Прозрителев Г.Н. Военное прошлое нашихъ калмыкъ.- Ставрополь. Типографiя Губернскаго Правления. 1912. Репринтное вопроизведение изд. 1912 года с комментариями и иллюстрациями изд-ва «Эбелек» 1990.

От издателя

Спустя 88 лет после выхода в свет книги Г. Н. Прозрителева, давно ставшей раритетом, т. е. чрезвычайно редким изданием, сохранившимся в единицах экземпляров, она вновь возвращается к читателю массовым тиражом. Современная полиграфическая техника позволяет воспроизвести текст практически в том же виде, в каком он был набран неизвестными наборщиками в типографии г. Ставрополя в начале века. Можно считать случайностью тот факт, что и переиздается она в той же типографии, в которой - впервые вышла в свет. Но далеко не случайно внимание издателя к почти забытому историческому труду. Отечественная история как бы возвращается к нам из незаслуженной ссылки в архив в своем подлинном обличьи и интерес к ней наших современников возрастает.

Издание 1912 года было иллюстрировано редкими снимками из жизни и быта степняков. Такими, как «Почтовый тракт в степи». У дороги — кибитка, рядом стоят люди в ожидании почтового экипажа. На другом снимке — группа разнаряженных всадников и подпись: «Калмыки едут на свадьбу». Ряд снимков посвящен калмыцкой школе в Большедербетовском улусе. Есть изображения архитектурных памятников в калмыцких кочевьях. Ценность фотографий в том, что на них зафиксированы уже не существующие достопримечательности.

Воспроизведено в издании 1912 года походное калмыцкое знамя «Дайчин—Тенгр», вывезенное из далекой Джунгарии. В книге есть и словесное описание реликвии.

К сожалению, в репринтном издании 1990 года не удалось качественно воспроизвести эти снимки. Выход подсказал историк-краевед И. В. Борисенко. Он подобрал из своей коллекции ряд фотоснимков и рисунков, тематически близких содержанию книги. Нам представляется такое дополнение удачным, потому что в распоряжении Г. Н. Прозрителева, очевидно, не было портрета героя Отечественной войны 1812 года князя С. Тюменя и его сподвижников, а также портретов калмыцких воинов более позднего периода. Таким образом, удалось восстановить этот пробел.

Считаем своим долгом назвать людей, которые способствовали выходу в свет нового издания. В Элисте удалось найти лишь два экземпляра книги, оба хранятся в частных коллекциях. Один предоставил нам ученый И. В. Борисенко, другой — художник Очир Кикеев.

С большим уважением к замыслу издателя отнесся народный депутат СССР, министр сельского хозяйства и продовольствия РСФСР Г. В. Кулик, с его помощью была добыта бумага для этого «внепланового» издания.. Наш прославленный земляк, Герой Советского Союза, народный депутат СССР, полковник В. Н. Очиров стал рецензентом и его оценка этого труда включена в книгу. Председатель Калмагропромсоюза, народный депутат Калмыцкой АССР И. Э. Бугдаев также способствовал быстрейшему выходу в свет нового издания.

Несомненно, трудно было рассчитывать на успех без участия полиграфистов. С пониманием отнеслись к нашей просьбе директор издательства «Кавказская здравница» Ф. Г. Левшаков и директор Ставропольской краевой типографии В. А. Милославский, так же как и коллективы этих предприятий.
Книга Г. Н. Прозрителева преподносит всем нам урок по-сыновьи бережного отношения к истории. Надеемся), что она научит и нас такому подходу.

Из ссылки истории

Долгих 13 лет нашего народа как бы не существовало на планете. Недоброй волей сталинской клики калмыки были рассеяны по Сибири и Казахстану и вычеркнуты из истории.

В то время гнев несправедливый, дикий Нас подавил. И свет для нас потух. И даже слово самое — «калмыки» Произносить боялись вслух, — напишет позже народный поэт Давид Кугультинов.

Что люди, если даже скот калмыцкой породы клерки от науки переименовали в «астраханский».

И с изумлением я прочитал в этой книге, чудом попавшей мне в руки, следующие строки: «С верой в свои силы и поддержку русского народа калмык не сойдет бесследно с исторической сцены».

Что это? Предвидение или твердое убеждение ученого? Думаю, что второе. Изучив громадный фактический материал, Г. Н. Прозрителев пришел к убеждению, что напрасны любые попытки убрать с исторической сцены народ, который без всякого принуждения, по доброй воле отстаивал независимость Российского государства и в крымских походах Петра I, и в Отечественной войне 1812 года, и во всех последующих кампаниях и сражениях.

Конечно, война — не лучшее занятие на свете. Лучше пахать землю, чем копать окопы; лучше строить города, чем их разрушать; лучше любить, чем ненавидеть... И все же военное искусство — тоже искусство. Оно включает в себя такие понятия, как честь и благородство, самоотверженность и геройство, стойкость и преданность.

Я горд, что мои предки и современники — калмыцкие воины — не раз проявляли эти качества на поле брани во имя благородной цели — защиты Отечества. Только в годы Великой Отечественной войны 23 наших земляка удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

А сколько безвестных героев?!

К сожалению, нас плохо учили истории и многие славные имена российских воинов, в том числе калмыков, отличившихся в далеком прошлом, остаются неизвестными потомкам.

Переиздание книги Г. Н. Прозрителева, первое в советский период, воскрешает их память. Уверен, что исторические документы, приведенные здесь, будут служить побудительным мотивом в возрождении национальной культуры, традиций патриотизма и воинской доблести.

С верой в свои силы и в поддержку русского народа калмыки пережили трагедию ссылки. С верой в историческую справедливость все мы живем и в настоящее время.
И будем жить вечно!

В. ОЧИРОВ,
полковник,
Герой Советского Союза,
народный депутат СССР.

Почетный гражданин Калмыкии
Г. Н. Прозрителев (1849-1933 гг.)


Автором этой удивительной книги, подающей нам пример объективного отношения к истории, к памяти предков, является Григорий Николаевич Прозрителев.

Кто он, почему обратил свой взор к военному прошлому одного из народов России? Причем с явной симпатией к предмету исследования, пишет в заглавии: «Военное прошлое наших калмыков»?

Родился Г. Н. Прозрителев в 1849 году в Ставрополе. Из документов царской охранки известно, что Григорий Прозрителев — студент юрфака Петербургского университета «ходил в народ», т. е. с юношеских лет примкнул к демократическому крылу русской интеллигенции и остался верен этому идеалу до конца жизни. После окончания университета он уезжает за границу в роли домашнего учителя одной сановитой семьи и в Женеве устанавливает связи с русской революционной эмиграцией. В Россию Григорий Николаевич возвратился в 1876 году и долгое время жил в Ставрополе по подложному паспорту, пока в 1880 году не обрел право гражданства, а с ним — возможность поступить на государственную службу. Он был писцом в городской управе, преподавателем французского языка, физики, математики в гимназии, наконец, сделавшись помощником присяжного поверенного, смог работать по основной специальности — юристом.

И, как адвокат, он выступал защитником на процессах по делам большедербетовских калмыков. Позже он писал: «За 30 лет судебной практики пришлось провести мне массу калмыцких дел и убедиться в добрых чувствах народа и частию в высоких душевных качествах его».

Чуткое отношение Г. Н. Прозрителева к нуждам калмыцкого народа, принципиальная позиция в правовой защите интересов степняков создали ему среди калмыков репутацию правдивого и бескорыстного человека, прогрессивного общественного деятеля.

Эту репутацию еще более укрепило обширное исследование «Военное прошлое наших калмыков. Ставропольский калмыцкий полк и Астраханские полки в Отечественной войне 1812 года», опубликованное в Ставрополе в 1912 году. Автор этого первого авторитетнейшего труда по военной истории калмыков использовал материалы из архивов Ставрополя, Астрахани и Москвы.

Интересно, что для написания книги Прозрителев привлек и сведения, собранные самими калмыками. Не случайно в предисловии он благодарит степняков за оказанную помощь, с особым уважением он пишет об Андре Михайлове, Хавре Санжиеве, Наймене Бадмаеве. В книге охвачены все походы калмыцких конников в составе русских войск, совершенные в начале XIX века.

Изучая военное дело калмыков, Прозрителев пришел к выводу, что основная их сила в походе — это маневренная, стремительная, обгоняющая пыль из-под копыт своих лошадей конница, которая не раз обращала в бегство врагов России.

В своей книге автор касается и периода прихода калмыков в приволжские степи. Он считает, что из Джунгарии калмыки вышли в начале XVII века, а в пределы Волги пришли в 1630 году. В современных изысканиях эта дата с незначительной оговоркой считается верной. Достоверны и другие выводы исследователя, что свидетельствует о научной добросовестности труда.

Многие материалы по истории Калмыкии Г. Н. Прозрителев не успел опубликовать. Они хранятся в личном деле Григория Николаевича в фондах Ставропольского краеведческого музея им. Г. К. Праве. В основном это редкие документы по военной тематике. Так, хранится именной рескрипт, отправленный 9 ноября 1806 года на имя Оренбургского военного губернатора князя Волконского, в котором сказано: «Взирая на события, коими спокойствие целой Европы нарушено, мы в охранение общего и собственного блага империи нашей, укомплектовав и умножа армию сформированием новых полков, признаем нужным усилить оную сугубым числом легких иррегулярных войск..., повелеваем в относительности обитающих при хребте гор Уральских, чтобы с получением сего как наискорее нарядили вы к походу: войско Оренбургское, калмык Ставропольских...» (Архив Ставропольского краеведческого музея. Личный фонд Г. Н. Прозрителева, 1806—1807 гг. д. 1, л. 62).

На основе этого рескрипта был оформлен приказ и создан полк в 560 человек из Ставропольского калмыцкого войска.

В своих исследованиях Прозрителев не ограничивался военной историей калмыков. Так, в работе «Развалины древнего Хазарского города Мажары» (Маджары — И. Б.) он писал: «Что касается географических названий на Северном Кавказе, то, работая по составлению списка урочищ и других названий местностей Ставропольской губернии, я нахожу, что изучение местных горских языков в связи с калмыцким дает громадный и, пожалуй, решающий материал для установления принадлежности данного названия известному народу» («Сборник сведений о Северном Кавказе». Ставрополь-Кавказский, 1909 г., т. II, с. 20).

По замыслу Г. Н. Прозрителева в 1906 году в Ставрополе был создан музей Северного Кавказа. В нем экспонировались и предметы материальной культуры калмыков. Сейчас эти вещи находятся в Ставропольском краеведческом музее. В разделе «Горские и кочевые народы Северного Кавказа» можно увидеть женские платья, музыкальные инструменты, деревянную посуду, большую расшитую на шелке икону «Будда и его девятнадцать превращений» и полуметровой высоты бронзовую скульптуру персонажа из ламаистского пантеона.

Признанием заслуг Григория Николаевича Прозрителева — этого замечательного кавказоведа и краеведа — перед калмыцким народом служит тот факт, что он был в 1928 году, в связи с 45-летием его общественной и научной деятельности, избран почетным гражданином Большедербетовского улуса Калмыкии. И переиздание его главного исторического труда в год празднования 550-летия калмыцкого национального эпоса «Джангар» подтверждает высокую оценку, данную современниками.

И. БОРИСЕНКО,
действительный член Географического общества СССР,
кандидат исторических наук.


См. Текст документа (Рекомендуем смотреть через ACDSee)



Яндекс.Метрика
Сайт управляется системой uCoz