"Лишь славная история и самобытная культура делают народ НАРОДОМ!" (www.KALMYKI.narod.ru)

Новости

История

Культура

Общение

Админ


Лонга Комфорт автоматические ворота. Ворота DoorHan. . Крутите и прыгайте здесь батут купить в магазине детских батутов.
Поиск:


История / Статьи

"СЕВЕРНАЯ ОРДА"
История наших предков

«Северная Орда» империи Ляо объединяла народы «мынгу-шивэй»* и «Хамаг Монгол» (всего населения Монголии), кочевавших в бассейнах рек Онон, Керулен, Тола.


* Л. Н. Гумилев отмечал, что древние тюрки - тюркюты - настолько возгордились, что свое государство называли, кроме всего прочего, «Монко эль» («монко» - вечное, «эль» - государство). Отсюда, «Монко-ор», «монгоры», «монголы», «моголы». «Шибэй» -птицы, из ел. «ши-багун», «сий-багун» - по-кидан.; «сюй-бу» - по-кит.; по-мон. - «шуби», «шибу»; по-калм. - «шовун» (птица).
Что «Хамаг Монгол», что «Монко эль», что Борджигин и Аши-но (ага-чина) - одно и то же, потому что «а» - остаток ел. «ага» - госпожа, а «чина» (шина) - из ел. «чинуга» - волк.
«Бор» (серый), «джигин» - показатель женского рода, получается: «серая», а когда добавляют «киян» (волк) или «кият» (волки), то получается «серая волчица» или род «серой волчицы» - бывшей родоначальницы тюркютского каганата в 545 г. Получается, что Бодончар был основателем рода «Борджигин-Кият» (см. П. Пел-лио, с. 248; Л. Гумилев, с. 346).

Самым сильным было племя «джалаир», кочевавшее в долине р. Онон. В долине рек Онон и Селенга жило племя тайчиутов. Самым малочисленным было племя «онгут». Составляя не более четырех тысяч кибиток, онгуты состояли на службе у цзиньских императоров, охраняя границы Китая.

Крупным объединением племен были кэрэиты. У них было свое государство, свой хан. Кереиты кочевали между Хангайским и Хентейским хребтами, в долинах рек Орхон и Тола.

На западе с кереитами соседствовало племя найманов, в районах между Хангайским и Алтайским хребтами. Большинство найманов обитало в гористых местностях (предгорьях), а остальные - на равнине. Кочевья найманов доходили до реки Орхон до тех мест, где позднее была основана первая столица Монгольской империи - Каракорум.

Найманы считались наиболее культурными из всех монгольских племен, т.к. представляли собой ветвь кара-китаев «западных киданей». Они пользовались уйгурским письмом.

Следующим по численности крупным племенем были меркиты (мэргэт). Они кочевали в бассейне реки Селенга и непосредственно на севере граничили с племенем ойрат и «лесными народами». Меркиты выделялись своей воинственностью, имели сильное войско. «Лесные» монгольские племена - звероловы и рыболовы, селились по берегам рек, главным образом, в районе озера Байкал, районах Восточных Саян-Таннуулы (Саянские горы) и Южного Алтая. На севере и северо-западе, у озера Байкал и в нынешнем Забайкалье, жили племена кори, баргут, тумен, булагачин, керемучин, урянхат, урасут и теленгут. В области Секизмурен (Восьмиречье, современный Приангарский край) кочевало племя ойрат.

Во времена существования империи Ляо в VIII-IX вв. Сильные племенные союзы - кереиты, меркиты, тайчиуты, джалаиры, онгуты, найманы были уже перемешаны с племенами, проживавшими в регионах, так называемых «лесных народов», в особенности с родами и племенами ойрат и тюркоязычным населением этого региона.

Об этом свидетельствует наличие в составе волжских калмыков, их предков ойратов, самых различных наименований древних монгольских народов. Например, среди калмыков-торгоутов в XVII-XIX вв. различались роды - кереит, шин кереит (новые кереиты), хуучин кереит (стародавние кереиты). У башкир наличествовали «кереит», «кирей», «гире»; у казахов - «кирей», «гирей», «гере»; то же встречалось и у крымских татар.

Еще в середине XVIII в. в составе калмыков-торгоутов было до 5 тысяч кибиток кереитов. В роде кереитов существовал культ вороны. Считалось, что ворона является предком рода, прародителем рода и племени. На их печати (тамга) изображались остроги - что указывало на их первоначальный вид хозяйствования - рыболовство.

Н. Я. Бичурин (Иакинф) указывал, что «орудием этим (острогом) торгоуты-кереиты и поныне пользуются: бьют в половодье рыбу сазана».

Торгоуты-меркиты, «хо-меркиты» (благородные меркиты), ики меркиты (большие, основные меркиты), «шар меркиты» (желтые меркиты), хар меркиты (черные меркиты) в составе волжских калмыков вели свое происхождение от древнего союза четырех племен, из которого состояло Меркитское ханство.

В состав четырехплеменного союза в VI-IX вв. входили племена: модан, тодаклин, ухур-меркит, джиюн. Этот союз, назывался «Модун джиюн» (Древо восточное).

Меркиты в XVII-XIX вв. встречались в составе тюркских народностей: алтайцев, тувинцев, хакасов, казахов, ногайцев, узбеков, башкир и других.

У меркитских родов, входивших в состав волжских калмыков-торгоутов в XVII-XIX вв. существовал культ сосны (хар-ган, хар модн - В.Б.) и дерева вообще. Отсюда шло и название рода «модан» (дерево). Сосна считалась священным деревом и выходцы народов, живших в местах, где прорастали сосны, символизировались с прародителями других родов.

Отмечался также культ «Лу» (небесного дракона), производящего гром и молнию. «Лу» считался покровителем всех меркитов.

Род «хо-меркитов» через легенды сохранил память о выходе их из состава тех меркитов VII-IX вв., которые из своей среды выделяли ханов, управителей народа, входивших в состав Северной Орды империи Ляо.

Меркиты отмечены и в составе тюркских народов: алтайцев, башкир, казахов, ногайцев, карачаевцев и др.

Группа племен Северной Орды империи Ляо - кереиты, меркиты, найманы с их многочисленными родоплеменными наименованиями в VII-VIII вв. значились в общей группе монголо-язычных народов «Зубу» или «Цзубу» (из китайских летописей).

Империя Ляо объединяла в группе «Цзубу» народы, составлявшие восьмиплеменные каганаты - кереитов, найманов, меркитов со своими ханами.

В Северной Орде были представители всех родов и племен, населявших киданьскую империю Ляо.

В составе волжских калмыков-торгоутов была родоплеменная группа «батут». Она подразделялась на «ики батут» (большие батуты), «бага батут» (малые батуты), «цаган батут» (белые батуты)**.


** Под словами «большие» и «малые» надо подразумевать «малочисленные».

Само название «батут» происходит от слова «багатур, батур» (богатырь, витязь).

По монгольским письменным источникам «батуты» входят в состав четырех древних племен: огулеты (олеты), багатуты (батуты), хойты (хоодуд) и кергуд (керед-гуд), т. е. кереиты.

У калмыков бытует древняя поговорка: «Туула тоха урата, баh монгл яста, келн уга. Улан баатрин ульдэл, ундасхларн уудгнь улан чаhр билэ, уудьврэн hарhдгнь - уулын серкеш» (Батуты с кличем - «туула-тоха***» (грохот, перекат), кости «баh монгл» (по происхождению из малочисленных монголов), потомки Улана-богатыря, жажду утоляющие красным вином, кому забавой служат горные черкесы).


*** «Туулан тоха» или у Г. О. Авляева «туулан тохан кецек» (кн. «Происхождение калмыков», изд. 2-е, 2002 г., с. 52) в дословном переводе с современного калмыцкого языка («туулан тохан кецек») действительно «часть предплечья зайца». Г. О. Авляев принимает это за этноним-тотем, что совершенно неверно.

Значение этого выражения надо понимать в символическом, переносном смысле. Обратимся к содержанию поговорки в тексте. Вся смысловая нагрузка фразы лежит в словах «баh монгл яста», т. е. по кости «малый (в значении «малочисленный».- В. Б.) монгол». Малочисленные роды монголов жили по излучинам реки Тола. Река эта горная, извилистая. Из лучины-изгибы реки растягивались на несколько километров, образовывая долины, а каменные глыбы-пороги давали возможность воде падать-переливаться с особым грохотом и треском. Шум, грохот, треск воды усиливался раскатистым эхом. Естественно, при надвигавшейся опасности клич людей, происходивших от родов, живших в долинах-излучинах таких рек должен был быть особым. По своей силе их клич должен был быть подобен грохоту с каким падала и растекалась вода по порогам-перекатам, каменным глыбам и частым извилинам. В сознании калмыков перекат воды уподоблялся «перескокам» зайца при его движении. Поэтому с веками понятие «тула тоха» и «тулан тохан кецек» у калмыков за счет ассоциации перетрансформировалось. Значит, многие такие выражения надо понимать в символических значениях. Например, «тохан кецек шевнр», значит «шебенеры (служившие при хурульных хозяйствах), составлявшие часть чего-то. В данном случае «тоха» - локоть. Можно понимать и в переносном смысле, как «часть торгоутов» и т. д.

Заяц из-за своей природной трусости никогда не служил культом-тотемом.

Существовала условная система родства по аналогии или ассоциации, например, с суставами или отдельными частями тела животного тотема - лося, коня, оленя,, волка, собаки, росомахи или по каким-то излучинам, изгибам рек, местности, где жили роды, племена и т. д.

Батуты времен империи Ляо входили в восьмиплеменной каганат кереитов.

Потомки древнего монгольского племени тайчиутов также встречаются среди волжских калмыков-торгоутов в XVII-XIX вв.

Тайчиуты (тайджиуты), они же (баh хоохр). Во времена империи Ляо, в составе Северной Орды, тайчиуты входили в племенную группу или подразделение «Нирун», происхождение свое вели от Чарака-Лингума, - знаменитого киданьского полководца - нойона (князя).

Название «тайчиут» от китайского слова «тай-цзы» (царевич, принц - наследник престола, князь). Это произошло в конце VI в., когда кидане нарушили порядок выборов старейшин и вождя племен. В каждом из каганатов, вождей племен стали выбирать из какого-либо одного рода. Такой род становился в дальнейшем правящим, царственным. У киданей это были, как указывалось выше, роды Дахэ, Яонянь, Елюй; у «Мыньгу шивей» таким родом был «тайчиут» или «тайджиут» (по-китайски «тап-цзы»). Сам термин «тайджи» (впоследствии отсюда и титул «тайши», «тайджи») проник к древнемонгольским племенам онон-керуленской группы «шивей» и закрепился окончательно за ними в IX в.

На составе родоплеменных групп волжских калмыков-торгоутов можно проследить процесс отражения системы военной и военно-административной организации времен существования империи Ляо и впоследствии империи Чингис-хана.

В XVII-XIX вв. среди торгоутов встречались роды и их подразделения: барун (западные, правые), зюн (восточные, левые), загур (срединные, промежуточные), например, «загуров род» аймака Хазалбышева Багацохуровского улуса.

Кочевья названных групп также располагались по географическому принципу: барун (на западе), зюн (на востоке), загуры (в центре улуса), если смотреть, по традиции, лицом на юг.

Такая система прозвания родов была характерна одинаково и для кереитов, и для меркитов, и для найманов.

У них существовал специальный род «заамут». «Заамуты» также вошли в состав волжских калмыков-торгоутов. Название происходило от слова «зам» (по-китайски «цзам» - дорога, тракт, почтовая служба). Род заамутов со времен киданьской империи Ляо и династии Юань китайских императоров относился к сословной группе, несших службу по обслуживанию почты (дипломатической) и государственных перевозок.

У знаменитого итальянского путешественника Марко Поло читаем: «Люди, приписанные для обслуживания почтовых трактов «зам», получили наименование «замут».

Заамуты в XVII-XIX вв. встречались среди торгоутов Икицохуровского, Багацохуровского улусов; Зюневского и Эрдниевского аймаков Харахусовского улуса.

Они входили в состав «алтайских торгоутов», хошоутов. В Калмыцком ханстве в XVII - первой половине XVIII вв. был специальный «Замутовский улус».

Источники сообщают нам, что заамуты или замуты не боялись грома, молнии и тех, кого поражало молнией.

Культом-тотемом (прародителем) их рода был «лу» (небесный дракон, порождающий молнию). Легенды передают, что только «меркиты и замуты» могут оживить человека, пораженного молнией. В древности замуты были избранным сословием. Об этом свидетельствует калмыцкая поговорка:

«Заглма бичкн болувчин
Бийини омнд шовуд тэвдг уга,
Заамуд цеекн болувчин
Бийэсн турулж куунд уг огдг уга».

(Хотя «заглма» (птица из породы сокола) и маленькая птица, однако, она бьет на лету всех птиц; хотя племя замутов и не многолюдное, однако они никому вперед слова не дадут).

У волжских калмыков-торгоутов в XVII-XIX вв. был род «эль-джигуд» (ильджиген, эльджиген, ильчигин).

Название происходит от монгольского слова «ильджиген» (осел, ослоухий, мул).

Эльджигин - одно из древнейших самоназваний у калмыков-торгоутов и монголов,- проживающих в Халхе - коренной монгольской территории.

В персидских, монгольских, китайских письменных памятниках «эльджигины» зафиксированы в составе племенной группы или отдела «Дарлекин», относящихся к коренным монголам.

У эльджигинов, кунгиратов, баргутов - общая тамга, общий тотем «мул».

Последние исследования монгольских ученых относят «эльджигинов» к северомонгольскому племенному объединению «мынга-шивей».

Сохранилось предание, рассказывающее, что предком эльджигинов был некий Улю-Мисхэ (Мисяр из рода Улюк). Мисяр из рода Улюк женился на девушке-киданьке, которая приехала к монголам верхом на осле или муле (эльджигин).

Эльджигины встречались в составе ойратов Джунгарии, калмыков, монголов Халхи (Восточная Монголия), тувинцев и т. д.

В составе калмыков-дербетов XVII-XIX вв. встречались тугтуны (знаменосцы), чоносы (их тотемом был волк), бурулы (седой, чалый, каурый, серо-пепельный; их тотемом была эта масть лошади), кебюты (принц, наследник престола), шарнуты (их тотемом была лошадь желтой масти), онгнюты.

Последние «онгнюты», находившиеся в составе калмыков-дербетов - это потомки древнейшего племени «онгутов» южной Монголии.

Еще во времена Тюркского каганата, затем киданьской империи Ляо их называли «белые дада» или «белые тата», «белые татары».

В киданьской империи Ляо и в период существования династии Цзинь они состояли на службе у цзиньских императоров, охраняя их границы.

К XII-XIII вв. онгуты омонголились. Во времена Чингис хана вождем онгутов был Алакуш-Тегин или Алакуш-Дигит Хури. Знаменитый Таян хан найманский говорил предводителю племени ойрат Джамуке 16 июня 1204 года перед сражением с Чингис ханом: «Алакуш-Дигит Хури обманул нас... Сыновья онгутов в моем улусе всегда брали жен».

В составе рода «тохан-кецек шебенер» у волжских калмыков-торгоутов встречаются «алангосуды» или «алагуды», «алангуды».

Происхождение «алангудов» связано с именем прародительницы коренных монголов «Алан-Гоа» - супруги Добун-Мергена, брата предка ойратов Дува-Сохора.

У тайчиутов существовала легенда, обосновывавшая небесное происхождение Темучина, будущего Чингис хана и его рода «Борджигин-кият».

У владетеля земли «Баргуджин-Токума» была красавица дочь Баргуджин-Гоа. Её взял в жены Хурилтай-Мерген из племени хори-туматов.

От брака Хурилтай-Мергена и Баргуджин-Гоа родилась дочь Алан-Гоа.

Хори-туматский предводитель Хурилтай-Мерген вместе с женой и дочерью Алан-Гоа прикочевал в долину реки Онон. Его дочь Алан-Гоа вышла замуж за Добун-Мергена.

Когда Добун-Мерген умер, Алан-Гоа родила трех сыновей, одним из которых был Бодончар - предок Чингис хана.

По словам Алан-Гоа, когда темнело и на небе зажигались звезды, в юрту ее через дымовое отверстие проникал луч небесного света, который превращался в светловолосого человека. От него и появились ее сыновья, в том числе и Бодончар.

Этот миф оформился в середине IX в. после разгрома уйгурского каганата и отражал брачно-родственные связи «отуз» (тридцать) татар и «шивей» с соседними племенами - хори-туматов, баргутов, тайчиутов, в том числе и «борджигин-кият», ойратами и другими союзниками.

В легенде четко отражены их брачные связи. Поэтому калмыки - «алангосуды» считали себя потомками небесной девы Алан-Гоа. Их тамга (печать) представляла «джунгуру» - знак вечного продолжения земной жизни.

Из орхонских надписей известно, что «учкурыкан» есть «союз трех курыкан». Так и далекие предки «гурвудов», встречающиеся в составе волжских калмыков-торгоутов, аналогичны «учкурыканам», а сами «гурвуды» являлись потомками некогда существовавшего союза «трех родов или племен».

Что интересно: «гурвуды» считали своей прародиной, так же как и «учкурыкане», регион «Баргуджин-Токума». «Курыкане», встречавшиеся среди бурят, по своему происхождению были одного корня с племенем «кури, курилас, хори, хорилас» (разные варианты названий одного и того же племени - В.Б.).

Таким образом, прослеживаются давние связи волжских тор-гоутов-гурвудов с учкурыканами, хори-туматами, хориласами и хоринцами.

Северная Орда сосредоточила при себе функции управления делами монголотюркоязычных кочевников Центральной Азии, Монголии и регионе к северу от Китая - по рекам Онон, Керулен, Тола, Селенга, Орхон, оз. Байкал, территории Забайкалья, долины рек Лена и Ангара, т. е. Приангарье (Восьмиречье).

На этой обширнейшей территории существовали мелкие, крупные, но самостоятельные трех-четырех-восьмиплеменные каганаты и ханства кочевых монголов и тюркоязычных народов. Они все были взаимосвязаны друг с другом, породнены через брачные узы, через постоянные междоусобные войны, что приводили к подчинению одних другими.

Бембеев В.Ш.


Яндекс.Метрика
Сайт управляется системой uCoz