Очерки истории Калмыцкой АССР. Эпоха социализма. Издательство «Наука», Москва, 1970. Глава IV КАЛМЫКИЯ В ПЕРИОД СТРОИТЕЛЬСТВА ФУНДАМЕНТА СОЦИАЛИЗМА В СССР (1926-1932 гг.)2. Социально-экономическая дифференциация крестьянства. Ограничение и вытеснение эксплуататорских элементовСоциальный облик калмыцкой и переселенческой деревни в ходе революции, гражданской войны и в восстановительный период претерпел значительные изменения. Патриархально-феодальный уклад, представляемый до революции в основном бывшими нойонами и зайсангами и в той или иной форме зависимыми от них калмыцкими крестьянами, был значительно подорван. В частности, нойонство как особая социальная группа в ходе гражданской войны почти исчезла. Значительно были ослаблены также экономические и политические позиции калмыцких зайсангов. Так, в ходе гражданской войны были экспроприированы зайсанги, перешедшие на сторону контрреволюции. Вместе с тем вследствие массового разорения крестьянства Калмыкии в ходе гражданской войны увеличился слой деревенских пролетариев и полупролетариев — батраков и бедняков. В первые годы нэпа в Калмыкии значительно вырос и мелкотоварный уклад, представляемый в основном средним и отчасти мелким крестьянством. В эти же годы происходит усиление и частнокапиталистического уклада, подорванного в годы гражданской войны, но оживившего свою деятельность в период нэпа. Этот уклад был представлен в основном русским и калмыцким кулачеством, крупными скотопромышленниками, а также частными предпринимателями на рыболовецких промыслах. Государственно-капиталистический уклад в годы нэпа практически не получил в Калмыкии никакого развития. В период восстановления народного хозяйства вырос и окреп в калмыцкой и переселенческой деревне социалистический уклад, представленный в основном потребительской и сельскохозяйственной кооперацией, первыми производственными объединениями крестьянства и немногочисленными государственными хозяйствами в деревне. Остававшиеся эксплуататорские элементы в восстановительный период стимулировали деятельность кулацкой контрреволюции, пытаясь навязать силой свое влияние, надеясь на реставрацию капитализма. Но к концу восстановительного периода, как уже отмечалось, кулацкий бандитизм в основном был ликвидирован, стабилизировалась политическая обстановка, созданы условия для нарастающего наступления и полного вытеснения из экономики эксплуататорских элементов, усилившихся в начальный период нэпа. К концу восстановительного периода повысился общий экономический уровень жизни населения, хотя и продолжал оставаться весьма значительным слой батрацко-бедняцких хозяйств. Социальная структура скотоводческих хозяйств, в оценке партийно-советских органов Калмыкии, представляла в 1926 г. следующую картину: до 2 голов скота имело 43,65% хозяйств, считавшихся батрацкими; от 3 до 20 голов — 49,72% хозяйств, считавшихся в основном бедняцкими; от 21 до 40 голов — 3,99% хозяйств, которые квалифицировались как середняцкие, свыше 40 голов — 2,64 /о, которые считались кулацкими. Группа хозяйств, имевшая свыше 40 голов, как правило, использовала наемную рабочую силу и составляла эксплуататорское ядро. Хозяйства этой группы в 1926 г. сосредоточивали 35% всего скота. К 1928 г. удельный вес этих хозяйств повысился до 5,39%; до 48% увеличилось и количество скота в хозяйствах этой группы. Скотоводы, не имевшие скота или владевшие 3 и менее головами, как правило, оказывались вынужденными продавать рабочую силу, идти в наем. Хозяйства, имевшие до 21 головы скота, также не всегда могли обеспечить свое самостоятельное существование и нередко вынуждены были искать дополнительные заработки, нанимаясь к более зажиточным крестьянам. Социальная структура земледельческих хозяйств характеризовалась следующими данными: 5,83% были беспосевными, составляя основное ядро батрацкой группы. К ним примыкали хозяйства, имевшие от 1 до 6 гектаров (бедняцкие хозяйства), составлявшие 58,83%. 23,34% хозяйств засевало от 6 до 16 гектаров (середняцкие хозяйства) и 12%—свыше 16 гектаров. Зажиточные хозяйства, как правило, использовали наемную рабочую силу в течение круглого года. В ходе гражданской войны в земледельческой деревне были ликвидированы крупные землевладельцы, зайсангские земельные владения были распределены между безземельными калмыцкими и русскими земледельцами. Однако наличие большой группы мелкокрестьянских хозяйств (64,66%) ставило перед Советской властью задачу оказания им помощи в развитии земледелия, в создании условий для объединения этих крестьян в коллективные хозяйства и последующей ликвидации кулачества как класса. Социалистические преобразования в калмыцкой деревне шли прежде всего по линии ликвидации феодалов, крупных скотопромышленников, создания условий для организации животноводческих колхозов и совхозов. Все эти мероприятия проводились при наличии соответствующих условий социального, экономического и политического характера. Они обеспечивались всесторонней организационной и материальной помощью Советского государства, а также соответствующими преобразованиями в политической надстройке, совершенствованием демократии и административного устройства, укреплением органов Советской власти и очищением ее от чуждых элементов. Все это неуклонно вело к социалистическому преобразованию социальной структуры калмыцкого общества. Среди всех этих важных задач к середине 20-х годов на первое место выдвинулась задача ликвидации бывших калмыцких феодалов (оставшихся нойонов и зайсангов), являвшихся основными носителями докапиталистических отношений в Калмыкии. В 1926 г. партийные и советские органы Калмыкии, опираясь на постановление ЦИК и СНК СССР от 20 марта 1925 г. о выселении бывших помещиков из принадлежавших им ранее имений, предприняли попытку экспроприировать и бывших калмыцких феодалов. Созданная для этой цели специальная комиссия отмечала, что некоторые из них, владея крупными стадами скота, продолжали в силу сложившихся традиций «единолично пользоваться общинными покосами и выпасами». Ходатайствуя перед ВЦИК об их выселении, комиссия отмечала наличие у них большого авторитета и влияния на трудящихся калмыков, которое в некоторых случаях простиралось на личную и семейную жизнь калмыков-простолюдинов. Некоторая часть населения продолжала обращаться за разрешением семейных споров к зайсангу как бывшему владетелю, В докладе комиссии говорилось, что калмыки-кочевники до сего времени группируются около бывших зайсангов, продолжающих их эксплуатировать самыми различными способами. Часть зайсангов, не имея имущества, не трудясь, живет за счет населения своего хотона, паразитируя, таким образом, в течение нескольких лет. Ряд бывших зайсангов, разоренных во время революционных событий, экономически оправился при помощи населения, действуя в большинстве случаев путем скрытого вымогательства. Это была наиболее паразитирующая группа эксплуататоров, как правило, не принимавшая никакого участия в общественном производстве. Однако ЦИК РСФСР рекомендовал Калмыцкую облисполкому не спешить с экспроприацией бывших феодалов и всесторонне подготовиться к проведению этого революционного мероприятия, чтобы не дискредитировать его в глазах трудящихся калмыков поспешными действиями. Поэтому экспроприация бывших феодалов была временно отложена и проводилась осенью 1929 г. Важным мероприятием наступления на эксплуататорские элементы, ограничения роста кулацких хозяйств в условиях Калмыкии было введение в 1928 г. дифференцированной, классово направленной «попасной платы», по которой от платы за выпаса полностью освобождались батрацкие, бедняцкие и середняцкие хозяйства. Хозяйства же кулацко-зажиточные и полуфеодального типа платили прогрессивно нарастающую ставку за каждую голову скота. Еще более важным шагом в этом направлении был принятый 3-й сессией ЦИК СССР в апреле 1928 г. новый закон о едином сельскохозяйственном налоге. Закон полностью освобождал от налогового обложения маломощные крестьянские хозяйства. Сумма единого сельхозналога в Калмыкии была исчислена на 1928/29 г. в 500 тыс. руб. вместо 210 тыс. руб. в 1927/28 г. Однако это резкое увеличение налога не затрагивало и маломощное середняцкое крестьянство. 70,64% всех крестьянских хозяйств области были полностью освобождены от уплаты налога. Зато 267 наиболее крупных хозяйств, составлявших 0,71 % всех хозяйств, должны были выплатить 45% всей суммы сельхозналога, а вместе с кулацкими и зажиточно-середняцкими хозяйствами при их общем удельном весе 6,85% они должны были выплатить 87% всей суммы налога. Эти крутые меры диктовались необходимостью сдержать прогрессировавший до 1928 г. рост кулацких хозяйств и вместе с тем поднять бедняцкие хозяйства до уровня середняков. Бедняцкие слои деревни зачастую находились в экономической кабале у кулака. Причем в калмыцкой деревне эксплуатация носила преимущественно скрытый характер, и борьба с ней представляла большую трудность. В своем выступлении на Краевом съезде союза сельскохозяйственных и лесных рабочих в Саратове в сентябре 1928 г. председатель Калмыцкого отделения союза Церенов рассказывал, что калмыцкие кулаки, используя темноту деревенских пролетариев и пережитки феодально-патриархальных отношений в хотоне и аймаке, сплошь и рядом эксплуатируют их под видом так называемой взаимопомощи. Однако даже в тех случаях, когда работникам Рабземлеса удавалось устанавливать факты скрытой эксплуатации и навязать кулаку договорные условия с батраками, кулак находил немало способов обходить эти условия. Так, в Буруновском хотоне Абганеров-ского аймака Малодербетовского улуса в 1929 г. процветал крупный кулак Д. Бадмаев, имевший 150 голов крупного рогатого скота, 30 лошадей, 10 верблюдов и 650 овец. Юридически Бадмаев «безупречен» — у него два работника, с обоими заключены договора. Фактически же на Бадмаева работает весь хотон, причем занятые на работе однохотонцы этого кулака ни в каких договорах не были зарегистрированы. В том же Малодербетовском улусе в селе Кегульте кулак В. Г. Шевченко нанимал по договору чабана М. Нахаленко. Договорная плата чабана—62 руб., получал же он 20—25 руб., а в договоре отмечалось, что чабан получает плату сполна. В том же селе кулак Бойков вместо положенных по договору 48 руб. платил чабану Манджиеву лишь 15 руб. Оживление колхозного строительства d Калмыкии в конце 1927— начале 1928 г. подрывало позиции кулачества, вызывая его сопротивление. На первом этапе колхозного строительства в Калмыкии кулак боролся с организаторами колхозов и вступающими в колхоз крестьянами преимущественно методами насилия, угроз, шантажа и травли колхозных активистов. Так, в Малодербетовском улусе в 1928 г. батрак-коммунист Л. Мешкелов вместе со своими четырьмя товарищами-батраками, трое из которых тоже коммунисты, организовал полеводческую артель; они построили плотину и оросили объединенное поле. Батрацкая «плантация» зацвела буйными всходами, вызывая восхищение окрестной бедноты. Однако кулаки села Кегульты Забейворота и Кичкин, у которых эти батраки работали до объединения, подкупили людей и ночью разрушили плотину и спустили всю воду. Относительная неразвитость социальных отношений в глухих степных хотонах и аймаках позволяла калмыцкому кулачеству скрывать жестокую эксплуатацию батраков под различными патриархальными покровами, что нередко дезориентировало калмыцкую бедноту. Так, в 1929 г. на съезде сельскохозяйственных рабочих-батраков в Улан-Холе раздавались голоса в защиту «своих» кулаков-однохотонцев, которые якобы оказывают благодеяние калмыцкой бедноте, материально поддерживают ее, дают ей возможность работать, кормить семью и т. д. Одновременно с этим калмыцкие и русские кулаки и скотопромышленники
усиленно искали возможность протащить в местные Советы и земельные органы,
сельские крестьянские комитеты, кредитные товарищества и сельскохозяйственные
кооперативы «своих» людей, чтобы поставить эти органы на службу своим
классовым интересам. В одних случаях они действовали путем прямого подкупа
отдельных классово неустойчивых работников местных органов власти, но
еще. чаще входили в доверие к ним путем добровольных «пожертвований»,
призванных доказать их мнимую лояльность по отношению к Советской власти
и готовность поддерживать ее во всех начинаниях. Так, крупнейшие скотопромышленники
Калмыкии И. Ф. Мисюрин, Карпенковы, Гречухины, Сапельниковы, Полонские
и др., беззастенчиво грабившие трудовое крестьянство, тысячами рублей
«жертвовали» на МОПР, Осоавиахим, на Красную Армию, на строительство Элисты.
Такими маневрами кулачеству иной раз удавалось дезориентировать местные
органы власти, втереться в доверие к ним. Такие завуалированные формы
классовой борьбы таили в себе большую опасность. Немногочисленные представители старой калмыцкой интеллигенции
в основном сохраняли полную лояльность, работали в советских учреждениях.
Передовая ее часть, честно и открыто перешедшая на сторону Советской власти,
вместе с новой, рожденной революцией советской интеллигенцией принимала
активное участие в борьбе за преобразование Калмыкии на новых, социалистических
началах во всех областях экономики, политики и культуры. Коммунистическая партия и Советское правительство в целях мобилизации трудящихся на строительство социализма и создания фундамента социалистической экономики в 1925—1928 гг. провели ряд организационных мероприятий по новому районированию и перестройке работы партийного и советского аппарата. В стране была устранена административная многоступенчатость: волости и уезды были упразднены, введено районное деление. Губернии заменялись областями. В составе РСФСР было организовано несколько краев. Одним из этих мероприятий явилось создание Нижне-Волжского края, утвержденного ВЦИК 26 марта 1928 г. С мая 1928 г. начало функционировать Оргбюро ЦК ВКП(б) по Нижне-Волжскому краю под руководством Б. Шеболдаева. В состав Оргбюро входил также ответственный секретарь Калмыцкого обкома ВКП(б) X. М. Джалыков. В течение весны и лета 1928 г. Оргбюро проделало большую работу по подготовке и проведению учредительной партийной конференции и съезда Советов Нижне-Волжского края. I учредительный съезд Советов состоялся в Саратове 5—8 сентября 1928 г. Делегаты Астраханской, Сталинградской и Саратовской губерний, АССР немцев Поволжья и Калмыцкой автономной области провозгласили создание Нижне-Волжского края. Калмыцкая автономная область, равно как и АССР немцев Поволжья, входила в состав края с сохранением всех своих прежних прав национальной автономной области. Калмыцкая партийная и комсомольская организации, областной исполнительный комитет Советов, профсоюзы к другие органы Калмыкии организационно входили теперь непосредственно в состав соответствующих органов Нижне-Волжского края. В состав пленума крайисполкома вошло 119 членов, в том числе от Калмыкии — X. М. Джалыков, У. Д. Душан, Э.-А. К. Кекеев. Убушаев, Харинов, Доланов, и 38 кандидатов, в том числе X. Кануков, Э. Манджиева, Э. Гаряева, Чурюмова. 8 сентября 1928 г. пленум образовал президиум крайисполкома в составе 21 человека под председательством Хлоплянкина. В состав президиума крайисполкома от Калмыкии вошли У. Д. Душан и Э.-А. К. Кекеев. Представители Калмыкии вошли также в состав ряда отделов крайисполкома, а калмыцкий врач У. Д. Душаи возглавлял краевой отдел здравоохранения. Уже на первом заседании президиума крайисполкома в числе первых слушался вопрос об оказании помощи Калмыцкой области в социалистическом строительстве. Президиум решил направить в Калмыкию группу квалифицированных специалистов для изучения на месте экономического и культурного состояния Калмыкии и оказания ей помощи в разработке первого пятилетнего плана развития народного хозяйства и культуры. На своем втором заседании президиум крайисполкома рассмотрел и утвердил проект внешних границ Калмыцкой области. Этот проект, удовлетворявший интересы и Калмыцкой области, и соседних с нею губерний, положил конец многочисленным земельным спорам и вытекавшим из них недоразумениям между Калмыкией и соседними губерниями. Таким образом, уже в первые месяцы вхождения Калмыкии в состав Нижне-Волжского края стали сказываться положительные результаты этого важного для Калмыкии шага. Создание Нижне-Волжского и других краев РСФСР было связано с поисками лучших организационных форм строительства социализма. Вместе с тем оно способствовало более конкретному руководству пролетариата промышленных областей крестьянством национальных районов. Последующий опыт подтвердил всю своевременность и целесообразность этого мероприятия для ускорения экономического и культурного развития Калмыкии. Большое значение имела также реорганизация внутриобластной административно-территориальной системы Калмыкии, проведенная несколько позднее, в 1930 г., уже в составе края. Неравномерное развитие производительных сил в различных улусах привело к тому, что сохранившееся от старых времен административное деление не соответствовало экономическому тяготению тех или иных групп хотонов и аймаков к тому или иному организующему центру. Улусы были чрезвычайно неоднородны как по размерам территории, так и по численности населения. Рассредоточенность немногочисленных сельсоветов на огромной территории затрудняла влияние местных органов власти на население, усложняла их руководство хозяйственным и культурным строительством в колхозах, совхозах, в полукочевых и особенно кочевых хотонах. Так, если в среднем по Нижне-Волжскому краю при относительно высокой плотности населения на один сельсовет приходилось 1533 жителя, то в среднем по Калмыкии при чрезвычайно низкой плотности населения на один сельсовет приходилось 1770 жителей. Из имевшихся в Калмыкии в 1928 г. 639 оседлых населенных пунктов большинство были мелкими и мельчайшими, всего лишь по нескольку десятков жителей. Пленум облисполкома в январе 1930 г. вынес решение о необходимости нового административно-территориального деления Калмыкии, исходя из принципов организации хозяйственно целостных, экономически однородных единиц. IV объединенный пленум обкома ВКП(б) и областной контрольной комиссии 22—26 января 1930 г. рассмотрел и одобрил проект нового административно-территориального деления Калмыцкой автономной области и подчеркнул «жизненную необходимость и своевременность этого мероприятия, рассчитанного на коренную ломку улусизма и родовизма, препятствующих успешному социалистическому развитию хозяйства и культуры». Согласно этому проекту, Калмыкия вместо прежних девяти улусов была разделена на пять крупных районов: |
||
< предыдущая > < содержание > < следующая > |