Эрдниев
У.Э. Калмыки: Историко-этнографические очерки. - 3-е изд., перераб. и доп.
- Элиста: Калм. кн. изд-во. 1985. - 282 с., ил. Приведенные материалы указывают на то, что, очевидно, замуды были одним из ойратских племен, входивших в XIII в. в состав ойратского союза. Об этом свидетельствует тот факт, что замуды составляют один из компонентов калмыцкого народа. По мнению С. П. Балдаева, бурятские замооды присоединились или пришли к булагатам. В 1880 г. топограф Блаженков зафиксировал в Багацохурозском улусе этноним «таргутов род», возглавлявшийся мелкопоместным владельцем Очиром Буюнтуковым. В одном месте Блаженков пишет, что таргутов род состоит из 101 кибитки. Из них 8 кибиток находится в русских селах Сасыкольском и Харабалинском Астраханской губернии, где хозяева их были батраками у богатых русских кулаков. В другом месте таргутов род называется им наряду с другими аймаками. Он нарисовал его тамгу (тавровый знак), представляющую собой кружочек, под ним черточка на некотором удалении от нижней части тавра, наверху - едва заметная, вертикально поставленная палочка. В документе 1905 г. указывается, что таргутов насчитывалось 66 кибиток. Правда, не удается выяснить в каком улусе они находились. Очевидно, они кочевали в Багацохуровском улусе, так как в других улусах, в том числе торгутовских, род таргутов не встречается. Наличие среди калмыков торгутовского улуса этнонима «таргут» представляет определенный исторический интерес. Термин «таргут» появился в конце XIII - начале XIV вв. Рашид-ад-дин писал, что «в эту страну (Иран) от казна приходил некто по имени Таргудай; он происходил из этого племени (таргуты — У. Э.). Имена и положение других эмиров, которые были из племени таргут, неизвестны. Однако из старших жен от этой кости происходит наиболее почтенная госпожа, дочь Бартанбахадура, мать четырех сыновей, ее имя Сунигул (Сунигил) — Фуджин». По мнению Б. Я. Владимирцова, таргут — племя «лесных монголов». После Рашлд-ад-дина о таргутах никто не сообщает. Существует ли какая-нибудь связь между калмыцкими таргутами и средневековыми таргутами, о которых сообщает Рашид-ад-дин, что-нибудь определенное сказать трудно. Можно предполагать, что средневековые таргуты полностью слились с ойратами, как в отношении языка, так и культуры, быта, но сохранили свое название. Впрочем, наряду с торгутами, этноним «тергат» («торгад») встречается среди дербетов Монгольской Народной Республики. Факт пребывания родоплеменной группы таргат (таргад) среди дербетов Монголии толкает нас на мысль, не принадлежали ли багацохуровские и монгольские таргаты (таргады) к тому племени таргут, о котором писал персидский историк. Но это только предположение, какого-либо доказательства нашей гипотезы нет. Наиболее многочисленными являются абганеры (авганар), от какого слова происходит этот термин, неизвестно. Возможно, этноним «абганар» произошел от слова «авга», «абга» (дядя). Абганеры жили на территории одноименного большого аймака Малодербетовского улуса, известного в Калмыкии как Таван Авгнар (пять абганеров), хотя фактически аймак состоял из шести анги: Кетчинеровского, Нойнахинского, Аванкинского, Асматовского, Хапчиновского, Баруновского. Некоторые абганеры жили в других аймаках Малодербетовского улуса. Значительная группа абганеров обитала в Северном аймаке под именем «терктин авганар» (п. Червленый). По рассказам стариков, последние — выходцы из Аванкинского анги (нынешнего Ергенинского сельсовета). Этот рассказ имеет реальную историческую почву, так как до сего времени существует сознание прежней общности и родства между калмыками Аванкинского анги и Терктин-Абганеровского анги Северного аймака. Среди терктин-абганеров жили также выходцы из Нойнахинского анги, из хончинеров и других мест. Один абганеровский арван входил в состав Бакшин-Шебенеров. Мржно предположить, что предки нынешних бакшин-шебенеровских абганеров были пожалованы абганеровским - нойоном или зайсангом знатному бакши (настоятелю монастыря) в качестве крепостных. Абганеры жили арванами в Икичоносовском аймаке под именем «сян (знатный) авганар», «му (незнатный) авганар», а также в Ики-Бурульском и Манджинкинском аймаках. Не менее половины Кюбютов Манычского улуса тоже абганеры. Население Келькетов, где ныне организован совхоз «Чагорта», состояло из выходцев Абганеровского аймака, в частности, из нойнахинов и бакшин-шебенеров. По данным архивных документов 1905 г., в Астраханской губернии насчитывалось 1407 кибиток абганеров. Возможно, приведенная цифра не отражает реального количества абганеровских кибиток, так как кётчинеры подсчитывались отдельно. Может быть, неучтенными остались отдельные абганеровские арваны, разбросанные в разных аймаках Малодербетовского улуса. Две большие (башантинская и гахаевская) группы абганеров входили в Болыпедербетовский улус. Кроме них, один абганеровский арван был в Бюдермис-Кюбютовском аймаке этого же улуса. Все калмыки, с которыми нам пришлось беседовать, убеждены, что абганеры Малодербетовского и Большедербетовского улусов составляли когда-то одно целое, имели своего нойона, подвластного общедербетовскому нойону. В самом начале XIX в., в связи с образованием Большедербетовского улуса в северной части Ставропольского плато, часть абганеров оказалась подданными Габун-Шарапа, который получил в 1805 г. Больщедербетовскин улус с санкции царской администрации. По этой же причине в новом улусе поселились отдельные группы бюдермисов, бурулов, чоносов, туктунов, кюбютов и других, с которыми связаны общностью происхождения и родством одноименные, хотя и смешанные в этническом отношении, дербеты, поныне живущие в Сарпинском, Приозерном, Целинном, Приютненском и Ики-Бурульском районах нашей республики». По-видимому, абганеры были широко расселены в средневековый период. Об этом свидетельствует тот факт, что еще в XVII в. обнаружены в восточно-сибирских уездах абганатские роды в составе различных бурятских племен. Абганаты, по всей вероятности, этнически близки к нашим абганерам, на что указывают сходные их родоплеменные названия. Это соображение не противоречит данным языка, так как в монгольском, калмыцком и бурятском языках окончания «р» и «т» или «д» являются показателями множественного числа. До настоящего времени абганаты живут в Бурятской АССР среди эхиритов. По сведениям С. П. Балдаева, абганаты находятся в составе булагатов. В Монгольской Народной Республике среди барга-бурят имеется кость абагсод. Племена абганар и абга жили еще в XVII в. во Внутренней Монголии. Н. Я. Бичурин пишет, что «при Минской династии овладели им монголы. В сие время оно наименовалось Абханаром и подпало власти Халхаского Чечень-хана. Около 1640 г. покорилось маньчжурскому хану. Разделен на два знамена под управлением двух князей: бэйлэ над Правым, бэйлэ— над Левым. Кроме абханаров во Внутренней Монголии было племя абга. В 1635г. абгаский князь со своим народом покорился хану маньчжурскому. Абга был разделен на два знамя: Правое и Левое, которыми управляют два цьюн-вана». Согласно сообщению Б. X. Тодаевой, родоплеменные группы абга, абганары до сих пор живут в автономном районе Внутренней Монголии Китайской Народной Республики. Происхождение абганаров не привлекало до сих пор серьезного внимания ученых. Между тем, они являются одним из ведущих компонентов дербетов. Относительно появления абганеров на просторах Нижней Волги калмыки современного Приозерного района сохранили одно предание, согласно которому первоначально прибыло 33 одиноких мужчины со своим 3-летним нойоном Сян-Ширвядыком во главе. Впоследствии к ним прикочевали новые дербетские абганары, число которых увеличивалось с каждым годом, в их табунах паслось много лошадей, много было крупного рогатого скота, овец и верблюдов. Можно предположить, что названия «абганеры» Калмыкии, «абганаты» Бурятии, «абгаксод» Монгольской Народной Республики, «абга и абганеры» Внутренней Монголии являются различными вариантами этнонима «абга», оформленного во множественном числе монгольских языков. На эту мысль наводит нас одновременное существование родоплеменных групп абганеров (авга-нарэ и абга) в различных районах монголоязычного мира. Правда, абга, абганары неизвестны ни авторам «Сокровенного сказания», ни Рашид-ад-дину. Следовательно, абганары являются более поздним ответвлением какого-нибудь монгольского племени. Абсолютное большинство арванов Абганеровского аймака называлось по имени их недавних исторически известных предков. Но среди наименований арванов прослеживаются этнонимы более древнего происхождения. В составе нойнахинов есть хонуд арван, причем он делится на нойон-хонуд и ноха-хонуд (ноха — собака). Бытует народное предание, согласно которому у нойона Хо было два сына, один из них был умным и рассудительным, от него пошел нойон-хонуд, а другой сын вел себя необузданно, за что обозвали его Ноха, потомки последнего носят название ноха-хонуд. Арваны с названием хонуд встречаются в Бага-Бухусах, Ики-Бухусах и Ики-Манланах. Никаких других сведений о хонудах не сохранилось ни в документах, ни в народной памяти. В некоторых улусах прослежены хэды (хойты). Название их, по-видимому, произошло от слова «хен» (овца), но, точно это или нет, сказать трудно. Хэдов больше всего было в Хошеутовском улусе. Их численность, по сообщению П. Небольсина, около 150 кибиток к началу 50-х гг. XIX в. Но в это число входили хахачины — потомки одного кереитского военного подразделения, состоящего из 40 единиц. В 1880 г., согласно записи инженера-топографа Александрова, хойты кочевали по Ахтубе и займищам Волги четырьмя хотонами, состоявшими из 57 кибиток. Из них 19 кибиток занимались сенокошением и ловлей рыбы на рыболовных участках, арендованных ими у рыбопромышленников. 16 кибиток постоянно жили в селах и казачьих станицах, расположенных по берегам Волги, хозяева этих кибиток нанимались к богатым русским казакам и зажиточным крестьянам. Что касается хахачинов, то они составляли один хотон, состоявший из 14 кибиток, и кочевали по волжским займищам, где заготавливали сено для продажи. По окончании сезона сенокошения хахачины нанимались к рыбопромышленникам Астраханской губернии. Согласно сообщению того же топографа Александрова, хэды (хойты) жили в Харахусо-Эрдниевском улусе в количестве 2 хотонов, в которых насчитывалось 111 кибиток. Из них 81 кибитка находилась в селах, расположенных по берегам Волги от Черного Яра до пос. Косик, их хозяева были наемными рабочими у рыбопромышленников, а хозяева 20 кибиток нанимались пастухами к богатым калмыкам. Все ли эти 111 кибиток были хойтскими, сказать трудно. Очевидно, это была территориальная группа смешанного родоплеменного состава, но, по-видимому, ядро ее составляли хэды. Один арван хэдов обнаружен в Бюдермис-Кюбютовском аймаке Большедербетовского улуса, их количество нам неизвестно. Хэды обитали в Бага-Бурульском, Ики-Бурульском, Гелин-гякинском п Чоносовском аймаках донских калмыков. В Цевид-някинском аймаке жили кеке-нурин хэд. Представителей этой группы, обнаруженных в Хошеутовском, Харахусо-Эрднневском, Большедербетовском улусах и в пяти аймаках донских калмыков, мы склонны считать потомками средневековых хойтов, широко упоминаемых в литературе по истории ойратов. О хойтах сообщается в «Шара Туджи» как об одном из четырех тюменов. Сообщение «Шара Туджи» уточняется калмыцким источником, где мы находим утверждение, что родовым улусом Иобогон-Мергена (йобогон — пеший, мерген — умный, меткий) был хойтский оток Иеке Минган. Хойты кочевали на большой территории, простиравшейся от алтайских стран до хребта Тарбагатай в верховьях р. Или и Юлдус. Они были, по-видимому, довольно многочисленными, так как по данным Г. С. Лыткина, хойты выставляли в XVI в. до восьми тысяч войнов. В другом месте говорится, что второй сын хошеутовского нойона Замьяна по имени «Бокбон, взяв часть хошоутов, хатаматов и наших из Зюнгарии пришедших хойтов — всех около 1000 кибиток с Убашн-ханом убежал в Чриалтайские страны». Следовательно, часть хойтов ушла в 1771 г. из России обратно в Джунгарию. Причем из этого сообщения видно, что хойты прикочевали с Алтая на нынешнюю территорию Калмыцкой АССР одними из последних. Об этом свидетельствует наличие этнониму «кеке-нурин хэд» (кукунорские хойты). Можно предположить, чю донские кеке-нурин хэд жили в районе Кукунора, откуда они прикочевали на Волгу, а затем передвинулись на Дон. Известно, что в 1635 г. князья хошеутов во главе с Туру-Байху (впоследствии Гуши-хан), не желая подчиниться цоросскому дому, глава которого Батур-Хунтайджи объявил себя в 1638 г. всеойратским ханом, ушли на юго-восток, в район Кукунора. Вместе с хошеутами туда ушли многие хойты. Последние, видимо, пришли потом на Дон и смешались с прежде перешедшими сюда калмыками, в частности, Цевиднякинского аймака. Термин «кеке-нурин хэд» подчеркивает, что они не те хойты, которые пришли сюда из Джунгарии. Название «кеке-нурин хэд» отразило их прежнее местообитание, т. е. проживание представителей этой группы в районе Кукунора. Данное мнение не противоречит историческим фактам: как отмечалось выше, приход калмыков на Волгу был не единовременным актом. В 1670 г. в пределы России прикочевало не менее 3000 кибиток хошеутов, около 1674 г. прибыло еще 4000 кибиток дербетов. Этноним «хойты» обнаружен на территории Монгольской Народной Республики. Их потомки проживают до сих пор под именем «хойд» или «хзс» среди дербетов, байтов и изумчинов. Наличие сходных этнонимов в Калмыкии и МНР наводит на мысль о несомненных этнических связях предков калмыцких и монгольских хойтов, об их этнической общности и родстве. Родоплеменная группа, известная под названиями «багас» и «барцхас», довольна распространена в Калмыкии. Вероятно, оба этнонима отражают близкое родство баргасов и барцхасов. Баргасы жили в Дунду-Хурульском аймаке Малодербетовского улуса под именем «бага (малый) баргас» и «ики (большой) баргас». Люди баргасской кости жили в Яргачин-Эркетеневском аймаке Икнцохуровского улуса. Калмыки баргасского происхождения были обнаружены также в Белявинском, Балдырском, Чоносовском аймаках донских калмыков. Кроме баргасов, записаны барцхасы в Богшаргакинском, Чоносовском, Эркетеневском и в Цевиднякинском аймаках. Среди бурят упоминается солон баргат. В Монгольской Народной Республике на территории Кобдоского аймака встречены близкие по своей этимологии этнонимы «барг-солон», «варга» (среди дербетов), «баргачут» (у узумчинов) и «барга-буряты». Баргасы отождествимы с баргутами, о которых пишет Рашид-ад-дин следующее: «Племена баргут, коры и тулас близки друг с другом. Их называют баргутами вследствие того, что их стойбища и жилища находились на той стороне реки Селенги, которую населяли монголы, называющие себя «баргуджин-токум». В Кюбютовском аймаке донских калмыков есть этноним «тула бээ» что в переводе на русский язык означает «заяц-шаман». Оставляя в стороне термин «бээ», название «туда» вполне можно сопоставить с названием древнемонгольского племени «тулас», близкого, согласно утверждению Рашид-ад-дина, к племенам баргут и кори, а также тумат: последний является ответвлением от первых трех племен. В Богшаргакинском, Зюнгаровском и Цевиднякинском аймаках встречается этноним «залхус» (залху — ленивый). В других частях Калмыкии название «залхус» не встречалось. В 1908 г. Б. Я. Владимирцов совершил поездку к дербетам Кобдоского округа. Во время этой поездки он обнаружил залхус анги, на территории которого им были зафиксированы роды голгуд, шемнар (шевнер) и шазгн. Здесь наименование «залхус» было связано с названием анги, обозначающим часть. Анги у калмыков — территориальная община. Следовательно, этноним «залхус», очевидно, социального происхождения, включал в себя ряд самостоятельных этнических групп. Одновременное существование этнонима «залхус» в Калмыкии и в Кобдоском аймаке Монгольской Народной Республики говорит о том, что термин «залхус» появился до вхождения калмыков в состав России. В конце XVI — начале XVII вв. залхусы распались на две группы, одна из которых передвинулась на Волгу, будучи увлеченной остальной массой ойратов по тем же причинам, которые излагались выше. Возможно, что само название могло произойти от имени возглавлявшего их человека. Известно, что в истории народов немало случаев, когда собственные имена владык становились наименованиями не только отдельных этнических групп, но и целых народов (вспомним османов, узбеков, ногаев и т. д.). Упоминаемый Б. Я. Владимирцовым этноним «голгуд» встречается в Бюдермис-Кюбютовском аймаке Большедербетовского улуса. Трудно сказать, есть ли какая-нибудь кровно-родственная связь между голгудами Кобдоского аймака Монголии и Большедербетовского улуса Калмыкии. Но нельзя считать случайным бытование одного и того же термина этнического характера в районах, удаленных друг от друга на огромное расстояние. Обращает внимание тот факт, что это название встречено только у калмыков Большедербетовского улуса и дербетов МНР - ойратов прошлом. Таким образом, калмыцкий народ, как и другие народы, в этническом отношении сложен. Однако основу калмыцкого этноса составляли ойраты, к которым присоединились или были присоединены те или иные древнемонгольские или тюркские группы. Несомненно, формирование калмыцкой этнической общности происходило на протяжении многих столетий. В этом процессе принимали участие те монголоязычные племена, которые всегда жили на северной, северо-западной и западной территории монгольского мира. Согласно историческим данным, продолжался процесс активного взаимодействия ойратов с монгольскими и тюркскими элементами, обитавшими в верховьях Енисея, в западной части современной Монгольской Народной Республики, на Западном Алтае, в верховьях Иртыша и некоторых прилегающих к ним районах. Ойраты — предки современных калмыков, еще до прихода в степи Нижней Волги, представляли собой довольно сложный этнический комплекс, образованный из различных древнемонгольских племен, ассимилировавших в своем составе ряд алтае-саянских тюрков. Энгельс писал: «...переселение... разрывало кровнородственный союз и в пределах округа, и должно было его разрывать... Продолжительные походы перемешивали между собой не только племена и роды, но и целые народы». До сего времени в литературе бытовало мнение, согласно которому калмыцкий народ состоит из двух исторически засвидетельствованных родственных во всех отношениях племен — торгутов и дербетов. В состав первых нередко включают и хошутов. Эта точка зрения была господствующей в официальных документах царской администрации и в литературе того времени. Еще в XVIII в. Г. Ф. Миллер утверждал, что калмыки делятся на четыре поколения: элётов, бурят, хошеутов, тергетов (или торгоутов). Согласно документам царских чиновников, улус — это племя, аймак — род. Изложенные выше взгляды на этнический состав калмыцкого народа были восприняты некоторыми авторами в советское время. Т. Борисов, например, утверждает, что «калмыки разделялись на два племени: торгоутцы и дербетцы». Приведенная этногенетическая концепция не опирается на фактический материал и смыкается с политически вредным воззрением калмыцких феодалов и царской администрации, которые воспитывали трудящихся Калмыкии на противопоставлении «этнически целостных» торгутов «этнически целостным» дербетам и хошутам — и наоборот. Данная концепция исходила из основного принципа царской политики «разделяй и властвуй». Эта политика настойчиво проводилась, несмотря на то, что племенные различия давно стерлись. Дербеты, торгуты и хошуты фактически не отличались друг от друга ни в этническом, ни в бытовом отношении, у них сложилось общекалмыцкое самосознание. Отсутствие племенной самобытности и окончательное размывание этнических различий обнаружил даже барон Ф. Бюлер, который утверждал: «...названия поколений торгоутов, дербетов и т.п. остались достоянием народной истории и преданий, сохранившихся между владельцами и жрецами». К сожалению, до сих пор встречаются люди, не избавившиеся от пережитков далекого прошлого, несмотря на то, что термины «торгуты», «хошуты» не являлись этнонимами. Слова «торгуты», «дербеты», «хошуты» представляли собой сохранившиеся названия частей ойратского «Союза четырех» («Дервн орд»), которые надо рассматривать как удельные княжества в составе империи Чингисидов, переживавшие период развития и утверждения феодальных отношений. Каждое из четырех феодальных объединений состояло из разнородных племен, как правило, монголоязычных и отчасти тюркоязычных. В конце XIX—начале XX вв. в состав торгутов входили меркеты, кереиты (керяд), багуты, батуты, харнуты, зюнгары, замуды, хошуты, таргуты, шаряды (шарады), часть цоросов, а также тюркоязычные в далеком прошлом цаатаны, кисик, тубанцы (туба) и др. Дербеты состояли из абганеров, чоносов, шарядов, шарнутов, таджиутов (тячудоз), цоросов, тукчинов (тукчинеров, туктунов), харнутов. Среди них встречались отдельные группы меркетов, кереитов, батутов, хойтов (хэдов), хошутов, а также присоединившиеся к ним тарачины, сохады, цаатаны, казахи, теленгиты. В Хошеутовском улусе находим хошутов (хошеутов), меркетов, кереитов, уранхусов, хойтов (хэдов), эркетеневцев, из тюркоязычных в прошлом — теленгитов. |
||
<Предыдущая>
<Содержание>
<Следующая> |