Национальный характер калмыковПомимо экстравертности и рационализма калмыцкому духу присущ также и максимализм. Максимализм приписывают тем людям, о которых говорят: его с места не сдвинешь, а если сдвинешь, то уже не остановишь. Максималист не любит топтаться в нерешительности между двумя противоположностями, раз уж он выбирает, так окончательно и бесповоротно. Максималист во всем стремится к крайностям, к глобальности и масштабности, к грандиозным проектам. Калмыки вообще склонны к гиперболическим преувеличениям, что особенно видно на примере нашего эпоса "Джангар" это не просто хан, а хан целой вселенной Державы, Мингиян - это не просто красавец, а красавец вселенной. Мелкие проекты и делишки не вдохновляют калмыка, он от них с презрением отворачивается. Калмыцкому характеру также присущ индивидуализм. Но калмыцкий индивидуализм никогда не обретал крайние формы, т. к. крайний индивидуализм замыкается в себе, стремится отгородиться от общества, а калмыкам крайне противно было всякое отшельничество. Наш индивидуализм проявляется в стремлении к оригинальности, в желании выделиться на фоне других, обратить на себя внимание, т. е. он артистичный. В эпосе "Джангар" есть характерная сцена: герой Хонгор стоит во всем блеске перед толпой народа, восхищенно глазеющего на него и обсуждающего внешний облик и достоинства тщеславного героя. В этом эпизоде эпоса проявляется особая идея: герой - это индивидуум, воплощающий идеалы всего народа, коллектива - именно такое понимание индивидуализма характерно для нашего народа. Благодаря индивидуализму калмыцкое общество отличается уважением к личности человека, к человеческому "эго", самолюбию. В калмыцком обществе никогда не подавлялась индивидуальность отдельного человека и в то же время каждый калмык ощущал себя индивидуальным воплощением коллективных интересов, т. е. интересов своей семьи, своего рода, аймака и народа в целом. Яркой чертой калмыцкого характера является также энергичность, активность. Активность калмыков проявляется прежде всего в национальных танцах, для которых характерна быстрота, искрометность. Активный стиль калмыцкой речи и языка подметил еще востоковед Ю. Лыткин, говоривший о нашем языке, что ему присуща "мягкость, гибкость и упругость, живость и необычайная сжатость, удивительная беглость и кипучесть", которая выражала кипучую и деятельную жизнь ойратов. Действительно, калмыцкая речь напоминает пулеметную ритмику, т.к. ударение во всех словах калмыцкого языка ставится на последнем слоге. Ученые прошлого века различали два типа ударения в языках: ударение на последнем слоге и ударение в середине или в начальном слоге. Ударение на последнем слоге, характерное для калмыцкого языка, называлось учеными "мужским", активным ударением. Кроме калмыцкого языка мужское ударение также присуще тюркским языкам и французскому языку. "Мужское" ударение придает калмыцкой речи стройность, кипучесть, беглость, что выражает активность калмыцкого характера. Согласитесь, пассивный и медлительный человек не смог бы говорить на калмыцком, тюркском или французском языках. Традиционным свойством калмыцкого характера является оптимизм. Калмыкам свойственно концентрировать внимание на положительных сторонах жизни, видеть в человеке прежде всего его позитивную сторону. Многие ученые с удивлением отмечали нетрагичность эпоса монгольских народов, которая выражалась в том, что все сюжеты песен завершались счастливой развязкой. Идея конечного торжества героя присуща классическому героическому эпосу вообще, как считает Б. Н. Путилов, может быть, поэтому героический эпос занимает главное место в нашем фольклоре. Оптимизм присущ всему калмыцкому фольклору, где преобладают мажорные, праздничные мотивы, а минорность, смерть и несчастья оттеснены на второй план или вовсе отсутствуют. Калмыки также очень честолюбивы. Стремление к славе, желание быть первым во всяком деле присуще кочевникам издавна. В дочингисову эпоху существовал такой народ - тюркюты. Аристократическая верхушка тюркютов была полностью монгольской, т. е. происходила из монгольского рода "чинос" (волки). Еще в середине XI века один мусульманский чиновник Ибн-Хассуль в своем трактате перечислил "львиноподобные качества тюркютов: смелость, преданность, выносливость, отсутствие лицемерия, нелюбовь к интригам, ... гордость, свободу от противоестественных пороков,... и стремление к командным постам". Вот это стремление к командным постам и проявляет честолюбие кочевников, а калмыков в особенности. Калмыцкий Байбагас-хан, как свидетельствует ойратская летопись "открыв свой рот и распростерши свои длани, говорил: во всех четырех странах света нет никого, кто мог бы со мною сразиться". В калмыцком фольклоре существует даже особый жанр - магтал (восхваление). Этот жанр честолюбцев очень древен и традиционен для калмыцкой культуры. В европейской культуре восхваление в форме оды появилось в эпоху французского классицизма, когда в обществе стал культивироваться идеал честолюбивой личности. Для наших предков была свойственна также и гордость, которая в последующем, к сожалению, стала осуждаться буддизмом, ставшим с XVIII века государственной религией ойратов и калмыков. Гордость свидетельствует о развитом самосознании личности и является вполне положительным качеством, если не перерастает в гордыню. Читая "Сокровенное сказание монголов" или средневековые летописи убеждаешься в том, что лейтмотивом эпической и исторической литературы наших предков является проблемы чести и достоинства. Историк
В. П. Санчиров отмечает характерный эпизод из ойратской истории: у китайцев
существовал пышный ритуал приема иностранных послов, призванный привести
чужеземцев в надлежащее состояние покорности и священного трепета перед
особой императора. Весьма унизительной в этом ритуале была процедура коу-тоу,
состоявшая из трех коленопреклонений и девяти земных поклонов иногда даже
не перед самим императором, а лишь перед табличкой с его именем. Послы
всех государств безропотно совершали эту часть этикета, тогда как послы
джунгарских ханов прекрасно зная дипломатический этикет китайского двора
держались с большим достоинством и отказывались совершать обряд коу-тоу.
Очевидец последних десятилетий существования Джунгарского ханства И. К.
Россохин писал об этом так: "... все те послы и посланники.. подвергают
себя тему предосуждению будто бы они у китайского хана состояли в подданстве,
а сколь ни мал в рассуждении великих государей джунгарский владелец, однако
его послы для принятия наставления в помянутую их коллегию не ездят".
В. А. Моисеев, говоря об историческом статусе Джунгарского ханства, указывал;
"Следует особо подчеркнуть, что цинское правительство не имело никакого
влияния и на внутреннюю политику джунгарских ханов... Ойратские же ханы
считали себя равными цинским императорам и не хотели поступаться даже
частью своего суверенитета в пользу богдыханов"'. Думается на таких
примерах следует воспитывать наше юное поколение в школе, тогда национальная
история действительно станет мощным этнопедагогическим фактором калмыцкой
школы. Мы обрисовали девять основных качеств калмыцкого характера. Этот характер является как бы кодом к расшифровке нашей культуры и истории, без знания этого ключа невозможно понять многие стороны калмыцкого культурно-исторического пути. Современная калмыцкая школа должна воплощать психологию, национальный дух нашего народа на всех уровнях своей деятельности от содержания и методов обучения до общей атмосферы в школе, тогда она будет действительно национальной, народной. Санал МИНАЕВ |
||