Очерки истории Калмыцкой АССР. Эпоха социализма. Издательство «Наука», Москва, 1970.

Глава I КАЛМЫКИЯ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ (МАРТ 1917—ИЮЛЬ 1918 г.)

2. Организация земства в Калмыкии и попытка образования Степной Калмыцкой области. Контрреволюционный характер причисления калмыков в казачество

После создания органов самоуправления, возглавляемых феодально-буржуазными элементами, под влиянием трудовых слоев усиливается движение за официальное признание Временным правительством статуса самостоятельной Калмыцкой области и введение земства в Калмыкии. Под давлением демократических элементов Калмыцкий ЦИК для решения этих вопросов направляет в Петроград своих представителей и созывает в июне 1917 г. совещание делегатов от астраханских, ставропольских, донских и кумских калмыков.

На совещании выяснилось что под «автономией» лидеры демократической группы калмыков понимают организацию самоуправляющейся области, земство. Представители донских калмыков отстаивали буржуазно-националистический план культурно-духовного объединения, выступая против национально-территориального единства. Это мотивировалось тем, что «донские калмыки слишком соединились с казаками». Кадетствующие калмыцкие интеллигенты Э. Хара-Даван и С. Баянов ратовали за культурно-национальное объединение, призывали осуществить следующие мероприятия: национализацию школы, преподавание на калмыцком языке, издание единой педагогической литературы на калмыцком языке, объединение в области духовного управления. Князь Д. Тундутов и Н. Очиров стояли за территориальное объединение, под которым они мыслили переход калмыков в казачество. Нойоны и зайсанги в лице казачества видели вооруженную силу для борьбы с революцией. Это прикрывалось демагогическим утверждением о том, что когда калмыцкое казачество будет вооружено, то оно не будет уничтожено социалистами и защитит землю калмыков.

А. М. Амур-Санана

Идею создания территориально-национальной единицы, предусматривающую передачу всей земли трудовым слоям, отстаивали представители демократической интеллигенции А. М. Амур-Санан и С. Г. Хадылов. Последний прямо заявлял: «Земля должна принадлежать тому, кто ее обрабатывает». Совещание направило Временному правительству телеграмму, в которой предлагалось «в интересах культурного процветания калмыцкого народа и широкого экономического развития... образовать единую самоуправляющуюся область калмыцкого народа». В ее состав намечалось включить прежде всего территории, занятые астраханскими, ставропольскими и кумскими калмыками.

Как отнеслось к этим требованиям Временное правительство? Оно с самого начала своего существования ничего не сделало для решения национального вопроса и провозгласило лишь курс на «культурное самоопределение национальностей России». Тем самым русская империалистическая буржуазия, пришедшая к власти, отказывала угнетенным народностям и нациям в праве на самоопределение. Временное правительство организовало борьбу против широко развернувшегося национального движения.

Калмыцкие дела Временное правительство решало без консультаций даже с господствующими верхами калмыцкого общества. Предусматривалось сконцентрировать калмыцкое население на икицохуро-харахусовских песках, отрезать от Калмыкии в пользу окружающих степь казачьих и крестьянских обществ все земли так называемой 10 и 15-верстной полос как наиболее удобные для ведения хозяйства.

Временное правительство 1 июля приняло предварительное решение о введении земства для калмыков и выделении территории астраханских калмыков (с присоединением Кумского аймака) в самоуправляющуюся единицу. Ей присваивалось наименование «Калмыцкое степное земское управление». Улусы получали права уездных управлений. Вместо восьми улусов и Калмыцкого Базара создавалось шесть земских участков. ЦИК заменялся областной управой, избираемой областным земским собранием. Вводился институт правительственных комиссаров. Несколько позже, 1 августа, земство ввели и в Большедербетовском улусе с подчинением его Ставропольскому губернскому земскому собранию. Однако совершенно обходился вопрос о границах Степной Калмыцкой области, о спорных участках 10- и 15-верстной полос, о русских поселках, находящихся в степи, о защите прав калмыцкого народа на землю. Вопросы землеустройства и национально-культурного строительства в постановлении Временного правительства даже не ставились. Вместо предоставления калмыцкому народу автономии Временное правительство пошло лишь на введение земства, которое при наличии центральной власти в руках буржуазии обеспечивало господство феодально-буржуазных верхов калмыцкого общества. Постановление о введении земства, которое по существу не отличалось от прав бывшей попечительской власти, было утверждено лишь 1 октября, когда дни Временного правительства были сочтены.

В условиях нарастания социалистической революции в России и отсутствия Советов в Калмыкии введение земства следует рассматривать как определенный успех демократических сил. Буржуазно-националистические круги выступили фактически против земской кампании. Это выяснилось в ходе подготовки к первым в истории Калмыкии земским выборам, которые сопровождались активной борьбой тундутовской группы за казачество.

24—25 июля в Астрахани состоялся II съезд представителей калмыцких улусов со следующей повесткой дня: введение земства; земельный, продовольственный и финансовый вопросы; развитие коневодства.

После съезда проводилась подготовка выборов гласных улусных и областного земских собраний. В августе для изучения тех же проблем было проведено совещание калмыцкой интеллигенции, избравшее Совет интеллигенции во главе с Баяновым. Совещание направило в улусы группу калмыцкой интеллигенции и учащихся вузов в качестве инструкторов по введению земства.

Выборы в земские органы проходили с 25 сентября по 7 октября 1917 г. Сводных данных по итогам выборной компании в улусах не сохранилось. Однако имеющиеся избирательные документы по ряду улусов свидетельствуют о низкой активности калмыцкого населения в выборах. Так, 28 сентября в Баруновском аймаке из 1394 избирателей на выборы явилось всего 120. В Гайдуковском округе Эркетеневского улуса голосовало 211 избирателей из 1230. В Икибагутовском округе Яндыко-Мочажного улуса в голосовании приняло участие 50% избирателей. Большая активность наблюдалась в Калмыцком Базаре и Сатхало-Хошеутовском округе, в котором из 1168 избирателей голосовало 1152. По Манычскому. Малодербетовскому, Икицохуровскому и Харахусовскому улусам в голосовании участвовало менее половины избирателей. По всей Калмыцкой области предполагалось участие в выборах около 68 тыс. человек. По имеющимся данным, из них участвовало менее половины.

В земские гласные были избраны те же царские чиновники и представители феодально-буржуазных элементов, которые входили в Калмыцкий ЦИК и в улусные управления. Однако в числе избранных была и большая группа революционных демократов, будущих активных участников советского строительства. Среди них следует назвать Эрдени-Ара Кекеева, Надбита Корсикова (по Хошеутовскому улусу), Араши Чапчаева (по Малодербетовскому улусу), Улюмджи Душана (по Эркетеневскому улусу), Шагида Гайфутдинова, Церена Петкиева (по Калмыцкому Базару), Ходжа Отхонова (по Багацохуровскому улусу), А. Г. Мещерякова, Т. Д. Котвыкова, X. Джалыкова (по Яндыко-Мочажному улусу), Дорджи Бодрангуева, Бокта Очирова, Галзын Манкирова (по Икицохуровскому улусу).

После выборов земских гласных проходили улусные земские собрания и выборы земских управ. 1 октября состоялось Малодербетовское улусное земское собрание, избравшее земскую управу под председательством заведующего Абганеровской аймачной школой А. Чапчаева.

В течение октября организуются земские управы в Яндыко-Мочажном (председатель А. Г. Мещеряков) и Манычском улусах (председатель зайсанг Г. Балзанов). Выборы земского управления в Багацохуро-Хошеутовском и Икицохуро-Харахусовском улусах не состоялись. Не состоялось и областное собрание земских гласных. Выборы земских гласных и улусной земской управы в Большедербетовском улусе также не проводились. До установления Советской власти в улусе (декабрь 1917 г.) всеми делами здесь ведал Большедербетовский улусный комитет общественной безопасности.

Введение земства в Калмыкии не было завершено в связи с переходом руководителей калмыцкого управления в лагерь контрреволюции. Короткий срок существования улусных земских органов и отсутствие документальных свидетельств не позволяют достаточно объективно судить об их политической деятельности. Можно лишь сказать, что земство появилось на высшем этапе буржуазно-демократических преобразований в России, было первой политической школой для всех социальных слоев Калмыкии, формой дальнейшего развития самоуправления калмыцкого народа. Однако вместе с углублением революционного процесса в России, приближением социалистической революции и усилением контрреволюции в казачьих областях и губерниях демократические преобразования в Калмыкии зашли в тупик: земства были заменены органами контрреволюционной казачьей администрации. Это отражало общую картину жизни юго-востока России от февраля к октябрю 1917 г.

Антинародная политика Временного правительства и соглашательство меньшевиков и эсеров все больше отдавали Россию в руки реакционных военно-буржуазных кругов. После июльских событий в стране активизируются кадетские и черносотенные организации, усиливаются конституционно-монархические устремления, тяга к военной диктатуре. Кульминацией вылазок контрреволюции явился корниловский мятеж. Для калмыцкого общества этот процесс выразился в усилении «казачьих тенденций». II (июльский) съезд представителей улусов принял решение ходатайствовать о причислении калмыцкого народа к казачеству. Правое крыло буржуазных националистов, возглавляемое нойонами Д. Д. Тундуто-вым, С. Д. Тюменем, зайсангом Балзановым и товарищем председателя ЦИК Н. О. Очировым, с этого времени пытается открыто склонить национальное движение в Калмыкии на антинародный, реакционно-буржуазный путь. Борьба феодально-буржуазных кругов и калмыцких националистов за причисление астраханских калмыков к казачеству с самого начала носила антинародный характер и вела к утрате достигнутых, хотя и незначительных результатов.

Борьба нойонов и зайсангов за переход в казачье сословие велась одновременно с борьбой передовой части калмыцкого общества за земство. И если на мартовском съезде эти взгляды нойонов не получили поддержки и принята была умеренная буржуазная программа, то теперь причисление к казачеству мотивировалось «наилучшей приспособленностью калмыков к условиям исполнения воинского долга». Главным же был тот мотив, что таким образом якобы исполнялось желание калмыков сохранить в неприкосновенности свои земли от уравнительной разверстки.

На июльском съезде и совещании интеллигенции патриотически настроенные ее круги (прежде всего С. Хадылов, Д. Никитин, А. М. Амур-Санан) пытались противодействовать причислению калмыков в казачество. В идее казачества они видели прежде всего классовый, политический смысл: в ней содержался призыв бороться с русским беднейшим крестьянством в то время, когда требовался союз с ним для борьбы с русскими и калмыцкими богатеями. Однако группе Тундутова удалось склонить большинство на свою сторону.

Работавший в Астраханской земской управе С.-Д. Б. Тюмень в июне вел переговоры с астраханским казачьим управлением о принятии в это войско калмыков. Переговоры со штабом донского казачества вел Д. Д. Тундутов, имевший определенный вес и влияние в его кругах. С этой целью в мае — июне 1917 г. Тундутов неоднократно выезжал в Новочеркасск. Но ни в мае, ни в июне донское и астраханское казачество не решались принять калмыков в свои ряды. Принятие ускоряется корниловским мятежом. Контрреволюция пытается пополнить свои силы за счет «не казачьих» областей. По совету атамана А. Каледина астраханские казаки 29 сентября 1917 г. принимают калмыков в казачество. Организаторы контрреволюции политический смысл этого объединения видели в том, что «терцы, кубанцы, донцы не будут отделены от нас чужою калмыцкою степью, и мы подадим руку уральцам, оренбуржцам».

Хотя в Калмыцкой степи шли выборы земских гласных, ЦИК всецело посвящает свою деятельность проведению в жизнь протащенной им «казачьей идеи». В первой половине октября 1917 г. в поселке Яшкуль ЦИК созывает совещание представителей улусов, на котором одобряется решение астраханского казачьего круга. Совещание предварительно избирает князя Тундутова товарищем атамана астраханского казачьего войска по калмыцкому казачьему войску. Принимается решение вступить в союз казачьих войск юго-востока России и направить Тундутова на казачий съезд во Владикавказ, где в конце октября 1917 г. был оформлен контрреволюционный Юго-Восточный союз.

Большевики боролись за соединение национально-освободительного движения угнетенных народов с борьбой рабочего класса за диктатуру пролетариата, за создание союза русского пролетариата с крестьянством национальных окраин. В то же время буржуазно-помещичьи круги России вели политику национальной розни. Они пытались, опираясь на феодально-буржуазные националистические круги Калмыкии, ставшие после февральской революции во главе Калмыцкого ЦИК, придать национальному движению в калмыцком обществе контрреволюционный характер. Под прикрытием национальных требований буржуазные националисты вели линию на обособление калмыцкого народа от русского пролетариата и безземельного крестьянства, встали на путь сделок с махровыми российскими контрреволюционерами из казачьего Юго-Восточного союза, на путь обмана и предательства интересов своего народа. Этим целям и служил переход в казачество.

Следует отметить особую роль ламаистского духовенства в поддержке перехода в контрреволюционное казачество. Духовенство оказывало большое влияние на повседневную жизнь трудовых слоев калмыцкого народа, всячески укрепляя позиции эксплуататорских слоев общества. К числу крупных скотовладельцев и богачей относились руководители ламаистской церкви, такие, как бакша Органкинского хурула Большедербетовского улуса Шарапов, лама калмыцкого народа Чимид Балданов, бакша хурулов Большедербетовского улуса Замбо Хаглышев, бакша хурулов Манычского улуса Ц. Кормаков и др.

В ходе февральской революции калмыцкое духовенство пошло за зажиточными слоями общества, возглавляемыми нойонами и зайсангами. Группа Тундутова — Тюменя в борьбе за причисление калмыков в казачество опиралась и на духовенство. Особую активность в деле перехода в казачество проявило духовенство западных улусов, особенно Малодербетовского, Манычского, Икицохуровского и Большедербетовского. Значительная часть духовенства враждебно встретила победившую в Петрограде социалистическую революцию и примкнула к руководящей верхушке калмыцких контрреволюционеров.

Трудящиеся массы Калмыкии не принимали казачества, а участвовали в организации земского самоуправления.


< предыдущая > < содержание > < следующая >

Яндекс.Метрика
Сайт управляется системой uCoz