Очерки истории Калмыцкой АССР. Эпоха социализма. Издательство «Наука», Москва, 1970. ВВЕДЕНИЕПроцесс образования калмыцкой народности происходил в очень сложных условиях. Он пережил периоды дробления, скрещивания, слияния, ассимиляции, тяжелых политических испытаний, территориальных перемещений. В результате процесс этногенеза то замедлялся, то возобновлялся, но уже в степях Нижней Волги ойраты оказались в новых исторических условиях, благоприятных для образования самостоятельной калмыцкой народности. Добровольное вхождение ойратов в состав России явилось важнейшей предпосылкой для их объединения в одну этническую общность — калмыцкую народность, сложившуюся из различных древнемонгольских племен. В источниках не сохранилось этнонимов, т. е. названий отдельных этнических элементов, из которых состоит калмыцкий народ. Автору удалось собрать у жителей различных аймаков и улусов, хорошо помнящих полученные ими от своих ближайших предков родоплеменные наименования, значительный фактический материал по этническому составу калмыков. Сопоставление их с данными «Сокровенного сказания», трудов персидского историка Рашид-ад-дина и других источников позволяет обнаружить древнемонгольскне элементы в этническом составе калмыцкого народа, которые указывают на то, что начало формирования калмыцкого этноса относится к периоду, предшествовавшему выступлению Чингисхана. В довольно большом количестве в состав калмыков входили чоносы (чон — волк), которые жили в Багачоносовском и Ики-чоносовском аймаках Манычского улуса (южная часть Малодер-бетовского улуса). Два арвана—родственные группы (му чонос и сян чонос) обитали в Дунду-Хурульском аймаке Малодербетовского улуса. Чоносы составляли половину Шарнутовского аймака того же улуса. Согласно преданию, шарнутовские чоносы являются выходцами из Багачоносовского аймака Манычского улуса. Два чоносовских аймака входили в состав Болыпедербетовского улуса (ныне это территория современного Яшалтинского района). На Дону существовала казачья станица Чоносовская. Согласно народному преданию, к чоносам относились бембядяхины, входившие в Область Войска Донского. Часть чоносов встречается и среди уральских калмыков, переселившихся в начале 20-х гг. в Большедербетовский улус. Все чоносы являются дербетами по говору, обычаям и традициям. Чоносы — одно из древнейших монгольских племен, известных «Сокровенному сказанию» и Рашид-ад-дину под именем «чиносцев». По опубликованным работам известно, что среди монголов Монгольской Народной Республики их очень мало. Лишь в составе барга-бурят есть кость щонод. Этот этноним встречается в составе бурят-булагат, хонгодоров и эхиритов. Почти во всех районах Калмыкии встречались кереиты (керя ворона). Они жили в Бюдермис-Кюбютовском аймаке Большедербетовского улуса (ныне п. Амур-Санан Городовиковского района). Кереиты жили в степной и мочажной части Яндыко-Мочажного улуса. В 1852 г., по сообщению П. Небольсина, на территории Хошёутовского улуса кочевало до 250 кибиток кереитов. В Эркетеневском улусе, по архивным данным 1894 г., кереиты насчитывали 94 кибитки. В 1905 г. во всех улусах Астраханской губернии числилось не менее 1332 кибиток кереитов. В Области Войска Донского они проживали во всех тринадцати калмыцких станицах. Этноним «кереит» известен и в среде уральских калмыков. В XIII в. кереиты были одним из многочисленных монгольских племен, обитавших между нагорьями Хангай и Хэнтэй, в долинах рек Орхона и Толы. Разгромив их в открытой борьбе, Чингисхан приказал раздавать кереитский народ во все концы. Это также подтверждается Рашид-ад-дином, который сообщает, что они имели «больше силы и могущества, чем другие племена, много враждовали с многочисленными племенами, особенно с племенами найманов... Они вступали в войну (с Чингисханом), были побеждены последним и «стали пленниками и рабами Чингисхана». Таким образом, начало расселению кереитов было положено политикой Чингисхана. В самой Монголии этот этноним встречается у дербетов. Этноним «кереит» прослеживается у бурят, на что указывает название «тэрэт», где буква «т» заменила букву «к». Этноним «кереит» встречается не только у монголоязычных народов, но и в Казахстане. В истории Казахской ССР сказано, что в первом десятилетии XIII в. на территорию Казахстана после разгрома Чингисханом прикочевала с Алтая часть многочисленных племен найманов и кереитов, между тем во времена Рашид-ад-дина кереиты жили в долинах рек Онона и Керулена. Казахи включили кереитов в свой состав сравнительно недавно, не раньше конца XVI и второй половины XVIII вв., т. е. в период наиболее интенсивного их общения и столкновения с ойратами. Известно, что в 1771 г. ушедшие с Нижней Волги торгуты оставили на территории современного Казахстана значительную свою часть, особенно представителей женского пола. Поэтому не случайно, многие казахи считают калмыков своими «нагаш» (родственниками по материнской линии), себя — калмыцкими «джиен», т. е. племянниками. Нет сомнения, в том, что re калмыки или ойраты, оказавшиеся в Казахстане, постепенно ассимилировались в казахской среде. Таким образом, кереиты — одно из многочисленных монгольских племен — оказались расселенными на обширном пространстве Центральной Азии, Южной Сибири, Казахстана, но в основном они вошли в этнический состав современного калмыцкого народа. По нашим полевым материалам, архивным данным и литературным источникам, довольно широко представлены в калмыцком народе калмыки, называющие себя «меркет» (мергн — по-калмыцки «меткий»). Они жили во многих районах Калмыкии. В середине XIX в., по сообщению П. Небольсина, меркеты обитали в Хошеутовском улусе вперемежку с эркетенами. В 1883—1886гг., согласно архивным материалам, мергучуты (по полевым данным — меркеты) состояли из 30 кибиток-хозяйств, из которых 10 семейств жили путем продажи своей рабочей силы рыбопромышленникам и богатым скотоводам. На территории Эркетеневского улуса, по архивным документам 1884 г., в пяти хотонах меркетов числилось 113 кибиток. Следовательно, меркеты считали себя обособленной территориальной группой. Небольшими группами они жили в Туктунах и в Сальском аймаке (среди каджиникинов) Малодербетовского улуса. Что касается меркетов, живших на территории п. Тугтун Приозерного района, то они были переселенцами из Эркетеневского улуса. В проекте преобразования Калмыцкой степи, составленном в 1905 г., в улусах Астраханской губернии насчитывалось до 155 кибиток, принадлежавших меркетам. Этноним «меркет» известен у кумских калмыков. Судя по родоплеменным названиям, опубликованным Ц.-Д. Номинхановым, можно утверждать, что меркеты жили почти во всех станицах донских калмыков. Меркеты — одно из древнейших племен монголов. Им отведено немало места в «Сокровенном сказании». Чингисхан одержал победу над ними в союзе с вождями других монгольских племен. Рашид-ад-дин пишет, что «это племя имело многочисленное, чрезвычайно воинственное и сильное войско. Меркеты — это часть монгольского племени. Они сражались и воевали с Чингисханом и Онханом». По его же сообщению, Чингисхан приказал, чтобы «никого (из меркетов) не оставляли в живых, а (всех) убивали, так как племя меркет было мятежное и воинственное и множество раз воевало с ним». По-видимому, среди халха-монголов этнические группы меркетского происхождения не встречаются. Если судить по литературным сведениям, то меркеты не участвовали в этногенезе третьего монголоязычного народа — бурят. Но меркеты приняли заметное участие в этническом формировании ряда тюркоязычных народов. Согласно переписи 1897 г., у теленгитов и телесов (южных алтайцев) в числе других родов зарегистрированы пять меркетов (меркутов). У собственно алтайцев (алтай-кижи) меркетов было 166 человек. Они были и у телеутов (северных алтайцев). Все названные группы алтайцев были в джунгарском подданстве. Часть меркетов подверглась ассимиляции в казахской среде. Они были обнаружены в числе родоплеменных подразделений киргизов. Действительно, среди киргизов до сих пор живут группы: сарт-калмак, калмак-киргиз, калмак. В формировании калмыцкой этнической общности приняли участие тячуды (тайджиуты), которые жили на территории Цевиднякинской, Балдырской, Эркетеневской, Бага-Бурульской, Чоносовской, Бембедякинской, Гелингякинской, Кюбютовской, Зюн-гаровской, Богшаргакинской и Багутовской станиц донских калмыков, т. е. в одиннадцати из тринадцати. В астраханской части Калмыкии они встречались в Бакшин-Шебенерах Малодербетовского улуса, ныне входящих в Приозерный район. В Ульдючинском аймаке жили тячин харнуты. Их предки, судя по литературным данным, не обнаружены ни у монголов, ни у бурят. Правда, среди монгольских байтов есть сходный термин «тайдж». Имеет ли данный этноним какую-нибудь связь с тайджиутами, сказать трудно. В XIII в. тайджиуты (тайчиуды, тячуды) были довольно сильным и влиятельным племенем. Из «Сокровенного сказания» видно, что они вступили в борьбу с Чингисханом, который нанес им поражение. Об этом свидетельствует Рашид-ад-дин: «В конце концов, когда Чингисхан победил тайджиутов, он большинство их перебил, а оставшиеся в живых стали его рабами». По мнению Рашид-ад-дина, их предки жили в долине Онона и Селенги среди монгольских племен, появившихся в Прибайкалье еще в XI—XII вв. Об этом свидетельствует то, что они вошли в состав монголоязычных калмыков, монгольское происхождение которых не вызывает ни у кого сомнения. Утверждение о том, что тайджиуты отнесены Рашид-ад-дином к тюркским племенам, не находит опоры в исторических и этногенетических материалах. Авторами «Истории МНР» они отнесены к монгольским племенам. В калмыцком языке встречается ряд этнонимов, не упомянутых в «Сокровенном сказании» и Рашид-ад-дином. Носители их входили в ойратский союз в XIII в., но стали известны позже. К числу таких родоплеменных групп относятся батуты, о которых сообщают калмыцкие и монгольские источники. Из «Сказания о дербен-ойратах» и из примечаний к ним, составленных Г. С. Лыткиным, видно, что в XVI в. батуты входили в состав одного из четырех тюменей, или «дервен хари» («четырех чуждых», т.е. ойратов). Они насчитывали две тысячи, а остальные восемь тысяч состояли из хойтов. В «Шара Туджи» говорится о багатутах, входивших в состав одного из тюменей ойратов. Несомненно, термин «батут» попал в монгольский памятник как одно из самоназваний ойратских племен. Этот этноним сохранился у калмыков. Батуты жили в Яндыко-Мочажном улусе. Их мы находим в Ики-Бухусах Малодербетовского улуса под именем «ики-батут» и «бага-батут». В других аймаках дореволюционной Калмыкии этноним «батут» не встречается. По архивным данным, составленным в 1905 г., в Астраханской губернии числилось 67 батутских кибиток. Этноним «батат» встречается у селенгинских бурят. Согласно сообщению К. В. Вяткиной, батуты живут в Монгольской Народной Республике. Однако об их численности сведений нет. Значительную группу составляли багуты, жившие в Яндыко-Мочажном улусе. Они делились на две группы: шарц багут и дойда багут, или ики-багут и бага-багут. После Октябрьской революции на территорию Багутовского аймака прикочевали разорившиеся калмыки из других аймаков и улусов, в частности из Эркетеневского улуса, они образовали группу шинэ багут (новый багут). По архивным документам, составленным в 1905 г., багутов в Астраханской губернии насчитывалось 2134 кибитки. Кроме багутов, расселившихся в Яндыко-Мочажном улусе, был Багутовский аймак, или станица Батлаевская, на Дону. Этот аймак донских калмыков состоял из этнически смешанного населения. Об этом свидетельствует наименование костей, зафиксированных у выходцев из этой станицы и опубликованных Ц.-Д. Номинхановым. Во многих аймаках Калмыкии встречался этноним «шаряды» («шарады»). Они жили в Цоросовском аймаке Большедербетовского улуса, в Хошеутовском аймаке Икицохуровского улуса, один арван был в Баруновском анги (территориальное объединение) Абганеровского аймака и в Северном аймаке Малодербетовского улуса. В Деде-Ламинском и Ики-Хурульском аймаках того же улуса шаряды кочевали в количестве 40 кибиток. По-видимому, эта цифра не отражала действительное число шаря-дов, так как в одном арване Баруновского анги Абганеровского аймака их насчитывалось до 20 кибиток. Шаряды обитали в Цевиднякинском, Белявинском, Чоносовском, Богшаргинском, Бембедякинском, Гелингякинском и Бага-Бурульском аймаках донских калмыков. Судя по литературным данным, шаряды кочевали по различным районам Южной Сибири. Среди бурятского населения Красноярского уезда в XVII в. был Шараитский улус. В конце XIX в. Г. К. Потанин обнаружил в Нерчинском уезде род шараит. По сообщению С. П. Балдаева, шаряды живут и в настоящее время среди булагатов, которые встречаются в составе хоринских, ленских и нижнеудннских бурят. В Монгольской Народной Республике шаряды живут среди дербетов, барга-бурятов. Имя шарнутов носил один из аймахов Малодербетовского улуса, шарнутский арван был в Багачоносовском аймаке Манычского улуса. Необходимо отметить, что шарнутский арван обнаружен и в Чоносовском аймаке Большедербетовского улуса. Их представители обитали среди кумских калмыков, где они объединялись не в арван, а в анги. По-видимому, шарнуты в далеком прошлом были довольно многочисленны. Об этом свидетельствуют литературные данные. Так, Б. О. Долгих пишет, что в 1699 г. вместе с хонгодорами несколько бурят шарнутского рода переселились из Балаганского ведомства Енисейского уезда в Иркутский. Их потомки до сих пор живут среди аларских бурят. Потомки шарнутов, видимо, живут в Селенгийском аймаке Бурятской АССР под именем «чарнут». По материалам, опубликованным С. П. Балдаевым в 1961 г., шарнуты обитают среди бурят хонгодоров. Представители шарнутского рода обнаружены у аларских бурят. Таким образом, сообщения о шарнутах, относящиеся к XVIII в., подтверждаются данными, собранными в наше время. В различных улусах обнаружены калмыки, происходившие
от харнутов. Они проживали арванами в Деде-Ламинах, в Ики-Манланах и в
Северном аймаке Малодербетовского улуса, в Багачоносовском аймаке Манычского
улуса. Харнуты были в составе Эркетеневского улуса. По архивным документам,
датируемым 1905 г., в улусах Астраханской губернии их насчитывалось 295
кибиток. Большую роль в жизни ойратов играли цоросы, которые жили компактными группами в Сальском аймаке Малодербетовского улуса, в Цоросовском аймаке Большедербетовского улуса. Отдельными группами цоросы обитали на Дону в Цевиднякинском, Балдырском, Эркетеневском, Чоносовском, Богшаргакинском, Зюнгаровском аймаках, т. е. в шести из тринадцати. По архивным данным, составленным в 1880 г. землемером Тальновым, цоросы кочевали двумя хотонами на территории Харахусо-Эрд-ниевского улуса в количестве 49 кибиток, из которых владельцы 27 кибиток уходили на заработки в казачьи станицы и села Астраханской губернии, расположенные по обоим берегам Волги. По архивным документам 1905 г., в Астраханской губернии насчитывалась 121 цоросская кибитка. Этноним «цорос» встречается и среди дербетов Монгольской Народной Республики. Дербеты — одна из крупных группировок западных монголов. И вполне понятно, что потомки многих ойратских родов и племен до сих пор живут в западной части МНР среди дербетов. Очевидно дербеты, в составе которых находятся люди цоросской кости, пришли на нынешнее местообитание в 1745 г. из районов Иртыша, где их возглавляли три Церена (Церен, Церен-Уваши и Церен-Менке). Среди алтайских телеутов жили чоросы, являвшиеся потомками западных монголов, разбитых в 1756 г. императорским Китаем. Это соображение подтверждается косвенным фактом. В родовом составе алтайских тюрок были сеоки дербет, могол, ойрат, которые также являлись пришлыми ойратами, ныне утратившими свой родной язык, но распространившими среди алтай-кижи некоторые элементы своей культуры. В формировании калмыцкого народа приняли участие зэты, которые жили в Северном аймаке Малодербетовского улуса. После Великой Октябрьской социалистической революции этот аймак был включен в состав нынешней Волгоградской области. На его территории было образовано несколько сельсоветов, в том числе Зэтевский. Зэты были в Цевиднякинском, Белявинском, Багутовском, Ики-Бурульском, Богшаргакинском аймаках донских калмыков. Причем зэты, жившие в трех последних аймаках, именуют себя «маанин зэт», в Богшаргакинском аймаке встречаются этнонимы «маанин зэт», и «зэт кэвюд». В 1905 г. в астраханской части Калмыкии было официально зарегистрировано 166 кибиток зэтов. Если принимать во внимание зэтов, обитавших среди донских калмыков, то эта группа была более значительной, чем мы думали. Что касается их деления на маанин зэт и зэт кэвюд, то это вовсе не означает, что они принадлежат к разным этническим группам. Маани — это флаг, флажок. Верующие калмыки прибегали к возгласу: «Ом маани падме хум!» Лыткин, переводчик калмыцких литературных памятников на русский язык, переводит слово «маани» как «эрдени» (драгоценность), иначе «мани минган или суто — отличный, отборный, избранный». Возможно, слова «маани или суто» равнозначны «иеке» (большой, великий), так как Лыткин пишет: «Иека (Маани или суту) Мингату» значит «имеющий или владеющий отоком Иеке минган. Не исключена возможность, что Маани — это имя человека-владельца: на такое соображение толкает нас то, что в 1552 г. хан туметских монголов Алтан-хан совершил поход против ойратов, в результате чего убил Маани Мингату, взял его жену Чжигеке-Ага, сыновей Тохай и Кокотер и улус». Следовательно, маанин зэт занимал какое-то особое (возможно, в религиозном отношении) положение, отличное от остальных зэтов. О ранней истории зэтов нет никаких сведений, ни литературных, ни народных. Термин «зэт» записан в наше время в Монгольской Народной Республике, где зэты живут среди дербетов. Этим еще раз подтверждается предположение, что зэты в ранний период своей истории входили в состав ойратского союза западных монголов. В Калмыкии есть группы, именующиеся «замуд». Они жили в нескольких улусах Астраханской губернии. В 1880 г., по данным топографа Александрова, в Харахусо-Эрдниевском улусе они кочевали двумя хотонами, состоящими из 60 кибиток. Из них хозяева 41 кибитки работали батраками у кулаков и рыбопромышленников, живших в селах и казачьих станицах, расположенных по берегам Волги от Черного Яра до Астрахани. Среди донских калмыков замуды были в Багутовском и Кюбютовском аймаках. Согласно полевым материалам, замуды обитали в Яндыко-Мочажном улусе. По архивным данным 1880 г., на территории Эркетеневского улуса, в той его части, которая была в ведении Яндыко-Мочажного улусного попечителя, находился замудов род (аймак Гари Самтонова). Это были выходцы из Икицохуровского улуса. В самом Икицохуровском улусе был замудов род, так же числившийся аймаком Гари Самтонова. Судя по архивным документам, датируемым 1905 г., в улусах Астраханской губернии замудов насчитывалось 158 кибиток. Вне Калмыцкой АССР этноним «замоод» мы находим в составе булагатского племени, представляющего собой один из крупнейших компонентов бурятского народа. Приведенные материалы указывают на то, что, очевидно, замуды были одним из ойратских племен, входивших в XIII в. в состав ойратского союза. Об этом свидетельствует тот факт, что замуды составляют один из компонентов калмыцкого народа. По мнению С. П. Балдаева, бурятские замооды присоединились или пришли к булагатам. В 1880 г. топограф Блаженков зафиксировал в Багацохурозском улусе этноним «таргутов род», возглавлявшийся мелкопоместным владельцем Очиром Буюнтуковым. В одном месте Блаженков пишет, что таргутов род состоит из 101 кибитки. Из них 8 кибиток находится в русских селах Сасыкольском и Харабалинском Астраханской губернии, где хозяева их были батраками у богатых русских кулаков. В другом месте таргутов род называется им наряду с другими аймаками. Он нарисовал его тамгу (тавровый знак), представляющую собой кружочек, под ним черточка на некотором удалении от нижней части тавра, наверху - едва заметная, вертикально поставленная палочка. В документе 1905 г. указывается, что таргутов насчитывалось 66 кибиток. Правда, не удается выяснить в каком улусе они находились. Очевидно, они кочевали в Багацохуровском улусе, так как в других улусах, в том числе торгутовских, род таргутов не встречается. Наличие среди калмыков торгутовского улуса этнонима «таргут» представляет определенный исторический интерес. Термин «таргут» появился в конце XIII - начале XIV вв. Рашид-ад-дин писал, что «в эту страну (Иран) от казна приходил некто по имени Таргудай; он происходил из этого племени (таргуты — У. Э.). Имена и положение других эмиров, которые были из племени таргут, неизвестны. Однако из старших жен от этой кости происходит наиболее почтенная госпожа, дочь Бартанбахадура, мать четырех сыновей, ее имя Сунигул (Сунигил) — Фуджин». По мнению Б. Я. Владимирцова, таргут — племя «лесных монголов». После Рашлд-ад-дина о таргутах никто не сообщает. Существует ли какая-нибудь связь между калмыцкими таргутами и средневековыми таргутами, о которых сообщает Рашид-ад-дин, что-нибудь определенное сказать трудно. Можно предполагать, что средневековые таргуты полностью слились с ойратами, как в отношении языка, так и культуры, быта, но сохранили свое название. Впрочем, наряду с торгутами, этноним «тергат» («торгад») встречается среди дербетов Монгольской Народной Республики. Факт пребывания родоплеменной группы таргат (таргад) среди дербетов Монголии толкает нас на мысль, не принадлежали ли багацохуровские и монгольские таргаты (таргады) к тому племени таргут, о котором писал персидский историк. Но это только предположение, какого-либо доказательства нашей гипотезы нет. |
||
< предыдущая > < содержание > < следующая > |