|
Очерки
истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период. Издательство
«Наука», Москва, 1967.
Глава VIII КАЛМЫКИЯ
В КОНЦЕ XIX—НАЧАЛЕ XX в. И В ПЕРИОД ПЕРВОЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1905—1907
гг.
2.
Калмыкия в период революции 1905—1907 гг.
В 1905 г. сложившаяся в России революционная ситуация
привела к первой буржуазно-демократической революции. Общее положение
Калмыкии как отсталой колонии царской России, устойчивость кочевого быта,
отсутствие в степи крупной промышленности и промышленного пролетариата
были причиной того, что революционная борьба не получила здесь яркого
выражения. Но революционные события не могли не затронуть Калмыкию, где
также имели место проявления классовой борьбы; под идейным влиянием русских
революционеров из среды калмыков выдвинулись лица, примкнувшие к революционному
движению.
Еще до первой русской революции в Нижнее Поволжье начали
проникать марксистско-ленинские идеи. Они распространялись здесь через
Астрахань, которая являлась административно-политическим и культурным
центром губернии и Калмыкии. Астраханская губ. с ее уездами и г. Астрахань
при царизме были местом ссылки «политически неблагонадежных элементов».
В 1883—1889 гг. в Астрахани находился в ссылке великий русский революционный
демократ Николай Гаврилович Чернышевский. В 1899—1900 гг. в Астрахани
отбывал ссылку один из неутомимых борцов против самодержавия, организатор
первого социал-демократического кружка, который положил начало астраханской
социал-демократической партийной организации, — Ювеналий Дмитриевич Мельников.
Начатое Ю. Д. Мельниковым дело создания социал-демократической
организации в Астрахани было продолжено в первые годы XX в. его сотоварищами,
активными сторонниками и агентами ленинской газеты «Искра», — Л. М. Книпович,
И. Ф. Дубровинским, О. А. Баренцевой, будущими видными деятелями большевистской
партии. При них в 1901 —1903 гг. окончательно оформилась Астраханская
группа РСДРП ленинско-искровского направления. В эти годы Астраханская
группа РСДРП развернула большую работу среди населения Астрахани и губернии.
Она выпускала и распространяла большое количество листовок, отпечатанных
в своей подпольной типографии, распространяла и нелегальную литературу,
полученную из-за границы от редакции «Искры».
В результате деятельности астраханской социал-демократической
организации и под влиянием роста революционного движения революционно-освободительные
идеи проникали в среду передовой части немногочисленной калмыцкой интеллигенции,
каковую представляла прежде всего калмыцкая молодежь, обучавшаяся тогда
в различных учебных заведениях страны.
Так, еще в 1903 г. произошло волнение калмыцкой молодежи,
обучавшейся в астраханских учебных заведениях, о котором писала большевистская
газета «Искра». В № 40 от 15 мая 1903 г. этой газеты была помещена заметка
из Астрахани под названием «Педагоги-сыщики». В ней сообщалось, что «заведующий
пансионом Авров, бывший классный надзиратель реального училища..., отличившийся
на прежнем поприще склонностью к сыску и доносам, установил для своих
питомцев (учащихся-калмыков) такой режим, который довел их до открытого
протеста». По поручению астраханского губернатора Газенкампфа чиновник
Калмыцкого управления Сусковский произвел специальное расследование «о
бунте в стенах пансиона». На основании доклада Сусковского, в котором
учащиеся-калмыки пансиона «рисовались злостными бунтовщиками», приказом
попечителя были исключены из гимназии и пансиона два гимназиста-калмыка
как организаторы «бунта» и высланы в степь под надзор местной власти.
Одним из активных участников «бунта» был Степан Мучулаев,
выходец из бедной калмыцкой семьи Бага-бухусовского аймака Малодербетовского
улуса. Учился он тогда в Астраханской мужской гимназии и имел связь с
революционными организациями, посещал нелегальные кружки и принимал участие
в их работе. За участие в «бунте» Мучулаев был исключен из гимназии. Позднее
по ходатайству директора как способный ученик он был снова принят в гимназию
и окончил ее с золотой медалью.
К выступлению калмыцкой молодежи в Астрахани был причастен
также старший брат Степана Санджи Мучулаев, работавший тогда фельдшером.
Он был, как рассказывает М. С. Мучулаева (вдова Степана Мучулаева), исключительно
начитанный и развитой человек. Санджи рано примкнул к освободительному
движению и вел пропагандистскую работу среди калмыцкой молодежи. Его влияние
на молодежь было большое. Он доставал нелегальную литературу революционного
содержания, распространял и читал ее, проводил беседы на политические
темы, в которых критиковал существующий режим.
Заметив влияние, которое оказывал Санджи Мучулаев на
калмыцкую учащуюся молодежь, местная администрация поспешила удалить его
из Астрахани. Он был переведен на работу в селение Тюменевка Хошоутовского
улуса. Современник Мучулаева Гаря Манджиев рассказывает, что в 1905—1907
гг. и позднее квартира Санджи Мучулаева неоднократно подвергалась обыскам
жандармов, приезжавших из Астрахани, но им никак не удавалось обнаружить
у Санджи нелегальную литературу и раскрыть его противоправительственную
деятельность. Тот же Г. Манджиев хорошо помнит, как в Тюменевку к Санджи
Мучулаеву приезжал из Астрахани брат его Степан с русскими и калмыцкими
студентами и другими товарищами, которые пели «Марсельезу» и другие революционные
песни.
Церен Петкиевич Петкиев Начало
20 в.
По воспоминаниям современников, в волнении калмыцкой
молодежи 1903 г. принимал участие и Мацак Будаев, обучавшийся в одном
из учебных заведений Астрахани. Насколько позднее, в 1904— 1908 гг., когда
он работал переводчиком у улусного попечителя и одновременно учителем
местной школы, на его квартире была обнаружена жандармами нелегальная
литература, в частности «Женщина и социализм» Августа Бебеля, «Социализм
и социальное движение» Вернера Зомбарта, отдельные сочинения французского
социалиста-утописта Жан-Жака Руссо, тетрадь с записью революционных песен,
в том числе «Марсельезы». Выступление калмыцкой молодежи в 1903 г. было
связано с подъемом революционного движения и с деятельностью социал-демократической
организации Астрахани. Известно, что именно в 1901 — 1903 гг. астраханские
социал-демократы, сносившиеся с редакцией ленинской «Искры», вели большую
агитационно-пропагандистскую и организационную работу среди рабочих, ремесленников,
учащейся молодежи и солдат гарнизонных частей Астрахани. Еще в 1901 г.
в Астрахани насчитывалось 12 марксистских кружков, в один из которых входила
исключительно учащаяся молодежь. Заслуженный учитель РСФСР, а ныне персональный
пенсионер Церен Петкиев, обучавшийся в 1900—1905 гг. в Астраханском реальном
училище, вспоминает, как тогда учащиеся-калмыки, проживавшие в калмыцком
пансионе, нелегально доставали и хранили под матрацами различные прокламации
и листовки, издававшиеся социал-демократическими организациями Астрахани,
Саратова и Казани. Они жадно читали их и стали приобщаться к политической
жизни.
Влияние революционной социал-демократии проникало в
среду калмыцкой интеллигенции через социал-демократические организации
не только Астрахани, но и Ставрополя, Ростова-на-Дону и Царицына.
События 9 января 1905 г. в Петербурге, ознаменовавшие
собой начало первой русской революции, оказали влияние на подъем революционного
движения в стране. Воспитанная на идеях ленинской «Искры», астраханская
социал-демократическая организация развила большую деятельность, печатая
листовки и распространяя их и издания ЦК РСДРП в городе и в уездах. Начались
забастовки на предприятиях города.
Во многих прокламациях наряду с изложением экономических
и политических требований рабочих выдвигался национальный вопрос и разрешение
его с точки зрения ленинской программы партии, принятой II съездом РСДРП,
что имело особенно важное значение в условиях Астраханской губ., отличавшейся
пестротой национального состава населения, состоявшего из русских, татар,
калмыков, казахов и др.
В ответ на самодержавную политику разжигания национальной
вражды астраханские большевики призывали трудящихся всех национальностей
к интернациональному сплочению, к укреплению единого народного фронта
борьбы против царизма. В «Рабочем листке» в июне 1905 г. они писали: «Мы
понимаем, что возбуждение национальной вражды может вызвать недоверие
в наших рядах... А это недоверие ослабит нашу организационную работу,
ослабит освободительное движение пролетариата. Поэтому словом и делом
необходимо бороться против политики царского правительства, разъясняя
товарищам общность наших интересов, независимо от национальности».
Действительно, в революционном движении в Астраханской
губ. вместе с русскими рабочими выступали рабочие из национальных меньшинств
и, в частности, калмыки, работавшие на астраханских рыбных промыслах.
Известно, например, участие в рабочем движении Астрахани 1905—1907 гг.
рабочего-калмыка Тюрбя Бадашева, работавшего на Форпосте (ныне Трусовский
район г. Астрахани). Вместе с русскими и татарскими рабочими он принимал
участие в забастовочном движении на Форпосте и в Астрахани. Брожение среди
рабочих рыбных Промыслов отражают контракты рыбопромышленников с рабочими
1906 г. Один из них, заключенный с рабочими-калмыками, предусматривал
возможность «народного возмущения»; в этом случае «дело прекращается,
и народ увольняется с удовлетворением платы по день службы».
Под влиянием революционной борьбы русского пролетариата
и крестьянства началось крестьянское движение и в Калмыкии. Оно было направлено
против захватов общинных земель и пастбищ местными нойонами и зайсангами
и русскими кулаками. В газетной корреспонденции 1906 г. так описывается
настроение трудовых масс калмыцкого крестьянства: «В последнее время стало
заметно проявляться недовольство бедной части населения калмыцких степей
против крайне сомнительного свойства деяний зайсангов и нойонов. Их деяния
принимают с каждым годом хищнический характер, чем вооружают и настраивают
против себя бедный угнетенный калмыцкий народ». В 1905 г. калмыки ряда
хотонов Хошоутовского улуса начали упорную борьбу против енотаевских кулаков
Лукомских, арендовавших Шамбайские дачи у наследника нойона Тюменя. Требования
Лукомских к населению хотонов удалиться со скотом с шамбайских земель
или платить за выпас скота деньги калмыки решительно отвергли. В ответ
на притеснения и принятые Лукомскими меры калмыки стали вытравлять луга
скотом, захватывать и разбирать стога скошенного сена.
Старшины пяти хотонов, жалуясь, что братья Лукомские
«прогоняют с острова Шамбая калмыков, исконных обитателей его», писали
астраханскому губернатору: «Калмыки в числе 500 человек вынуждены побросать
свои мазанки и базы и отойти на песчаный берег, где нет не только удобства
для устройства жилья людям и загонов для скота, но нельзя собирать ни
одного снопа сена, — так эта местность была бедна растительностью. Мы
находимся в самом критическом положении ... и просим защиты нас и наших
семей от незаконного утеснения со стороны наследников нойона Александра
Тюменя и их арендаторов».
Борьба шамбайских калмыков была настолько упорна, что
арендаторы Лукомские вынуждены были отказаться от аренды и предъявить
Тюменям иск за убытки, причиненные калмыками.
Волнения крестьян-калмыков на этом не прекратились.
30 сентября 1907 г. аймачные старшины — представители калмыков, указывая
на новые притеснения князей Тюменей, потребовали от заведующего улусом
разрешить калмыкам порубку кольев и хвороста в шамбайском лесу; при этом
они угрожающе предупреждали: «если разрешение запоздает или если оно совсем
не будет дано, то калмыки и сами воспользуются нужными для них материалами
до законного восстановления наших прав на владение Шамбаем».
Князья Тюмени и их доверенный П. М. Першин неоднократно
обращались к губернатору с жалобой на «дерзость» и «самовольство» шамбайских
калмыков. В борьбе со своими эксплуататорами трудовые калмыки в некоторых
местах прибегали к такой форме классовой борьбы, как поджог заготовленного
сена и хозяйственных построек «своих» богачей, нойонов и зайсангов и кулаков-колонизаторов.
Першин писал астраханскому губернатору: «Если кто-нибудь даже и пожелал
бы взять Шамбайский участок в аренду, то будет ими (калмыками) разорен».
«Они сожгут сено и всякие постройки. Нельзя этому не верить, так как нечто
подобное калмыки один раз уже проделали». В 1909 г. тот же Першин писал
в своей жалобе, что около 300 калмыков «скопом вторглись на землю Тюменей.
С калмыками, по их многочисленности, нет никакого слада — не подчиняясь
распоряжениям властей, они косят сено и пасут стада в чужом имении» (имеется
в виду имение князей Тюменей).
Движение шамбайских калмыков продолжалось несколько
лет и имело антифеодальный, а отчасти и антиколониальный характер. Только
в 1909 г. местные царские власти с помощью стражников, вызванных из Енотаевска
и Астрахани, сумели подавить волнения в Хошоутовском улусе.
Волнения крестьян-калмыков в эти годы происходили и
в других улусах Калмыкии. Так, например, летом 1906 г. группа калмыков
Большедербетовского улуса во главе с безаймачным зайсангом Андреем Михайловым
(Идеровым), «воспользовавшись всеобщим брожением», сообщал пристав кочующих
в Ставропольской губ. народов в Министерство внутренних дел, самовольно
захватила участок земли, сданный в аренду против желания калмыков.
О том, что крестьянское движение на Дону оказывало влияние
на донских калмыков-казаков, говорит рассказ делегата Области Войска Донского
на заседании Всероссийского крестьянского съезда в ноябре 1905 г.: в один
из районов Донской области, где крестьяне составили приговор с требованием
выборного государственного правления, был послан для восстановления «порядка»
отряд казаков-калмыков, которые «передались на сторону крестьян».
Под влиянием революционных событий 1905—1907 гг. из
среды калмыков выдвигались деятели революционно-демократического направления.
Так, в 1906 г., как рассказывает известный революционный деятель, будущий
большевик X. Б. Кануков, передовые люди из учителей-калмыков Сальского
округа Области Войска Донского «начали нелегально собираться» и обсуждать
политические вопросы. Они вели работу по распространению среди населения
«нелегальной литературы», говорили о национально-колониальной политике
царизма и о «равенстве наций».
В апреле 1907 г. по инициативе учителя Канукова и студента
Б. Уланова был создан нелегальный союз калмыков-учителей под названием
«Хальмг Тангчин туг» («Знамя калмыцкого народа»).
Говоря о создании этого союза, X. Б. Кануков пишет: «Политическую
работу начал в 1905 г., которая выражалась в чтении и распространении
нелегальных брошюр, книг, листовок. Из брошюр сейчас помню: «Хитрая механика»,
«Потерянный и возвращенный рай» Л. Толстого, переделанный на политическую
тему, и др., а из листовок «Обращение к крестьянству». Вел пропаганду
к низвержению царизма, капитала и восстановлению свободного
труда, равенства классов и нации» . Союз имел свои устав. В автобиографии
X. Б. Кануков пишет: «Детально устав сейчас не помню, но главные задачи
состояли в восстановлении родного языка, литературы, поднятии культурного
уровня калмыков, широком распространении и переводе нелегальщины».
Кануков вспоминает, что в то время он не имел представления
о партийных программах и о расхождении партий. Среди названных им изданий
упомянута листовка к крестьянству, очевидно выпущенная в ноябре 1905 г.
Центральным Комитетом РСДРП и переизданная в 10 тыс. экземпляров самарской
с.-д. организацией, и «Хитрая механика» — брошюра, изданная крестьянским
союзом партии эсеров.
24—25 апреля 1907 г. представитель Союза участвовал
в работе Учредительного съезда Всероссийской федерации национальных и
территориальных союзов учителей и других деятелей по народному образованию,
состоявшегося в Петербурге.
По докладу делегата Калмыцкого союза съездом была принята
резолюция, в которой говорилось: «Для культурного возрождения калмыцкого
народа необходимо добиваться: 1) национализации школы; 2) широкого просвещения
калмыцкого народа; 3) автономии; 4) учительских семинарий или особых курсов
для калмыков обоего пола с кафедрой монголо-калмыцкой словесности».
Союз «Хальмг Тангчин туг» являлся национальной демократической
организацией, возникшей под влиянием первой русской революции. Но развернуть
сколько-нибудь заметную работу члены этого союза не смогли. Они не успели
близко связаться с широкими массами калмыков. В январе 1908 г. общество
было раскрыто царскими властями и прекратило свое существование. X. Б.
Кануков как один из активных руководителей союза был подвергнут обыску
и аресту. У него была обнаружена нелегальная литература. «Я был арестован,
— пишет Кануков, — и препровожден в Саль-скую предварилку (тюрьму), где
просидел три недели». По выходе из тюрьмы он был лишен права поступать
на государственную и общественную работу и отдан под надзор полиции. Несколько
позднее Кануков был отправлен в казачий полк рядовым.
Одним из первых революционеров-подпольщиков из среды
калмыков был Николай Акимович Хасаков, выходец из оренбургских калмыков-казаков.
Н. А. Хасаков был профессиональным революционером, посвятившим всю свою
жизнь делу борьбы за социальное и национальное освобождение трудящихся.
В первые годы XX в. он находился в эмиграции в Швейцарии, откуда вернулся
в Россию в марте 1904 г. и принял непосредственное участие в революции
1905—1907 гг.
За революционную деятельность, «за пропаганду, богохуление»
и «за оскорбление его императорского величества» Хасаков в 1905 г. был
предан Казанскому военно-окружному суду. В апреле 1906 г. он совершил
побег из Оренбургской тюрьмы, перешел на нелегальное положение и вел в
1906—1907 гг. пропагандистскую работу в ряде городов, в том числе и в
Астрахани. В протоколе, составленном при аресте Хасакова в феврале 1907
г. полицейским надзирателем г. Верхне-Уральска, написано: «Цель своего
прибытия в В. Уральск объяснить отказался, прибыл сюда уже три дня тому
назад, чем занимался здесь, также объяснить не желает. При розыске у задержанного
в кармане найдена записка с печатью Уфимского комитета социал-демократической
партии». Записка была выдана «товарищу Николаю — пропагандисту организации»
для явки. 3 апреля 1907 г. Хасаков был осужден временным военным судом
г. Оренбурга на 6 лет каторжных работ.
Борцом за интересы трудящихся калмыков в начале XX в.
был также Ходжака Зунгруев, выходец из простолюдинов Серебджаповского
аймака Хошоутовского улуса. Он открыто выступал в защиту интересов калмыцких
крестьян и бедноты, против эксплуатации их нойонами и зайсангами, призывал
калмыков к борьбе против крупного феодального владельца Хошоутовского
улуса нойона Тюменя и зайсангов за землю, за невыплату оброка, освобождение
крестьян-калмыков из-под власти местных феодалов. Истории его борьбы с
нойонами и зайсангами посвящена известная пьеса «Ходжака», написанная
в 20-х годах А. Бадмаевым на основе исторических данных и рассказов современников
событий.
За свои активные выступления против феодальных устоев
Зунгруев был подло убит специально подосланным князем Тюменем человеком.
11 декабря 1905 г. был издан избирательный закон о выборах
в Государственную думу. Как и манифест 17 октября 1905 г., он был уступкой
самодержавия, вызванной подъемом революции. Но царское правительство отнюдь
не шло на удовлетворение народных требований. Выборы в I Думу, проходившие
в 1906 г., и во II Думу 1907 г. не были ни всеобщими, ни равными, ни прямыми,
ни тайными; они были многостепенными, проводились по куриям. Помещики
и буржуазия имели огромные преимущества, им обеспечивалось большинство
мест в Государственной думе. По «Положению о выборах в Государственную
думу для инородцев» кроме имущественного ценза требовалось еще знание
русского языка. Лица, не владеющие русским языком, не могли быть избраны
депутатами в Государственную думу.
Выборы в Государственную думу в Калмыцкой степи были
проведены с большим опозданием. 25 марта 1906 г. были утверждены «Правила
о производстве выборов в Государственную думу в местностях, занимаемых
кочевыми инородцами Астраханской и Ставропольской губерний». Этими «Правилами»
было установлено, что от калмыков этих губерний избирается 1 член Государственный
думы. Он избирался на собрании выборщиков, представленных по норме, —
один выборщик от каждого улуса и по одному выборщику от участковых избирательных
съездов постоянных жителей «оседлых поселений, расположенных в пределах
занятых калмыками Астраханской губернии местностей, население коих не
подчинено калмыцкому управлению».
Отсталость калмыцких трудящихся масс, живучесть феодально-патриархальных
традиций и пережитков, слабость калмыцкой демократической интеллигенции
дали возможность националистическим элементам из среды феодально-кулацкой
верхушки калмыцкого общества выдвинуть и без особого труда провести выборщиками
по выборам в Думы от улусов своих людей. Так, например, по выборам во
II Государственную думу от калмыков и оседлых поселений Калмыцкой степи
выборщиками были: нойон Тюмень и шесть зайсангов, два духовных лица (гелюнг
и мулла мечети Калмыцкого базара) и два богача-кулака. В результате этого
не удивительно, что депутатами от Калмыков попали в I Думу князь Д.Ц.
Тундутов, а во II — князь С.Б. Тюмень.
Еще тогда в заметке «К выборам калмыцкого депутата»,
помещенной в газете «Астраханский листок» за подписью «Калмык», хорошо
показаны условия, в каких проходили выборы в Думу в Калмыцкой степи, а
также классовое лицо как выборщиков, так и самих депутатов от калмыков.
Отмечая, что «выборщиками прошли исключительно лица, принадлежащие привилегированному
сословию», автор писал: «Для того, чтобы не удивляться тому, почему эти
лица прошли выборщиками, надо знать калмыка, загнанного жизнью, окружающими
условиями, начальством и разными косвенными денежными поборами в пользу
всех духовных и светских «властей», — а надо знать также, как происходят
самые выборы. Собирается сход из родового старшины, всех хотонных старост
и одного человека от каждых 10 кибиток. Председательствуют и руководят
выборами эти же привилегированные, т.е. нойоны, зайсанги, духовные и крупные
богачи.
Кандидатами они и предлагаются, а из простых никто не
изъявляет желания, так как, с одной стороны, боится соперничать с нойоном
и зайсангом, с другой стороны, понимает, что при существующих открытых
голосованиях он никогда не пройдет».
Далее автор заметки ставил вопрос, могут ли намеченные
кандидаты для выбора в Думу — нойон Тюмень и зайсанг Арлуев — «что-либо
сделать» для защиты интересов калмыцкого народа, и отвечал: «Никогда и
ничего, потому что для них выгодно, чтобы калмык оставался темным и верным
преданиям старины, и, кроме того, не было в жизни примера, чтобы волк
заботился об улучшении и охране жизни овец».
Как видно, автор заметки «Калмык» очень хорошо видел
и понимал тяжелую жизнь и нужды калмыцкого народа, угнетенного царскими
колонизаторами и «своими» эксплуататорами. Можно не сомневаться, что он
был представителем той калмыцкой демократической интеллигенции, которая
только формировалась и поднимала свой голос в защиту интересов народных
масс.
Калмыцкие депутаты передали Думе ходатайства; некоторые
их пункты отражали в известной степени национально-освободительные тенденции.
Депутаты просили возвратить калмыкам земли, отведенные под оброчные статьи;
не допускать в дальнейшем отчуждения калмыцких земель; наделить приморских
и приволжских калмыков рыболовными водами; избавить калмыцкий народ от
административного попечительства; заменить казенный сбор со скота подоходным
налогом; сложить недоимки, числящиеся за беднейшими калмыками; организовать
взаимное страхование скота от падежа и кредит с основным фондом из сумм
общественного калмыцкого капитала; принять меры к закреплению летучих
песков и обводнению Калмыцкой степи. Выражая недовольство некоторыми сторонами
колониальной политики царизма, просьбы калмыцких депутатов не затрагивали,
однако, внутренних отношений в степи. Это и понятно: калмыцкие депутаты
князья Тундутов и Тюмень являлись крупными владельцами земли и скота и
не могли быть сторонниками социальных реформ в Калмыкии. Пункты об ограждении
калмыцких земель от отчуждений и о ликвидации попечительства отвечали
их классовым интересам и стремлениям занять в Калмыкии господствующее
положение. Тундутов состоял членом аграрной комиссии I Думы. По-видимому,
там он и выступал с вышеизложенными требованиями верхушки калмыков. Тундутов
принадлежал к фракции конституционно-демократической партии, партии буржуазии
и обуржуазившихся помещиков. Тюмень при выборах значился «беспартийным,
примыкающим к правым», в Думе примкнул к кадетам.
I Дума просуществовала немногим более двух месяцев,
II Дума — три месяца. Обе они были разогнаны царским правительством, как
не оправдавшие его расчетов на поддержку. Ходатайства калмыцких депутатов
никаких результатов не дали.
Реакционный закон о выборах в III Думу лишал избирательных
прав нерусское население ряда окраин России. Потеряли право иметь представителей
в Думе и калмыки.
После выборов в I и II Думы антифеодальное движение
в Калмыцкой степи, имевшее и антиколониальную направленность, не прекращалось.
Продолжались выступления калмыцких крестьян против улусной администрации,
русских колонизаторов-кулаков и местных эксплуататоров—нойонов и зайсангов
в Хошоутовском, Багацохуровском, Малодербетовском и других улусах. Имели
место такие явления, как отказы от уплаты податей и налогов, исполнения
распоряжений чиновников местных учреждений по подводной, дорожной, квартирной
и другим натуральным повинностям, участились случаи «разбоев» и «грабежей».
В этом отношении характерно признание в 1907 г. попечителя южной части
Малодербетовского (позднее Манычского) улуса Н. М. Рысина о том, что одной
из причин «скотокрадства в степи» являются «бедность и отсутствие средств
к жизни».
Антиколониальную направленность имели и выступления
против деятельности миссионеров. Активные проводники национально-колониальной
политики царизма, православные миссионеры в 1905—1907 гг. прямо отмечали
«пагубное» влияние революции на калмыков, в частности крещеных. Так, например,
протоиерей И. Саввинский, указывая на выступления астраханских калмыков
против миссионерства, писал: «На Калмыцком Базаре была открыта калмыками
своя школа, в противовес миссионерской, куда и стали ходить все калмычата.
Общественные же непорядки отразились неблагоприятно на церковных денежных
сборах и членских взносах». Первым учителем и организатором этой школы
был Церен Петкиев, кончивший в 1905 г. астраханское реальное училище.
В селениях Булгун-Сале (ныне с. Троицкое), Яшкуле и Амта-Бургусте были
закрыты миссионерские приюты, а в других миссионерских школах штаты были
сокращены.
Недовольство русификаторской политикой царизма было
использовано ламаистским духовенством для реакционной и националистической
пропаганды. Эти черты сказались в движении, начавшемся среди оренбургских
крещеных калмыков в 1903— 1904 гг., которое особенно усилилось после издания
царским правительством манифеста 17 октября 1905 г. Напуганное революцией,
правительство дало в манифесте ряд обещаний, оказавшихся лживыми. В манифесте,
как известно, провозглашались свобода совести, слова, собраний, неприкосновенность
личности, созыв законодательной думы. Оренбургские калмыки открыто выступили
тогда против миссионеров и соблюдения церковных обрядов, стремясь вернуться
к ламаизму. Движение это было вызвано грубой национально-колониальной
политикой царизма. Вместе с тем в нем довольно ясно сказывались реакционные
и националистические идеи, проповедоваемые ламаистским духовенством и
кулацко-казачьей верхушкой оренбургских калмыков. Источники указывают,
что именно в этот период к оренбургским калмыкам приезжали ламы и из Бурятии.
Малочисленность и слабость калмыцкого пролетариата,
отсутствие в степи промышленных предприятий и рабочих организаций, территориальная
разобщенность в условиях кочевого и полукочевого образа жизни в степи,
оторванность и отдаленность Калмыкии от революционных центров — все это
сказалось на участии калмыцких трудящихся в первой русской революции 1905—1907
гг.
Трудящиеся массы Калмыкии еще не имели ни руководителя,
ни плана действий, их выступления носили неорганизованный, локальный характер.
Развитию борьбы калмыцкой бедноты с эксплуататорами из калмыцкой же среды
мешали также факты захвата не только нойонских и хурульных, но и калмыцких
общинных земель отдельными русскими крестьянскими обществами, имевшие
место в ряде улусов Калмыкии.
Один из очевидцев и современников событий, бывший чиновник
Калмыцкого управления Ф.И. Плюнов так описывает земельные отношения между
русским и калмыцким населением в степи: многие «крестьяне сел, окружающих
Калмыцкую степь, успели развить свое скотоводство до размеров настоящего
промысла и всегда обеспечивали свой скот кормом за счет калмыцких угодий.
Они или снимали в аренду отдельные участки земли (оброчные статьи), или
в известные времена года выпасывали свой скот за особую плату на калмыцких
землях совместно с калмыками. Так было до 1905 года. Но весною 1905 г.
крестьяне, в сознание которых революционная волна докатилась в самой уродливой
форме, выгнали свои стада и отары в Калмыцкую степь на самые лучшие покосные
места и отказались вовсе платить аренду».
Подобные факты были на руку только феодально-националистическим
и буржуазно-националистическим элементам.
Первая русская революция 1905—1907 гг. потерпела поражение.
Несмотря на это она имела огромное историческое значение. Слабостью революционного
и национально-освободительного движения в Калмыкии начала XX в. явилось
то, что оно еще не слилось с революционным движением русских рабочих и
крестьян. Тем не менее те местные разрозненные выступления, которые происходили
в Калмыцкой степи под влиянием революции в России, свидетельствуют о том,
что и эта отсталая национальная окраина приобщалась к политической жизни,
к революционно-освободительной борьбе.
|