Очерки истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период. Издательство «Наука», Москва, 1967.
|
Улус |
Гецули |
Бакши |
Гелюнги |
Манджики |
Всего |
% от численности
населения |
Малодербетоский |
90 |
2 |
132 |
104 |
328 |
0,8 |
Хошоутовский |
45 |
1 |
60 |
25 |
131 |
1,5 |
Харахусо-Эрдениевский |
36 |
2 |
49 |
36 |
123 |
1,2 |
Яндыковский |
42 |
1 |
74 |
42 |
159 |
1 |
Икицохуровский |
51 |
1 |
62 |
43 |
157 |
1,3 |
Багацохуровский |
49 |
1 |
73 |
44 |
167 |
1,3 |
Эркетеневский |
48 |
1 |
54 |
33 |
136 |
1 |
Всего |
361 |
9 |
504 |
327 |
1201 |
1,1 |
Численность духовенства по официальной статистике явно занижена. Русское правительство проводило различные мероприятия, направленные на сокращение числа ламаистского духовенства. В частности, административным порядком в 40-х годах XIX и. был установлен определенный лимит для численности духовных лиц по улусам. Это повело к утайке действительного числа духовных лиц, к представлению заниженных сведений. Верхушка калмыцкого духовенства продолжала эксплуатировать большое число простых калмыков.
Общая численность нойонов, зайсангов, членов их семей и духовенства, по данным 1868 г., составляла 4683 человека.
Феодальная зависимость калмыков-простолюдинов от калмыков «белой кости» сохранялась до 1892 г. Несмотря на известные ограничения в отношении поборов, введенные Положением 24 ноября 1834 г. и подтвержденные Положением 1847 г., эксплуатация рядовых калмыков калмыцкими феодалами оставалась тяжелой.
Размер покибиточного сбора, утвержденный Положением 1847 г., был определен в 8 руб. 15 коп. серебром в год. Из этой суммы во владельческих улусах 7 руб. 14 коп. шло владельцу, 57 коп. — зайсангу и 44 коп. — на содержание Калмыцкого управления. В казенных улусах зайсангу полагалось 57 коп., остальная сумма —7 руб. 58 коп. — шла на содержание Калмыцкого управления. Этот сбор сохранялся до 1892 г. Его взимание сопровождалось всевозможными злоупотреблениями; сохранялись феодальные повинности, не ограниченные законом: натуральные сборы, работы в хозяйстве феодала. Аймачные зайсанги, как и нойоны, эксплуатировали труд простых калмыков. Главный пристав Большедербетовского улуса П.З. Ланко писал в 1868 г. о налогах с калмыцкого податного населения: «При бедности в кочевом быту источников для материального благосостояния, калмыки не могут не стесняться этим окладом. Не говорим уже о тех повинностях, которые ими исполняются, кроме того, натурой в пользу владельцев».
Продолжали существовать и шабинеры — калмыки, переданные владельцами ламаистскому духовенству. Кроме бесчисленных поборов и приношений, на них лежала обязанность ведения скотоводческого хозяйства духовенства. Среди шабинеров существовала особая категория зависимых от хурулов калмыков — шангудов, которые были обязаны поставлять топливо духовенству и, главное, заниматься заготовкой сена для скотоводческого хозяйства духовенства.
Эксплуатация нойонами, зайсангами и духовенством труда простых калмыков была основана на феодальной зависимости. Иную основу имело использование труда калмыков-простолюдинов выделившейся из податного населения скотоводческой верхушкой. К 90-м годам XIX в. эта еще немногочисленная прослойка играла в калмыцком хозяйстве уже заметную роль. Крупные скотоводы-простолюдины, как и крупные феодалы, имели товарные хозяйства. Эксплуатация ими калмыков, совсем лишившихся скота или не имевших его в достаточном количестве, была основана на экономической зависимости. Ссуды скотом и деньгами для уплаты налогов приводили к подчинению крупным скотоводам калмыков-бедняков. Возвращение долга в основном носило форму отработки. Крупные скотоводы прибегали и к найму рабочих-калмыков, главным образом пастухов.
Таким образом, феодальные отношения в калмыцком обществе во второй половине XIX в. еще были господствующими. Руководящую роль продолжали сохранять крупные нойоны-владельцы. Положение мелких и средних феодалов, т.е. нойонов, не владевших улусами, и зайсангов (аймачных и безаймачных) было неустойчивым. Часть этих представителей «белой кости» стала приближаться по имущественному уровню к положению обеспеченных групп хозяйств калмыков-простолюдинов. С другой стороны, шел процесс дифференциации в массе калмыцкого населения: выделялась экономически сильная верхушка, эксплуатирующая труд рядовых калмыков. Среди последних развивался отход на сельскохозяйственные работы, на рыбные и соляные промыслы. Эти явления были признаками зарождения в Калмыкии капиталистических отношений.