Очерки истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период. Издательство «Наука», Москва, 1967.
|
Калмыцкая деревянная
посуда |
Кадка для заквашивания
молока |
Администрация 8 фискальных целях делала попытки учесть число калмыков-рабочих. Для этого были введены особые билеты для найма на работы. При выдаче билетов взимался налог в 15 коп. Получение таких билетов всячески старались обойти как сами калмыки, так и наниматели. Калмыкам было невыгодно платить лишнюю подать и быть зарегистрированными в качестве рабочих, что служило основанием для наказания в случае отказа от работы. Наниматели-рыбопромышленники предпочитали иметь дело с незарегистрированными рабочими. Число калмыков, работающих по найму без билетов, достигало около трети официальной цифры рабочих рыболовных промыслов.
В середине XIX в., по весьма приблизительным подсчетам, на рыболовных промыслах калмыкам за работу платили: кормщику 28 руб. 57 коп. за лето, резальщику красной рыбы 43 руб. в год, т.е. немногим более 20 руб. за путину, резальщику частиковой рыбы 10 руб., невод-ному работнику 11 руб. 43 коп., старшему неводному 14 руб. 28 коп. за путину. Принимая калмыка на работу, предприниматели брали с него обязательство, по которому из его заработка вычиталось более девяти рублей за выданные сапоги, поршни, чапан, рукавицы и другую одежду. Была распространена система задатков и штрафов. Большей частью калмыки оставались в долгу у нанимателя, который обязывал их отработать этот долг в следующий сезон.
Основная масса рабочих рыболовецких промыслов была из Яндыковского улуса и из калмыков, кочевавших в Мочагах (табл. 5).
Число выдаваемых ежегодно билетов, по официальным данным, за 10 лет, с 1852 по 1862 г., увеличилось на одну треть, с 10834 до 13539. Правда, вследствие того, что билеты выдавались лишь на полгода, рабочие-калмыки, нанимавшиеся и на весеннюю и на осеннюю путины, были вынуждены брать по 2 билета в год. С другой стороны, регистрация билетов не охватывала всех рабочих. К 60-м годам появилось большое число калмыков, полностью порвавших с улусами и перешедших на жизнь при промыслах. Эти рабочие в большинстве не имели билетов и нередко укрывались от инспекции самими промышленниками, заинтересованными в них. Другая категория рабочих-рыболовов также весь сезон находилась на промыслах, но имела в улусах семьи и возвращалась в середине зимы в свои хотоны. Третья категория — рабочие, нанимавшиеся только на одну или две путины ловить рыбу. Со стороны рыбопромышленников поступали бесчисленные жалобы на сезонных рабочих. Наниматели жаловались на неявку калмыков к началу сезонных работ, на неполный комплект рабочих в артелях, замену подростками взрослых недолов рыбы и т.п. Разбирая эти жалобы, Костенков пришел к выводу, что они в большинстве случаев не основательны. Он убедился, что крупные рыбопромышленные заведения не несут убытков при существующем положении. Постоянные обращения к администрации имели целью не возместить мнимые убытки, а найти способ, обеспечивающий прекращение текучести рабочих и их экономическое закабаление. В начале 1860-х годов администрация пыталась точнее учесть работающих по найму калмыков. С этой целью в 1862 г. были откомандированы особые чиновники на помыслы. Ив этого предприятия ничего не вышло. Сам Костенков писал, что «посланные чиновники по причине местных условий встретили такие затруднения, что поневоле пришлось ограничиться официальными данными, которым, как я выше заметил, даю весьма мало веры».
Таблица 5.
Число билетов, выданных наемным рабочим - калмыкам Астраханской губ. в 1852-1862 гг.
Улус |
1852 г. |
1853 г. |
1854 г. |
1855 г. |
1856 г. |
|||||
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
|
Малодербетоский |
1266 | 11,7 | 839 | 8,1 | 831 | 8,2 | 824 | 7,2 | 579 | 5,2 |
Хошоутовский |
1191 | 10,8 | 1067 | 10,4 | 933 | 9,1 | 1123 | 9,8 | 849 | 8,8 |
Харахусо-Эрдениевский |
621 | 5,8 | 717 | 6,9 | 669 | 6,5 | 635 | 5,6 | 631 | 6,4 |
Икицохуровский |
153 | 1,4 | 45 | 0,5 | 56 | 0,5 | 55 | 0,5 | 29 | 0,3 |
Багацохуровский |
700 | 6,4 | 860 | 8,4 | 799 | 7,7 | 738 | 6,4 | 666 | 6,8 |
Эркетеневский |
99 | 0,9 | 168 | 1,6 | 201 | 2 | 288 | 2,5 | 135 | 1,4 |
Яндыковский |
3977 | 36,8 | 4239 | 41,3 | 4437 | 43 | 4719 | 41,2 | 4576 | 46,5 |
В Мочагах |
2827 | 26,2 | 2331 | 22,8 | 2373 | 23 | 3063 | 26,8 | 2425 | 24,6 |
Всего: |
10834 | 100 | 10256 | 100 | 10299 | 100 | 11445 | 100 | 9890 | 100 |
Продолжение таблицы 5.
Улус |
1857г. |
1858 г. |
1859 г. |
1860 г. |
1861 г. |
1862 г. | ||||||
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% | абс. |
% | |
Малодербетоский |
769 | 8,2 | 715 | 7,9 | 807 | 6,7 | 778 | 6,7 | 783 | 7,5 | 1186 | 8,7 |
Хошоутовский |
813 | 8,6 | 552 | 6,2 | 527 | 4,4 | 500 | 4,3 | 452 | 4,4 | 518 | 3,8 |
Харахусо-Эрдениевский |
642 | 6,8 | 695 | 7,6 | 814 | 6,8 | 822 | 7,1 | 816 | 7,6 | 910 | 6,7 |
Икицохуровский |
20 | 0,2 | 20 | 0,3 | 27 | 0,2 | 18 | 0,1 | 34 | 0,3 | 58 | 4,2 |
Багацохуровский |
978 | 10,4 | 472 | 5,2 | 467 | 3,8 | 447 | 3,8 | 491 | 4,5 | 622 | 4,6 |
Эркетеневский |
204 | 2,2 | 113 | 1,2 | 246 | 2,1 | 420 | 3,6 | 436 | 4,1 | 857 | 6,3 |
Яндыковский |
3903 | 41,5 | 4205 | 46,5 | 4410 | 36,8 | 4361 | 38,2 | 4884 | 45,2 | 5416 | 40,1 |
В Мочагах |
2064 | 22,1 | 2267 | 25,1 | 4701 | 39,2 | 4147 | 36,2 | 2854 | 26,4 | 3472 | 25,6 |
Всего: |
9393 | 100 | 9039 | 100 | 12001 | 100 | 11499 | 100 | 10800 | 100 | 13539 | 100 |
«Местные условия» заключались прежде всего в системе монополий на лов
рыбы крупных владельцев рыболовных угодий из русской знати: Всеволожских,
Юсуповых, Кушелевых-Безбородко и др. Эти монополисты не были заинтересованы
в точном учете сезонных рабочих-калмыков, так как это затруднило бы
расчеты с ними и вскрыло бы массу злоупотреблений. Поэтому затея администрации
провести перепись на промыслах и потерпела полный провал. Однако монополия
нескольких частных владельцев на лов рыбы в низовьях Волги и в Каспийском
море не отвечала интересам казны и являлась анахронизмом в условиях
развития капиталистического предпринимательства. Это привело к расширению
«вольной» системы рыболовства на Волге и в Каспийском море. 25 мая 1865г.
Был издан новый устав каспийских рыболовных и тюленьих промыслов. По
этому уставу большая группа участков, отдававшаяся ранее на откуп, объявлялась
«вольной». «Вольный лов» был открыт через два года, в 1867г. Число предприятий
резко возросло, увеличилось количество вылавливаемой рыбы.
Наряду с отменой монополий, притоком в рыбную промышленность купеческих
капиталов и организацией крупных фирм большое значение для развития
рыбных промыслов Волго-каспийского бассейна имели постройка железных
дорог и улучшение условий водного транспорта. В 1870-е годы была построена
Грязе-Царицынская железная дорога и завершена постройка линии, соединившей
Саратов с Москвою. Это повело к расширению лова и сбыта дешевых сортов
рыбы, широко расходившихся по России, особенно в промышленных губерниях.
В 1880-1890-е годы ежегодный улов достиг 15-20 млн. пудов рыбы, из Астрахани
до Царицына и по Грязе-Царицынской железной дороге отправлялось ежегодно
по 10—11 млн. пудов. Расширение лова и заготовки рыбы не сопровождалось,
однако, техническими усовершенствованиями и требовало все большего и
большего количества рабочих.
По данным о выдаче билетов с 1867 по 1873 г., число ловцов увеличилось на 30,3%. В дальнейшем на рыболовные промыслы уходило все больше и больше калмыков. В 1880-е годы в Астраханской губ. числилось 423 рыбопромышленных «завода» в дельте Волги и на море, которым требовалось ежегодно до 50 тыс. рабочих на весеннюю и осеннюю путины. По подсчетам современника, калмыки составляли более 26% рабочих рыбных промыслов низовьев Волги. В 1893 г. в Астраханской губ. было выдано калмыкам 18651 билет для найма на работу и 2643 свидетельства на отлучку. Более половины выданных билетов приходилось на калмыков Яндыко-Мочажного улуса.
Как и ранее, калмыки употреблялись главным образом на неводных работах, считались лучшими специалистами по этому виду ловецкого труда и «пользовались у хозяев-нанимателей репутацией выносливых и нетребовательных работников». Их нанимали не только на астраханские промыслы, но и на промыслы в устье Терека и даже юго-западного берега Каспийского моря, в Сальянах и Ленкорани, оплачивая проезд и подряжая на длительный срок (8—81/2 месяцев); в 1893 г. из Икицохуровского улуса выехало на эти промыслы до 150 человек (считая женщин, подростков и детей); жили они семьями, каждая семья в своей кибитке.
Кибитки бедняков-калмыков на берегу Волги. Начало 20 в.
Расширение рыболовства и рыбной промышленности и увеличение спроса на рабочую силу вели к повышению заработной платы: по данным середины 80-х годов, средний заработок рабочего-калмыка в весеннюю путину составлял 25 руб., в осеннюю— 38 руб. В хозяйские харчи входили: хлеб, крупа, плиточный чай, мелкая рыба (крупной рабочие не имели права пользоваться). Неводному рабочему выдавались на временное пользование кожаные штаны — бахилы, поршни, полукожан, часто сильно поношенные. Если в середине XIX в. рабочие-калмыки получали более низкую заработную плату, чем русские, то в 1880-е—1890-е годы калмыкам у невода платили значительно больше, чем казахам и русским за ту же работу. Заработки солельщиков, коптильщиков и других специалистов, среди которых калмыки почти не встречались, были значительно выше. Новостью второй половины XIX в. было появление женщин-калмычек среди резальщиц рыбы. Условия контрактов и быта на промыслах оставались и для калмыков и для русских рабочих крайне тяжелыми. Яркие картины эксплуатации промышленниками рядовых рабочих и работниц каспийских рыбных промыслов дал в своей автобиографической книге «Вольница» советский писатель Ср. В. Гладков.
Как и ранее, часть калмыков-отходников нанималась на соляные промыслы Астраханской губ. Эти промыслы на южно-астраханских озерах обслуживались калмыками, в то время как на озере Баскунчак работали «киргизы» Букеевской орды (т.е. казахи). Русские рабочие использовались только на транспортировке соли. В конце первой половины XIX в. майор Безносиков, проводивший обследование в Астраханской губ., писал: «Выломкою соли занимается от 1100 до 1250 калмыков ежегодно. Эта последняя работа чрезвычайно тяжка потому, что ее производят на озере во время летних жаров и работают по колено в соленой влаге. Несмотря на выручку в течение лета каждого из этих работников от 28 до 30 рублей серебром, не было примера, чтобы русские крестьяне брались за это дело...». Только крайняя нужда заставляла и калмыков браться за эту работу. Рабочий-калмык должен был разбивать соляной пласт, промывать соль в рапе, сгребать в кучи и насыпать в мешки для отвоза на пристань. До 1865 г. подряд калмыков на работу проводился Соляным правлением. В 60-х годах на соляных промыслах работало до полутора тысяч калмыков4?. Правление нанимало обычно артели по 10 человек. Выломка тысячи пудов соли оплачивалась в 10 руб. Артель из 10 человек в течение сезона могла выломать максимум 35 тыс. пудов. В среднем рабочий зарабатывал от 20 до 25 руб. Правление не выдавало никаких авансов. Расчет производился только после окончания работ. При промыслах возникла обширная сеть мелких торговых заведений. Под векселя калмыцким артелям выдавались питание, инструменты и одежда. Во время окончательного расчета калмыки выплачивали эти долги.
После разрешения в 1865 г. частным предпринимателям добывать соль промыслы были расширены, добыча соли увеличилась. Однако после проведения в 1882 г. железнодорожной ветки от озера Баскунчак к Ахтубе значение соляных промыслов южно-астраханских озер упало.
Если отходники Яндыковского улуса и Мочагов нанимались преимущественно на рыбные и соляные промыслы, то из Мало-дербетовского и Большедербетовского улусов калмыки-бедняки уходили в соседние губернии и область Войска Донского для найма пастухами и рабочими в зажиточные крестьянские хозяйства.
Таким образом, во второй половине XIX в. отчетливо определилось, что кочевое скотоводство уже не является единственным занятием калмыков. Работы по найму в сельском хозяйстве, а также на рыбных и соляных промыслах начинали играть весьма существенную роль в хозяйстве калмыков. В основном наем на работу происходил не на весь год, а на определенные рабочие сезоны. Главная масса ловцов рыбы нанималась на весеннюю и осеннюю путины, на соляных разработках добыча производилась летом, гребцы, бурлаки и грузчики на Волге использовались во время навигации. Калмыки, нанимавшиеся летом на работу, в большинстве своем еще сохраняли кое-какое скотоводческое хозяйство. Та или иная специализация в работе также не играла решающей роли. Поэтому говорить о сложившемся рабочем классе у калмыков для середины XIX в. будет неправильно. Специализация по отраслям производства и определенная квалификация появляются в последней четверти XIX в., когда на Волге и Каспийском море русским торговым и промышленным капиталом был дан сильный толчок развитию производительных сил. В это время за промыслами закрепляется определенное количество рабочих-калмыков, для которых работа на промысле стала единственным источником существования.
Сохранявшиеся феодальные отношения, с одной стороны, способствовали разорению массы калмыков-скотоводов, а с другой, служили большим препятствием для свободного найма. Личная зависимость калмыка от владельца препятствовала разрыву его с общиной-хотоном. Нойонам и зайсангам было невыгодно, чтобы их подвластные надолго уходили из хотона. Они вмешивались в заключение контрактов при найме. Феодальные повинности сводили на нет заработки калмыка на промыслах и фактически уничтожали разницу между голодным существованием разоряющегося скотовода в улусе и жизнью на промысле.
Сохранение феодальных отношений вступало в противоречие с интересами растущего русского торгового и промышленного капитала, с интересами русской буржуазии, завоевывавшей твердые позиции в промышленности Нижнего Поволжья и Прикаспия, и крестьянской зажиточной верхушки. Промышленникам нужен был стабильный состав рабочих, не зависящих от феодалов. Предприниматели стремились к безраздельному и полному контролю над рабочими их предприятий. Однако рабочий-калмык не мог ни экономически, ни политически полностью зависеть от промышленника. Здесь интересы русской торгово-промышленной и растущей крестьянской буржуазии и калмыцких феодалов сталкивались. Монопольное право феодалов на труд зависимого населения изживало себя.
* * *
Во второй половине XIX в. связи Калмыкии с всероссийским рынком продолжали развиваться. Русское правительство было заинтересовано в приобретении калмыцких лошадей, которые нужны были для конского ремонта, т.е. для пополнения конского состава кавалерийских частей.
Закупщики лошадей и ремонтеры предпочитали иметь дело с владельцами крупных табунов. Здесь лошади продавались по оптовой цене, а качество их было выше. Продажей лошадей в основном занимались нойоны и зайсанги и некоторые богатые скотоводы из простолюдинов, имевшие специальные конные заводы. Русское правительство делало попытки оживить коневодство у калмыков. В качестве стимула для улучшения пород администрация учредила с 1861 г. ежегодные конные состязания в одном из улусов; позже организацией скачек занялось «Астраханское общество скачек и конского бега». Предполагалось, что «природный азарт» на скачках вызовет у калмыков-скотоводов стремление заводить улучшенные породы лошадей. Но основная масса калмыков, имевшая до десятка голов лошадей, не могла заинтересоваться скачками. Ежегодные состязания превратились в своего рода биржу, где крупные коннозаводчики-владельцы вершили различные сделки. В 50— 90-х годах на бегах выставлялись лошади Д. Ц. Тундугона, Тюменя, Дондуковых, крупных коннозаводчиков-зайсангов Санджи Тамтаева, Б. Онкорова и др. Все они были членами «Астраханского общества скачек и конского бега». История этого общества пестрит многочисленными примерами, когда коннозаводчики, бывшие членами правления, чинили всевозможные препятствия рядовым калмыкам, пытавшимся выставлять своих лошадей и завязывать торговые сделки. В правление общества вступили владевшие значительным капиталом купцы-перекупщики, комиссионеры и пр. Здесь устанавливались оптовые и розничные цены не только на лошадей, но и на остальной скот.
Наряду с лошадьми на рынок поступал и крупный рогатый скот калмыцкой породы. Из общей массы калмыцких хозяйств к 90-м годам выделилась прослойка зажиточных скотоводов. Они наряду с нойонами и поставляли крупный рогатый скот на рынок. Однако и небогатые калмыки-скотоводы вынуждены были продавать скот прасолам, поставлявшим калмыцкий скот на убой не только в столицы, но — с развитием железнодорожного транспорта — и за границу. После постройки Грязе-Царицынской железной дороги, с 1880 г., началось обсуждение вопроса о постройке Астраханской железной дороги, которая соединила бы Астрахань с общей сетью железных дорог империи. Предлагались два варианта — левобережный и правобережный. Сторонники последнего, приводя доводы в пользу соединения Астрахани с Царицыном по правому берегу Волги, писали и о том, что этот вариант расширит возможности отправки по железной дороге калмыцкого скота, ценившегося в столицах. Однако решение вопроса затянулось, и лишь в начале XX в. был осуществлен левобережный вариант. Недостаточное развитие железнодорожного транспорта и отсутствие холодильных предприятий ограничивали сбыт калмыцкого скота.
Из продуктов скотоводческого хозяйства поступали на рынок кожи и шерсть — овечья и иногда верблюжья. Производства кожевенных изделий для продажи не было. На рынок поступали сырые кожи. Круглый год из Астраханской и Ставропольской губерний двигались огромные обозы с сырой кожей, закупавшейся обычно на месте. Нередко феодалы отдавали прасолам на откуп сбор кож. За определенную сумму, меньшую, чем рыночная стоимость тех же кож, закупщик получал право обдирать шкуры с павшего скота простых калмыков и нойонских стад в каком-нибудь улусе. Нойоны и зайсанги присваивали себе откупные деньги. Самые крупные пере-купочные пункты были в Царицыне и Черном Яре, на Калмыцком Базаре «близ Астрахани.
Шерсть тонкорунных овец, разводившихся в хозяйствах нойонов, в основном поступала на рынок. На нее предъявляла спрос русская суконная промышленность. Оптовой продажи грубой шерсти калмыцких овец в рассматриваемый период не производилось. Мелкие скупщики, офени и купцы производили обмен различных товаров на месте. Калмыкам привозились чай, мука, табак, мануфактура и мелкий железный инвентарь. Твердой цены на шерсть не существовало. Каждый раз при обмене устанавливались условия на далеко не эквивалентных началах. Вымененная шерсть продавалась крестьянам для изготовления валяной обуви. Нередко эта шерсть перепродавалась на месте простым калмыкам, нуждавшимся в ней. Овчины на рынок не поступали, так как их количество еле покрывало нужды самих простых калмыков. Стрижка верблюжьей шерсти проводилась нерегулярно, в зависимости от спроса на нее. В калмыцком хозяйстве верблюжья шерсть шла на нитки для шитья одежды и войлоков, на веревки, тесьмы и арканы. Верблюжьи шкуры ценились довольно низко. На рынок верблюды регулярно не поступали, так же как и верблюжья шерсть.
Для развития обмена имели значение ярмарки, устраивавшиеся ежегодно в улусах Астраханской губ. и в Большом Дербете. Весьма интересны указания на привоз в Калмыкию изделий, выделывавшихся специально с учетом особенностей калмыцкого быта. Так, из Казанской губ. на баржах по Волге доставлялись деревянные круги для кибиток; с Кавказа привозились точеные деревянные чашки и серебряные изделия; поступали железные изделия «в калмыцком вкусе».
* * *
Калмыкия входила в состав Российской империи, вступившей во второй половине XIX в. в период капитализма. Это не могло не отразиться и на хозяйстве калмыков. Нойоны-владельцы, богатые аймачные зайсанги и скотоводческая верхушка из числа простых калмыков шли по пути товарного разведения скота. У этих крупных скотоводов появлялись новые породы скота, пользовавшиеся спросом на рынке. Среди богатых калмыков имелась прослойка представителей торгово-ростовщического капитала. Хозяйства как этой группы калмыцкого общества, так и рядовых скотоводов поставляли продукцию скотоводческого хозяйства — скот, шерсть, кожи — на внутренний рынок России, откуда в Калмыцкую степь доставлялись предметы русской фабричной и кустарной промышленности.