Мифы древних ойрат-монголовМифы это таинственные архетипы, лежащие в глубинах подсознания и проявляющиеся в образах человеческой фантазии. Как же возникли древние мифы? Дело в том, что древний человек считал продукты своего воображения более реальными, чем обьективный мир. По сути дела, первобытный человек не проводил границы между своим воображением и реальностью, он часто выдавал желаемое за действительное. Может быть древнему человеку было легче жить, уходя в мир своей фантазии, ведь окружающий мир тогда был еще очень опасным для него и часто очень враждебным. Древний человек еще не имел той защитной среды, которая создавала бы комфортные условия для его жизни. Это сейчас культура, цивилизация, подобно услужливому официанту в ресторане, готова удовлетворить любые прихоти человека. В архаические же времена, люди, за неимением культурной среды, вынуждены были свои неудовлетворенные желания трансформировать в мифические сказания. Древний человек смог выжить и постепенно превратиться в современного именно благодаря тому, что умел мечтать. Создавая в воображении желаемый мир, этот воздушный замок, компенсировавший неудовлетворённые желания, человек легче примирялся с жестокой реальностью. К тому же древние мифы служили как бы образцом, следуя которому человек пошел по пути прогресса, к современной цивилизации. Да мифы не только спасали от невзгод, но и еще вдохновляли на культурные свершения. Ведь современная цивилизация предоставляет собой в определенном смысле материализацию мифов того самого, слабого первобытного человека (вспомним хотя бы "ковер-самолет", разве современные авиалайнеры - это не реализация желания древнего человека взлететь к небесам). Таким образом, в древних мифах человек представлял себя таким, каким он должен быть: в фантазии древнего человека был вылеплен прообраз современной цивилизации и всех тех свершений, которые возможно еще предстоят человечеству. Но мифы интересны современному человеку не только с вышеуказанной точки зрения. С помощью мифов можно еще изучать и самого человека. Перефразируя известную римскую пословицу, можно сказать так, скажи мне, о чем ты мечтаешь, и я скажу кто ты. Человек - довольно многоликое созидание, вся палитра человеческих характеров, всё многоцветье психологических типов племен и народов. Каждый народ выражал собственное своеобразие, свои архетипы в форме мифов. Надо сказать, что современная наука уже открыла все неведомые континенты, все уголки земного шара, но она еще только приступает к исследованию ландшафта человеческого воображения. Духовный космос человечества еще ждет своих Колумбов, которые о откроют неведомые континенты человеческой психологии, человеческой души, которые составят карты уже не земной поверхности, а мира человеческих грез. французский ученый-структуралист Клод Леви-Стросс как-то заметил, что XXI век должен стать веком гуманитарной революции, если человечество не осуществит гигантского прорыва в гуманитарной области наук, то оно обречено на катастрофу. Человечество должно, прежде всего понять себя, прийти в согласие с самим собой. Возможности современной техники стали так чудовищно велика, что такими силами вправе владеть только Человек Духовный. Современная гуманитарная наука на подходе к созданию всеобъемлющей классификации человеческих грез, т. е. психологических типов. Современные гуманитарии мечтают о создании каталога человеческих культур, во всём их многонациональном разнообразии. Д. И. Менделеев создал периодическую таблицу химических элементов, будущий же гуманитарий, возможно, создаст периодическую таблицу национальных культурно-исторических типов, где культура (реализованный миф) каждого народа, обретет свое незаменимое место и смысл в симфонии общечеловеческой культуры. Приступая к публикации мифов древних ойрот-монголов мы надеемся, что они станут могучим арсеналом художественных средств для современного ойрат-монгольского искусства, подобно тому, как античная мифология для народов Европы, ойрот-монгольская мифология станет, как мы надеемся, языком нашего национального искусства и культуры вообще, будет тем набором символов и мотивов, без которых наверно невозможно адекватное выражение чувств современного ойрат-монгола. Санал МИНАЕВ |
||