"Лишь славная история и самобытная культура делают народ НАРОДОМ!" (www.KALMYKI.narod.ru)

Новости

История

Культура

Общение

Админ


Лучшие кассовые аппараты для торговли . debt consolidators
Поиск:


История / Статьи

"ИМПЕРИЯ ЛЯО"
История наших прапредков

Территория государств Ляо, Си-Ся и Цзинь

Первые письменные упоминания о киданях относятся к IV в. н.э. Китайские источники включают киданей в состав племенного объединения дунху, указывают на общее происхождение с монголоязычными племенами ухуань, сяньби, муюн, тоба, жу-жань и другие. Китайская летопись "Ляо ши" (История Ляо) в III в. н.э. сообщает, что "кидане выделились вместе с племенами юйвэнь, кумоси из племенной группы сяньби после разгрома их племенем муюн". Здесь же имеются глухие сведения о происхождении племен шивэй от сяньби. Среди племенных групп "шивэй" было племя "мэнгу-шивэй" - (по-калм. "шовун", а было "ши-баун", "шиба", "шибу", отсюда "цзобу" - род птицы, очевидно ворона, как одного из пары быка (Солнце) и ворона (ночь), т. е. Аписа и Ибиса - предки современных монголов).

Ученые пришли к выводу, что киданьские слова и термины, записанные в китайской транскрипции, в большинстве своем монгольского происхождения. Например, киданьские социальные термины "боули" (кидань) по-монгольски "богул", кидань, "боул" (раб, невольник); кидань, "сундэ" по-монгольски "сулдэ" (эмблема, герб); кидань, "нэбэнь" по-монгольски "нэгун", "нэун" (кочевка, кочевание). В старых китайских летописях сказано, что обычаи у киданей и шивэй почти не отличались.

Кидане первоначально кочевали в районе реки Шара-Мурэн (Хуан-шуй - Желтая река). Кидане в IV в. н.э. жили родами, аймаками. В течение IV-VIII вв. они вели непрерывные войны с муюн, тоба, тюрками, уйгурами и другими племенами, а также с Китаем. В VII-IX вв. кидане имели тесные связи с Танской империей, временами будучи ее данниками.

В 70-80-х гг. IX в. кидане, покорив соседние тюркомонгольские и тунгусские племена, значительно усилились. В начале X в. крестьянские восстания сокрушили Танскую империю и кидане начали занимать господствующее положение в Центральной Азии.

Еще с конца VI в. у киданей нарушился порядок выборов старейшин и вождя восьми племен. Вождей стали выбирать из какого-либо одного рода. В определенный промежуток времени этот род превращался в правящий, царственный. Например, с 80-х гг. VI в. до 718 г. правящими родами были: Дахэ, затем - Яонянь, а с начала X в.- род Елюй. Переход верховной власти к одному роду вызвал его усиление и обособление от остальных родов.

В конце VIII - начале IX вв. в пограничной с Китаем области и южной части территории киданей развивалось земледелие, ремесло, ткачество, шелководство, плавка металла. Стали появляться города.

В середине VIII в. объединение "восьми племен" (восьми-племенный киданьский каганат) избирает хана. Выделяются новые военно-административные должности: "или-чжин" (эльэ-зэ, визирь), "юй-юэй" (главнокомандующий), "тамазуй" (дворецкий), "сали" (судья, посол), что свидетельствует об усложнении государственного аппарата.

Обычно хан - верховный правитель восьми племен, избирался на три года. В начале X в. Амбагань, выходец из правящего рода Елюй, вместо обычных трех лет оставался ханом киданей девять лет, т.е. выдержал три срока. С помощью военной силы Амбагань положил конец военной демократии и создал сильное киданьское государство.

Амбагань из рода Елюй захватил земли шивэй на севере, "си" (кумоси) - на западе; вытеснил из Монголии киргизов, подчинил уйгуров, тунгусское племя мохэ, нюйч-жэней (чжурчжэней). Силу оружия восьмиплеменного каганата, возглавляемого ханом Амба-ганем, испытали государства Бохай, части Северного и Северо-Восточного Китая. Таким образом, к середине X в. окончательно сложилась огромная империя киданей, "империя Ляо" (Железная).

По данным одних источников империя Ляо образовалась в 937 г., а по другим - в 947 г. Амбагань из рода Елюй (Елюй Амбагань) установил наследственную монархию, а в 916 г. объявил себя даже императором.

Ведущим хозяйством в империи было кочевое скотоводство. Земледелием занимались оседлые кидане и китайцы, проживавшие в южных и северных районах империи. Основной культурой земледелия было просо, выращивали также рис, дыни и прочее.

В империи Ляо были развиты ремесла: ткачество, шелководство, плавка металлов. Китайский путешественник X в., описывая город Шаньцзин (Верхняя столица империи), отмечает: "Здесь можно найти ремесленников, изготовляющих шелковые ткани, чиновников, ученых, докторов оккультных (религиозных) наук, школы, атлетические игры, конфуцианцев (тех, кто придерживается философии Конфуция), буддистов (приверженцев буддийской религии) и дао (философское учение)".

Киданьские феодалы владели огромными стадами скота. "История Ляо" указывает, что среди киданей имелись владельцы 10000 лошадей.

В городе Шаньцзине существовали две торговые палаты: Северная и Южная. Северная руководила торговыми операциями кочевых племен и народов; Южная - торговлей оседлого населения. В обращении была бронзовая монета.

Кидане-скотоводы обслуживали почтовых курьеров, пасли скот императорского двора, организовывали перевозку зерна из земледельческих районов, предоставляя для этой цели лошадей, телеги, подводы (отсюда - "подводная повинность"). Кочевое население империи Ляо несло службу в пограничных гарнизонах. Обременительной повинностью было обязательное участие кочевого населения в императорских охотах.

Оседлое китайское население империи Ляо выполняло государственные повинности на строительстве городов, дворцов, храмов, дорог, оросительных каналов, на ремонте плотин и т.д.

Классовая структура в киданьской империи Ляо выглядела следующим образом. В эксплуататорский класс, кроме светских феодалов во главе с императором, входили и духовные феодалы. К эксплуатируемому классу относились "податные" (те, кто платили подать, налоги) население, крепостные "иноязычные" (некиданьское население), "пленные семьи, пленные китайцы", которые насильно были поселены в разных уголках империи Ляо. Самой бесправной частью эксплуатируемого класса были рабы. Между феодально-зависимыми и феодалами велась острая классовая борьба. Особенно упорную борьбу вели народные массы монгольских племен "Зубу", тунгусских племен чжурчжэней, коре (предки корейцев).

Империя Ляо, основанная на восьмиплеменном киданьском каганате, в период своего могущества охватывала территориальные границы: Юго-Восточную и Среднюю часть Монголии (Внутреннюю и Внешнюю Монголию), Северо-Восточный Китай (современная провинция Дунбэй) и северные провинции собственного Китая (современные провинции Хэбэй, Шаньси, частично Хэнань).

Из крупнейших политических событий следует отметить войну с Китаем, которая велась почти в течение всего X в., но приняла ожесточенный характер после создания Сунской империи в 960-1279 гг.

В 1004 г кидане заключили с Китаем мирный договор, по которому они получали ежегодно дань в 100 тысяч лан серебром и 200 тысяч кусков шелковой материи. В XI в. империя Ляо вела войны с Кореей и тангутским царством "Си Ся" (Западное Ся в Тибете). В то же время кидане усилили давление на Китай и добились увеличения дани, а в 1074-1075 гг. кидане даже добились определенных территориальных уступок со стороны Сунской империи.

Внутри империи Ляо происходили непрекращающиеся восстания различных подвластных кочевых племен. Особенно выделялись четыре племени элетов с ("дервн тумен элет" с четырьмя по десять тысяч), т.е. с сорокатысячным войском. Движение элетов возглавил Елюй Чжунь-юань, который выступил против своего родного племянника, киданьского императора, в 1063 г. После подавления этого восстания сепаратистские тенденции еще более усилились. В самой Монголии столкнулись две мощные кочевые группировки: Восточная и Западная. В 1115г. Сунская династия Китая в союзе с образовавшимся на севере чжурчжэньским государством Цзинь напала на империю Ляо. Жестокая борьба шла десять лет. В 1125 г. чжурчжэнями был захвачен в плен последний киданьский император и тем был положен конец существованию киданьской империи Ляо.

Часть кочевых киданей вошла в состав государства Манчжурии, созданной на территории Монголии; другая часть киданей отошла в состав чжурчжэнъской империи Цзынь. Еще одна часть западных киданей-элетов, во главе с полководцем Элюй Даши, не подчинившись чжурчжэням, ушла на запад и создала на стыке Средней и Центральной Азии (Джунгария) государство Си-Ляо (Западное Ляо), известное в раннесредневековой истории под названием "кара-киданей" (черных киданей). Из их среды впоследствии выйдет на историческую арену в Джунгарии мощное племенное образование: "Союз четырех ойратов". Это был союз предков ойрат-калмыков и прапредков нынешних калмыков.

История народов Центральной Азии обязана киданям, его империи Ляо, ибо в культуре народов этой империи удивительно переплелись традиции кочевых племен с оседлыми, земледельческими. Материалы археологических раскопок сегодняшнего дня свидетельствуют, что киданьские глиняные сосуды буквально копируют сшитые из кожи и вышитые тиснённые сосуды в форме фляги, широко распространенные у поздних ойрат-калмыков.

Письменные источники УШ-Х вв. подтверждают развитие у кочевого населения киданьской империи Ляо ветеринарного дела, ткацкого дела, агрономии, шелководства. В 920 г. племянник Ам-баганя из царствующего рода Елюй - Елюй Лубугу, вместе с просвещенным буддийским монахом Тулюйбу, создали специфический вид киданьскои письменности на основе китайской иероглифической письменности так называемую "большую письменность". Другой вид письменности, "малая письменность", был создан сыном Амбаганя из рода Елюй - Елюй Тэле (Чжундухун).

Внук Амбаганя из рода Елюй - Лунсянь, составил литературный сборник "Парк". Император Шэньцзун (988 -1030 гг.) написал свыше 500 стихотворений и перевел с китайского на киданьский язык "Сатирический сборник" знаменитого в то время китайского поэта Бо Цзюй-и.

Известны историки из рода Елюй - Елюй Янь и Елюй Шу-Чэн (конец X - середина XI вв.). Хань-Цзяньу вместе с Елюй Шу-Чэнем написали историю киданей со времени Яонянь (VIII в.) до 1032 г.

Ханем-Цзяньу написана книга "Об этикете", сделаны переводы на киданьский язык истории периода "У-Дай" (907-960 гг.) и других китайских сочинений. Территория государств после падения Империи Ляо

Известное развитие у киданей получили география, медицина, живопись, скульптура, резьба по дереву, музыка.

По своим религиозным воззрениям кочевые племена киданьской империи Ляо, восточные и западные кидане, были шаманистами, почитали культы предков, неба и земли.

По своим религиозным воззрениям кочевые племена киданьской империи Ляо, восточные и западные кидане, были шаманистами, почитали культы предков, неба и земли. Тотемами у них были волки, олени, ворон, медведь, обезьяна, собака и др. животные, птицы и так далее. Они делали деревянные фигуры духов. Образцы их найдены монгольскими археологами при раскопках киданьских городов. В империи Ляо распространялись учения буддийской религии, религии Бон (черной магии), философские учения - конфуцианство, даосизм и т.д., о котором более подробно изложим ниже. Империя Ляо просуществовала более двухста лет и оказала большое влияние на общественное и культурное развитие монгольских, тунгусских и тюркских племен Центральной и Восточной Азии. Кидане были нашими прямыми прапредками.

Бембеев В.Ш.


Яндекс.Метрика
Сайт управляется системой uCoz