"Лишь славная история и самобытная культура делают народ НАРОДОМ!" (www.KALMYKI.narod.ru)

Новости

История

Культура

Общение

Админ


Заправка картриджей Samsung самостоятельно. . раскрутка сайта в поисковиках недорого.
Поиск:


История / Статьи

"ХУННУ-ГУННЫ"
История наших прапредков

Прародина нашего народа находиться в Центральной Азии. На той территории в древности жили многие народы и племена. Они положили начало истории тюрко-монгольских народов, потомки которых расселились далеко на Запад, создали свои государства, стали известны под разными именами.

В первом тысячелетии до новой эры на историческую арену в Центральной Азии вышел народ хунну. Кочевья хуннов находились северней Китая. Они были скотоводами, содержали крупный и мелкий рогатый скот, разводили верблюдов, ослов и лошадей лучших пород. Перекочевывая с мета на место в поисках хороших пастбищ и водопоя, занимались охотой и совершенствовали военное мастерство. Как сообщают древние источники, способные ездить верхом на баране, стреляли из лука в птиц и зверьков, а подростки стреляли уже в лисиц и зайцев. Научившись владеть луком, - поступали в латную конницу. «Длинное их оружие есть лук со стрелами, короткое оружие – сабля и копье». Одежду изготавливали из кожи, меха, шерсти, питались мясом домашних и диких животных.

В IV веке до н.э. хунны настолько усилились, что стали совершать набеги на Китай, именно с тех пор они стали известны и китайской историографии, а памятником той эпохи осталась Великая Китайская стена.

Возникновение державы хуннов история связывает с именем шаньюя Модэ. Жизнь и деятельность великих людей всегда сопровождается легендами. Такая легенда сохранилась и о Модэ. Отец его шаньюй Тумань имел двух сыновей от разных жен. Чтобы престол оставить младшему любимому сыну, Тумань отдал Модэ в заложники соседнему племени, надеясь, что он будет убит при его нападении. Но Модэ удалось бежать и вернуться домой. Отец был восхищен его храбростью и отдал ему удел в 10000 семейств. Получив удел, Модэ приступил к созданию своей армии. Он изобрел стрелу, издающую при полете свист, - свистунку. Отец Иакинф (Н.Я. Бичурин), ссылаясь на китайские источники, писал, что Модэ начал упражнять своих воинов в конной (верховой) стрельбе из лука. При этом он повелел: «Всем кто пустит стрелу не туда, куда свистунка полетит, отрубить голову; кто на охоте пустит стрелу не туда, куда свистунка полетит, тоже отрубить голову». Подготовив таким образом своих воинов к выполнению своего повеления, однажды Модэ пустил свою стрелу-свистунку в собственного аргамака. Некоторые из воинов не осмелились стрелять. Модэ отрубил им головы. В следующий раз Модэ пустил стрелу в свою любимую жену, те из воинов, которые, испугавшись, не посмели стрелять, тоже были обезглавлены. В третий раз Модэ выехал на охоту и пустил стрелу в аргамака своего отца. Все воины пустили свои стрелы в цель. Из этого он сделал вывод, что воины уже готовы осуществить замысел предводителя. Следуя за отцом на охоту, Модэ пустил свою свистунку в Туманя, и все воины последовали его примеру. Расправившись с семьей отца, он объявил себя шаньюем хуннов в 209 г. до н.э.

Следующие рассказы свидетельствуют о государственной деятельности Модэ. Однажды к нему пришли послы соседнего народа – дунху. Они потребовали отдать им замечательного коня шаньюя. Советники шаньюя были оскорблены этим, но Модэ им возразил: «К чему, живучи с людьми в соседстве, жалеть одной лошади для них?» И отдал им аргамака. Через некоторое время снова пришли послы и потребовали его любимую жену для своего правителя. Советники снова возмутились, называя дунху бессовестным народом. Но Модэ и на этот раз возразил: «К чему, живучи с людьми в соседстве, жалеть одной женщины для них?» - и отправил жену к правителю дунху.

В третий раз послы дунху потребовали полосу пограничной необжитой земли. Модэ спросил совета у своих приближенных, и те сказали ему: это неудобная земля, можно ее отдать, а можно и не отдавать. На что Модэ в чрезвычайном гневе сказал: «Земля есть основа государства, как можно отдать ее?» - и всем, советовавшим отдать землю, отрубил голову. Реформировав и усовершенствовав законы своего правления, Модэ выступил в поход, покорил все соседние племена и народы и создал хуннскую державу.

Во главе хуннской державы стоял шаньюй, что в переводе означало «величайший». Шаньюя Модэ называли мудрым, что вбирало в себя такие понятия как «способнейший, образованнейший, доброжелательнейший, добродетельнейший». Власть шаньюя не была абсолютной, но он был первым среди равных родовитых старейшин, которых было 24 по числу родов. Старейшины имели свои вооруженные дружины. Выборность шаньюя сохранялась, а при выдающихся личностях этот титул становился наследственным по завещанию. Но церемония возведения на престол оставалась обязательной и неизменной.

В первой луне нового года старейшины родов съезжались в храм, находящийся при шаньюе; в пятой луне приносили жертву своим предкам, небу, земле и духам. Шаньюй утром выходил из лагеря и поклонялся всходящему солнцу, а вечером поклонялся луне.

У хуннов наблюдался распространенный у многих народов похоронный обряд. Когда умирал шаньюй, убивали и хоронили вместе с ним до ста человек приближенных и наложниц. Хоронили в гробах, при этом употребляли наружный и внутренний гробы., облаченные в меховое, золотое и серебряное покрывала, что подтверждается современными археологическими раскопками.

Успешные военные походы хуннов во главе с Модэ позволили им создать великую державу, с которой считался императорский Китай. Держава хуннов занимала огромную территорию, на которой жили как родственные им племена, так и покоренные народы. Модэ умер в 174 г. до н.э., созданная им империя просуществовала 3000 лет, часть хуннов ушла на запад и стала известна в Европе как гунны. Л.Н. Гумилев, говоря о пассионарности деятельности и личности Модэ, писал, что за его свистящей стрелой устремились уже не охотники до чужого добра, а пассионарные воины, верившие в своего вождя и подчиненные сознанию долга. Отец Иакинф в исторических примечаниях к своим сведениям о народах Средней Азии заметил, что Модэ известен в азиатских историях под именем Огуз-хана, сына Кара-хана. Ему приписывают победу над Татар-ханом, покорение Китайской империи, Тангутского ханства и завоевание всех владений, лежащих от Монголии на юг до Индии, на запад до Каспийского моря. «Несмотря на несходство собственных имен исторический очерк Модэ шаньюя под именем Огуз-хана и порядок главных событий во времени довольно верны, особенно у Абулькази-хана. И по китайской истории Модэ покорил восточных монголов; после чего подчинил себе Китай и Тангут, а потом покорил весь Туркестан от Хами до Каспийского моря».

Вопрос о том на каком языке говорили хунны, до сих пор остается дискуссионным. Анализируя мнение ученых-лингвистов по этому вопросу, Л.Н. Гумилев подытожил, что «общность известная нам хуннских и монгольских слов объясняется культурным обменом между народами которых тесно связывала историческая судьба».

Это позволяет нам включить хуннов в главу о наших прапредках.

Митиров А.Г.


Яндекс.Метрика
Сайт управляется системой uCoz