Очерки истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период. Издательство «Наука», Москва, 1967. Глава I ТЕРРИТОРИЯ КАЛМЫЦКОЙ АССР И ЕЕ НАСЕЛЕНИЕ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН до XVII в.3. Калмыцкая степь в скифо-сарматское время.Дальнейшее развитие производительных сил и техники неизбежно приводит к тому «периоду, во время которого все культурные народы переживают свою героическую эпоху, — эпоху железного меча, а вместе с тем железного плуга и топора. Человеку стало служить железо, последний и важнейший из всех видов сырья, игравших революционную роль в истории. …Железо сделало возможным полеводство на более крупных площадях... дало ремесленнику орудия такой твердости и остроты, которым не мог противостоять ни один камень, ни один из других известных тогда металлов». Железо — наиболее распространенный в мире металл, намного превосходящий бронзу по своим качествам. Вместе с переходом к металлургии железа неограниченно расширяются возможности для развития всех отраслей хозяйства. Примечателен тот факт, что наиболее древний в Европейской части СССР предмет из железа обнаружен в кургане № 6 группы Бичкин-Булук близ г. Элисты. Этот курган относится, по всем данным, к XVII —XIII вв. до н. э. По мнению И. В. Синицына, этот предмет служил наконечником копья. В древневосточных и греческих письменных источниках первого тысячелетия до н.э. появляются впервые сведения о названиях племен и племенных союзов юга СССР — киммерийцев, скифов, савроматов, сарматов, синдов, меотов, колхов, урартов и других племен. Киммерийцы, по-видимому, первоначально обитали в Северном Причерноморье и Крыму, затем, согласно греческим источникам, были вытеснены со своих мест скифами, появившимися в степной зоне СССР около VIII в. до н.э. Скифы — многолюдное ираноязычное племя, связанное по cвоемy происхождению с древними народами Средней Азии. Не вызывает никакого сомнения тот факт, что скифы обитали и на территории Калмыкии . Переселение прямых предков скифов из заволжских районов на запад началось в конце второго тысячелетья до н.э., в период начавшегося разложения первобытно-общинного строя и постепенного превращения скотоводства в ведущую отрасль хозяйства. Переход к кочевому скотоводству сделал труд степняка более продуктивным, расширил возможности накопления продуктов, бляхи и обломки зеркал из бронзы. По-видимому, женщины изготовляли грубые ткани из шерсти для шитья одежды, о чем говорят пряслица, сделанные из глины и кости. К числу женских изделий относятся циновки, которые прикрывали глиняный пол могильной ямы. Рост производительных сил сарматов способствовал расширению торговых связей с древними племенами Кавказа, на что указывают стеклянные бусы, бронзовые фибулы и зеркала. По мере дальнейшего развития различных сторон экономической жизни общества патриархальная семья становилась самодовлеющей хозяйственной единицей, постепенно ослаблялись родовые связи. Об этом свидетельствуют обнаруженные одиночные погребения и коллективные захоронения целой семьи: мужа, жены и их детей. Несомненно, общество было уже социально неоднородно. Оно состояло из родо-племенной верхушки и рядовых скотоводов. По данным греческого географа Страбона, пространство у западных и северных берегов Каспийского моря до низовьев р. Дон населяло сарматское племя аорсы. Они господствовали над большей частью Каспийского побережья, а другое сарматское племя — сираки — занимало в основном Манычскую долину. На тех же местах, где жили аорсы, обитало сарматское племя — аланы, ставшее известным греко-римским авторам в I в. н.э. По мнению советского археолога К.Ф. Смирнова, аланы начали оформляться как самостоятельная политическая и военная сила в недрах союза сарматских племен III—II вв. до н.э., когда во главе этого союза стояли аорсы. Нет никакого сомнения в том, что аланы жили в степных районах Прикаспия и Поволжья и играли руководящую роль среди сарматских племен Подонья, Поволжья, Северного Кавказа, начиная с середины I в. вплоть до середины IV в. н. э. Около этого времени наступил конец политической самостоятельности аланов под ударом азиатских кочевников, известных в истории под названием гуннов. В результате в середине IV в. н.э. в степях Северного Прикаспия произошла политическая перегруппировка племен. Первые сведения о гуннах в европейских письменных источниках появились еще в середине II в. н.э. Автор стихотворного «Описания населенной земли» Дионисий из Египта помещает племена «уннов» на северных берегах Каспийского моря между скифами и каспийцами. У знаменитого географа Клавдия Птолемея имеется сообщение о том, что «между бастернами и роксоланами живут «хуны»». Гунны шли на запад двумя группами: одна переправлялась через Волгу и низовье Дона, двигалась по северному побережью Азовского моря, а другая форсировала Волгу, спустилась по западному берегу Каспийского моря до р. Терек, затем шла по Кубани к Таманскому полуострову, переправилась через Керченский пролив и вторглась в Крым. Сарматские племена во главе с аланами, жившие в Калмыцких степях, были разгромлены и разорены гуннами, уцелевшие присоединились к завоевателям и участвовали в дальнейших походах гуннов; другая часть аланов, избежавшая истребления, переселилась за р. Терек, заселила территорию современной Осетии и послужила основным ядром осетинского народа. Археологические данные позволяют думать, что отдельные группы аланов продолжали жить в Калмыцкой степи и после гуннского нашествия. Сарматская культура была унаследована народами, которые
вошли в состав Хазарского каганата. |
||
<Предыдущая> <Содержание> <Следующая> |