В.А. Довданов. Путь разума и чести Научно-популярное издание

Монголосфера

Монголы, к коим мы можем отнести все монголоязычные племена кочевников, связанных общностью происхождения, этнообразующим ландшафтом, схожим бытом и образом жизни, издревле традиционно поклонялись вечносинему небу - отцу и плодоносящей земле - матери. Вот откуда черпали они свои силы и энергию. Их природная религия - тенгрианство сочетало в себе весь ведомый, ощущаемый, реальный мир - землю и мир неведомый, неощущаемый, нереальный - небо. Показателен следующий эпизод, характеризующий мироощущение и ментальность древних монголов. Как известно, монголы предприняли две безуспешные попытки вторжения в Японию. Дважды морская стихия защитила островное государство: корабли экспедиционного корпуса разбивал жестокий ураган. И все же небольшая часть судов с монгольскими воинами дошла до японских островов и высадилась там, захватив плацдарм. Японские самураи, одни из храбрейших воинов в мире, были тут же перебиты: пока они совершали, согласно своим традициям, ритуальное приветствие врагу перед битвой, монголы, воспитанные на других традициях, попросту расстреляли их из луков, в стрельбе из которых им не было равных. Подоспевшие на помощь крупные силы самураев в жаркой сече уничтожили высадившихся, а уцелевшая часть попала в плен. Одного из высших военных чинов японской армии поразило спокойствие пленных монголов и он через переводчика спросил их: почему они так спокойны перед неминуемой казнью? Монголы ответили: мы - воины, наша судьба - умереть за своего хана, для которого мы завоевали весь известный мир. Если нас скоро убьют, то мы быстрее попадем в загробный мир и его также завоюем для нашего императора. Ответ потряс японцев и стал широко известен. Японцы поняли какую страшную угрозу отвело от них море и, в знак благодарности морским богам, установили памятный столб у побережья, который сохранился до сих пор. В этом эпизоде ярко отразились национальный характер, самосознание и весь внутренний мир монголов того времени. Это были прирожденные бойцы, «суровая раса всадников и воинов».

Нужно сказать, что военное сословие имелось практически у каждого народа. Достаточно вспомнить тех же японских самураев, индийских кшатриев, скандинавских викингов, русских дружинников. Все они были профессионалами ратного дела и составляли особую касту воинов. Отличие же монголов состояло в том, что воинами у них были не представители одного какого-либо сословия, а весь народ. Так, даже в «Ик Цаджин бичиг» (« Великое Степное Уложение»), принятом в 1640 году общим съездом (курултаем) восточных и западных монголов специальным пунктом указывается, что «все мужчины считаются военнообязанными». Примерно такую же картину мы наблюдаем в Спарте, только в отличие от спартанцев, монголы были прекрасными всадниками и стрелками из лука, что многократно увеличивало их военную мощь, маневренность и мобильность. Заметим, что кавалерия на протяжении столетий являлась грозной военной силой и утратила свое прикладное значение лишь ближе к середине XX века.
Огромное влияние на характер и сознание монголов оказал их образ жизни, связанный со скотоводством - традиционным и основным занятием кочевников. Частая смена кочевок, постоянная миграция с места на место приучала их к мобильности, делала «легкими на подъем», развивала наблюдательность, закаливала физически, морально и психологически. Их экономическое благополучие, да и само их физическое выживание во многом зависело от природно-климатических факторов, что приучало их жить в строгом согласии с законами природы. Они могли умело приспосабливаться к природным капризам и легко адаптироваться в иной среде обитания.

Скот составлял главное богатство кочевников и его нужно было постоянно охранять и защищать от хищных зверей и угонов. Приумножение поголовья скота, как непременное условие нормальной жизни, требовало расширения пастбищных территорий, что приводило к неизбежным стычкам между соседствующими племенами. Это закономерно приводило к появлению и последующей отшлифовке азов военного дела, которые с течением веков превратились в совершенную военную науку, стратегия и тактика которой позволила монголам впоследствии разгромить гораздо превосходящие силы армий многих стран с более развитой экономикой и культурой, завоевать огромную территорию.

Прекрасным и постоянным тренингом для воинов - кочевников была зверовая охота. Позже она, увеличиваясь в масштабах и массовости, преобразовалась в облавную охоту, став основным видом военных учений (маневров), во время которых отрабатывались и доводились до совершенства многие стратегические и тактические приемы. Во время такой облавной охоты вытягивалась огромная многокилометровая живая цепь, которая, строго по команде, медленно сжималась, загоняя в нужное место разные виды диких животных, в том числе и хищных. Участники охоты, стоящие в цепи, бодрствуя днем и ночью, неделями преодолевали крутые вершины гор, бурные реки и непроходимые лесные чащи. При этом ни один из числа загоняемых зверей, будь то тигр, медведь, волк, рысь или дикий кабан не должен был ускользнуть или же прорваться сквозь цепь облавщиков, которые не имели права применять оружие. Виновного ждала неминуемая позорная смерть. Понятно, что во время такой широкомасштабной акции каждый молодец имел великолепный шанс продемонстрировать перед другими свою силу, ловкость, мужество и удаль. Эти храбрецы, несомненно, находились в поле зрения начальства, выделялись из общей массы и сразу же попадали в «банк данных» кадрового резерва.

Каждый монгольский воин обязан был иметь при себе пилку для заточки стрел, шило, иголки, нитки, сосуд для варки пищи и кожаную баклагу. В двух небольших седельных сумках возился неприкосновенный запас пищевых продуктов, состоящий из сушенного мяса и сушенного молока и запасная смена белья. В случае нужды воин мог рассечь вену своей заводной лошади и выпить кровь и затем перевязать рану жильной ниткой. Каждый воин имел одну основную и несколько заводных коней, что позволяло монгольской армии совершать стремительные многоверстовые переходы и внезапно атаковать врага. Вооружение воинов составляли: лук, стрелы, кривая сабля, пика, копье, волосяной аркан, дротики, палица, ножи. Для взятия укрепленных городов применялись катапульты, баллисты, лестницы, фашины и другие подручные средства.

Армия была четко организованна и хорошо дисциплинированна. Боевой дух ее был чрезвычайно высок, закален во многих битвах и освящен ореолом ярчайших побед. Военные походы монголов не были хаотичным движением неорганизованных масс, никем неуправляемой дикой орды, как их пытались преподнести позже некоторые историки. Нет, это были действия, четко спланированные заранее и осуществленные силами сравнительно небольшой по численности армии, основные подразделения которой состояли из тысячи воинов и десяти тысяч (тумен). Тумен в русском языке стал тьмой (неподдающейся подсчету цифрой) и в этом значении сохранился доныне.

Командиры тысяч и десяти тысяч назначались лично Чингисханом, что также говорит о немногочисленности монгольской армии; они были его основными военноначальниками (генералитетом) и из их числа вышли наиболее выдающиеся полководцы. В «Сокровенном сказании монголов» (1240г.) командиры тысяч и десяти тысяч названы поименно - всего 95 человек. В связи с этим интересно отметить следующие изречение Чингисхана. «Нет героя, подобного Есуге-Багатуру, нет искусней в делах подобного ему человека. Однако, так как он не знает усталости и тягости похода, не чувствует ни жажды, ни голода, он и других людей из нукеров и воинов, которые вместе с ним, всех считает подобными себе в перенесении трудностей... По этой причине не подобает ему начальствовать над войском. Подобает начальствовать тому, кто сам чувствует жажду и голод и соразмеряет с этим положением положение других и идет в дороге с расчетом и не допустит, чтобы войско испытывало голод и жажду и четвероногии (кони) отощали». Вышеприведенный отрывок говорит о том, что в монгольской армии командиры заботились о своих подчиненных, и что при назначении на командные посты принимались во внимание не только знатность рода, но, прежде всего личные качества, учитывались все сильные и слабые стороны кандидата, и во главу угла ставились интересы дела. В «Билике» (наставлениях) Чингисхана в пунктах, адресованных именно командному составу армии, читаем:

Ст.3 «Беки (начальники) туменов, тысячи и сотни, приходящие слушать наши мысли в начале и в конце года и возвращающиеся назад, могут начальствовать войском; состояние же тех, которые сидят в юрте своей и не слышат мысли, походит на камень, попавший в большую воду, или на стрелу, пущенную в тростниковое место: они исчезают. Таким людям не подобает командовать». Это говорит о требовании к командирам подразделений постоянно заниматься теорией и практикой военного искусства.

Ст.11. «Среди народа (в мирное время) должно быть подобным теленку, маленьким и молчаливым, а во время войны - подобным голодному соколу, который является на охоту: должно приниматься за дело с криком».

Ст. 18. «Беки армейские должны обучать мальчиков пусканию стрел и езде на конях».

Ст.20. «Бек, жадный к вину и водке, не может держать в порядке дела тысячи, сотни и десятка, не может довести (дело) до конца».

Знаменитый венецианский купец и путешественник Марко Поло, проведший не один год в ставке Хубилай-хана (внука Чингисхана) и хорошо изучивший жизнь монгольского общества, в том числе и военное искусство монголов, пишет в своей книге, которую он издал по прибытию на родину: «Когда государь ста тысяч (главнокомандующий) пожелает кого-нибудь послать, приказывает он старшине над десятью тысячами, чтобы тот дал ему тысячу, а тот наказывает тысячнику поставить свою часть, тысячник сотнику, сотник приказывает десятникам. Приказу повинуются лучше, нежели где-либо на свете. Порядок в войске монголов очень удобен для управления, всякий отвечает своему старшему. Вооружение у них - лук, меч, палица. Всего больше они пускают в дело лук, потому что ловкие стрелки, а на спине у них панцирь из буйволовой и другой кожи, вареной и очень крепкой. Бьются отлично и очень храбро. Странствуют более других, и вот почему: коль случится надобность, монгол зачастую уйдет на месяц целый, без всякой еды, питается кобыльим молоком да той дичью, что сам наловит, а конь пасется на траве, какая найдется, и не нужно ему брать с собою ни ячменя, ни соломы. Государю своему очень послушны, случится надобность всю ночь простоят на коне вооруженным. В труде и лишениях они выносливы более, нежели кто-либо, трат у них мало, покорять землю и царства самый способный народ.

Когда рать идет за каким-нибудь делом по равнинам или по горам, за два дня перед тем отряжаются вперед двести человек разведчиков, столько же назад и постольку же на обе стороны, то есть на все четыре стороны, и делается это с тем, чтобы невзначай кто не напал. Когда отправляются в долгий путь на войну, сбруи с собой не берут, а возьмут два кожаных мешка с молоком для питья, да глиняный горшок варить мясо. Везут также маленькую палатку укрываться на случай дождя. Случится надобность, так скачут, скажу вам, дней десять без пищи, не разводя огня, и питаются кровью своих коней: проткнет жилу коня, да и пьет кровь. Возят с собою еще творог, положат в воду и мешают до тех пор, пока не распустится, тогда и пьют.

В битвах с врагом берут верх вот как: убежать от врага не стыдятся, убегая поворачивают и стреляют. Коней своих приучили как собак ворочать во все стороны. Когда их гонят, на бегу дерутся славно, да сильно, также точно, как бы стояли лицом к врагу, бежит и назад поворачивается, стреляет метко, бьет вражеских коней и людей, а враг думает, что они расстроены и побеждены, и сам проигрывает, оттого, что кони у него перестреляны, да и людей изрядно побито. Монголы как увидят, что перебили много коней и людей, поворачивают назад и бьются славно, храбро, разоряют и побеждают врага. Вот так-то побеждали они во многих битвах и покоряли многие народы».

Монгольская армия, состоящая из тяжелой и легкой конницы, подразделялась на центр, левое и правое крыло, в каждое из которых входило по несколько туменов. Руководили этими крупными объединениями самые выдающиеся полководцы - темники. Верховным главнокомандующим был сам хан.

Создание огромной монгольской империи неразрывно связано с именем его основателя - Чингисхана (1155-1227г.г.). Он происходил из аристократической семьи, его родословная и основные факты биографии подробно описаны в «Сокровенном сказании монголов».

Рано потеряв отца, знаменитого Есугей-богатура, юный Темучин испытал много трудностей и невзгод, прежде чем встал во главе своего рода борджигин, а затем и всего монгольского народа. Его блистательному успеху на военном, государственном и политическом поприщах способствовало счастливое сочетание многих редких качеств: он был храбр, мужественен, принимал личное участие во многих сражениях, имел ранения, в том числе и тяжелые; обладал острым аналитическим умом, красноречием, был хорошим семьянином с безупречной нравственной репутацией, любил порядок и дисциплину. Он был огромного роста, с детства в нем отмечали «огонь в глазах и лучезарность лика», то есть то, что сейчас бы назвали харизмой. Все эти и другие черты его незаурядной личности возвышали его в глазах окружающих, видевших в нем идеал степного богатыря, вождя нации, появления которого уже давно ждали все кочевые народы, населяющие Великую Степь. Именно поэтому ему в полном объеме удалось выполнить ту великую миссию, которая была возложена на него историей и судьбой. Деяния его настолько масштабны, что решением ЮНЕСКО он назван человеком второго тысячелетия.

В год барса, весной 1206 года, в верховья реки Онон, на Курултае с участием всей монгольской аристократии, в исключительно торжественной обстановке, Чингисхан на 52 году жизни был провозглашен императором. Вот как описывает это в своей летописи Рашид-ад-дин: «На Курултае Кэкчу-Теб-Тенгри, сын Мунлика, знаменитый волхв, славившийся своими чудесами и пользовавшийся большим авторитетом в Монголии, сказал: «Всевышний Бог дарует тебе царство лица земного. Теперь, когда побеждены твоей десницей государи этих земель, называемые каждый Гур-ханом и их области достались тебе, то пусть будет тебе прозвище Чингис. Ты стал Царем царей; Всевышний господь повелел, чтобы прозвание твое было Чингис-хан, Царь царей и Государь государей». Все одобрили и утвердили это имя, и ему достались сила и могущество наисовершеннейшее, и он принадлежит к миродержцам».

Чингисхану удалось сплотить некогда разобщенные монголоязычные племена в единый, монолитный монгольский этнос. Он сумел приучить своих подданных к железной дисциплине, организованности и порядку. В годы его правления были заложены прочные основы монгольской государственности, восторжествовали буква и дух закона, в Степи воцарились мир и спокойствие. Как свидетельствует Марко Поло «В монетный двор хана по его приказу все поданные приносили драгоценные камни, жемчуг, золото, и сносят многое множество и уплачивают всем бумажками. Так-то великий хан владеет всем золотом, серебром и драгоценностями своих земель. Все его поданные охотно берут в уплату эти бумажки, потому что когда они пойдут, за все они платят бумажками, на бумажки все могут купить, и за все ими уплачивать. По большим дорогам, где гонцы скачут, купцы и другой народ ездит, великий хан приказал через каждые два шага насадить деревья, для купцов и гонцов великие от того удобства. Одежда у них вот какая: богатые одеваются в золотые, да шелковые ткани, обшивают их перьями, мехами собольими, горностаем, чернобурой лисицей. Упряжь у них красивая, дорогая. Год у них начинается в феврале; по обычаю все одеваются в белое, и мужчины, и женщины. Белая одежда почитается у них счастливой, поэтому они одеваются в белое, чтобы весь год было счастье и благополучие, весь народ друг другу дарят белые вещи, обнимаются, веселятся, пируют, и делается это для того, чтобы счастливо и по добру прожить весь год. Утром в праздник к государю являются цари, герцоги, маркизы, графы, вообще вся знать и поздравляют хана с праздником, потом расставляют столы и начинают пировать.

Зимний дворец хана выстроен из камня и мрамора. Залы и покои золоченные, чудесные и прекрасно вызолочены, а вокруг дворца на 16 миль стена, и много тут фонтанов, рек, лугов; великий хан держит тут всяких зверей: оленей, ланей и антилоп - ими кормит своих соколов в клетках. В эту равнину, что обнесена стеной, великий хан ездит часто на коне, с собою везет леопарда и выпускает его на оленя, лань или антилопу, а что поймает, то соколам в клетках. Развлекается он так в свое удовольствие.

Летний дворец - большой дворец из бамбука, внутри он вызолочен и расписан зверьми и птицами тонкой работы. Построен так, чтобы можно было по желанию разобрать и собрать».

Заметим, что так описываются резиденции Хубилай-хана. Сам же Чингисхан предпочитал привычную войлочную кибитку, простое оружие и традиционное одеяние степняка, что, впрочем, нисколько не помешало ему в осуществлении его грандиозных замыслов по приведению в покорность племен и народов, населявших всю известную тогда часть планеты. По словам Эренжена Хара-Давана «Границы, начертанные кривой саблей монгольской конницы, превосходят границы, проведенные копьем македонских фаланг Александра и легионов Цезаря и пушками армий Наполеона». В течение определенного исторического отрезка времени монгольское владычество распространилось и установилось над огромной территорией, раскинувшейся от Тихого океана - до Адриатики, от зоны вечной мерзлоты - до тропиков и над народами населяющими ее, образовав, таким образом, монголосферу.

Яндекс.Метрика
Сайт управляется системой uCoz