Мифология ойратов и политика государстваУвидев название статьи, читатель, скорее всего, подумает, что здесь речь пойдет о древних мифические сказаниях ойратов, например, о солнечной птице Гарди, птенцов которой вечно пожирает злой змей, о первом человеке, основателе рода человеческого - Джангаре или о горе Сумеру и океане Бумба... Но под словом "мифология" здесь понимается несколько иной смысл: мифология - это наука о миропонимании человека, наука о том, как человек видит и ощущает мир и в зависимости от этого поступает в жизни. Мифология очень тесно связана с психологией и искусством, а древним предшественником мифологии является астрология. По сути дела, мифология отныне станет основополагающей для всех гуманитарных наук, для культурологии особенно. Основателями мифологической науки можно считать двух философов: Э.Кассирера ("Философия символических форм") и А.Ф. Лосева ("Диалектика мифа"). Эрнст Кассирер, читая однажды книгу философа Шпенглера "Закат Европы", заметил удивительную аналогию между рассуждениями этого философа и некоторыми астрологическими трактатами, т.е. сходство было не в конкретике рассуждении, а именно, в логическом порядке рассуждений. Так как наука всегда ищет связи между предметами, то Кассирер, увидев эту связь и аналогию, тут же загорелся идеей исследования. Дальнейшее исследование показало, что все люди делятся на отдельные группы в зависимости от мироощущения, и существует 12 типов мироощущения (сравните с астрологическим Зодиаком, состоящим из 12 знаков). Теперь о мифологии ойратов. Сравнивая миропонимание ойратов и других народов, сразу можно отметить как сходства, так и различия. Например, народы Северного Кавказа отличаются темпераментностью и гордостью, эти же самые качества есть и у ойратов, но в отличие от горцев ойраты более жизнерадостны, общительны и добродушны. Впадать в крайности - это общая черта, как русских, так и ойратов. Русские и ойраты одинаково честолюбивы, но русские больше ценят скромность, а ойраты более тщеславны. В русских былинах богатыри сделают великое дело, а потом не пытаются выпятить свои заслуги, предпочитают уйти в тень. Великое - это для русского самопожертвование, а для ойрата же грандиозность свершений - это средство триумфа и саморекламы (в Джангариаде наиболее яркий образ в этом смысле - Хонгор). Самовлюбленные ойраты всегда хотят заслужить похвалу и одобрение окружающих, тогда как русские более склонны к критике и самокритике ("частушки" - это сатирический жанр). Скромность и тщеславие - эти качества, данные народу от природы, и осуждению не подлежат, лишь бы это не было во вред другим. Более подробно изучить элементы и структуру миропонимания ойратов можно при научном анализе нашей культуры и исторического пути. Необходимо отметить, что характер народа не изменяется в течение всей его жизни, пока есть народ - есть и его характер, и миропонимание. Переходя от рабовладения к феодализму, от феодализма к капитализму, народ не меняет свой характер, а всего лишь модифицирует его, т.е. одни качества, характера отодвигаются на задний план, другие качества выходят на передний. Таким образом, ойраты эпохи Чингис-хана, средневековый и современный ойрат - это всего лишь разные вариации одного и того же характера. Характер народа может измениться лишь тогда, когда у него отберут все его старинные культурные реликвии, доставшиеся от предков, т.к. культурные реликвии создают своеобразную среду, которая воспитывает новое поколение в духе предков. Также характер может измениться, если молодое поколение народа воспитать в отрыве от родителей, в инокультурной среде. Но поскольку еще никто не проделывал такого кощунственного эксперимента, то характер современных ойратов остался таким же, каким был раньше. Современные ойраты даже русский язык употребляют не так, как русские (поэтому ученые и изучают феномен билингвизма). Ойратский характер будет жив, пока есть ойратская культурная среда (язык, культурные предметы, национальная ноосфера, связь старшего поколения с младшим). Сейчас и в будущие эпохи характер ойратов будет лишь варьироваться, т.е. как бы поворачиваться к свету разными гранями, подобными драгоценному камню. Говоря о различиях между народами, надо строго помнить о том, что нет народов, избранных богом. Каждый народ красив по-своему (так же, как и люди, родившиеся под разными знаками Зодиака), один народ отличается трудолюбием и аккуратностью (японцы, например), другой народ отличается интеллигентностью умением понять другого (русские) у каждого народа есть как достоинства, так и недостатки. Задача государственных деятелей состоит в том, чтобы нейтрализовать недостатки народа и в то же время задействовать лучшие качества народа. К каждому народу нужен индивидуальный подход, умение использовать его лучшие стороны. Лучшего средства осуществления индивидуального подхода, кроме национального самостоятельного государства, не существует. Национальное независимое государство - это не прихоть самолюбивых пассионариев, а необходимое условие счастливой жизни народа, т.к. в национально-колоритном государстве народ может быть самим собой, не подражая и не приспосабливаясь к другим нациям. Как говорится, верблюд никогда и станет хорошей лошадью, а лошадь не сможет стать истинным верблюдом. Как говорит американский советолог Збигнев Бжезинский: многонациональное государство всегда ведёт к унификации, т.е. малочисленные народы ассимилируются в более многочисленные, что непременно ведёт, к гибели культуры этих народов Отсутствие плюрализма в человеческой культуре всегда вело к односторонности и застою, унифицированная культура империи - это путь к деградации. Национально-государственная Самостоятельность вовсе не означает разрыв всех связей и изоляцию от соседей, это всего лишь условие равноправия в этих же связях История человечества убеждает, что когда народы полностью pan исправны, тогда они стремятся к дружбе и сотрудничеству (Европейское сообщество), а когда народы неравны, то между ними возникает неприязнь и вражда (пример тому - Югославия). Знать миф народа и практически реализовывать его в форме национального государства, не ущемляя национальные диаспоры других народов - это наиболее оптимальная политика в современных условиях. Учтут это наши политики или не учтут - это покажет время, но логика вещей все равно заставит их действовать именно так. Санал МИНАЕВ |
||