой оказались «реквизированные»,
вдали от родины, содействовала пробуждению у них классового и национального
самосознания. Их впечатления и настроения передавались через письма их
землякам. Не случайно, что немало из числа «реквизированных» калмыков,
вернувшихся на родину по указу Временного правительства от 5 мая 1917
г., отменившему указ 25 июня 1916 г., оказалось в годы гражданской войны
в рядах красных военных частей и в рядах активных участников советского
строительства. Среди них следует отметить Эрдни-Ара Кекеева, Аюш Доржиева,
Тюрбя Настаева, Музгн Гюнгеева, Бодма Цеденова, Эрдни-Горя Надбитова.
Непосредственными участниками войны были донские и оренбургские
казаки-калмыки, служившие в рядах действующей армии в составе донских
и оренбургских казачьих полков с первых же дней войны. Чаще всего служили
они рядовыми, иногда лишь в качестве младших командных чинов.
Многие из донских казаков-калмыков именно на фронте,
в окопах и боях, прошли школу политического и военного воспитания и впоследствии,
в годы гражданской войны, стали организаторами и бойцами красных кавалерийских
частей, героически боровшихся за установление Советской власти. Среди
них нужно назвать будущих героев гражданской войны О. И. Городовикова,
X. Б. Канукова, В. А. Хомутникова, С. Н. Бургудукова и многих других.
Ока Иванович Городовиков с
семьей
Казак станицы Платовской Сальского округа, бывший батрак,
Ока Иванович Городовиков на фронте проявил себя героем, был награжден
георгиевским крестом и несколькими георгиевскими медалями. Здесь же, на
австрийском фронте, в окопах, он впервые нашел большевистскую листовку
и услышал о Ленине. После ранения и выздоровления Городовиков служил в
составе казачьей сотни, находившейся на станции Сулин Области Войска Донского
для охраны завода и рудников промышленника Пастухова. «Здесь я впервые
близко узнал жизнь рабочих, стал чаще встречаться с большевиками», — пишет
Ока Иванович в своих воспоминаниях. Городовиков стал посещать рабочие
собрания, распространять большевистские листовки среди казаков.
Казак станицы Кутейниковской Сальского округа Среда Намсынович Бургудуков,
также бывший батрак, в 1910 г. был направлен в составе донской казачьей
сотни в г. Богородск Московской губ. Здесь он встретился с революционно
настроенными рабочими, общался с ними, за что тыл разжалован из чина старшего
урядника в рядовые; с первого же года войны Бургудуков находился на фронте,
где он продолжал вести агитацию среди казаков.
Василий Алексеевич Хомутников, казак станицы Денисовской
того же округа, во время войны служил во 2-м Донском казачьем полку, где
в 1917 г. имелась подпольная революционная организация, в которую входил
и казак станицы Платовской С. П. Павлов.
Харти Бадиевич Кануков, из станицы Иловайской, еще в
1908 г. арестованный по делу нелегального союза калмыцких учителей, после
освобождения служил рядовым, но в марте 1914 г. был возвращен на родину,
заподозренный в революционной пропаганде среди казаков. Призванный в первые
дни войны, в конце 1914 г. он был демобилизован по болезни. На родине
Кануков находился под надзором полиции.
Империалистическая война способствовала росту революционных
настроений в армии, где, особенно с 1915 г., действовали нелегальные большевистские
организации, влиянием которых были затронуты и казаки-калмыки.
В Калмыцкой степи в годы первой мировой войны не было
выдающихся революционных или активных выступлений, подобных восстаниям
1916 г. в Средней Азии и Казахстане. В Калмыкии имели место лишь отдельные
выступления батраков и бедноты на почве поборов на нужды войны, «реквизиции»,
злоупотреблений, несправедливого землеустройства и землепользования, более
активно проявлявшиеся в Хошоутовском и Малодербетовском улусах. Но недовольство
трудящихся калмыков существующими порядками в военные годы нарастало.
Немногочисленная и неоднородная по своему составу калмыцкая
интеллигенция в эти годы активно не выступала. |