Эрдниев У.Э. Калмыки: Историко-этнографические очерки. - 3-е изд., перераб. и доп. - Элиста: Калм. кн. изд-во. 1985. - 282 с., ил.

Народное образование

Светское образование зародилось в Калмыкии лишь в середине XIX в. До этого калмыцких детей обучали грамоте в индивидуальном порядке. Обучение, преимущественно мальчиков, проводилось на дому у учителя и сводилось к заучиванию заяпандитского алфавита.

Только в конце 40-х гг. был сделан первый шаг по пути просвещения калмыков — были открыты первые школы европейского типа — для калмыцких детей. На основании положения от 23 апреля 1847 г, при Главном управлении калмыцким народом в г. Астрахани 6 декабря, 1848 г. было открыто Калмыцкое училище на 50 воспитанников. 11 октября 1862 г. при этом училище было учреждено особое отделение фельдшерских учеников на 10 мест, а в 1864 г. царское правительство разрешило организовать при нем отделение на 10 человек гимназистов (число их было увеличено в 1867 г. до 15 человек). Кроме того, в 1871 г. в Калмыкии были открыты две частные школы. По архивным документам, в 1872 г. во всех шести улусах Астраханской губернии насчитывалось 6 улусных школ, в которых учились 182 мальчика и 111 девочек, всего 293 учащихся.

Здание двухклассного училища в ставке Башанта Большедербетовского улуса

В середине 80-х гг. XIX в. в Калмыкии народное просвещение продолжало оставаться на низкой ступени развития. Количество учебных заведений не только не увеличилось, а наоборот сократилось. Калмыцкое женское училище было закрыто. В действовавшем Астраханском Калмыцком мужском училище число учеников сократилось с 50 человек в 1872 г. до 30 учащихся в 1886 г. Соответственно в 6 улусных школах численность учащихся уменьшилась с 293 до 122 человек. В это же время в Астраханской гимназии училось 6 человек, реальном училище — 4, городском училище.— 9, в ветеринарном институте — 1 ив Икицохуровской приходящей школе — 2. Следовательно, во всех учебных заведениях в 1886 г. было 174 калмыцких учащихся. Судя по данным, опубликованным Н.Ш. Ташниновым, на территории Большедербетовского улуса, входившего в состав Ставропольской губернии, была одна школа.

В конце XIX в. под влиянием общедемократического движения в России и первых результатов приобщения небольшого числа калмыцких детей к культуре русского народа тяга к просвещению трудового калмыцкого народа, находившегося под гнетом нойонов, зайсангов, невежественного ламаистского духовенства и царизма, резко усилилась. В 1896 г. попечитель пос. Калмыцкий Базар сообщает главному попечителю калмыцкого народа о том, что школы до сего времени нет, а стремление иметь ее большое: собрали добровольно на школу 400 руб. Попечитель Харахусовского улуса пишет, что «стремление к просвещению все более и более» увеличивается, «нет в улусе школы, необходимо ее открыть, грамотность 0,1% всего населения». В декабре того же 1896 г. попечитель Яндыко-Мочажного улуса докладывает главному попечителю: «В улусе одна школа, кончают ее ежегодно 2— 3 мальчика, что составляет весьма малый процент на 35 тысяч населения улуса, женского образования нет. Увеличение первоначальных школ крайне желательно». В рапорте попечителя Алек-сандровско-Багацохуровского улуса сказано: «В улусной школе 15 учеников. Необходимо расширить до 25 воспитанников». Стремление калмыков к открытию новых школ было повсеместным. В 1896 г. калмыки Багабурульского, Бюдермиговского, Багатуктуновского и Икичоносовского аймаков Большедербетовского улуса обратились к ставропольскому губернатору за разрешением построить здания для начальных школ, обязуясь содержать их на средства общества».

Однако организация общеобразовательных начальных школ шла крайне медленно. В начале XX в. стремление калмыцкого народа открыть школы резко усилилось. Об этом свидетельствуют архивные документы. Заведующий южной частью Малодербетовского улуса в 1904 г. пишет, что «...есть масса калмыков, слишком охотно идущих навстречу школьному образованию, можно было бы без всяких затрат со стороны казны иметь школу также с интернатом, но платным». В 1906 г. население Сальского аймака тоже потребовало открытия школ, ассигновав на строительство школьного здания 121 руб. 55 коп. Царское правительство вынуждено было сделать какую-то попытку к расширению сети начальных школ в улусах и отдельных аймаках. В своем отчете за 1904 г. попечитель Малодербетовского улуса пишет, что в отчетном году открыты три школы. Это сообщение подтверждается данными отчета главного попечителя калмыцкого народа, согласно которому были открыты три начальных школы грамоты: «две в Малодербетовском и одна в Александровском улусе». В школах всех типов в 1904 г. обучалось всего 190 человек, из них лишь 9 детей зайсангов. В 1906—1907 гг. усилием учительницы Т. Д. Юрковой н врача С. Р. Залкинда на средства калмыков было построено здание Манычской улусной школы. По данным архивных документов, в 1913 г. на территории калмыцких улусов, входивших в состав Астраханской губернии, было 23 школы и одно училище (Калмыцкое училище в г. Астрахани), в которых обучалось всего 605 детей, из них 69 девочек. Большинство девочек (63) воспитывалось в двух женских школах, открытых в Манычском и Малодербетовском улусах. Во всех калмыцких школах училось 39 русских детей (из них 12 девочек) и в Калм-Ба-заринской школе четверо учеников было татарской национальности. В 1916 г. в 40 калмыцких школах Астраханской губернии обучалось уже около 900 человек.1 В Большедербетовском улусе в 1916 г. функционировали одна улусная двухклассная школа (в Башанте) и 14 сельских школ грамоты, в которых обучалось 569 детей, из них 134 девочки. Таким образом, в 55 школах первоначального образования, расположенных в калмыцких улусах и аймаках, в 1916 г. училось не более 1470 учащихся.

Главную задачу школ, открывавшихся в Калмыкии, царская администрация видела в подготовке кадров переводчиков и мелких чиновников, воспитанных в духе глубокой преданности самодержавию. Попечитель калмыцкого народа К. Костенков писал: «Калмыцкое Астраханское училище открыто собственно для надобностей администрации... Воспитанники, окончившие, назначаются предварительно для практических занятий письмоводством и переводами в Главном управлении, а потом распределяются ни улусам на штатные должности переводчиков, толмачей и наставников улусных школ». Некоторые руководящие работники царской администрации считали необходимым вместо просвещения распространять среди калмыков христианство. Действительный член Областного Войска Донского статистического комитета А. Крылов писал: «Закончившие курс в окружном училище, даже учившиеся в гимназии, мало или даже совсем не влияют на соседнее население. Скоро почти все... делаются тем, чем они были прежде, т. е. калмыками-степняками. Чтобы добиться слияния калмыков с русскими (подчеркнуто мной — У. Э.), надо распространить христианство. А христианство внесет новую жизнь в среду калмыков, сделает из них верных сынов государства». Такую же мысль проводит в своей статье некий П. Шестаков. Он утверждает: «...более основательное религиозно-нравственное образование есть важнейшее средство как к отпору посторонних антихристианских влияний на инородцев, так и к прочному и надежному их обрусению». Вопреки желанию царизма, через эти школы началось распространение среди калмыков русской грамоты. Хотя обучалось в школах весьма незначительное количество учеников, но калмыцкие дети учились читать, писать по-русски, говорить на русском языке, что оказывало известное влияние на расширение общего кругозора калмыцкой молодежи, открывало путь для проникновения элементов русской культуры в гущу придавленного колониальным гнетам калмыцкого населения.

Отдельным представителям калмыцкой молодежи из числа окончивших Калмыцкое училище удавалось продолжать образование в гимназиях, семинариях и в высших учебных заведениях России. В 1872 г. гимназистов-калмыков насчитывалось 15 человек, в 1896 г. в Астраханском четырехклассном училище обучалось 30 мальчиков. В конце XIX в. закончил Петербургский университет и преподавал в нем выходец из семьи зайсанга Дорджи Джаваев. В Калмыцком училище преподавал родной язык Найман Бадмаев. В числе образованной калмыцкой молодежи был Н. Очиров, вышедший из простой семьи, получивший образование в Петербургском университете, занимавшийся научной работой.

Получившие в этих школах образование первые представители калмыцкой интеллигенции выступили позже организаторами народного просвещения, здравоохранения, многие из них возглавили борьбу трудящихся Калмыкии за установление и укрепление Советской власти в нашей степи.

Несмотря на некоторые принятые меры, Калмыкия продолжала быть одной из отсталых в культурном отношении окраин России. Большинство калмыков конца XIX — начала XX вв. было совершенно неграмотным и не владело русским языком. Общая грамотность среди калмыцкого населения, согласно переписи 1897 г., не превышала 6,5%. Грамотных мужчин насчитывалось 10,3%. Процент грамотных женщин был еще ниже — 2,2%. Грамотными считали тех, кто едва умели писать свое имя и фамилию по-русски.

<Предыдущая> <Содержание> <Следующая>
 
Яндекс.Метрика
Сайт управляется системой uCoz