Найден по ссылке: вызов сантехника Москва. Бугай Н.Ф. Операция "Улусы". - Элиста, 88с.

Операция "Улусы"

Для калмыцкого народа, равно как и для всех народов нашей страны, в послеоктябрьский период путь к будущему был посвящен абсурдной по своей сути сталинской идее классовой борьбы. Смысл ее заключался в том, что по мере продвижения к социально равноправному, справедливому обществу усиливается сопротивление, а следовательно и подрывная деятельность внутренних и внешних "врагов.

Объявленная бескомпромиссная борьба с ними вопреки народной воле была облечена иезуитским тезисом — цель оправдывает средства. Развернувшийся мощный маховик репрессий принес на алтарь осуществления заветной мечты — построение социализма — неисчислимые жертвы.

В 20-30-е годы подверглись насилию жизни и судьбы многих и многих людей. В числе их оказались наряду с представителями эксплуататорских классов и коммунисты, и служители религиозных культов, и интеллигенция, и рядовые беспартийные труженики. Были они разных национальностей, верующие и неверующие. Накопленные не одним поколением народов материальные, духовные ценности под флагом той же бескомпромиссной борьбы с якобы отжившим прошлым начали уничтожаться, разрушаться.

Превратившись в отлаженную систему, творимая в стране безнаказанность привела к тягчайшему обвинению не только людей, групп, но и народов в измене Родине. С карты Советского Союза стали исчезать отдельные национальные образования (районы, области, республики).

Одной из первых жертв стали поляки западных районов страны, корейцы Дальнего Востока, а затем и советские немцы. Вслед за ликвидацией в августе-сентябре 1941г. бывшей АССР Немцев Поволжья из Калмыкии в ноябре того же года было выселено в Казахстан и другие восточные районы страны все немецкое население. 27 декабря 1943г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была упразднена Калмыцкая Автономная Советская Социалистическая Республика, и калмыки в одночасье вывезены конвойными частями НКВД СССР из родных мест. Оказавшись разбросанными по разным восточным, северным районам страны, высланные народы, не исключая калмыков, были обречены на беззащитность и безысходность. Ассимиляция, исчезновение должны были стать их конечным уделом. Всего в 30-50-е годы депортации подверглось 3226340 (по другим источникам 3441582) граждан разных национальностей и народностей СССР.

Правда об этом тягчайшем периоде в истории Калмыкии и других национальных образований СССР живет в народной памяти, документах. Её торжество в наши дни стало зрелой гражданской потребностью. Однако не' следует забывать того, что прежде путь к ней был тернистым и долгим. Отдавая дань ее первопроходцам, известным и безызвестным, вплоть до Настоящего времени остаются нераскрытыми многие стороны трагедии высланных, депортированных народов. Воссоздание исторической правды — долг каждого. Сегодня голоса невинных жертв, подвергшихся репрессиям и отдавших собственные жизни, все громче звучат, призывая и предостерегая от повторения черных дней в истории недавнего прошлого.

XX съезд КПСС, а вслед затем восстановление Калмыцкой Советской Социалистической Автономии (автономной области в 1957 г. и автономной республики в 1958 г.) явились поворотными в воссоздании исторической правды пережитого. При всей трудности сбора и обобщения материала, в большинстве случаев его недоступности, было положено начало для подготовки и издания первых работ, посвященных истории 20-50-х годов. В их числе небольшая, но очень важная по содержанию брошюра Д.Ц.-Д. Номинханова "В единой семье" (Элиста, 1967 г.), обобщающий труд "Очерки истории Калмыцкой АССР" (Дооктябрьский период. М., 1967; Эпоха социализма. М., 1970). В этих и других работах, насколько позволяла гласность того времени, был воссоздан период 30-50-х годов, а точнее показан самоотверженный труд народа, названы имена незаконно репрессированных государственных, общественных, культурных деятелей Калмыкии, впервые очень кратко описано упразднение национальной автономии, разделение ее территории между соседними областями, расселение высланного населения в Казахстане, Сибири, на Алтае, Сахалине, трудовой вклад депортированного народа в восстановление народного хозяйства в послевоенный период. Создание народной Книги Памяти жертв сталинских репрессий, написание подлинной истории стало возможно в наши дни.

В современном пристальном обращении к прошлому большое место занимают личные воспоминания тех, кому пришлось пережить период репрессий, депортации. Помогая воспроизвести истинную конкретную картину, они не могут восполнить документальные материалы, которые долгое время не то что не публиковались, но и не были доступны исследователям. Став достоянием центральных и ведомственных архивов, они отражают деятельность НКВД-МВД СССР, Прокуратуры СССР, Переселенческого управления СНК СССР, НК здравоохранения и других органов власти и управления по проведению мер, связанных с депортацией целых народов. Скрываемые от народного правосудия архивные материалы содержат сведения, позволяющие дать полную количественную характеристику жертв сталинской политики, проследить технологию проведения "операций" по обвинению прямыми и косвенными оговорами, фальсификациям, групповой ответственности одних людей за поступки других и т.д. По документам деятельности Прокуратуры СССР выясняются такие важные факты, как, например, то, что операция по выселению калмыцкого народа имела кодовое название "Улусы", о чем не обнаружено пока сведений в документах отдела спецпоселений (ОСП) НКВД СССР. В тех же материалах Прокуратуры СССР определенный интерес представляют проводимые ею проверки работы органов МВД СССР во второй половине 40-х годов как на местах поселений депортированных, так и органов, действовавших в прежних районах их проживания. Контроль осуществлялся с целью Выявления побегов выселенцев, задержаний и наказаний их. В целом значимость указанных и других документальных материалов непреходяща, несмотря на то, что их авторы и составители, стремясь побыстрее доложить начальству или по другим соображениям, допускали искажения фактов. Учитывая это и памятуя, что большинство из них в настоящей работе приводятся впервые, они даются без купюр с сохранением стиля. Данные документальные материалы составляют часть необработанных коллекций Центрального государственного архива Октябрьской революции, высших органов государственной власти и органов государственного управления СССР, а также местных автономных республиканских архивов.

Несмотря на политические, социально-экономические и культурные трудности складывания и функционирования молодого Советского государства, накапливался определенный опыт в организации жизни многочисленных национальных меньшинств. Проводилась работа по их новому политическому и экономическому устройству, привлечению к активному участию в государственном управлении, хотя достичь эффективных результатов в условиях начавшейся складываться тоталитарной административно-командной системы было не так легко.
Каким образом оценивалось место калмыцкого народа в системе межнациональных отношений?

В ответах на поправки к резолюции XII съезда РКП(б) — 25 апреля 1923 г., касаясь калмыков, И.В.Сталин указывал: "Стоит допустить маленькую ошибку в отношении маленькой области калмыков, которые связаны с Тибетом и Китаем, и это отзовется гораздо хуже на нашей работе, чем ошибка в отношении Украины" (Сталин И.В., Соч., Т.5, С. 278). Тогда еще Сталин отчетливо представлял влияние российской действительности на пробуждавшиеся народы Востока и не случайно призывал "не предпринимать ничего такого, что могло бы, хотя бы отдаленно умалить значение каждой отдельной, самой маленькой народности на восточных окраинах". Однако, как и многие другие, это утверждение очень скоро останется на словах, а проводимая в стране национальная политика приобретёт черты, скорее всего, видимого интернационализма. Административно-командный стиль ее осуществления будет жестким, основанным на беспрекословном подчинении.

С установлением Советской власти в Калмыцкой степи был сделан важнейший по исторической значимости шаг по воссоединению в единое целое народа, разделенного еще при царизме и именуемого по месту их проживания астраханскими, ставропольскими, донскими, терскими (на р. Куме) калмыками. 13 июля 1920 г. Первый общекалмыцкий съезд Советов провозгласил образование Калмыцкой автономной области. Являясь ответом на Обращение Совета Народных Комиссаров РСФСР, подписанное 22 июля 1919 г. В.И.Лениным, оно свидетельствовало о возросшем политическом сознании калмыков, которые первоначально до середины 1918 года были предоставлены самим себе плыть по волнам Октябрьской революции. "...Большевизм калмыки понимали как вандализм, стремящийся все разрушить, уничтожить и сокрушить, в то же время не созидая ничего". Эта мысль была подчеркнута в докладе председателя КалмЦИКа А.Ч. Чапчаева на съезде (Чапчаев А. Выступления, речи, доклады. Сборник документов. Элиста, 1990, С. 11).

В Калмыкии начала утверждаться Новая по форме и содержанию национальная государственность.

По данным переписи населения 1926 г. в СССР общая численность калмыков составляла 132 тыс. чел., а численность всего населения в Калмыцкой автономной области — 134,6 тыс. чел. (Демографический энциклопедический словарь. М., 1985, С. 172, 432). Калмыки компактно проживали в Астраханском округе Сталинградской области и в Сальском округе Северо-Кавказкого края. И 20-30-е годы их жизнеустройством занимались советско-партийные органы. В частности, этот вопрос специально рассматривался на состоявшемся 9 марта 1927 г. Сталинградском областном совещании делегатов XV съезда партии от национальных меньшинств Сталинградской области. В 1928 г., благодаря большой подготовительной работе Оргбюро в составе представителей Калмыцкой автономной области и Северо-Кавказского края, был создан Калмыцкий район; по национальному составу район был многонациональным. Здесь жили и трудились калмыки, русские, немцы. Для их детей были открыты национальные школы, а в Пролетарском педтехникуме — калмыцкое отделение. Первым редактором районной газеты "Улан-мальч", издававшейся на калмыцком и русском языках, стал А.И. Сусеев, впоследствии народный поэт Калмыкии. В разное время возглавляли партийную организацию немец Беккермейстер, калмыки Н.У. Мусов, Д.Д. Орлов и др. Последний позднее стал одним из первых кандидатов философских наук, возглавлял Калмыцкий педагогический институт.
С постепенным утверждением тоталитарных методов в проведении национальной политики в стране был взят курс на "великие переселения". Он всецело коснулся всех больших и малых народов СССР. Как тогда объяснялось в советско-партийной прессе, делалось это якобы в исключительно гуманных целях, а именно для разгрузки отдельных районов от избыточной рабочей силы, ради освоения новых экономических регионов. Предварительные итоги переселений были подведены на состоявшемся в марте 1927 г. первом Всероссийском совещании работников по переселенческому делу. К этому времени в стране уже завершилась третья кампания по переселению. "Главной задачей переселенческих мероприятий, — отмечалось на заседании Президиума ЦИК Союза ССР, — должно быть заселение Дальнего Востока, Сахалина и Карело-Мурманского края с одновременным развертыванием в этих районах железнодорожного и промышленного строительства". Республики, принимавшие на жительство контингент переселенцев, проявляли заинтересованность в поставке рабочей силы. Но вместе с тем под перестроечно-переселенческим углом совершалось немало странностей. Порождением их явилось образование в Хабаровском крае Еврейской автономной области, в то время как евреи здесь ранее не жили, а о предоставлении подобного права местным коренным жителям — нанайцам, удэгейцам, нивхам вопрос не ставился.

Последующий, более значительный шаг в переселении народов был связан с коллективизацией сельского хозяйства. Он таил в себе явно жесткие меры как политического, так и экономического характера. В большей степени, чем это было раньше, переселение осуществлялось в принудительном порядке. Оно коснулось значительной части крестьян, и это не могло не вызвать в его среде сопротивления. Повсеместно на местах обострялась обстановка, создавались условия для развития общественной напряженности.

В докладе ОГПУ СССР по выселению зажиточных крестьян-кулаков отмечалось, что на основании директивы правительства и приказа ОГПУ от 2 февраля 1930 г. была определена численность намечаемых групп для переселения в разные районы страны. Указывалось также, что намеченные для приема районы не были подготовлены к столь огромному наплыву переселенцев. Поэтому 4 февраля было принято решение, согласно которому количество кулаков и членов их семей, подлежавших переселению, было заметно сокращено. 20000 семей, в том числе из Калмыцкой автономной области, предлагалось направить вместо Сибири и Казахстана в Северный край и на Урал.

В феврале 1930 г. была создана особая комиссия для проведения работ по ликвидации кулачества как класса. В ее состав вошли председатель облисполкома АЛ. Пюрбеев (председатель), Х.М. Джалыков, Павлов, Х.Б. Кануков, Поляков и Воробьев, Сексеев — секретари. (Партархив Калмыцкого обкома КПСС, ф. I, оп.7, д.1, л.195. Цитировано по: Очерки истории Калмыцкой АССР. Эпоха социализма. М., 1970, С. 174). Начавшиеся поспешно раскулачивание и коллективизация в области совпали с засухой и неурожаем летом 1930 г. и тяжелой зимней бескормицей в зиму 1930 -1931 г. Это не могло не отразиться отрицательным образом на экономическом развитии области. Подобное наблюдалось повсеместно.

Страна пребывала в бурном движении. Началось сопротивление предпринимавшимся насильственным методам по вовлечению в колхозы, принудительному переселению. В докладе Отдела спецпоселений (ОСП) НКВД СССР мы находим сведения об участии в этой борьбе калмыков: " ...Калмыки. Известно о действии в конце 20-х годов широко разветвленной повстанческой организации "Нарна-Герел". ("Восходящее солнце") националистической интеллигенции, белого офицерства и т.д.

В марте 1930 г. буддийским духовенством было организовано восстание, в котором участвовали более 200 человек, прокатились антисоветские акции в Малодербетовском районе, целью которых являлся срыв мероприятий по колхозному строительству и ликвидации кулачества.

  <Следующая>
 
Яндекс.Метрика
Сайт управляется системой uCoz