Очерки истории Калмыцкой АССР. Эпоха социализма. Издательство «Наука», Москва, 1970.

Глава VI КУЛЬТУРА И ПРОСВЕЩЕНИЕ В КАЛМЫЦКОЙ АССР (1917—1941 гг.)

4. Развитие науки, литературы и искусства

Научно-исследовательская работа по калмыковедению в Калмыцкой области была начата с первых лет Советской власти профессором Н. Н. Пальмовым, написавшим в 1922 г. «Очерк истории приволжских калмыков». В связи с организацией в 1929 г. калмыцкого историко-филологического отделения и кафедры по калмыковедению при Саратовском государственном университете значительно усиливается научная разработка отдельных проблем калмыковедения. При кафедре калмыковедения было организовано три сектора: филологический, исторический и экономический, которые возглавлялись профессором Б. К. Пашковым, доцентом Минкиным и экономистом Нижне-Волжской краевой плановой комиссии Богдановым. В 30-х годах профессором Пашковым разрабатывались вопросы грамматики калмыцкого языка, калмыцкой письменности, доцентом Минкиным были написаны статьи «О феодализме в Калмыкии» и «Колониальная политика царизма в Калмыкии», доцент Богданов участвовал в практической работе по составлению второго пятилетнего плана развития экономики и культуры Калмыцкой АССР и в теоретическом обосновании перспектив экономического развития Калмыкии.
Важной проблемой в организации научно-исследовательской работы по калмыковедению были кадры. Было положено начало подготовки научных работников. Из числа выпускников калмыцкого историко-филологического отделения университета в 1932 г. были посланы в аспирантуру Б. Б. Бадмаев, С. К. Каляев и Н. Ш. Ташнинов, которые по окончании аспирантуры стали участвовать в научно-исследовательской и педагогической работе в республике по избранным им специальностям. По истории и культуре калмыцкого народа в рассматриваемый период были написаны «Этюды по истории приволжских калмыков» профессором Н. Н. Пальмовым, «От партиархальщины к социализму» — И. К. Глуховым, «Будда-ламаизм и его последствия» — X. Б. Кануковым. Актуальные проблемы экономики Калмыцкой области разрабатывали отдельные работники областной плановой комиссии и управления сельского хозяйства. Все это свидетельствовало о начале научно-исследовательской работы в Советской Калмыкии.

Научные исследования в 30-х годах проводились также в области калмыцкого языка и литературы. Состоялись научные конференции по калмыцкой письменности, орфографии, лексике, терминологии и другим вопросам калмыцкого литературного языка. Разработка вопросов языкознания вызывалась насущными потребностями просвещения, осуществлением обучения в калмыцких школах на родном языке и необходимостью составления для калмыцких школ учебников и учебно-методических пособий.

Большим событием в культурной жизни республики было празднование в 1940 г. 500-летия калмыцкого героического эпоса «Джангара». В связи с этим проводилась работа по исследованию истории зарождения и циклизации «Джангара» как выдающегося памятника культуры калмыцкого народа. Монографическое исследование «Джангриада» в 1940 г. было опубликовано академиком С. А. Козиным, поэтический перевод «Джангара» с калмыцкого языка на русский был сделан поэтом С. И. Липкиным. В 1940 г. калмыцкий эпос «Джангар» был издан на калмыцком и русском языках.

В мае 1941 г. решением Советского правительства был открыт Калмыцкий научно-исследовательский институт языка, литературы и истории. Исследованием проблемных вопросов по калмыковедению в институте занимались профессор Б. К. Пашков, кандидаты филологических наук Ц. Д. Номинханов и И. К. Илишкин. С тех пор Калмыцкий научно-исследовательский институт стал научным центром калмыковедения.

Национальная калмыцкая литература начала формироваться в годы гражданской войны. Первые произведения начинающих авторов появились на страницах сначала армейской, а потом в партийно-советской газете «Улан хальмг». Публиковались рассказы, стихи и песни красноармейцев калмыцких воинских частей, партийных и советских работников и первых комсомольцев.
В эти годы ярко раскрылся литературный талант X. Б. Канукова — первого редактора газеты «Улан хальмг», на страницах которой печатались его рассказы, стихи и песни. Он является одним из первых переводчиков революционных песен: «Марсельезы» и «Интернационала».

В 1920 г. вышел первый литературный сборник «Песни революции». В него вошли «Песня калмыцких конников», «Песня бойцов 1-й Конной армии», «Песня молодых бойцов 1-й Конной армии», «Военная песня калмыцкой молодежи» и другие песни, ставшие популярными у молодежи 20—30-х годов.
В журналах «Ойратские известия», «Калмыцкая степь», газетах «Тангчин зянг» и «Красная степь» стали печататься и литературные произведения. Известностью пользовались рассказы У. Душана «Камзол», «Степь», «Были наших дней»; сатирические стихи Л. Карвина «Пустая голова», «Из-за водки», «Свадьба Андрея Бембинова»; стихи У. Илишкина «Калмыцким женщинам», «День 8 марта».

Литературным творчеством занимались также Б. Майоров, Н. Нармаев, А. Бадмаев, Э. Баркуев и др.

В середине 20-х годов появились первые профессиональные писатели. Одним из них был А. М. Амур-Санан — первый романист и публицист Калмыкии. Его роман-хроника «Мудрешкин сын» (1925 г.) и другие произведения глубоко реалистически отражают жизнь родного народа. В его книгах нашли яркое отражение начало классовых битв накануне Октября, победа революции и установление Советской власти, гражданская война в Калмыкии, начало социалистического строительства. Роман получил высокую оценку А. М. Горького: «Книгу вашу я знаю, читал. Это очень хорошая книга, и я рад, что она выходит уже пятым изданием, значит ее ценят тысячи людей». К. Г. Паустовский отмечал, что «Мудрешкин сын» — это «изумительная по яркости и силе книга революционера Амур-Санана».

Первое стихотворение «Слушайте!» ныне народного поэта Калмыкии С. Каляева появилось в газете «Улан хальмг» 22 октября 1925 г. Небольшое страстное произведение о необходимости учиться грамоте, овладевать культурой, осваивать навыки новой оседлой жизни положило начало творческой биографии поэта. К 10-й годовщине Октября была опубликована его поэма «Орлы», описывающая борьбу трудящихся против белогвардейцев и восстановление народного хозяйства. В 1927 г. вышел в свет первый литературно-художественный сборник «Начало хорошего». В сборнике были опубликованы стихи и рассказы, посвященные 10-летию Октября. В содружестве с Э. Отхоновым Н. Манджиев написал первую многоактную пьесу «Позже появившиеся рога длиннее раньше выросших ушей», которая призывала покончить с невежеством, неграмотностью и вредными обычаями. В 1927 г. вышла пьеса Н. Манджиева «Конец плохого — начало хорошего».

Дальнейшее развитие калмыцкой советской литературы в 1928—1932 гг. связано с именами прозаиков Н. Манджиева и Б. Басангова, поэта А. Сусеева и литературного критика Н. Нармаева. Большим событием в литературной жизни Калмыкии явились книги рассказов «Горькая правда» Н. Манджиева и «Правда минувших лет» Б. Басангова. Оба писателя хорошо знали дореволюционную жизнь своего народа, и поэтому их рассказы, посвященные описанию жизни того периода, отличались реалистичностью и яркостью красок. Из книги Манджиева высоким художественным мастерством выделяется рассказ «Дубовая ось», описывающий трагическую судьбу бедняка в условиях дореволюционной Калмыкии.

Басангов создал колоритный образ калмыцкой женщины в своей повести «Булгун». Героиня повести Булгун восстала против вековых устоев — старых неписаных законов о семье и браке — и погибла. Басангов в эти же годы создает драматургические произведения на местные темы. Первая его многоактная пьеса «Соглашение» была опубликована в 1930 г. Через год на страницах журнала «Мана келн» появилась многоактная пьеса «Смерть комсомолки Делгир».

В 1928 г. в газете «Тангчин зянг» появилось первое стихотворение А. Сусеева «Красная Армия». Оно знаменовало начало творческого пути поэта. Поэма Сусеева «Стальное сердце» описывает подвиги одного из славных пулеметчиков калмыцкого полка, А. Ангуляева. Сусеевым в эти годы были написаны произведения на самые разные темы. Стихи о Ленине и о Пушкине, о делах и думах комсомольца, о социалистическом строительстве.

К этому периоду относятся первые литературно-критические статьи Нармаева. Пользовались популярностью и его короткие рассказы, в которых очень ярко и живо описывается пейзаж родной степи. Действие в них развивается стремительно, динамично и не оставляет читателя равнодушным.

В 1928 г. состоялся I съезд российских пролетарских писателей.

На этот съезд делегатом от калмыцких писателей был послан А. Сусеев. После съезда в начале 1929 г. была создана Калмыцкая ассоциация пролетарских писателей, которая помогла вырастить новые таланты.

В 1931 г. коллективом авторов под руководством Г. И. Бройдо была написана музыкальная пьеса «Улан cap» («Красный месяц — Большевистская весна»), показанная и московскому зрителю.

Большим событием в истории калмыцкой литературы было участие писателей Калмыкии в работе I съезда советских писателей (1934 г.) и особенно их встреча с А. М. Горьким. I съезд писателей Калмыкии (май 1935 г.) был съездом консолидации литературных сил. В этот период наблюдается развитие всех основных жанров калмыцкой литературы: эпоса, лирики и драмы. «Рассказы о колхозе» Н. Манджиева и его повесть «Советчик бедных — Красный Манджи»; сборник рассказов «Шулмусы» и очерк «Пастушок» X. Сян-Бельгина, повесть «Санджи» М. Нармаева, «Песнь чабана» К. Эрендженова являют собой этап в истории развития калмыцкой советской литературы.

Преобладающее развитие получили поэмы. С. Каляев, X. Сян-Бельгин А. Сусеев, Г. Даван и Ц. Леджинов создали лирико-эпические поэмы, которые вошли в калмыцкую поэзию как произведения, имеющие большое воспитательное и познавательное значение. Теме гражданской войны посвящена поэма «Сын степей» А. Сусеева. Поэт впервые в калмыцкой литературе сделал попытку создать образ легендарного полководца гражданской войны О. И. Городовикова. Г. Даван в своей поэме «Хулхачи» обратился к дореволюционному периоду, когда стало пробуждаться социальное самосознание бедноты.

«Борец-сирота» X. Сян-Бельгина — поэма, отражающая дореволюционное время, когда даже спорт (игры, борьба, скачки в дни народных и религиозных праздников) использовались богатеями в корыстных целях. Поэма выдержала проверку временем. Пьеса «Борец-сирота» — первый национальный спектакль, поставленный на сцене Калмыцкого государственного драматического театра, открытие которого состоялось в ноябре 1936 г.

Творчество С. Каляева отмечено стремлением показать современную ему жизнь народа. Поэма «Бригадир», опубликованная в период начала коллективизации в Калмыкии, сразу же привлекла к себе внимание актуальностью темы, высоким художественным мастерством, умелым использованием языкового богатства родной речи. Конфликт поэмы в столкновении двух сил: слепой силы — стихии и человеческого коллектива, руководимого коммунистом. В годы, когда по всей Калмыкии решалась судьба коллективизации, появление поэмы Каляева «Бригадир» сыграло положительную роль и высоко оценивалось общественностью.

Целую полосу в калмыцкой драматургии составили пьесы Б. Басангова, большинство из которых написаны в 1937—1940 гг. на историко-героическую тему. «Чуучя», «Сянка», «Кермен», «Запоздалый богач» рассказывают о прошлом, а «Бумбин орн» — пьеса, написанная по мотивам героического эпоса «Джангара» к 500-летию со дня его создания, до сего времени идет на сцене Калмыцкого драматического театра.

Калмыцкие писатели много сделали для пропаганды песен «Джангара» и других произведений народной поэзии, способствуя тем самым переводу на русский язык наиболее значительных произведений фольклора и литературы. В Москве вышло три сборника калмыцкой литературы, которые ознакомили читателя с основными жанрами калмыцкой литературы: прозой, драмой и поэзией. В юбилейном 1940 г. (юбилей «Джангара» и 20-летие Советской Калмыкии) вышли в свет сборники: «Стихи» Л. Инджиева, «Стихи юных лет» Д. Кугультинова, «Орлы нашего времени» Э. Кектеева, «Во имя Родины» Б. Дорджиева и др. Накануне празднования 500-летия «Джангара» Джангарчи М. Басангов, Д. Шавалиев, Д. Джанахаев и А. Козаев были приняты в члены Союза писателей СССР.

10-летие 1930—1940 гг. ознаменовалось новыми успехами: выросли писательские кадры, окрепла издательская база, на этой основе увеличилось издание книг калмыцких писателей на родном языке и в переводах с калмыцкого на русский и другие языки братских народов. Все это способствовало культурному сближению калмыцкого народа с народами Союза ССР.

Изобразительное искусство Советской Калмыкии. Социалистическая действительность вызвала к активной жизни невиданную ранее форму самодеятельного искусства. На базе народного творчества и самодеятельного профессионального искусства складывались и кадры мастеров изобразительного искусства.

Первые художники Калмыкии, которые заявили о себе как художники-профессионалы, экспонировали свои картины в 1933 г.

Первая республиканская художественная выставка молодых художников была организована в Элисте в 1937 г. На ней впервые в истории Калмыкии были представлены все виды станкового профессионального искусства. Это был знаменательный этап в процессе роста калмыцкого изобразительного искусства, период зарождения его жанров. Калмыцкие художники основное внимание уделяли тематическим произведениям, посвященным историко-бытовым сюжетам и сюжетам народного эпоса «Джангар», а также героическим подвигам эпохи гражданской войны. Эта тенденция в творчестве художников Калмыкии развивалась в общем русле советского искусства.

Наиболее яркой фигурой из числа художников тех лет был И. С. Нусхаев (1910—1944 гг.), выделявшийся большими творческими и организаторскими способностями. Он окончил Астраханский художественный техникум и учился во Всероссийской академии художеств. В республиканском краеведческом музее хранятся эскизы Нусхаева к картине «Пушкин в Калмыкии». Эти эскизы композиционно завершены и выразительны. В произведениях Нусхаева получили своеобразное отражение светлые и радостные настроения новой жизни, романтические устремления.

Способным художником проявил себя Л. Э. Очиров (1914 — 1944 г.), одновременно работавший актером в театре. Очиров учился в Саратовском художественном техникуме. Он обратился к сюжетам, отображавшим новый быт калмыков. Его волновали и этнографические темы, он написал «Калмыцкий хотон», «Кибитка», «Старый калмык», «Мальчик-калмык», «Калмыцкая невеста». Изучение Очировым истории своего края нашло воплощение в картине «Петр I на приеме у калмыцкого хана».

Интересным живописцем была первая художница-калмычка П. И. Емчигирова. Она успешно окончила Астраханское художественное училище и получила известность своими полотнами «Собрание в колхозе», «Всеобуч», портретами колхозников и детей, написанными в 1939—1941 гг.


В творческий актив художников входили Е. К. Амосова, Л. В. Братков, 3. И. Годжаев, В. Г. Лесной и др. Наиболее заметным художником из группы молодых был З. Годжаев, работавший в республиканской газете «Ленинский путь». Его рисунки на темы международной жизни часто появлялись на страницах «Тангчин зянг» и других газет республики. Помещая рисунки в газетах, Годжаев создал ряд серий, объединенных единым идейным смыслом. Один цикл рисунков объединяла тема труда, другой— новый быт Советской Калмыкии: детские ясли, зрители в театре, спортивные игры.

В подготовке молодых художников Калмыкии большую помощь оказали московские художники В. Фаворский, Н. Фаворский, Л. Аронов и Г. Ечеистов.
Республиканская художественная выставка, посвященная 500-летию великого народного эпоса «Джангар», явилась подлинным праздником калмыцкого национального искусства. В ней участвовали художники Москвы, Элисты и народные мастера Калмыкии. Художники Калмыкии в своих работах, показанных на юбилейной выставке, добились большой достоверности изображаемых событий. На этой выставке заметное место занимали портреты передовых людей Калмыкии, ударников социалистического строительства. Был представлен и пейзаж новой, преображаемой коллективным трудом природы: «На трассе» Р. Богославского, «Утро на трассе» и «На Юстинском участке» И. Нусхаева. Из 200 работ, включенных в экспозицию, около половины занимали картины и этюды, написанные с натуры на строительстве дороги Элиста — Дивное. Красноречивы уже сами названия этих работ, которые говорили о новой жизни, о новых людях. Выставка, так полно представившая художников республики, свидетельствовала о быстром и высоком росте профессиональной культуры национальных кадров.

Народному эпосу «Джангар» были посвящены графические произведения, непосредственно иллюстрирующие отдельные моменты, и большие станковые произведения живописи. Например, картина «Сражение Хонгора — Алого - Льва с шулмусами хана Догшн Шара Гюргю» И. Нусхаева, в которой художник воспроизвел образы, наделенные яркими национальными чертами. Кроме станковых работ, он представил иллюстрации к народному эпосу и большое число портретов народных сказителей — джангарчи, воинов Красной Армии, представителей местной национальной интеллигенции. В числе работ, выполненных Нусхаевым цветными карандашами, выделялся портретный рисунок с изображением В. А. Фаворского. К числу удачных портретных образов Нусхаева относится портрет политрука С. Д. Гаряева, участника боев с белофиннами.

На выставке было представлено 12 произведений А. Очирова, ярких по мысли и манере исполнения. Шесть полотен были написаны по мотивам народного эпоса. Критика отмечала заметную среди других работ автора картину «Богатыри Родины». Образ могучих богатырей воспринимался зрителями как олицетворение спокойной и уверенной в себе мощи народа. В передаче костюмов сказался интерес художника к народному прикладному искусству. На этой же выставке были представлены работы резчика Э. М. Шараева «Хонгор на коне» и «Колхозный табун», образцы рельефной резьбы, которые демонстрировали самобытность национального искусства, приемы композиции, средства выражения, особое понимание красоты и умение применять ее законы в новых условиях жизни калмыков. Мотивы орнамента резчику подсказывала сама природа Калмыкии. Отвлекаясь от особенностей взятого цветка, художник свободно создавал условные декоративные растения. Листья и цветы в его резьбе выступают с изменением их реальных форм. В работах Шараева сказалась мудрость народных традиций, поэтическая сила народных мечтаний.

На выставке были представлены два ковра, выполненные вышивальщицами Б. Молокановой и Н. Саргиновой на тему «Джангара». Вся выставка подчеркивала ярко выраженный национальный колорит. Она еще больше подняла творческую активность молодого коллектива художников Калмыкии.

Развитие реалистического искусства в Калмыкии нашло отражение и в театрально-декоративном искусстве. Свидетельством первых удачных шагов в этой новой для республики области изобразительного искусства служило творчество И. Нусхаева, Д. В. Сычева и Л. Э. Очирова. Их лучшие эскизы к спектаклям местных драматургов отличались красочностью колорита, правдивым и убедительным знанием народного творчества.

Таким образом, в 1930—1940 гг. изобразительное искусство в республике твердо становилось на путь социалистического реализма, активно включилось в борьбу за новую жизнь, стало средством коммунистического воспитания народа.


< предыдущая > < содержание > < следующая >

Яндекс.Метрика
Сайт управляется системой uCoz