Митиров А.Г. Ойраты-калмыки: века и поколения. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1998. - 384 с.: ил..

О названиях улусов


В них произошли изменения. Тюмени, выражая верноподданнические чувства на восшествие Александра III, ходатайствовали о переименовании своего улуса на Александровский. Поэтому Хошеутовский улус стал в дальнейших документах называться Александровским. Тюмени старались присоединить к своим владениям не только аймаки своих родственников, но и целые улусы, так в результате, якобы для целесообразности управления и территориальной близости, были объединены Александровский и Багацохуровский улусы и он стал называться Александровско-Багацохуровским улусом.

Прибрежная полоса Каспийского моря называлась Мочагами. Территория Мочагов входила в Яндыковский улус, но со временем в Мочаги стали переселяться обедневшие калмыки из засушливых степей на рыбные промыслы. Для управления переселенцами было создано Мочажное ведомство. Затем Мочажное ведомство было объединено с Яндыковским улусом и улус стал называться Яндыко-Мочажным.

Малодербетовский улус, растянувшийся с севера на юг на несколько сот километров, доставлял много хлопот улусному управлению, находившемуся в Малых Дербетах, поэтому сначала улус разделили на северную и южную части, затем южную часть назвали Манычским улусом.

Заметим, что изменения в названиях улусов никак не затронули роды, аймаки или места их кочевий.

Реформа 16 марта 1892 года

Эту реформу в нашей официальной истории и исследованиях советского периода принято считать прогрессивной и положительной, так как она якобы освободила калмыков от зависимости нойонам и зайсангам. Владельческих нойонов к тому времени было всего три: в Малодербетовском — один, Большедербетовском — один и в Александровском — семья Тюменей. Эти нойоны, получив европейское и военное образование, можно сказать, жили уже другой жизнью, отличавшейся от жизни калмыцкого народа. Некоторые из них приняли христианство. Поэтому говорить о зависимости калмыков от нойонов можно только относительно.
Самое главное — реформа задела взаимоотношения простых калмыков и родовых зайсангов, которые в калмыцком обществе занимали значительное место. Калмыкам "были дарованы все личные права, предоставленные общими законами Империи сельским обывателям", таким образом, калмыки были уравнены в правах с крестьянами.

По положению реформы органами общественного управления являлись улусные и аймачные сходы. Хотоны должны были выбирать старосту, а аймаки — старшин. "Круг обязанностей улусного схода составляют: 1) выбор на трехлетние периоды представителей общества в улусное управление и заседателей в Улусные Зарго; 2) совещание о способах уравнения натуральных повинностей; 3) совещание по предметам, относящимся к общественным надобностям".

По мнению реформаторов, это преобразование должно было упорядочить административное устройство калмыков; отмечалось, что калмыцкие аймаки и хотоны разбросаны на большой территории, а калмыки кочуют далеко от своих однородцев, в чужих аймаках и улусах; а выборные старосты и старшины должны уже отвечать за свои, подчиненные им семьи.

Реформа 1892 года разрушила основу традиционного общественного быта калмыков. И дело заключалось даже не в уравнении в правах калмыков с "сельскими обывателями" — крестьянами, а в отделении друг от друга родовых зайсангов и калмыков. Зайсанги переводились в категорию дворян, но без дворовых или зависимых, а калмыки, объявляясь свободными, лишались веками установившегося единства, целостности рода, отока. По своим разрушительным последствиям эта реформа была сильнее, чем, например, ликвидация Калмыцкого ханства.

Пагубную силу реформы первыми поняли представители калмыцкого буддийского духовенства. Именно духовенство встало на защиту "установленного предками и освященного веками и религией" порядка старины.

С целью поднятия народного духа в 1890 году высшее калмыцкое духовенство устроило особый всенародный религиозный обряд. Этот обряд в свое время, правда, с большой иронией, описал миссионер Я. П. Дуброва.

Для нас обряд интересен своей торжественностью и содержанием. Предварительно, по указанию зурхачи, был куплен "неезжалый" буланой масти конь и молодой, "не бывший под человеком" верблюд. "Для лошади сделано было седло с полным набором, богато украшенное чеканной работы золотом и серебром и усыпанное драгоценными камнями, богатая, шитая золотой и серебряной канителью попона, уздечка с серебряной насечкой и разными, тоже серебряными, бубенчиками и погремушками, и желтый чехол в виде тех, какие надеваются на лошадей, впряженных в траурную погребальную колесницу. Для верблюда был куплен дорогой персидский ковер и на вьюк его кибитка. Затем вылили из драгоценных металлов бурхана (божество)".

Обряд совершался в Большедербетовском улусе, летом, в июне месяце, во всех хурулах "устраивались никогда ранее небывалые торжественные процессии при громадном стечении народа".

Процесс самого обряда Я. П. Дуброва описал так: "На оседланного и убранного коня утверждали бурхана и книжные свитки; на верблюда, покрытого ковром и тоже оседланного, навьючивали разобранную на составные части кибитку, жилище бурхана, возле коня и верблюда становились стражники, одетые в древние кольчуги, со шлемами на головах в виде бычьей головы с рогами и в латах. Стражники держали в руках обнаженные старинные хорошо отточенные мечи и сабли. Рядом со стражниками стояли замаскированные гелюнги. Маски их состояли из голов разных зверей, которым придана была уродливость и свирепое выражение. Во главе стражников и масок был сам бакша, окруженный многочисленным духовенством, а по бокам его хоругвеносцы и музыканты. В таком строе торжественно, при пении речитативом молитв на тибетском языке, финал которых сопровождался трубными звуками, гулом бубнов, лязгом медных тарелочек (цам), пронзительным завыванием в раковины, вся процессия три раза обходила вокруг хурула и затем останавливалась у главных его дверей, в которые бакша и входил в хурул в сопровождении части главного духовенства, другая же часть оставалась ассистентами при бурхане, водруженном на спине коня. По уходе бакши народ всей массой падал три раза перед конем, прикладывался лбом к частям его тела и приносил жертву — монетами. Происходило угощение".

Смысл и значение этого обряда миссионеру объяснили так, что "народ уклонился от исполнения прадедовских обычаев, забыл заветы отцов", перенимает чужие обычаи, "пошатнулся в вере и не крепок в древнем благочестии", "развратился восприятием чужих обычаев и всем образом своей жизни и наклонностями идет к верной погибели", "и в конце концов самое имя "калмык" исчезнет с лица земли, хурулы запустеют или обратятся в русские церкви".

Закон 1892 года отменил права нойонов и зайсангов на управление улусами и аймаками. Их обязанности были возложены на попечителей улусов и их помощников. В аймаках вводился институт выборных аймачных старшин.

В кратком обзоре Калмыцкой степи с 1907 по 1913 год дается общественное устройство. Так, в Калмыцкой степи было 8 улусов, 198 аймаков, в которых было 772 хотона.

В 1909 году общественное управление калмыков было реорганизовано воссоединением 198 мелких аймачных групп в 34 новых аймачных общества, связанных общностью хозяйственных интересов и соседственностью кочевий. Далее в обзоре отмечено:
"Аймаки, в свою очередь, разделены на хотонные группы и в центрах аймаков выстроено 34 здания аймачных управлений...

Организация аймачных управлений показала, что упорядочение общественного устройства и управления калмыков на изложенных началах не только послужило мощным фактором культурного, экономического благосостояния калмыков, но и сами аймачные управления явились новыми ячейками оседлости, так как вокруг большинства их образовались калмыцкие поселки..."

Приведем один документ, ярко иллюстрирующий состав аймачных старшин на 1908 год.

"Список аймачных старшин, избранных в реорганизованных аймаках Калмыцкой степи".

Манычский улус:

1) Оргакиновское. Старшина Эрдени Бадмаев, 28 лет. Окончил 4 класса реального училища. Средний скотовод.

2) Ульдучиновское. Старшина Санджи (Кура) Леджинович Сумьянов. Зайсанг. Грамотный. Средний скотовод (вариант — Хороший хозяин). Человек отличных нравственных качеств. 47 лет.

3) Яшкульское. Старшина Больдюр Бельтриков. 30 лет. Бывший переводчик Улусного управления.

4) Бурульское. Старшина Музра Лиджинов (он же Цаганов). 41 год. Средний скотовод. Неграмотен. Много служил по выборам.

5) Бага-Чоносовское. Старшина Цебек Дюсембеев. 48 лет. Грамотный, дельный, много служил по выборам.

6) Ики-Чоносовское. Старшина Мальжи Мацаков. 57 лет. Неграмотный. Средний скотовод.

Эркетеневский улус:

7) Багацатановское. Дорджи Болдырев. 47 лет.

8) Овордыкское. Буча Бульдаков, 44 лет. Коневод, имеет хорошее состояние, грамотный, долго служил заседателем Зарго.

9) Кеке-Усунское. Манджи (он же Чимид) Хадбитов, 51 года. Коневод и скотовод. Грамотный, много служил по выборам.

10) Гайдукское. Гаря Даланов, 63 лет. Крупный коневод и скотовод. Грамотный. Очень влиятельный в степи человек.

Икицохуровский улус:

11) Ачинер-Эркетеновское. Цаган-Убуши Леджинов. 48 лет. Зайсанг. Крупный коневод и скотовод. Неграмотный. Очень влиятельный человек.

12) Сатхало-Хошеутовское. Догур Борнаев, 42 лет. Коневод. Бывший переводчик Улусного Управления.

13) Кетченер-Шебенеровское. Яшкуль Манджиев. 25 лет. Бывший переводчик Улусного Управления.

14) Зюнгаровское. Менко-Насун Джоджиев, 41 года. Зайсанг. Крупный коневод.

Харахусовский улус:

15) Харахусовское. Сангаджи Очир-Гаряев. 49 лет. Торговец. Грамотный. Влиятельный. Трезвый. Много служил по выборам.

16) Эрдниевское. Кока Зодбаев. 60 лет. Скотовод. Грамотный. Служил по выборам более 20 лет.

Александровский улус:

17) Сереб-Джаповское. Убуши-Церен Убушаев. 33 лет. Грамотный. Служил по выборам, скотовод.

18) Тюменевское. Босхомджи Балдрунов. 41 года. Грамотный. Скотовод. Много служил по выборам.

Яндыко-Мочажный улус:

19) Ики-Багутовское. Очир-Гаря Менко-Убушевич Габун - Джам-баев. 36 лет. Зайсанг. Торговец и скотовод. Окончил 3 класса гимназии.

20) Багутовское. Бабгуш Дензенов. 50 лет. Торговец и скотовод. Дельный и влиятельный человек, много служил по выборам, имеет знаки отличия.

21) Харахусовское (Мочажного ведомства). Очир Лозунгов. 40 лет.

22) Далбанское. Инджир Санджиев. 45 лет. Переводчик Улусного Управления. Трезвый, дельный, имеет знаки отличия.

23) Батутовское. Урубджюр Эрдениев. 40 лет. Зайсанг.

24) Багацохуровское. Убуши Хара-Манджиев. 60 лет. Торговец. Дельный и влиятельный человек. Неграмотен.

Малодербетовский улус:

25) Северное. Батак Ванькаев. 53 лет. Занимается перекупкой скота. Хорошо грамотен. Влиятельный человек.

26) Приволжское. Дава Зурманов. 27 лет. Бывший переводчик и учитель улусной школы.

27) Шебенеровское. Батыр Перлеев. 34 лет. Переводчик Улусного Управления.

28) Абганеровское. Семен Эренценов. 33 лет. Учитель родовой школы. Окончил учительскую семинарию. Служил по выборам.

29) Сальское. Дорджи Санджиев-Баваев. 32 лет. Зайсанг. Крупный коневод, скотовод и землепашец. Грамотный.

30) Шарнутовское. Барва Тегусов. 49 лет. Зайсанг. Скотовод. Грамотный.

31) Центральное. Тарас Мучкаев. 32 лет. Бывший переводчик Улусного Управления.

32) Цаган-Нурское. Санджи Лиджиев Талтаев. 58 лет. Потомственный дворянин из зайсангов. Грамотный. Крупный улусный коневод и скотовод.

Багацохуровский улус:

33) Баруновское.

34) Зюнгаровское.

Это количество избранных аймачных старшин было прокомментировано так: "Из 32 вновь избранных старшин — 8, т. е. 25% принадлежат к привилегированным сословиям зайсангов, пользующихся до сего времени громадным влиянием на народ и авторитетом; 8 старшин, т, е. 25% — с законченным низшим образованием и достаточным служебным опытом, как прослужившие, иногда по многу лет, при Улусных Управлениях в качестве канцелярских служителей; 29 человек, т. е. 90% грамотны; трое из четверых неграмотных, попавших в списки старшин, принадлежат к числу самых почетных и влиятельных в степи людей", Как видим, в число этих людей попали достойные представители своих обществ, улусов.

Ниже приводим наиболее полный список калмыцких родов, их численность по улусам на начало XX века.

<Предыдущая> <Содержание> <Следующая>
 

Яндекс.Метрика
Сайт управляется системой uCoz