Бугай Н.Ф. Операция "Улусы". - Элиста, 88с.

Операция "Улусы"

продолжение . . .

Какие же предполагалось освободить от спецпоселений категории граждан? В документе перечисляются: немцы — граждане СССР, взятые на учет, а также мобилизованные во время Отечественной войны для работы в промышленности, но не подвергавшиеся выселению (1016548 чел); бывшие кулаки, выселенные в 1929-1933 г. (24681 чел.); поляки, выселенные в 1936 г. из пограничных районов Украины и Белоруссии (36045 чел.); иноподданные и граждане СССР, выселенные в 1937 г. в порядке очищения пограничной полосы Армянской, Азербайджанской, Таджикской, Туркменской и Узбекской ССР от неблагонадежного элемента (916 чел.), членов семей пособников немецких оккупантов, выселенных из Кабардинской АССР. Ставропольского и Краснодарского краев и др. (11573 чел.); лиц, выселенных на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля и 2 июня 1948 г. за антиобщественный и паразитический образ жизни в сельском хозяйстве (27275 чел.); иноподданные, выселенные во время войны из Краснодара, Ростовской области и Крыма в 1942-1943 гг. и болгары — граждане СССР, репатриированные из Румынии и Болгарии в 1945 г. (10095 чел.).

Предлагалось также снять с учета органов МВД СССР всех не достигших 16 лет взрослых детей спецпоселенцев остальных категорий (516608 чел.), а всего согласно внесенному предложению предполагалось освободить от спецпоселения 643741 чел. (по другим данным 1807305 чел.).

Наряду с этим в докладной записке указывалось "временно оставить на спецпоселении контингенты, освобождение которых из-под надзора органов МВД СССР в настоящее время считается преждевременным". Кто же попал в этот список? Среди остававшихся значились: чеченцы, ингуши, карачаевцы и балкарцы (297378 чел.); калмыки (55557 чел.), крымские татары и бывшие пособники немцев из числа болгар, греков и армян, выселенных в 1944 г. (140606 чел.), турки, курды, хемшины, греки, дашнаки (из Грузинской ССР, Черноморского побережья, Азербайджанской и Армянской ССР), депортированные в 1944-1951 гг. (92736 чел.); "оуновцы" (134816 чел.); члены семей банд, бандпособники, кулаки с семьями из Прибалтики, западных областей Украинской и Белорусской ССР, из Псковской области, переселенные в 1945-1952 гг. (124802 чел.), члены семей бывших помещиков, фабрикантов, крупных торговцев из республик Прибалтики, Украинской и Белорусской ССР (25630 чел), немцы — граждане СССР, репатриированные в 1945 г. из Германии (138669 чел.); бывшие помещики, фабриканты, торговцы, кулаки, немецкие пособники и члены их семей, депортированные из Молдавской ССР в 1949 г. (25301 чел.); басмачи, выселенные из Таджикской ССР в 1950 г. (1426 чел.); андерсовцы и члены их семей, переселенные в 1951 г. из Литовской, Украинской и Белорусской ССР (3003 чел.), иеговисты из республик Прибалтики, Молдавской ССР, западных областей Украины и Белоруссии, выселенные в 1951 г. (6579 чел.). Всего предполагалось оставить временно на спецпоселении 1046503 чел. и возвратиться к рассмотрению этого вопроса в 1954 году.

Следует заметить, что отсутствие паспортов у спецпоселенцев затрудняло устройство их на работу, учебу. Министерство внутренних дел СССР 10 марта 1955 г. разрешило органам МВД выдавать спецпоселенцам паспорта на общих основаниях. 23 марта того же года в ЦК КПСС обсудили предложение МВД СССР и Министерства обороны СССР о призыве на действительную военную службу спецпоселенцев, родившихся в 1936-1937 гг. и снятии призванных с местного учета.

4 апреля 1955 г. заместитель министра внутренних дел ВЛетушков писал в Административный отдел ЦК КПСС о том, что на основе Указа Президиума Верховного Совета СССР "Об освобождении от спецпоселения отдельных категорий и о снятии некоторых ограничений в правовом положении спецпоселенцев" от сентября 1953 г. и постановлений Совета Министров от 5 июля и 13 августа 1954 г. и постановления ЦК КПСС от 5 мая 1954 г. на январь 1955 г. сняты с учета "спецпоселенцы" общей численностью * 120619 чел. Наряду с этим В. Летушков отметил, что разрешено поселенцам направляться в командировки в любой пункт страны (за исключением лиц, не занимающихся общественно полезным трудом). 13 мая 1955 г. были предоставлены права Верховным судам союзных республик отменять решения Особого совещания о выселении на спецпоселение. 29 июня 1955 г. ЦК КПСС принял постановление "О мерах по усилению массово-политической работы среди спецпоселенцев". Постановлением Совета Министров СССР от 24 ноября 1955 г. органам МВД СССР разрешалось снять с учета спецпоселенцев участников Великой Отечественной войны, лиц, награжденных орденами и медалями Советского Союза и преподавателей учебных заведений.

В 1955 г. уже был снят с учета 1058281 спецпоселенец.

Проводилась работа и по подготовке снятия ограничений по спецпоселению с калмыцкого народа. Сотрудники Министерства внутренних дел СССР обратились с предложением в ЦК КПСС. Этот чрезвычайно важный документ мы приводим полностью.

Документ 1

Совершенно секретно

ЦК КПСС

№144.

7 марта 1956 г.

В период Великой Отечественной войны, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1943 г. и Распоряжением СНК СССР от 11 марта 1944 г. № 5475, из бывшей Калмыцкой АССР и Ростовской области были переселены в отдаленные районы страны калмыки и члены их семей.

В настоящее время на учете спецпоселений под надзором органов МВД состоит 52537 калмыков, которые в основном расселены в Казахской, Киргизской, Узбекской ССР, Алтайском и Красноярском краях, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Сахалинской, Свердловской, Томской и Тюменской областях.

Из общего числа спецпоселенцев-калмыков занято на работе в различных отраслях народного хозяйства 45985 человек, из них в сельском хозяйстве — 28107 чел., в горнорудной и золотодобывающей промышленности — 1632, в угольной промышленности — 784, в бумажной и деревообрабатывающей промышленности — 259, на предприятиях других министерств и ведомств — 8608 человек.

За годы пребывания на спецпоселении большинство калмыков добросовестно работает на промышленных предприятиях, на стройках, в совхозах и колхозах, многие из них перевыполняют нормы выработки и являются передовиками производства.

Многие калмыки за период нахождения на спецпоселении получили трудовую квалификацию и специальность. Так, в Конском, Ширинском и Усть-Абаканском районах Красноярского края из 2358 калмыков работают плотниками 45 чел., трактористами — 32, комбайнерами — 28, слесарями — 25, столярами — 24, шоферами и мотористами — 14, бурильщиками — 13, крановщиками — 5 чел.

Калмыки в местах поселений находятся более 12 лет. За это время они, будучи трудоустроены в сельском хозяйстве и промышленности, в своем большинстве прочно обосновались в местах нового жительства, имеют собственные дома, скот и приусадебные участки.

В Новосибирской области из 10975 калмыков проживает в собственных домах 5896 чел., имеют крупный и мелкий рогатый скот 5367 чел, в Омской области из 6211 калмыков имеют собственные дома, приусадебные участки и скот 2598 человек.

Из 5693 спецпоселенцев-калмыков, расселенных в 7 районах Алтайского края, болеем 60% приобрели собственные дома. В г. Черногорске Красноярского края из 455 калмыков, занятых на работе в угольной промышленности, 326 чел имеют собственные дома, 59 чел. проживает в благоустроенных коммунальных квартирах.

Учитывая, что направление на спецпоселение калмыков было вызвано условиями военного времени и что дальнейшее применение к ним ограничений по спецпоселению в настоящее время не вызывается необходимостью, Комиссия вносит предложение снять с учета спецпоселения калмыков и членов их семей.

Предложение о снятии с учета спецпоселенцев-калмыков поддерживают Секретариат ЦК КП Узбекистана (тов. Мельников Р.Е.), ЦК КП Киргизии (тов. Чуркин В.Н.), Красноярского края (тов. Органов Н.Н.), Кемеровского обкома (тов. Трегубое НА.), Омского обкома (тов. Колушинский Е.П.), Томского обкома (тов. Москвин В А.), Свердловского обкома (тов. Кириленко А.П.), Сахалинского обкома (тов. Чеплаков П.Ф.).

Секретари Алтайского крайкома КПСС тов. Пысин КГ., Новосибирского обкома тов. Дерюгин Б.И. и Тюменского обкома тов. Косое В.В. считают, что снятие ограничений по спецпоселению с калмыков является преждевременным, так как многие калмыки, расселенные на территории Алтайского края, Новосибирской и Тюменской областей высказывают намерение в случае снятия с них ограничений выехать в места прежнего жительства или в Среднеазиатские республики, что может создать трудности с рабочей силой в сельском хозяйстве и некоторых отраслях промышленности.

Проекты постановления ЦК КПСС и Указа Президиума Верховного Совета СССР прилагаются.

Р.Руденко, Н.Дудоров, И.Серов, К.Горшенин.

Документ 2.

У К А 3
Президиума Верховного Совета СССР
о снятии ограничений в правовом
положении с калмыков и членов их семей,
находящихся на спецпоселении.

Москва, Кремль Март 1956 г.

Учитывая, что существующие ограничения в правовом -положении спецпоселенцев-калмыков и членов их семей, выселенных в 1943-1944 гг. из бывшей Калмыцкой АССР и Ростовской области, в дальнейшем не вызывается необходимостью, Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

Снять с учета спецпоселения и освободить из-под административного надзора органов МВД калмыков и членов их семей, выселенных на спецпоселение в период Великой Отечественной войны.

Установить, что снятие с калмыков ограничений по спецпоселению не влечет за собой возвращение им имущества, конфискованного при выселении, и что они не имеют права возвращаться в места, откуда они были выселены».

Председатель Президиума Верховного Совета СССР
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР.

Документ 3.
Постановление ЦК КПСС
о снятии ограничений по спецпоселению
с Калмыков и членов их семей

"___" марта 1956 г.

ЦК постановляет:
Одобрить проект Указа Президиума Верховного Совета СССР "О снятии ограничений по спецпоселению с калмыков, выселенных из бывшей Калмыцкой АССР и Ростовской области".

Обязать ЦК КП Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Алиайский и Красноярский крайкомы КПСС, Сахалинский, Кемеровский, Свердловский, Новосибирский, Томский, Омскийи Тюменский обкомы КПСС провести необходимую работу по закреплению калмыков в местах их настоящего жительства, исключив возможность их массового выезда из мест поселения.

17 марта 1956 г. согласно принятому Указу Президиума Верховного Совета СССР "О снятии ограничений в правовом положении с калмыков и членов их семей, находящихся на спецпоселении", калмыки, как и другие народы, начали обретать свои попранные ранее права. Во второй половине 50-х годов началось их возвращение.

Для руководства восстановлением Калмыцкой автономии, развития ее народного хозяйства, восстановления партийных, советских и общественных организаций в декабре 1956 г. были созданы Организационное бюро областного комитета партии и комиссии областного Совета депутатов трудящихся.

В соответствии с решением XX съезда КПСС на шестой сессии Верховного Совета СССР в феврале 1957 г. был утвержден Указ Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1957 г. "Об образовании Калмыцкой автономной области в составе РСФСР на основе прежней территории в границах Ставропольского края".

25 января 1957 г. последовал и приказ МВД СССР № 055 "О разрешении проживания и прописки калмыкам, балкарцам, карачаевцам, чеченцам, ингушам и членам их семей в местах, откуда они были выселены". Приказ подписал заместитель министра внутренних дел СССР генерал-лейтенант авиации Толстиков. В марте 1957 г. состоялись выборы в местные Советы, в ходе которых были избраны областной, районные, сельские и поселковые Советы депутатов трудящихся.

29 июля 1958 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Калмыцкая автономная область была преобразована в Калмыцкую Автономную Советскую Социалистическую Республику.

После восстановления автономии калмыки возвращались на свою возрождаемую землю. Вновь приходилось обустраиваться на месте, что требовало огромных усилий. Государством была оказана помощь. Проводились меры по улучшению социального положения трудящихся калмыков, почти заново воссоздавалась жизнь народа.

В последующем на места будет направлен проект СНК СССР "О порядке выплаты пенсий и пособий спецпоселенцам11, бывшим кулакам, калмыкам, карачаевцам, чеченцам, ингушам, балкарцам, крымским татарам и переселявшимся из Крыма болгарам, грекам, армянам. Согласно представленному документу пенсии и пособия выделялись семьям военнослужащих, находившихся в Красной Армии и Военно-Морском Флоте, семьям родственников погибших, инвалидам и пенсионерам труда, многодетным матерям. После принятия декрета СНК СССР, РСФСР, Узбекской, Казахской и других республик начали им руководствоваться. Однако зачастую эти предписания оставались на бумаге, ибо очень часто из-за потери документов и по другим причинам добиться правды было нелегко. Нанесенная рана народам до сего времени даёт о себе знать.

В современных условиях гласности, реализации курса, взятого на радикальные преобразования многих сфер нашей жизни, в том числе и национальных отношений, появилась возможность сказать правду о том, как развивались национальные процессы в СССР в трудные 30-е—50-е годы, ответить на вопрос, что же это было на самом деле?

Последствия акций, связанных с депортацией народов, их бесконечным смешением и переселением, оказались трудными, их негативы мы ощущаем и сегодня. К решению столь острых проблем призывают принятая 14 ноября 1989 г. Верховным Советом СССР Декларация "О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав", а также ряд принятых в последнее время других правовых актов. Вывод один: это не должно никогда повториться.

<Предыдущая>
 
Яндекс.Метрика
Сайт управляется системой uCoz