|
Очерки
истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период. Издательство
«Наука», Москва, 1967.
Глава III ДОБРОВОЛЬНОЕ
ВХОЖДЕНИЕ КАЛМЫКОВ В СОСТАВ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА
5.
Русско-калмыцкие отношения в середине XVII в.
Развитие экономических и политических отношений
В первые десятилетия XVII в. калмыцкие тайши пытались
обеспечить себе путь на запад по северной половине современного Казахстана.
Но этот путь оказался очень трудным, ибо движение по нему неминуемо вызывало
сопротивление русского и татарского населения, обитавшего вдоль южной
границы Западной Сибири, а также башкир, кочевья которых лежали на пути
следования калмыков. Не добившись успеха на этом пути, тайши вынуждены
были отклониться на юго-запад и через степи Центрального Казахстана спуститься
к низовьям Яика и Волги. Этот маршрут оказался для них более благоприятным.
Он привел их в конце концов в район, вполне удовлетворявший их потребности
в пастбищных угодьях. Здесь они я обосновались в 50-х годах XVII в.
Общий курс политики царского правительства по отношению
к калмыкам в 20-х—40-х годах XVII в. был несколько более жестким по сравнению
с началом века. Если ранее в царских грамотах, адресованных тайшам, содержалось
согласие на кочевку калмыков по р. Ишим, то уже в 1620г. просьба тайшей
на этот счет была отклонена и тобольскими и московскими властями. Несмотря
на то что Далай пытался сохранить дружественные отношения с Русским государством
и даже приказал сурово наказать некоторых младших тайшей, самовольно напавших
на русские и ясачные волости, царские власти заняли очень сдержанную позицию
по отношению к нему. Через специально командированного в калмыцкие улусы
сына боярского Д. Черкасова было передано, чтобы калмыки покинули «государеву
землю» и не занимали угодий ясачных татар. Если в первые годы правительство
настойчиво требовало от воевод сибирских городов и Уфы присылки калмыцких
послов в Москву, то в 1623 г. этим воеводам было предписано: «... а к
Москве б послов их не пускали... и для того отказывать, что они люди многие
и воинские, и они б к Москве пути не познали».
Несмотря на это тайши время от времени просили разрешения
отправить своих послов в Москву. Иногда они такое разрешение получали.
Так, в 1630г. в Москву прибыло специальное посольство от Далая, чтобы
подтвердить подданство Далая России и получить разрешение кочевать ближе
к Уфе. Послы Далая Балта и Баучин были приняты дьяками Посольского приказа,
а затем и царем. Русское правительство похвалило Далая и его сыновей за
верность, послало ему царское жалованье, но отклонило их просьбы о предоставлении
кочевий под Уфой и порекомендовало остаться на старых кочевьях за Иртышом.
В августе Балта и Баучин вернулись в Уфу.
С 20-х годов XVII в. Уфа стала важным центром по связям
с калмыками. Туда многократно прибывали калмыцкие послы и купцы. Правительство
России, не разрешая калмыкам селиться вблизи Уфы, не возражало против
их торговли в районе города и неоднократно указывало уфимскому воеводе
поощрять торговлю.
Хотя между тайшами и Русским государствам преобладали
мирные посольские и торговые отношения, время от времени возникали и вооруженные
столкновение. Причинами этих столкновений являлись, во-первых, неурегулированность
многих важных вопросов жизни калмыцкого народа, оторвавшегося от Джунгарии,
но еще не вполне обосновавшегося на новом месте, в частности вопроса о
территории для кочевок, во-вторых, хищничество отдельных тайшей, искавших
случая поживиться путем грабительского набега на тот или иной населенный
пункт, в-третьих, ошибки и прямые злоупотребления местных представителей
русской власти, что наносило ущерб жизненным интересам калмыков. Так,
в результате ряда имевших место конфликтов в 1643—1644 гг. отряд русских
ратных людей и башкирских воинов под командованием уфимского воеводы Л.А.
Плещеева совершил поход в степь. Произошел бой, причем много калмыков
было взято в плен.
Вернувшийся в 1645г. из Тибета Дайчин постарался уладить
накопившиеся конфликтные дела мирным путем. Он добился разрешения послать
своих представителей для переговоров в Москву. Посланцы Дайчина Бакши
Сабанов и другие изложили в Москве просьбу о прекращении военных операций
и заверили, что тайши будут верно служить русскому царю. Они просили,
чтобы для продолжения переговоров из Москвы к Дайчину были направлены
царские послы. Правительство удовлетворило эту просьбу, и в конце 1645г.
из Уфы было отправлено к тайшам — торгоутам посольство во главе с стрелецким
сотником А. Б. Кудрявцевым, которому в наказе предписывалось привести
тайшей к шерти, призвать их идти войной вместе с русскими ратными людьми
на Крым и прислать в Царицын для похода на Крым 12 тыс. лошадей. Однако
Кудрявцев встретил такой холодный прием со стороны тайшей, что о выполнении
наказа не пришлось и думать.
Сам Дайчин еще не появился в улусах, и переговоры Кудрявцев
вел с Елденем, Лаузаном, Шункеем. Тайши заявили, что они никогда не просили
о подданстве. Одна из причин столь переменчивой позиции калмыцких тайшей
заключалась в обострении отношений их с башкирами. Неурегулированность
вопроса о калмыцких кочевьях в верховьях Яика создавала почву для военных
столкновений между башкирскими и калмыцкими кочевниками. Не удивительно
поэтому, что взаимные набеги калмыцких и башкирских феодалов были распространенным
явлением. В башкиро-калмыцких конфликтах правительство, как правило, особенно
в первое время, принимало сторону башкир, в течение уже почти столетия
являвшихся подданными России. Калмыцкие тайши со своей стороны всемерно
добивались, чтобы царские власти приняли меры к недопущению башкирских
набегов на калмыков. В 1648г. правительство пошло навстречу калмыкам в
этом вопросе. В сентябре этого года оно предписало уфимскому воеводе созвать
в Уфу башкирских старшин и объявить им, что калмыцкие тайши со всеми своими
улусами стали кочевать по Яику, Ори, Киилу, Сакмаре и другим рекам, и
башкирам давно был дан указ, чтобы они на калмыцкие улусы не нападали,
скот и пленных у них не отгонял. Башкирам был брошен упрек в том, что
они беспрестанно нападают на калмыков, чинят им «задоры» и так ожесточили
последних, что те стали вторгаться не только в Уфимский, но и в Казанский
и Самарский уезды. Воевода должен был указать правителям башкир, чтобы
они впредь с калмыками не ссорились и не нападали на них. За нарушение
этого запрета правительство грозило башкирам смертной казнью и отказывалось
производить размен пленных.
Однако это мероприятие правительства не могло сразу
и полностью урегулировать калмыцко-башкирские отношения. В июне 1649г.
посланцы Дайчина-тайши жаловались царю Алексею Михайловичу на башкир,
совершивших налеты на калмыцкие улусы, и просили произвести обмен пленными.
В грамоте от июля 1649г. правительство призывало Дайчина отойти за Яик
и Эмбу, а по рекам Яику, Ори, Киилу, Сакмаре и другим не кочевать, тогда
и столкновения с башкирами прекратятся. Царское правительство уведомляло
тайшей, что воеводам Астрахани, Уфы и других городов дан указ на калмыков
не нападать и произвести обмен пленными.
21 сентября 1649г. из Уфы выехал в калмыцкие улусы для
уточнения вопроса о размене пленными уфимский дворянин И.И. Онучин. 8
ноября он встретился с Дайчином, который заявил: «земля де и воды божьи».
Земля, на которой калмыки кочуют, по словам Дайчина, принадлежала ногайцам,
и башкирских вотчин на ней не было, а кочевать калмыкам больше негде.
14 июня 1650г. Онучин вернулся в Уфу вместе с посланцами
от Дайчина. Они привезли с собой 14 человек пленных для размена и выкупа.
Посланцы дали шерть за Дайчина, его братьев и племянников и за всех улусных
людей, кроме Лаузана, который «ни в чем ево (Дайчина. — Ред.) не слушает».
Тайши обещали с государевой земли сойти, не нападать на башкир и других
русских подданных, разменяться пленными, «а хто государевым людям недруг,
тот и Дайчину недруг».
В течение последующих нескольких лет на башкирско-калмыцкой
границе наступил период затишья; стычки между башкирами и калмыками прекратились.
Итак, движение калмыков в северном направлении (к сибирским
уездам) и в северо-западном (к границам Башкирии) привело к установлению
интенсивных русско-калмыцких отношений, осуществлявшихся через сибирские
центры и Уфу. Однако калмыки на этом направлении не достигли главной цели
— привольных и безопасных кочевий. Более успешными оказались поиски кочевий
в юго-западном направлении, в степях Эмбинско-Яицкого, а затем Волжского
бассейнов. Здесь калмыки одержали верх над ногаями, оттеснили их за Волгу,
частично подчинили своей власти и вошли в соприкосновение с крупнейшим
русским торговым и опорным пунктом на Каспийском море — Астраханью. Именно
Астрахань на заключительном этапе добровольного вхождения калмыков в состав
России сыграла особенно большую роль.
Попытки найти кочевья в юго-западном направлении были
предприняты калмыками задолго до того, как они вступили в сношения с астраханскими
воеводами. Уже в 1608г. отряды калмыков появились на р. Эмбе и напугали
кочевавших здесь ногаев. В 1613г. калмыки первый раз перешли Яик. Под
натиском калмыков ногаи все чаще и чаще откатывались за Волгу.
Московское правительство опасалось, что уход ногаев
за Волгу лишит окраинные уезды России столь необходимого заслона. Оно
предприняло меры к тому, чтобы вернуть ногаев на левобережье Волги. В
1631г. этого удалось добиться. В октябре этого года ногаи были переведены
обратно через Волгу. Но калмыков это не устраивало.
В сентябре 1633г., а затем в январе 1634г. Дайчин совершил
несколько нападений на ногаев и едисанов, остававшихся под Астраханью,
после чего ногайские мурзы отправили к Дайчину своих послов, выражая готовность
кочевать вместе с калмыками, если этому не будут препятствовать русские
власти. Но калмыцкие тайши, остро нуждаясь в кочевьях и пастбищных территориях,
не могли согласиться на совместное с ногаями использование степей левобережья
Волги. Они теснили ногаев все больше и больше, принуждая их к перекочевке
на запад. В результате ногаи не чувствовали себя в безопасности даже на
правобережье Волги и некоторые из них откочевали на Дон.
Однако весной 1635г. обстановка стала складываться неблагоприятно
для калмыков. На Урлюка-тайшу дважды, совместно с казахским султаном Янгиром,
нападал дербетский Далай-тайша. Калмыкам Урлюка был нанесен значительный
ущерб. Под давлением дербетов Урлюк прикочевал ближе к своему сыну Дайчину,
расположившись своими кочевьями по Эмбе. В это время к Дайчину-тайше прибыл
для переговоров из Астрахани А. Борисов. Дайчин этому весьма обрадовался.
Как рассказывали, он дал Дурал-тархану, сообщившему ему о прибытии русского
посланца, «на радости с себя пансырь». Тайша выражал А. Борисову готовность
быть в послушании у русского царя.
В последующие годы, по данным русских источников, калмыки
кочевали «а всем пространстве от песков Кара-Кумов до сибирских городов.
В районе Эмбы находились тогда улусы Лаузана-тайши. В 1639г. калмыки,
выйдя на Волгу, двинулись вверх по реке и подошли к Самаре. В июне 1641г.
в Астрахань поступило от тайшей письмо. В нем они весьма твердо заявляли,
что «Волга место ваше, а Яик кочевные наши места. И будет учнут кочевать
на ваших местах наши люди у Волги, и вам бы их отгонять, а будет которые
ваши люди учнут кочевать к Яику, и мы также отгоняти их станем».
В 1642г. Урлюк ушел с сибирских кочевий и появился на
Яике, отсюда он повернул на северо-запад и в 1643 г. кочевал в окрестностях
Самар. Его сыновья Сююнч и Сюнкей расположились кочевьями к югу от Самары.
Урлюк отправил своих послов в Самару и выразил готовность подтвердить
подданство России.
B начале 1644г. значительные отряды калмыков под командованием
Урлюка, Даян-Ерки и Лаузана перешли Волгу и продвинулись на юго-запад.
Часть калмыцкого войска подошла к Терскому городу, основные силы перешли
Терек и вступили на территорию Кабарды. Но кабардинские и ногайские мурзы,
собрав значительные силы, разбили калмыков. В сражении погибли Урлюк и
три его сына. Из 10,5 тыс. калмыков, перешедших Терек, спаслось едва 1,5—2
тыс. человек. |