Очерки истории Калмыцкой АССР. Эпоха социализма. Издательство «Наука», Москва, 1970.

Глава VI КУЛЬТУРА И ПРОСВЕЩЕНИЕ В КАЛМЫЦКОЙ АССР (1917—1941 гг.)

В ходе строительства социализма осуществлялась культурная революция. Были произведены коренные преобразования, создана социалистическая, подлинно народная культура. Основные направления культурного строительства были разработаны в трудах В. И. Ленина, развиты и закреплены в постановлениях съездов партии, мероприятиях Советского правительства. В. И. Ленин рассматривал культурную революцию как составную часть и необходимое условие построения социализма. Развитие культуры необходимо для политической сознательности масс, укрепления Советской власти и социалистического преобразования экономической жизни.

В решениях X съезда партии выдвигалась задача организовать у малых народов прессу, школу, театр, клубное дело и вообще всю общеобразовательную и культурно-просветительную работу на родном языке. В трудных условиях культурной отсталости страны, острой нехватки квалифицированных кадров и средств государство создавало новую систему народного образования, обеспечивающую всеобщую грамотность населения, быстрый подъем науки и культуры, формирование социалистического сознания миллионных масс трудящихся.

Новая, социалистическая культура возникла не на голом месте. Руководствуясь ленинскими указаниями, что социалистическая культура не может возникнуть без усвоения и критической переработки духовного демократического наследия прошлого каждого народа, без впитывания всех ценностей мировой культуры, решительного преодоления реакционной идеологии эксплуататорских классов, Коммунистическая партия направляла деятельность местных партийных и советских организаций Калмыкии на создание социалистической по содержанию и национальной по форме культуры калмыцкого народа.

За годы Советской власти в Калмыкии, имевшей до Великого Октября среди взрослого населения около 93% неграмотных, была ликвидирована неграмотность, создана широкая материальная база для приобщения кочевника-калмыка к передовой прогрессивной культуре и просвещению, возникли на родном языке неведомые ранее профессиональное искусство, литература, наука, печать, театр, раскрылись неиссякаемые народные таланты.

Культурная революция в Калмыкии — сложный и длительный процесс. Она невозможна была бы без осуществления Советской властью ленинской национальной политики, бескорыстной и систематической помощи русского и других народов нашей страны. Под руководством Коммунистической партии культурное строительство в Калмыкии стало делом всех народов нашей страны. Сформировав свою национальную государственность, калмыцкий народ в братской семье народов получил равные права в выражении своей воли и интересов, социальные предпосылки для выявления своих творческих сил и использования помощи всех народов. Этим самым он также брал на себя равную обязанность вносить вклад в развитие экономики и культуры советского народа, свою долю в культурную революцию.

Культурная революция в Калмыкии — неотъемлемая часть культурного строительства в нашей стране. Она развертывалась одновременно по трем основным направлениям: создание материальной базы культуры, формирование кадров рабоче-крестьянской интеллигенции и приобщение, освоение трудящимися социалистической культуры на основе глубокого внедрения в их сознание идей научного коммунизма. В центре культурного строительства стояло создание социалистической системы народного образования.

1. Становление советской школы

Уже со второй половины 1918 г. вопросы расширения школьной сети, преподавания на калмыцком языке и изучения калмыцкого языка, подготовки кадров и прежде всего учительского персонала рассматривались на народных собраниях, улусных сходах, на общекалмыцких и улусных съездах Советов в качестве первоочередных задач.

Материальное содержание вновь открывавшихся школ улусные Советы в принудительном порядке относили за счет эксплуататорских классов. При этом решительно проводилась в жизнь линия на независимость советского школьного дела от влияния остатков феодально-буржуазных слоев и церковных кругов. Эта линия была отражена в решении II чрезвычайного съезда Советов депутатов трудового калмыцкого народа (сентябрь 1918 г.).
В грозные годы гражданской войны постепенно складывается система демократического управления школьным образованием. В 1919 г. Наркомпрос РСФСР принял постановление «О школах национальных меньшинств», согласно которому обучение в нерусских школах должно проводиться на родном языке учащихся, а управление школами сосредоточивалось в Наркомпросе РСФСР, где был образован отдел школ национальных меньшинств, в который 1 апреля 1919 г. вошел представитель Калмыкии. Для руководства организационной учебно-методической работой школ при улусных исполкомах (Манычском Малодербетовском, Большедербетовском, Хошеутовском, Яндыко-Мочажном и Эркетеневском) были созданы отделы народного образования, а при Багацохуровском и Ики-цохуровском были утверждены школьные инспекторы.

Исходя из декретов Советской власти о школе, I общекалмыцкий съезд Советов (июль 1920 г.) наметил программу в области народного образования, основой которой было стремление охватить обучением всех детей школьного возраста, быстрее ликвидировать неграмотность и малограмотность населения. С этой целью предполагалось вести широкое строительство школ, организовать местное педагогическое учебное заведение для подготовки и переподготовки учительских кадров, особенно из числа коренной национальности, начать издание учебников, методической и научно-популярной, общественно-политической и художественной литературы, в том числе на калмыцком языке.

Создание в конце 1920 г. Калмыцкой автономной области способствовало осуществлению программы по народному образованию. Строительство новых школ в улусах, население которых вело кочевой образ жизни, имело целью, кроме общеобразовательных задач, также создание своеобразных культурных центров, в которых оседало бы кочующее население и возникали современные населенные пункты. В этом состояла специфика школьного строительства в Калмыкии.

Сеть школ в 20-е годы создавалась при самодеятельности местных органов Советской власти и активной помощи трудящихся. I съезд Советов Малодербетовского улуса, состоявшийся 10 ноября 1920 г., поставил как первостепенную задачу отремонтировать и подготовить к учебному году все имеющиеся школьные здания, открыть школы во всех аймаках и больших населенных пунктах улуса.

В Малодербетовском улусе в 1921 г. по инициативе трудящихся было открыто 16 начальных школ, в Икицохуровском — 7. Тру-дящиеся Багачоносовского аймака Манычского улуса в 1923 г. на общественные средства построили школьные здания в шести населенных пунктах. А всего в улусе было открыто 11 начальных школ. В Эрдниевском, Баруновском и Зюневском аймаках Багацо-хуровского улуса, в селе Троицком Манычского улуса также на общественные средства были построены школьные здания. Трудящиеся Багутовского аймака Яндыко-Мочажного улуса в 1922 г. на общественные средства построили здания для начальных школ в 10 населенных пунктах аймака, в которых обучалось около 600 учащихся. В селе Шара Бгорбя Яндыко-Мочажного улуса интернатная школа содержалась на средства общественности села. В Большедербетовском улусе продовольственное снабжение учителей вновь открывающихся школ производилось за счет общественных средств аймаков. Ремонт школьных зданий и снабжение топливом всех школ области производились в основном за счет общественных средств. Все это свидетельствовало о большом желании самих трудящихся поднять дело народного образования.

II съезд Советов депутатов трудящихся Калмыцкой области (1921 г.) обобщил опыт школьного строительства и рекомендовал создавать, исходя из местных условий, для кочевых улусов Калмыцкой области интернатные школы, школьные колонии и детские дома. Съезд наметил меры активизации строительства школьных зданий, используя местные строительные материалы. Рекомендовалось также создавать пришкольные участки (с полеводством и животноводством), где учащиеся могли получать в процессе обучения научные знания и практические навыки по трудовому воспитанию.

В 1923 г. была установлена твердая структура школьных учреждений. По рекомендации 4-й сессии Калмыцкого облисполкома, состоявшейся в марте 1923 г., создавались школы I ступени с 4-летним курсом обучения и школы II ступени с 3-летним обучением. Велась также работа по укрупнению интернатных школ за счет сокращения малокомплектных школ. В каждом улусе были созданы опытные школы как центры методической работы, которая укомплектовывалась более опытными учителями.

В результате большой заботы Советского правительства и активного участия калмыцкой общественности после преодоления трудностей, связанных с голодом 1921—22 гг., начиная с 1925/26 учебного года, происходит неуклонный рост сети школ, детских домов и техникумов. Если в 1924 г. в области было 75 начальных школ, 4 школы II ступени, 8 детских домов, 2 техникума, а школьным обучением было охвачено 6750 (около 20%) детей школьного возраста, то в 1927 г. было уже 140 начальных школ, 5 школ II ступени, 8 детских домов и 2 техникума, а школьным обучением было охвачено 9640 учащихся.

К концу 20-х годов почти во всех аймаках и хотонах были созданы начальные, а в улусных центрах — семилетние школы. Организация семилетних школ в улусах имела важное значение для подготовки калмыцкой молодежи к поступлению в техникумы и для общего подъема культурного уровня калмыцкого народа.

Так завершилось к концу 20-х годов становление советской школы в Калмыкии. В стране к этому времени создавались все условия для осуществления всеобщего обязательного начального обучения. Это нашло свое отражение в первом пятилетнем плане развития народного хозяйства, направившем значительные средства на развитие народного образования.

XVI съезд ВКП(б) (1930 г.) поставил как боевую задачу партии и народа «проведение всеобщего обязательного первоначального обучения и ликвидацию неграмотности». В соответствии с партийными директивами Калмыцкий облисполком 21 августа 1930 г. принял постановление «О всеобщем начальном обучении детей школьного возраста в Калмыцкой автономной области». В нем предусматривалось уже в 1930/31 учебном году охватить обязательным обучением детей 8-летнего возраста на 100%, 9-летнего — на 80 и 10-летнего — на 50%. При Калмыцком облисполкоме, улускомах и аймисполкомах, на предприятиях, совхозах, колхозах, в школах создавались штабы и комиссии содействия всеобщему обучению, мобилизующие общественность на решение задач всеобуча.

В 1930/31 учебном году за парты село 14 454 детей школьного возраста (9280 калмыков и 5174 русских и детей других национальностей), а в 1931/32 учебном году дети 8—15-летнего возраста в основном были охвачены школьным обучением. В 1932 г. в школах обучалось 15 856 детей. В I—III классах обучение велось на родном языке учащихся.

Развертывание широкой сети школ требовало больших ассигнований. В 1925/26 учебном году на народное образование было выделено 584 909 руб. Но эта сумма лишь наполовину удовлетворяла необходимые затраты. В годы первой пятилетки на строительство школьных зданий в Калмыкии было израсходовано 5594 тыс. руб., на учебное оборудование и содержание школ—14 633 тыс. руб. В фонд школьного строительства общественными и хозяйственными организациями было внесено около 10 млн. руб. За счет хозяйственных организаций строились школьные здания в Приволжском, Приморском, Сарпинском, Манычском улусах, а также в совхозах «Улан малч», «Большой царын», «Сарпа» и «Улан хёчи». На эти цели в 1930/31 г. было израсходовано 7,1 млн. руб. Но потребность в школьных зданиях была еще велика. В годы первой пятилетки она не была удовлетворена. В 1930 г. в улусных центрах были созданы школы крестьянской молодежи как новый тип школы, в которых стало обучаться до 1 тыс. человек.

К концу первой пятилетки в Калмыцкой области в основном были решены задачи начального всеобщего обучения детей школьного возраста, а также созданы условия для ликвидации малограмотности работающей молодежи. Это явилось одной из предпосылок успешного развертывания культурной революции в целом.


< предыдущая > < содержание > < следующая >

Яндекс.Метрика
Сайт управляется системой uCoz